Родительское собрание: Сила воли.
методическая разработка (3 класс) по теме

Алексина Оксана Павловна

Не только специалистам, но и любому человеку понятно, что воля, волевые качества являются одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_voli.docx28.7 КБ
Файл презентация801.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сила воли.

Цели:  - дать определение понятия “сила воли “ , которое помогает развивать трудолюбие,любознательность,воспитывать желание учиться;

              - помочь родителям советами  по формированию волевых качеств учащихся.

Оборудование: презентация, фотографии известных людей, выставка книг о великих людях.

Ход собрания:

  1. Высказывания известных людей.

-Ничего не делается само собой,без усилий и воли,без труда.Воля людская,воля одного твердого человека страшно велика.А.И.Герцен.

-Нет на свете такого холма,вершины которого настойчивость в конце концов не достигнет.Ч.Диккенс.

-Каждый из нас  сам вычеркивает цену своей личности;человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.С.Смайлс.

-Величайшая победа-есть победа над самим собой.П.Кальдерон.

-Наша личность-это сад,а наша воля-садовник.В.Шекспир.

2.Творческое коллективное задание.

На доске написано “Достижение цели”.Родители подходят к доске и записывают что необходимо для достижения цели(по одному понятию).

3.Вступительное слово учителя.

Не только специалистам, но и любому человеку понятно, что воля, волевые качества являются одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.

 Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.

Не смотря на все исследования в этой области, большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. Но эти советы не дают конкретных приёмов формирования воли ребёнка. В результате воспитательная работа, направленная на развитие воли, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и т.д. Очевидно, что даже при самых благих намерениях воспитателей, но без понимания психологических основ формирования воли, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка. В силу этого разработка научно обоснованных методов и методик формирования воли, начиная с раннего детства, является чрезвычайно важной.

К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие "воля": воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция. Правда, как правило отнесение того или иного автора к тому или иному направлению становится чисто условным, так как в излагаемой им позиции можно встретить моменты, относящиеся к разным направлениям.

 Развитие волевых качеств закладывается ещё в дошкольном возрасте, и именно в этом возрасте особенно важно их развитие, как своеобразного фундамента, который будет очень важен в развитии волевых качеств в более поздних возрастах.

В истории изучения воли можно выделить несколько этапов, когда ее понимали по-разному.

Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям. То есть считалось, что человек обдумывает свои поступки, а потом, как задумал, так и поступил, даже если в душе и не хотел так поступать.

Второй этап изучения воли связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии. То есть как захотел, так и поступил.

На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

На четвёртом - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

В данное время имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли.

Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать "против воли" - значит сказать "против желания". Желание бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем "силы воли". Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении, усилии представлениями о силе переживания потребности, желания. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие "воля" синонимичным понятию "сила воли". Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно "сила воли" превратилась просто в "волю", и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается прежде всего как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

Но если волевая регуляция и волевое поведение связаны только с преодолением трудностей, то как назвать сознательную регуляцию и сознательное поведение, которые не связаны с обязательными трудностями? Почему тогда эту регуляцию тоже называют волевой, произвольной?

Иными словами, сегодня еще существует путаница в понимании понятий «воля», «сила воли», «волевые качества» и тому подобных.

И.М. Сеченов отмечал, что воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет. Волевой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя.

Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то, и другое.

Понять, насколько волевые качества развиты у ребенка, не слишком несложно. Довольно полную характеристику его волевой активности можно получить, наблюдая за настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества наиболее ярко проявляются в действиях и поступках, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств (методика разработана А. И. Высоцким).

Итак, понаблюдайте за своим ребенком, отмечая приведенные ниже признаки волевых качеств. Чем чаще эти признаки проявляются в жизни ребенка, тем более высоким уровнем развития волевых качеств он обладает.

4. Чтение учителем стихотворения Р. Киплинга “Владей собой “.

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
He забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать c основ.


Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту все, что накопил c трудом,
Bce проиграть и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть o том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: "Иди!"

Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и тверд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

5. Признаки волевых качеств школьников

Признаки дисциплинированности:

  1. сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);
  2. добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);
  3. недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);
  4. соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

  1. выполнение ребенком посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);
  2. умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);
  3. умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;
  4. умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

  1. стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
  2. умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
  3. умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)

Признаки выдержки:

  1. проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);
  2. умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);
  3. умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

  1. соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);
  2. планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки;
  3. умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

  1. быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
  2. выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;
  3. отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
  4. проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

  1. проявление ребенком творчества, выдумки, рационализации;
  2. участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
  3. активная поддержка коллектива детей в реализации намеченных планов;

        стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

6.Притча “Умение подниматься”.

Была у одного народа примета! Тот, кто сорвет белый цветок на горе в канун Нового года, будет счастлив. Гора, на которой расцветал цветок счастья, была заколдована. Она постоянно тряслась, и никто не мог удержаться на ней.

Но каждый Новый год находились смельчаки, которые пытались залезть на гору.

Однажды три друга тоже решили попытать счастья.

Перед тем как идти на гору, зашли друзья к мудрецу – совета спросить:

- Упадешь семь раз – поднимись восьмой раз, – посоветовал им мудрец.

Пошли трое друзей на гору, все с разных сторон.

Через час вернулся первый юноша, весь в синяках.

- Неправ был мудрец,- сказал он.- Я упал семь раз, а когда восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только четверть горы. Тогда я решил вернуться.

Второй юноша пришел через два часа, весь побитый, и сказал:

- Мудрец нас обманул. Я упал семь раз, а когда на восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только треть горы. Тогда я решил вернуться.

Третий юноша пришел через день с белым цветком в руках, и на нем не было ни царапинки.

- Разве ты не падал? – спросили его друзья.

- Падал, может, сто раз падал, а может, и больше. Я не считал, – ответил юноша.

- Почему на тебе нет синяков и ссадин? – удивились друзья.

- Перед тем как идти на гору, я научился падать, – засмеялся юноша.

- Этот человек научился не падать, а подниматься, значит, он достигнет любой цели в жизни! – сказал мудрец, узнав о юноше.

7. Рекомендации по выработке силы воли.

-Надо уметь заставить себя работать.

-Поставить цель и добиваться успеха.

-Удерживать себя от всяких соблазнов.

-Держисвое слово,пообещал-выполни.

Добивайся уважения людей своей ответственностью.

-Представляй себе последствия поступков.

-Учись находить стимул,не хватайся за все сразу,постепенно увеличивай нагрузку,иди от простого к сложному.

-Будь оптимистом.

-Умей вовремя себя остановить,взять в руки.

Выполнила учитель начальных классов

Алексина Оксана Павловна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила : учитель начальных классов МОУ лицея №9 Алексина О.П. 2011 Родительское собрание

Слайд 2

сила воли

Слайд 3

-Ничего не делается само собой,без усилий и воли,без труда.Воля людская,воля одного твердого человека страшно велика.А.И.Герцен . -Нет на свете такого холма,вершины которого настойчивость в конце концов не достигнет.Ч.Диккенс . -Каждый из нас сам вычеркивает цену своей личности;человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.С.Смайлс . -Величайшая победа-есть победа над самим собой.П.Кальдерон . -Наша личность-это сад,а наша воля- садовник.В.Шекспир .

Слайд 4

. Признаки волевых качеств школьников Признаки дисциплинированности: • сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.); • добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.); • недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.); • соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.

Слайд 5

Признаки самостоятельности: выполнение ребенком посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.); умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.); умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав; умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Слайд 6

Признаки настойчивости: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)

Слайд 7

Признаки выдержки: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.); умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.); умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Слайд 8

Признаки организованности: соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.); планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Слайд 9

Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Слайд 10

Признаки инициативности: проявление ребенком творчества, выдумки, рационализации; участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других; активная поддержка коллектива детей в реализации намеченных планов; • стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

Слайд 11

. Рекомендации по выработке силы воли. -Надо уметь заставить себя работать. -Поставить цель и добиваться успеха. -Удерживать себя от всяких соблазнов. - Держисвое слово,пообещал -выполни. Добивайся уважения людей своей ответственностью. -Представляй себе последствия поступков. -Учись находить стимул,не хватайся за все сразу,постепенно увеличивай нагрузку,иди от простого к сложному. -Будь оптимистом. -Умей вовремя себя остановить,взять в руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Воспитываем силу воли""

Вы, наверно, слышали иногда от своих детей «Не умею…», «Не знаю как…» Это не страшно, если это Вы слышите редко. Но если постоянно… То тогда нужно задуматься над вопросом, а не безвольным и безответст...

Родительское собрание "Воля и труд человека дивные дивы творят"

Цель данного собрания привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с формами трудового участия ребенка в жизни семьи....

СИЛА ВОЛИ.

Родителям на пользу!!!...

на тему: «Сила воли. Что значит быть волевым человеком?»

На занятии учитель знакомит  детей с понятием «Воля», с волевыми качествами личности....

как развить силу воли?

Развитие силы воли – залог успеха в любом начинании. Если вы хотите не только попробовать что-то изменить в своей жизни, но и закрепить изменения, превратив их в привычку, вам нужна сила воли. Ст...

развитие силы воли и родительские требования

о  родительских требованиях и как они влияют на развитие воли детей...

воля и труд человека дивные дивы творят - родительское собрание в 3 классе

Что знает ваш ребенок о труде? Есть ли в списке его положительных качеств такое, как трудолюбие? Уважает ли он труд других людей? Все эти вопросы нужно обсуждать с родителями на собрании. В педаг...