Советы для родителей
методическая разработка по теме

Советы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_dlya_roditeley.doc169 КБ

Предварительный просмотр:








Советы для родителей


     

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК СЛИШКОМ МНОГО СМОТРИТ ТЕЛЕВИЗОР

Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не отбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь ребенку осмыслить то, что он смотрит. Такие дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и их игры становятся агрессивными, шумными и опасными.

Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из содержания, совершенно не соответствует действительности.

Как предотвратить проблему

  1. Посмотрите сами те передачи, которые смотрят ваши дети, чтобы понять, кто из них главные герои, и что их делает такими привлекательными для детей.
  2. Замените время просмотра наиболее неподходящее, на ваш взгляд, телепередач на время вашей совместной прогулки, игры с ребенком, чтения. Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, где ему могут пригодится эти знания.

21

Введение

Общение с родителями – неотъемлемая сторона педагогической  деятельности. Оно заключается не только в том, что родители вверяют своего ребенка детскому саду и надеются, что  там их ребенок  получит необходимое воспитание. Но суть процесса заключается в его неразрывности, то есть нельзя представить, что воспитание началось в каком то детском учреждении и закончилось, когда это учреждение оставлено.      

        В процессе воспитания участвуют и родители, и педагоги, и вся окружающая жизнь. А если процесс воспитания целенаправлен, то важно чтобы его участники были единомышленниками. Это и вызывает необходимость педагогической информации, адресованной родителям.

         Главная задача в общении с родителями – это уйти от назидательства, от жалоб на ребенка, привлечь внимание родителей к теме разговора, но так, чтобы он почувствовал себя участником, собеседником, а не адресатом для нареканий. Разбудить в родителях интерес, заставить их удивиться, даже открыть для себя с новой стороны, казалось бы, знакомого до самой незаметной родинки, своего ребенка. Это значит, сделать общение неформальным.

2

3

ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ

ДРУЗЬЯ РЕБЕНКА

    Прежде чем начать действовать, попробуйте сказать самому себе, что вам нравится. Возможно, дело не в личных качествах этих детей, а вашем предубеждении против их родителей, окружения и т.п.

    Если проблема не в этом, понаблюдайте, в какие игры играют вместе дети, как складываются между ними отношения. Попробуйте понять, что привлекает вашего ребенка в его приятелях. Вполне возможно, он находит в них компенсацию своим трудностям. Например, вы слишком сильно опекаете и регламентируете жизнь вашего ребенка, он чувствует свою несвободу, а его приятель, наоборот, демонстрирует полную самостоятельность и самоинициативность.

    В этом случае проблема не в друзьях ребенка, а в вашем стиле отношений со своим малышом.

Как предотвратить проблему

  1. Постарайтесь своевременно рассказать своему ребенку, какие черты личности людей, какие игры вы считаете достойными.
  2. Не забывайте говорить ему о лучших сторонах его друзей.
  3. Приглашайте в гости детей еще до того, как ребенок будет иметь возможность знакомится и заводить друзей самостоятельно.
  4. Пожалуйста, сдерживайте свои эмоции, если ваше отношение к друзьям ребенка определено какими-то взрослыми мотивами.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Даже если вы твердо уверены, что дело в «невоспитанности» друзей, не устраивайте жестких запретов на эту дружбу, - она может «уйти в подполье». Будет лучше, если вы неназойливо и спокойно обратите внимание своего ребенка на хорошие качества этих ребят, а вслед за этим, выскажите свое твердое мнение об отрицательных. Здесь нельзя обойтись без примеров, именно поэтому следует сначала понаблюдать за детьми, тогда ваши высказывания будут иметь обоснованный вид.

ЕСЛИ В СЕМЬЕ ПОЯВИЛСЯ ЕЩЕ ОДИН РЕБЕНОК

Появление нового ребенка в семье знаменует собой большие перемены – независимо от того, родился ли этот ребенок у родителей, будет ли он ребенком нового папы или мамы, или его усыновят.

Как предотвратить проблему

  1. Рассказывайте детям о том, откуда берутся и как появляются на свет дети. На этот счет существует много детских книг, которые помогут сделать это простым и естественным образом.
  2. Поговорите с детьми о том, что семьи создаются, в том числе и об объединении семей, усыновлении.
  3. Разъясните, где и как развивается ребенок.
  4. Разъясните, что прежде чем младенец вырастет должно пройти много времени. Объясните, что за маленькими детьми нужно много ухаживать, поэтому взрослые гораздо больше заняты маленьким.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Как можно больше привлекайте ребенка к приготовлениям к рождению малыша, тогда он будет чувствовать себя важным и нужным.
  2. В течение дня выделите время, посвященное только старшему ребенку.
  3. Дайте ребенку возможность рассказывать близким родственникам о том, как развивается малыш, чему уже учился, чему его «научил» он, старший.
  4. Примите как должное ревность, и даже ненависть, которые могут возникнуть у старшего. Учтите, что многие дети, после того, как малыш родился, хотят «сдать его обратно». Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции – рисовать, мять тесто, играть с куклами, играть с песком и водой, помогите усвоить такие речевые обороты: «Не могла бы ты уделить внимание, когда маленький заснет?», «Ты не можешь погулять со мной, когда с маленьким сидит папа?».

19

АКТИВНЫЕ ДЕТИ

Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было «чинным и благонравственным». В то время, для ребенка движение – это и признак, и средство развития и роста, т.е. естественная потребность.

В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, поэтому, что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему это можно сделать только поняв, действительно ли это проблема, а не естественная потребность ребенка в движении, а также, выяснив ее причины.

Как предотвратить проблему

  1. Важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению.
  2. Информируйте детей заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Примерно через час вернемся, и будем обедать. Надевай сапожки, куртку и пойдем».
  3. По возможности, придерживайтесь режима дня – сон, еда, прогулка, в одно и тоже время.
  4. Научитесь видеть положительные стороны в активности ребенка: он быстро включается в действие, быстро выполняет работу.
  5. Не предлагайте ребенку занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Слишком энергичному ребенку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер.
  2. Чтобы помочь активному ребенку сосредоточиться, возьмите его на колени, или придерживайте его рукой за плечи, двумя руками за предплечья.
  3. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
  4. Поручайте ему дела, в которых нужно проявление его активности – собрать всех к столу, принести необходимый предмет.    

4

ЕСЛИ РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ

Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбужденность, гнев. Иногда ребенку не хватает слов и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие и ребенок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.

Как предотвратить проблему

  1. Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит: «Дай, дай». Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой». «Катя скажет: «Нет, нет». Это значит, Катя не хочет кушать».
  2. Если ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоится – подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.
  3. Позаботьтесь, чтобы у ребенка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили и то, взрослый сердится. Поэтому  такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили и достаточно резко скажите «кусаке»: «Это же больно!». Лицо ваше должно быть строгим, чтобы ребенок видел, что вы его не одобряете.
  2. Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, в чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте его поймать в тот момент, когда он еще только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно».
  3. Если ребенок готов кусаться от отчаянья – у него отняли игрушку, оставите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: «Дай».
  4. Если ребенок кусается в какое-то определенное время – перед сном, обедом, - подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом ему кусок моркови, кочерыжки.

5

ЕСЛИ РЕБЕНОК

ДРАЗНИТСЯ И РУГАЕТСЯ

Эта проблема представляет определенную сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это обращать слишком много внимания, то дети ругаться еще больше.

Не стоит считать, что все плохое дети получают в детском саду. В реальности все без исключения дети уже когда-то и где-то слышали эти слова раньше,  просто сейчас они вошли в тот возраст, когда им интересно испытать их эффект на своем опыте. Как правило, есть два типичных периода, когда дети ругаются: от 2,5 до 3,5 лет и от 4 до 5 лет.

Как предотвратить проблему

  1. Поговорите с ребенком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить свои отрицательные эмоции. Например: мне не нравиться, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и. т.д.
  2. Когда ребенок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чувствуешь».

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Сначала нужно разобраться, почему он говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость – ребенок видит, что родители поступают именно так.
  2. Если ребенок ищет внимание  власти – полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди, дети пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же». Не проявляйте никакого волнения или гнева, так как ребенок именно этого добивается. Несколько минут спустя спокойно поговорите с ребенком о недопустимости использования этих слов.
  3. Если ребенок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.  

18

ЕСЛИ РЕБЕНОК СОСЕТ ПАЛЕЦ

Для детей меньше четырех лет это не является тревожным симптомом, и на него просто не нужно обращать много внимания. Для более старших это считают проблемой, так как значительно увеличивается риск зубных аномалий. Если ребенок, который сосет палец, страдает еще какими-то эмоциональными расстройствами, оставьте в покое палец и займитесь, в первую очередь, другими проблемами.

Как предотвратить проблему

  1. По возможности охраняйте ребенка от стрессовых состояний, вызывающих потребность в успокоении.
  2. Если ребенок подвергается стрессу, выражайте максимум внимания его переживаниям и чувствам, помогите проговорить словами то, что он чувствует, переживает, что его пугает, беспокоит.
  3. Предоставьте побольше возможности для творческих работ – рисования, лепки, игры.
  4. Предложите нарисовать то, что его беспокоит.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Все привычки, которые действуют на ребенка успокоительно, искоренить очень трудно. Важно иметь терпение и быть спокойно-последовательным.
  2. Когда ребенок начнет сосать палец, займите его чем-то другим таким же «успокоительным» - предложите взять в руки большую мягкую игрушку, полежать на мягкой подушке, полистать книжку.
  3. Когда вы видите, что ребенку некоторое время удается не сосать палец, тихонько скажите ему: «Ты можешь по-настоящему гордиться собой потому, что можешь так долго держать палец подальше ото рта».
  4. Так как привычки – это чаще всего неосознанные действия, ребенок может даже не заметить, когда он взял палец в рот. Чтобы не смущать ребенка перед другими детьми замечаниями, договоритесь о каком-то условном знаке, который вы ему подадите, если увидите у него во рту палец.

7

ЕСЛИ РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин – мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.

Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

Многие дети еще не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и действуют импульсивно, не в состоянии понимать все возможные последствия своих действий.

Можно и нужно научить детей действовать в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно – уйти от драки.

Как предотвратить проблему

  1. Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.
  2. Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выплеска энергии – не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т.п.
  3. Сделайте дома подобие боксерской груши.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас у нас время спокойно играть/собираться на прогулку, готовиться к обеду, а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».
  2. Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы – не ставить подножку, не бить ногами.
  3. Если ребенок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может быть дальше?»
  4. Помогите ребенку осознать свое поведение. Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что ты хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

16

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО ЕСТ

Время еды должно быть временем отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее, дети, часто именно во время еды, втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.

Как предотвратить проблему

  1. Вы – пример поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ребенком, и то же, что и он.
  2. Ребенку следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять есть насильно.
  3. Предложите: «Пожалуйста, съешь по маленькому кусочку каждого блюда, иначе это будет невежливо».
  4. Ребенок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на ребенка не давить, то рано или поздно он начнет есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению у всех здорового отношения к ней.
  5. За едой вовлекайте ребенка в спокойный разговор.
  6. Почаще что-нибудь готовьте вместе.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

       Если ребенок слишком быстро заглатывает пищу:

  1. Объясните ребенку, что пищу нужно прожевывать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожеванной пищи побольше полезных веществ, а это поможет ему расти высоким, красивым и сильным.

Если ребенок ест слишком вяло:

  1. Накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя ее. Объясните ему, что с маленькой порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию.

Если ребенок разборчив к еде:

  1. Для начала начните давать ребенку новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благоприятный тон, продемонстрируйте свое отношение к этой еде.

17

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК

Около пяти процентов детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальностей, рождаются одаренными или талантливыми. Если не создать специальных условий для них, то, не реализуясь, способности могут найти выход в плохом поведении.

Одаренный ребенок обладает одним или несколькими качествами:

  1. обладает хорошей памятью, особенно долговременной;
  2. владеет хорошим словарным запасов;
  3. может сосредоточиться на долгое время;
  4. легко усваивает информацию;
  5. очень наблюдателен и любознателен;
  6.  устойчиво проявляет интерес к широкому кругу вопросов;
  7. рано проявляет способность сопереживать другим;
  8. любит книги;
  9. проявляет большую энергичность;
  10. часто стремиться в своих делах достичь совершенства;
  11. предпочитает играть с детьми более старшего возраста;
  12. настойчив;
  13. обладает развитым чувством юмора;
  14. использует привычные предметы нетрадиционным способом;
  15. проявляет задатки лидера и владеет социальными навыками.

Как удовлетворить их потребности

  1. Предоставляйте ребенку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность.
  2. В открытом доступе у него всегда должны быть самые разнообразные материалы.
  3. Если, руководствуясь своим интересом, ребенок чем-то увлеченно занимается, не останавливайте его, дайте ему возможность выполнить план.
  4. Продвигайте его успехи, предлагая новые материалы, книги.
  5. Получив какой-либо ответ, просите объяснить, как ребенок пришел к такому выводу, решению.

Если ребенок начинает плохо себя вести

  1. Скучно, он дурачится – предложите ему более сложные задания.
  2. Изобретает свои действия, полностью противоречащие принятым – дайте ему возможность действовать так, как он хочет, это не угрожает безопасности.
  3. Злится, если его прерывают – выделяйте больше времени для его самостоятельной работы.
  4. Ненавидит получать указания – дайте возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и решать, как и когда делать те или иные дела.

6

РАССЕЯННЫЕ ДЕТИ

В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему справиться с проблемой можно только выяснив ее причины. Возможно, у ребенка нарушен слух, и он просто не слышит ваше задание, или он плохо видит и не может различить на расстоянии то, о чем вы спрашиваете. В конце концов, ребенок может задуматься, мечтать и фантазировать.

Как предотвратить проблему

  1. Проверьте у врача – специалиста слух, зрение ребенка.
  2. Попросите ребенка рассказать или нарисовать то, о чем он так долго раздумывал (возможно, у него огромный внутренний мир, и это совершенно другая сторона дела).
  3. Постарайтесь, чтобы детская комната не выглядела слишком отвлекающе.
  4. Терпеливо повторяйте задание несколько раз, постепенно увеличивая объем информации, который вы даете. Например, сначала: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками». Затем: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками, найди ее и принеси мне черные нитки».

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Чаще занимайтесь с ребенком один на один, так ему легче будет сосредоточиться.
  2. Для того чтобы ребенка ничего не отвлекало, когда он работает за столом, ставьте на стол невысокую картонную ширму.
  3. Давайте ребенку знать, что его поведение улучшается: «Ты уже смог так надолго сосредоточится, что собрал всю головоломку. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
  4. Не перегружайте ребенка заданиями, требующими максимального сосредоточения, чтобы не получить обратного эффекта – чувства сопротивления, скуки, отторжения.
  5. Обучайте необходимым навыкам в тот момент и на том содержании, когда ребенок заинтересован. Например, когда ребенок купается в ванной, посчитайте вместе с ним, сколько там флакончиков, какой из них самый высокий, в какой поместится больше воды и т.п.  

15

ЕСЛИ РЕБЕНОК

ВСЕ ВРЕМЯ ЛЬНЕТ К ВАМ

Если ребенок не отходит ни на шаг, льнет к вам, цепляется за вас, это может быть показателем нервного напряжения, которое он испытывает. Такое поведение бывает достаточно типичным, если ребенок только пошел в детский сад или болел, если в доме появился малыш или не удовлетворены какие-либо его насущные, оправданные потребности. Например, в общении, игре, движении, сне.

 Как предотвратить проблемы

  1. Предлагайте ребенку побольше увлекательных активных практических занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы действовать так, как он считает нужным.
  2. Снимите чувство неуверенности и тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу, ты снимаешь колечки и пирамидки», «Ты решил покачать куклу».
  3. Старайтесь удовлетворить потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребенок хочет грызть что-нибудь, поставьте на видном месте мисочку с кусочками моркови, капусты, репы.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Если вы знаете, что ребенок переживает сложный период, связанный с семейными обстоятельствами, то какое-то время уделяйте ему дополнительное внимание.
  2. Введите ограничитель вашего прямого контакта, например, поставьте таймер и скажите: «Через две минуты я займусь своими делам, а ты выберешь себе игру».
  3. Не отталкивайте и не тяните его, это еще сильнее усугубит ощущение незащищенности. Поддержите его, похвалите, когда он будет играть на расстоянии: «Умница, играй с куклами. Я буду рядом гладить белье».
  4. Пригласите в гости друзей или сверстников ребенка, предложите им разные игры и игрушки. Попросите ребенка научить друзей играть в его любимую игру.
  5.  Обеспечьте ребенка обязанностями по дому: убирать со стола, подметать, наливать воду в кошкину мисочку.

8

ЕСЛИ РЕБЕНОК СЛИШКОМ МНОГО КАПРИЗНИЧАЕТ И ПЛАЧЕТ

Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых и приводит к тому, что ребенка начинают дразнить сверстники.

Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения.

Как предотвратить проблемы

  1. Убедитесь в том, что ребенок здоров, в том, что никто не пугает, не обижает его исподтишка.
  2. Предлагайте ребенку подольше увлекательных активных практиче-ских занятий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы он мог решать и действовать так, как считает нужным.
  3. Снимите чувство незащищенности и неуверенности тем, что из разных концов комнаты говорите с ним: «Я вижу, как ты рисуешь», «Ты решила прибрать в кукольной комнате».
  4. Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребенка: у него должно быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользовании игрушки. Если ребенок испытывает потребность постоянно грызть что-нибудь, поставьте на видном месте мисочку с кусочками моркови, капусты, свеклы, репы.
  5. Не ограничивайте рисование, просите объяснить рисунки.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Если капризничает ребенок трех лет и старше, не реагируйте на его слезы, но скажите: «Скажи мне, в чем дело и я буду знать, как тебе помочь».
  2. Когда ребенок успокоен, скажите ему: «Как приятно видеть, играть, разговаривать с тобой, когда ты не плачешь».
  3. Если ребенок начинает говорить капризным тоном, прервите его и скажите: «Говори нормально, чтобы я могла понять, в чем дело».
  4. Скажите ребенку, что он может поплакать, сколько хочется, но только в таком месте, где никому не будет мешать.
  5. Понаблюдайте за ребенком, убедитесь, что его поведение не связано с определенным временем дня или определенными людьми.
  6. Например, ребенок может плакать перед сном, обедом. В таком случае проявите гибкость и измените время сна и еды.

9

ЗЛОСТЬ И ЖЕСТОКОСТЬ

Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимание на боль и страдание других людей.

Дети, которые часто проявляют злость и жестокость могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми. Или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.

Как предотвратить проблемы

  1. Проявлять к ребенку эмпатию, дать понять, что он хороший, достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не одобряете.
  2. Признайте гнев, ярость ребенка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был зол». Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делает…, ты скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого». «Я понимаю, что ты не любишь пауков. Я тоже их не люблю и даже боюсь, но убивать их нельзя, лучше отойти в сторону, пусть скорее убегают к своим деткам».

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставьте ребенка в полной мере осознать, к каким результатам привело его поведение. «Когда ты выгнал Андрея из игры, он очень обиделся, ему было больно от несправедливости».
  2. Поймите, что ребенок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счет того, что обижает других. Помогите этому ребенку увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими: «Каждый человек очень важен. Вот ты умеешь рисовать и так любишь делать это, что все дети просят тебя помочь».
  3. Не скупитесь на ласку, когда ребенок проявит хорошие чувства по отношению к другим.
  4. Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость и насилие, постоять за себя: «Я буду играть с тем, с кем хочу», «Никто не имеет права делать мне больно».

14

СТЕСНИТЕЛЬНЫЕ И ЗАМКНУТЫЕ

Эта черта характера может сохранятся у человека всю жизнь и люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления – низкая самооценка. Ребенку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.

Как предотвратить проблемы

  1. Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым.
  2. Бережно относитесь к идеям и высказываниям ребенка, даже если они очень робкие.
  3. Как можно чаще проговаривайте для ребенка его положительные, сильные черты, с тем, чтобы у него все же формировался положительный образ себя.
  4. Поддерживайте и поощряйте инициативы ребенка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.

 Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Вмешиваться стоит только тогда, когда видите, что стеснительность приводит к серьезным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.
  2. Не «давите» на ребенка, не подчеркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.
  3. Начните вместе с ребенком играть или выполнять какое-либо задание, а затем предложите другим  детям присоединиться к вам. Когда дети разыграются, тихо удалитесь.
  4. Обязательно научите ребенка нужным словам – как предложить другому ребенку играть вместе.
  5. Каждый раз, когда стеснительный ребенок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что играешь вместе со всеми».
  6. Ограничьте время, которое ребенок может проводить в уединении, скажите, что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.
  7. Не ждите скорых перемен.

13

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧАСТО ОБМАНЫВАЕТ

Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они это делают потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь друг другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят.

Вместо этого, взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти свое лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это насчет поведения, типичного для маленького ребенка.

Иногда можно принять за ложь фантазии ребенка. К обману фантазии никакого отношения не имеют.

Как предотвратить проблему

  1. При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазии реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмэна интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм».
  2. Постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?», «лучше спросите: «Когда вы поссорились, что произошло?».
  3. У ребенка должно развиваться собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будем твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Если ребенок врет прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте.
  2. Если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите ему: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», - давая ему понять, что отличаете ложь от правды.
  3. Никогда не расспрашивайте у ребенка, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.
  4. Упорное вранье – сигнал того, что ребенок сильно неуверен в себе – он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих.
  5. Если обман связан с отрицанием совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, как нужно сделать».  

10

 ЕСЛИ У РЕБЕНКА НЕТ ДРУЗЕЙ

Каждому человеку нужны друзья.

Друзья для маленького ребенка – это возможность вместе познавать окружающий мир – мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке.

Отношения могут не складываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других.

Как предотвратить проблему

Помогите ребенку почувствовать себя уверенным: говорите ему о том, что у него получается хорошо, какие его качества привлекательны для окружающих.

  1. Расскажите, как вы приобретали друзей в детстве, в какие игры играли вместе с другими.
  2. Подскажите, какие слова можно сказать, чтобы привлечь внимание другого ребенка. Как реагировать на отказ.
  3. Во время прогулок во дворе и сквере побуждайте ребенка подходить к играющим детям, заводить знакомых друзей.
  4. Приглашайте сверстников ребенка в гости, обязательно придумывая какое-либо занимательное дело, например, совместную настольную игру.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Не утешайте себя мыслью, что ваш ребенок более развит, более серьезен, чем его сверстники, и ему просто неинтересно и не нужно общение с детьми. Не думайте, что общение с вами, даже очень занимательное, способно полностью заменить детское общество.
  2. Оглянитесь вокруг, подумайте, кого из детей ваших соседей, друзей и знакомых могут заинтересовать те знания и умения, которыми располагает ваш ребенок, кому могут показаться привлекательными ваши домашние игры. Договоритесь с родителями этих детей и визите к вам. Помогите детям познакомиться, начат разговор или игру.
  3. Примите участие в игре, постарайтесь быть естественными и непринужденными. Если чувствуете, что контакт между детьми установлен, оставьте их.
  4. Возможно, ребенок, долгое время изолированный от общества сверстников, поведет себя несколько необычным образом. Постарайтесь быть понимающим и снисходительным. Обязательно поговорите с ребенком о его чувствах после визита.  

12

В данной брошюре обращается внимание на то, как предпочтительнее поступать, когда возникают затруднения в отношениях с детьми. Брошюра рекомендована для использования в работе с родителями.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение                                                                    2
  2. Истерики                                                           3
  3. Активные дети                                                      4
  4. Если ребенок кусается                                        5      
  5. Одарённый ребенок                                                6
  6. Если ребенок сосет палец                                        7
  7. Если ребёнок все время льнет к вам                                 8
  8. Если ребенок слишком часто капризничает и плачет        9
  9. Если ребенок часто обманывает                                  10
  10. Если дети балуются                                                          11
  11. Если у ребенка нет друзей                                               12
  12. Стеснительные и замкнутые                                           13
  13. Злость и жестокость                                                         14
  14. Рассеянные дети                                                         15
  15. Если ребенок дерется                                                       16
  16. Если ребенок плохо ест                                         17
  17. Если ребенок дразнится и ругается                         18
  18. Если в семье появился еще один ребенок                     19
  19. Если вам не нравятся друзья ребенка                            20
  20. Если ребенок слишком много смотрит телевизор        21

22

                                                                                                                                                                               

 

      ИСТЕРИКИ

Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не

хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Неудовлетворенность от

непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок

дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики, и ко-

торый не страдает задержками языкового и умственного развития, воз-

можно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть

множество – слишком высокие или слишком низкие требования взрос-

лых, пренебрежение к его потребностям или жестокие наказания, раздор  в семье, физическое недомогание, связанное с сильными боля-ми, чрезмерная избалованность или  нехватка социальных навыков.  

 

Как предотвратить проблему

  1. Постарайтесь своевременно рассказать своему ребенку, какие
  2. черты личности людей, какие игры вы считаете достойными.
  3. Не забывайте говорить ему о лучших сторонах его друзей.
  4. Приглашайте в гости детей до того, как ребенок будет иметь воз-можность знакомиться и заводить друзей самостоятельно.
  5. Пожалуйста, сдерживайте свои эмоции, если ваше отношение к друзьям ребенка определенно какими-то взрослыми мотивами.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Даже если твердо уверены, что все дело в «невоспитанности» дру-зей, не устраивайте жестких запретов на эту дружбу, - она может «уйти в подполье». Будет лучше, если вы неназойливо и спокойно обратите внимание своего ребенка на хорошие качества этих ребят, а вслед за этим, выскажите свое твердое мнение об отрицательных. Здесь нельзя обойтись без примеров, именно поэтому следует сначала понаблюдать за детьми, тогда ваши высказывания будут иметь обоснованный вид.

  Этот тип поведения довольно распространен среди младших, особенно

среди четырехлетних. Если дети дурачатся слишком часто или в непод-

ходящее время, то это может вызвать серьезные проблемы.

           

 Как предотвратить проблему

  1. Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей чувств и эмоций.
  2. Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и присмотром), т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.

Как справиться с проблемой,

если она уже есть

  1. Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы проблема осталась в пределах безопасности. Помните, что цель такого поведения – добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерики внимание (неваж-но, позитивное или негативное) вы способствуете тому, чтобы та-кие вещи происходили чаще.
  2. Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружа-ющих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердиться, и это нормально. Но совсем не нормально, когда этот человек начинает мешать всем остальным. Когда ты почувст-вуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».
  3. Попросите, чтобы вместе с вами за ребенком понаблюдали более опытные люди, - возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.
  4. Обсудите возможные причины такого поведения с другими члена-ми семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

                       

11

ЕСЛИ ДЕТИ БАЛУЮТСЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей первоклассников.

Советы для родителей первоклассников....

Советы педагога родителям первоклассников.

О чём же необходимо помнить родителям? Особенности адаптации детей к школе. Режим дня первоклассника...

Советы для родителей

Чего делать нельзя...

Дефектолог советует. Рекомендации родителям. Сборник статей и памяток для родителей учащихся начальной школы

Пособие предназначено для родителей учащихся начальной школы. Авторы статей раскрывают причины некоторых школьных трудностей и способы их преодоления. В брошюру вошли рекомендации психологов, логопеда...

«Советы для родителей будущих первоклассников и младших школьников». Курс консультаций для родителей.

В данном материале даны рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога для родителей будущих первоклассников и младших школьников....

Как помочь ребёнку (Памятки и советы для родителей) Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.

Советы для родителей по организации режима дня, обучения детей, повышению уровня школьной мотивации....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА"...