"Активные формы работы с родителями"
статья по теме

Выступление из опыта работы. Презентация к выступлению размещена на сайте школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».  

Тема моей работы по самообразованию «Активные формы работы с родителями».                                               1 слайд

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Задача очень непростая.

Работая с родителями, классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью» и  интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребёнка, - это обязательное условие укрепления  связей, условие понимания самих родителей. Вхождение классного руководителя  в семью позволяет родителям увидеть в наставнике своего ребёнка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое.

Учитель, прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в училище или  университете, получает профессиональные навыки. А ведь  искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание- потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо;  сам  не пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?
Такого можно избежать, если родители увидят  перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, который любит их детей, такими, какие они есть, готового  сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

На желание родителей бывать в школе и помогать учителю влияют многие факторы: вешний вид учителя и детей, оформление класса, стиль общения детей с педагогом и родителями.

Недопустимыми для педагога во взаимоотношениях должны быть:

Обида на непонимание

Непререкаемый тон

Стремление уличить, а не убедить раскрытие всех, по мнению учителя, негативных качеств ребенка

Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны. Поэтому в сентябре месяце на первом классном собрании совместно с родителями составляется план-сетка мероприятий, по разным направлениям, работа по ним строится исходя из возможностей класса.

Цель и задачи, которые мы поставили на этот учебный год, вы видите на слайде, но мне кажется, что они прошли белой нитью через всё обучение в школе.                                                                            2слайд,             3слайд

Хотя школа и является инициатором, здесь немаловажную роль играет характер отношения родителей к школе. Родители могут быть доброжелательны, нейтральны или неприязненны в своем отношении к школе и, несмотря на это, очень важно наладить с ними эффективное общение. Общение создаст благоприятную атмосферу, на фоне которой классному руководителю легче строить взаимоотношения с учениками.

Каковы же элементы конструктивного общения педагогов с родителями?

  1. Любой разговор важно начать с выражения позитивного отношения к ученику (группе детей или классу в целом). Этот элемент позволяет установить взаимное расположение родителей и педагога.
  2. Выражать недовольство, негодование, возмущение и прочие чувства в форме беспокойства (с акцентом на том, что «мы оба уважаем и ценим ребенка, а значит, заинтересованы в решении его проблем»). Таким образом, устанавливается атмосфера спокойной заинтересованности, открытости, общей озабоченности в решении проблемы. Родители при этом склонны менее болезненно воспринимать негативные сообщения о своем ребенке.
  3. Выявление и анализ причин, приведших к негативным проявлениям (варианты высказывают и учитель, и родители).
  4. Совместный выбор наиболее эффективных мер воспитательного воздействия с позиций педагога и родителя.
  5. Выработка единого стиля, единой тактики действия, общих критериев оценки поступков.
  6. Соблюдение этих элементов общения поможет сделать взаимодействие педагогов с родителями более продуктивным. Для устойчивости эффекта важно строить сотрудничество, которое основано на уважении, такте, терпении и которое вызывает доверие.                                                                
        Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.

    Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить воспитательные усилия родителей.

    Сейчас я пройдусь по тем мероприятиям, которые проводились в течение 4 лет.   На 4 слайде,  представлены формы работы с родителями.

По возможности и необходимости на некоторые  родительские собрания приглашались учителя предметники, социальный педагог, администрация школы. Учителя-предметники знакомили родителей с особенностями учебных предметов, с целями и задачами,  своими требованиями. Такие выступления позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и недопониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в нашей школе.

5слайд На собрание ««Гиперактивный ребёнок  - кто это?» (21 января 2010 года), был приглашён врач-невролог Лапина Евгения Ивановна, которая рассказала, кто такие гиперактивные дети; откуда они берутся, ведь многие родители очень часто задаются вопросом «В кого их ребёнок такой неуправляемый? Кто в этом виноват?»; так же нам помогла разобраться, чем просто активный ребёнок отличается от гиперактивного; и дала ответ, наверное, на самый главный вопрос «Нужно ли лечить гиперактивных детей?» и если этим не заниматься, то к чему это приведёт.

6слайд По концу 2 класса было проведено род. собрание, на котором присутствовали учителя школы, администрация, родители и дети. На этом собрании были подведены итоги по учёбе, отмечены активные родители класса.  

        На собрании «Материнские берегини» 7слайд, родители говорили о роли матери и отца в семье. Собрание прошло в тёплой, дружеской атмосфере. Мне кажется, такие собрания сплачивают родительский коллектив, их нужно проводить хотя бы раз в  год.

Проводились внеклассные мероприятия, объединяющие родителей и детей. В классе проводились такие традиционные праздники с участием родителей, как "Поклон хлебу» 8слайд,  «Петровская Ассамблея» 9слайд,  «День Матери» 10слайд, который проходил на базе Детской библиотеки. Начиная с первого класса с участием родителей проводятся Дни именинника  11 -12 слайд, дети очень довольны, когда видят своих родителей в необычных образах, и наверное, поэтому все дети в классе любят театрализованные мероприятия. 13слайд 

Во 2 классе провели спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», 14слайд который был приурочен к 23 февраля.

15слайд   Были организованы выходы в лес, в разное время года.

16слайд В 3 классе совместно с родителями организовали поездку в город Вологду в ТЮЗ и побывали на спектакле «Огниво», по сказке Г.Х.Андерсена.

Сегодня дети стали мало читать. Падает интерес к чтению,  даже  у младших школьников. Актуальность решения этой проблемы очевидна.  И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению, поэтому в 4 классе мы провели КВН по сказкам Ганса Христиана Андерсена, где родители, наравне с детьми читали одни и те же произведения и выполняли различные задания. Мероприятие прошло хорошо, дети и родители были активны и заинтересованы.  Проведение подобных мероприятий я планирую проводить и с новым набором детей, но уже начинать работу следует с первого класса. Я думаю,  это будет актуально,  так как  уроков чтения становится меньше. У родителей появилась ещё раз  возможность порадоваться успехам своих детей, (команда детей с перевесом в 4 балла обошла команду взрослых) лучше узнать их, открыть для себя ещё неизвестные стороны детских  интересов, возможностей, увлечений, таланта.

Мне кажется, что совместные мероприятия сближают  детей и родителей. Праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей.

Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности. Дети и родители находятся в постоянном поиске. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

Но остаются и такие  родители, которые  не очень охотно идут на контакт с классным руководителем. Мало интересуются  проблемами своего ребёнка, редко посещают родительские собрания, классные и общешкольные мероприятия, поэтому работать есть ещё над чем.

На 17слайде представлены активные формы, которые можно применять  на практике при работе с родителями.

18слайд Закончить своё выступление мне хочется словами Сухомлинского, которые вы видите на слайде.

 Завоевать доверие со стороны родителей очень важная и трудная задача для классного руководителя.

19слайд

Житнухина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Активные формы работы на уроках математики

Данная работа поможет разнообразить уроки, сделать их запоминающимися....

творческий отчет по теме Активные формы работы для построения урока в рамках ФГОС

творческий отчет содержит материал из опыта работы в начальной школе...

Из опыта работы: «Использование активных форм взаимодействия с родителями»

Материал представлен из опыта работы учителя начальных классов Менщиковой Анны Сергеевна. Когда учитель набирает новый класс,  всегда волнуют вопросы: а что представляют собой будущие ученики и и...

Выстраивание партнерских отношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей младшего школьного возраста рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство куль...