Мои публикации
методическая разработка (3 класс) по теме

Гришина Ольга Борисовна

Совершенствование  работы  учителя  начальных  классов 

(современные  методы  и  подходы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование  работы  учителя  начальных  классов

(современные  методы  и  подходы)

1.Учебная  деятельность.

Актуальность  данной  темы  заключается  в  заказе  общества  в  творческой  саморазвивающейся  личности , способной  реализовать  свои  индивидуальные личностные  запросы , решать проблемы  общества .

Это  предполагает построение  такого образовательного  пространства , в  котором  каждый  ученик  сможет  самореализоваться , самоопределиться , почувствовать  «ситуацию  успеха»  в решении учебных  проблем .

Осуществлять  дифференцированный  подход , значит стремиться  к  пониманию и  взаимопониманию .

Условия  осуществления  дифференцированного  подхода :

• знание  индивидуальных  и  типологических  особенностей  отдельных учащихся  и  групп учащихся ;

• умение  анализировать учебный  материал , выявлять  возможные  трудности , с  которыми  встретятся  учащиеся ;

• включать  вопросы разным группам  и отдельным  учащимся ;

• умение «спрограммировать» обучение  разных  групп  учащихся (а в идеале – каждого  ученика)

• осуществление оперативной  обратной  связи ;

• соблюдение  педагогического  такта .

Декадник учителей  начальных  классов . Было  проведено 8 открытых  уроков , проведена  научно – практическая  конференция «Мои первые  шаги  в  науку» , в  которой  принимали участие

со 2 – 4 класс .

На  открытых  уроках  было  отмечено , что  учителя  используют современные методы  обучения : эвристический , исследовательский ,проблемно-поисковый . Все учителя  использовали  ИКТ.

Использовались : «мозговой штурм» - в 4-классах , поисковые  методы в 3-х классах , решение  проблемных ситуаций  - во 2-х классах , работа  в парах – 1-е классы .

По  итогам научно- практической конференции , можно  сделать  вывод :  

• участвовало – 16 учащихся ;

• заняли  призовые  места в школьной конференции – 9 учащихся .

В  районной  конференции участвовало 6уч-ся,  из  которых 3 заняли призовое ІІІ место. (Потапова Анна 4 «Б»кл., Коплевацкая Екатерина 2 «Б»кл., Агафонова Арина 3 «Б»кл.)

Учителя  начальных  классов  ставят  перед  собой цель :   урок  должен  носить не  шаблонный  характер, а отвечать современным требованиям, предъявляемым Стандартом Образования; педагог  должен   стимулировать  учащихся , чтобы  они  не останавливались  на  достигнутом , делали  постоянные  попытки  продвижения  вперёд .

2.Воспитательная работа.

Деятельность педагога начальной школы весьма специфична и детерминирована рядом обстоятельств.

Во-первых, младший школьный возраст - чрезвычайно ответственный и важный период в жизни ребенка. Из привычной обстановки он попадает в новую среду, где ведущей становится учебная деятельность. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Адаптация к новым условиям, требованиям предполагает наличие достаточных психических и физических ресурсов. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной деятельности педагога начальной школы является создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе как условия развития личности каждого ребенка.

Во-вторых, в начальных классах педагог сталкивается со сложными кризисами возрастного развития. Исходя из этого перед педагогом стоит задача постоянного изучения детей, фиксации их психических новообразований. Это позволяет прогнозировать очередной этап в развитии личности младшего школьника и вовремя корректировать содержание и формы воспитательной деятельности.

В-третьих, успешность реализации педагогом начальной школы своих функций- во многом зависит от организации эффективного взаимодействия с семьей ребенка в целях становления, коррекции и поддержки первого социального статуса ребенка — статуса ученика.

В-четвертых, педагог начальной школы не только сам обеспечивает интеграцию обучающей и воспитывающей функций, выступая одновременно и в роли учителя и в роли классного руководителя (классного воспитателя), но и координирует деятельность других педагогов (учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, воспитателей группы продленного дня и др.).

Таким образом, от эффективности работы педагога как воспитателя зависит успешность развития и жизнедеятельности ребенка в пространстве школы, которая не возникает автоматически при встрече ребенка и воспитывающего взрослого; она предполагает специально разработанную программу педагогических действий.

Характерные черты, присущие пространству для самовыражения учащихся:

-         наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата в школьном сообществе;

-         преобладание отношений доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса;

-         сформированность творческой, личностно значимой деятельности, соответствующей потребностям и интересам учащихся;

-         наличие у  учащихся широкого спектра возможностей для самоопределения во всех сферах школьной жизни;

-         существование реальной свободы выбора у детей и взрослых при участии в учебной и внеучебной деятельности.

Строя общешкольную систему воспитания необходимо предоставить возможность каждому ученику для самовыражения в познавательной, коммуникативной, трудовой, игровой, эстетической деятельности, занятиях физической культурой и спортом. Для этого важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Задачи воспитательного процесса

1.     Создание условий для получения качественного образования.

2.     Формирование у учащихся мировоззрения, основанного на глубоких и прочных представлениях о нравственной ответственности за свои поступки во всех сферах жизни и деятельности.

3.     Сохранение и укрепление здоровья детей.

4.     Создание условий для успешного развития творческой личности через формирование системы дополнительного образования.

5.     Создание условий для активного сотрудничества родителей и детей, укрепления связи поколений.

Принципы организации воспитательного процесса

1.     Личностный подход в воспитании: признание личности высшей социальной ценностью; осознание уникальности каждого ребенка; опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке, знание закономерностей саморазвития формирующейся личности.

2.     Природосообразность воспитания, предполагающая учет половозрастных особенностей учащихся.

3.     Культуросообразность воспитания, опора на национальные традиции народа, его культуру.

4.     Социализация личности, развитие самопознания, самооценки, самовоспитания.

5.     Гуманизация межличностных отношений: уважительные отношения между педагогами и детьми, благоприятный психологический климат в учебном заведении.

6.     Опора не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Жизненные ценности, нравственные нормы и правила только с помощью чувств станут собственными ценностями и нормами развивающей личности.

7.     Деятельностный подход в воспитании, организации жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса.

8.     Дифференциация воспитания.

9.     Средовой подход в воспитании, включающий различные варианты взаимодействия со средой (семьей, учреждениями культуры). Совершенствование внутренней среды школы.

Задачи и технологии в организации жизнедеятельности детского коллектива

Формирование познавательных интересов

Задачи

1.     Формировать потребность в образовании.

2.     Способствовать интеллектуальному развитию.

3.     Создавть условия для развития познавательных интересов.

4.     Обогащать представления учащихся об окружающей действительности

Технологии

1.     Изучение индивидуальных способностей ученика.

2.     Проведение внеклассных мероприятий по предметам.

3.     Учебные конференции, конкурсы, через  работу  клуба «Умники  и  умницы».

4.     Экскурсии в музеи, библиотеки.

5.     Совместная работа классных руководителей с учителями-предметниками.

Воспитание гражданина-патриота

Задачи

1.     Воспитывать у учащихся патриотические чувства, формировать гражданскую зрелость.

2.     Развивать интерес к героическому прошлому нашего народа.

3.     Воспитывать чувство любви к родному краю, школе.

Технологии

1.     Изучение государственной символики (линейки «Символы России», «Никто  не  забыт, ничто не забыто»».

2.     Оформление выставочного материала в гимназии (конкурс рисунков, плакатов, сочинений).

3.     Организация экскурсий, походов с целью изучения родного края, его истории.

4.     Изучение истории страны, края, района (самообразование – подготовка  докладов, сообщений).

Формирование чувства коллективизма, способности к сотрудничеству

Задачи

1.     Воспитывать разумное поведение в коллективе.

2.     Координировать взаимоотношения “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, “ученик-родитель”.

3.     Формировать навыки саморегуляции чувств, эмоций, переживаний.

4.     Добиваться открытости, контактности, организованности, умения эффективно взаимодействовать.

Технологии

1.     Изучение и корректировка личностного развития учащихся, места каждого в коллектива (наблюдения, социометрия).

2.     Организация мероприятий по повышению уровня развития коллектива (проведение  соревнований  в  параллелях).

Воспиание негативного отношения к вредным привычкам

Задачи

1.     Культивировать здоровый образ жизни.

2.     Воспитывать негативное отношение к употреблению наркотических веществ, включая алкоголь, табачные изделия.

3.     Формировать навыки физической культуры и личной гигиены.

4.     Способствовать укреплению здоровья учащихся.

5.     Вооружать учащихся суммой знаний по культуре и этике взаимоотношений.

Технологии

1.     Организация мероприятий, способствующих укреплению здоровья (соревнования «Весёлые  старты»).

2.     Привлечение специалистов (беседы  со  школьным  врачом).

3.     Проведение дней здоровья.

4.     Знакомство с литературой соответствующей тематики.

5.     Просвещение родителей.

6.     Обучение способам оздоровления организма через основные учебные предметы.

Развитие творческих способностей

Задачи

1.     Выявлять интересы каждого ребенка.

2.     Спосбствовать расширению познавательного и культурного кругозора.

3.     Организовывать коллективные творческие дела (КТД).

4.     Создавать условия для развития творческой личности.

Технологии

1.     Выявление досуговой сферы учащихся.

2.     Формирование потребностей в разумном досуге.

3.     Расширение кругозора школьников через посещение учреждений культуры.

4.     Развитие дополнительного образования в школе.

5.     Привлечение учащихся к организации общешкольных и классных мероприятий.

Профессиональная ориентация

Задачи

1.     Воспитывать у учащихся трудолюбие, уважение к труду взрослых, помогать осознать необходимость участия в трудовой деятельности.

2.     Формировать у учащихся представление о разных профессиях и готовить их к выбору профессии.

Технологии

1.     Организация трудовых дел.

2.     Проведение трудовых десантов (акции  «Чистый  класс»).

3.     Организация встреч с людьми интересных профессий.

4.     Проведение анкетирования, тестирования с целью изучения психологических особенностей учащихся.

Сотрудничество с родителями

Цель: способствовать сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка.

Задачи

1.     Усилить ответственность семьи в воспитании детей.

2.     Выявить семьи, уклоняющиеся от воспитания детей, неблагополучные семьи.

3.     Пропагандировать в родительской аудитории психолого-педагогические знания.

4.     Вовлекать педагогов, родителей и детей в совместную деятельность.

Технологии

1.     Родительские собрания.

2.     Родительские лектории «Школа  молодого  родителя».

3.     Конференции по обмену опытом.

4.     Тематические встречи с работниками правоохранительных органов, органов здравоохранения, прокуратуры.

5.     Индивидуальные и групповые консультации.

6.     Посещение семей.

7.     День открытых дверей.

3. Рекламная  компания  по  привлечению  детей  в  гимназию.

1) Работа  по  выявлению будущих  первоклассников в семьях гимназистов.

2) Реклама  в  печатных  изданиях.

3) Вывешивание объявлений.

4)Сотрудничество с  дошкольными  учреждениями.



Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия №4»

        Учитель  начальных классов:

                 Гришина О.Б.

        2012г.

Цель: 

воспитывать у младших школьников потребность творить добро; содействовать воспитанию доброты; формировать ценностные гуманистические ориентиры; вызывать у учащихся желание совершать добрые поступки.

Воспитательные задачи:

- воспитывать  доброжелательность, доброту;

- умение видеть красоту в простом и обыденном;

-  умение дарить тепло и доброту;

- способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

- развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;

- воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы,  умение дорожить близкими людьми.

Музыка « Дорогою добра» Дети входят в класс

Учитель

- Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

- Давайте поздороваемся необычно. Когда я скажу : « Здравствуйте, мальчики»,- мальчики похлопают в ладоши.

А когда я скажу: « Здравствуйте, девочки!»,- девочки улыбнутся и помашут рукой.

_ _______  _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _  _                                         -               - -  - - -  - - - - - - ---

Включаю музыку.

Я каждому в руку кладу горошину

- На что похожа горошина? ( Она похожа на нашу Землю, а мы – часть Земли) ( Слайд)

Ученик1

В отчаянье мы часто замечаем,
Что нету сил прорвать беды кольцо,
И в каждом человеке мы встречаем
Лицо врага, не доброе лицо
Не помним часто заповеди Божьей,
Что ближнего должны мы возлюбить,
Считаем всё враньём, коварством, ложью,
А мыслей злых назад не воротить.

Ученик2
Нельзя жить по законам волчьей стаи-
Давайте милосердней, люди, станем,
Ведь жизнь и так уж очень не проста.
Давайте пожалеем мы скорбящих,
Поплачем вместе над чужой бедой
И примем в жизни ближнего участье.
И напоим
сердца живой водой

Учитель 1

- Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям и всему, что их окружает.

Учитель 2

- На нашей планете  5 миллиардов жителей. Это очень много. Но каждый человек – это целый мир. Всем людям хватает места на Земле, хватает солнца, воздуха, воды, пищи, И вроде бы делить нечего, но люди постоянно находятся в состоянии войны. Почему это происходит?

-Я хочу прочитать притчу про двух волков.

Старый индеец рассказал своему внуку:

- Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность..

Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил.

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы поняли эту притчу?

Учитель.

- На Земле существует 2 мира: мир Добра и мир Зла. (презентация) И каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить. Говорят, что если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.

Беседа:

- Как вы понимаете, что такое доброта? ( отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать хорошо другим)

- Какого человека называют добрым, человечным?  

а/ кто любит людей и животных

б/ готов в трудную минуту прийти на помощь

в/ любит природу и бережет ее

г/ любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу

д/ старается быть аккуратным в общении с друзьями и взрослыми.

- Назовите примеры проявления доброты, которые совершали одноклассники, взрослые, родители. ( берут детей из детдома , имея своих,  кормят птиц зимой…

Ученик1

 Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Ученик2

Сколько гибнет их, не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать

Улететь могли,

А остались зимовать,

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну

- Какие чувства вызывает доброта? ( уважение,благодарность, любовь, радость)

Учитель

- Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть.

- Сейчас я узнаю, знаете ли вы вежливые слова?

- Я начинаю фразу, а вы заканчиваете ее

  1. Растает даже ледяная глыба от слова  теплого……( спасибо)
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит ……..( добрый день)
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы……( спасибо)
  4. Когда нас бранят за шалости, говорим…….( простите, пожалуйста)
  5. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече……..( здравствуйте)
  6. И во Франции и в Дании на прощание говорят ……..( до свидания)

Учитель.  

- Доброта всегда приносит радость окружающим.

- В энциклопедии сказано так:

Ученик 1      

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям.

Ученик 2

Добрый человек – готовый помочь людям, отзывчивый

Ученик 3

Доброта – стремление человека дать полное счастье всем людям.

Ученик 4

Мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Не только слова должны быть у нас  добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам , ни родителям. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям. (  слайд)

А сейчас ребята нам покажут сценки.

Мальвина.

 - Здравствуй, Буратино!

Буратино.

- Здравствуй, Мальвина!

М.   Почему ты сегодня не весел?

Б.     Я – хороший товарищ. Всем помогаю, люблю всех веселить, только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Как посадка прошла?». Он обиделся и ушел почему-то. А что я плохого сказал?

Или вот. Учительница поставила ему за кляксу – 2. А я, чтобы утешить его, спел: « Клякса, вакса, гуталин, на носу – горячий блин!» Что  тут было!  Он очень рассердился, а я ведь развеселить его хотел.

М.    Ребята, хорошо поступил Буратино?

М.   Нехорошо ты поступил. Надо всегда думать, не обидел ли ты человека, тем, что сказал, надо следить за своими словами.

Б.    А разве я так один разговариваю? Я учусь у ребят. Вот они на меня нападают, учат, что правильно, что нет, а сами как разговаривают? Я слышал, что они из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, иногда смеются над неудачами товарищей. Давайте, ребята, не будем спорить, кто лучше, кто хуже себя ведет, а станем добрее. Хорошо я придумал, Мальвина?

М.    Это ты здорово придумал. Недаром в народе говорят: « Слово лечит, слово ранит» Запомните это.

Учитель  

Умению дружить и общаться с людьми надо учиться с детства, Нельзя быть равнодушным к чужому горю. Нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день надо творить добро.

В одной из своих сказок великий русский писатель Л.Н.Толстой  очень хорошо и убедительно  рассказал о добре и зле.

«Белка и волк».

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего волка. Волк вскочил и захотел ее съесть.

Б.   Пусти меня.

В.   Хорошо, я тебя отпущу, только скажи мне, отчего вы , белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху – все играете и прыгаете.

Б.    Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил белку и она ушла на дерево , а оттуда сказала:

Б.     Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

- Какова главная мысль сказки? ( Хорошо тому, у кого доброе сердце)

Учитель.

- А что гласит о доброте народная мудрость?

- Я буду начинать пословицу, а вы ищите на доске, как ее закончить.

Учись доброму – ( плохое на ум не пойдет)

Про доброе дело ( говори смело)

Жизнь дана  ( на добрые дела)

Доброе слово лечит  ( а злое – калечит)

Добряк добро творит, быть может, и, не зная ( что от этого болит душа у негодяя)

Не одежда красит человека  ( а его добрые дела)

В ком добра нет  ( в том и правды мало)

Кто любит добрые дела  ( тому и жизнь мила)

Сумел провиниться  ( сумей и повиниться)

- А вот, какие пословицы вы знаете?

Отвечают дети

- Прослушайте рассказ Сухомлинского  « Обыкновенный человек». Только слушайте внимательно. А после  мы побеседуем по содержанию.

Анализ произведения Сухомлинского « Обыкновенный человек»

Учитель.

- А кто нас учит быть вежливыми, добрыми, заботливыми?  ( мама)

Ученик

И откуда, спросишь ты

В доме столько доброты

Что от этой доброты

Приживаются цветы

Рыбки, ежики, птенцы

Я тебе отвечу прямо:

Это мама, мама,мама

Учитель .

- А мы с вами послушаем частушки и подумаем, нет ли среди вас таких ребят?

Частушки

1.   Про дела свои ребячьи

Пропоем мы вам в стихах

Все расскажем без утайки,

Все воскликните вы: « Ах!»

2.   Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

- Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

3.    В поезд входят  юнната

- Ух! Народу сколько тут!

Занимай места, ребята

А то бабушки займут

4.   Я девчонка боевая

Завела себе дружка

Мой портфель из школы носит

Его бабушка пока.

5.   Коля ссорился с друзьями,

В ход пуская кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки

6.   Петя ловко ловил рыбу,

Может лодки мастерить

Только «здравствуй» и  «спасибо»

Не умеет говорить.

7.   Говорит лентяйке мать:

- Убери свою кровать!

- Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.

8.    Ох, частушки хороши,

Их поем от всей души.

Но вы тоже не зевайте,

А смелее подпевайте.

9.    От души мы вам пропели

Школьные частушки.

Мы нисколько не устали –

Жалко ваши ушки.

Учитель

- Молодцы! Ну. так, что? Есть среди вас такие ребятки?

- Есть солнце большое – оно на небе. А есть  - маленькое – оно светит в каждом из нас. Это – наша доброта. Ребята 4 группы нарисовали Солнышко и сейчас прикрепят  его на доску. Добрый человек любит природу и бережет ее. Наше мероприятие называется « Лучи доброты». Давайте наполним наши сердца солнечным светом.

- Напишите, какое доброе дело вы совершили или какое желаете совершить. Мы прикрепим ваши лучики к солнышку и наполним светом и радостью наши сердца.

Дети пишут, затем прикрепляют лучи к солнцу.

Учитель

- Добро и зло творить во власти всех людей.

Но зло твориться без труда

Добро творить труднее.

 

Учитель.

- А теперь посмотрим на горошину. Сумели мы ее сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. Также трудно сохранить мир, в котором мы живем, нужно жить в согласии с собой и с другими, видеть красоту.

Учитель.

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

- Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми, а это значит:

Ученики

  1. Независимо от  того, ждут от тебя добро или не ждут его – Твори добро.
  2. Независимо от того, заметят твое добро или не заметят его – Твори добро.
  3. Независимо от того, принимают твое добро или отбрасывают его – Твори добро.
  4. Независимо от того, чем будут платить тебе за добро : добром или злом – Твори добро.
  5. Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром.

Памятку с заповедями получает каждый ученик.