Программа "Дети: "Група риска"
методическая разработка на тему

Смирнова Ирина Анатольевна

Программа  разработана с целью организации работы с детьми так назваемой "группы риска".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gruppa_riska.docx285.56 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета-заявка участника муниципального методического конкурса

образовательных учреждений Буйского района

1. Ф.И.О.: Смирнова Ирина Анатольевна

2. Дата рождения: 9 апреля 1964 г .

3. Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Гавриловская средняя общеобразовательная школа Буйского муниципального района Костромской области.

Полный адрес: 157046, Костромская область, Буйский район, д. Большой Дор, ул. Центральная, д.2.

4. Должность: Учитель начальных классов .

5. Педагогический стаж: 25 лет 6 мес.

6. Преподаваемый предмет: Русский язык, математика, музыка, технология.

7. Целевая аудитория: 3 класс.

8. Номинация: Авторские образовательные программы - программа воспитательной деятельности классного руководителя.

 9. Тема работы: Программа «Дети: «Группа риска»

 10. Домашний адрес автора: 157048,  Костромская область, Буйский район, п/о Каплино, д. Куребрино , ул. Новая, д.7  Тел.: (849435) 33 - 4 - 44, моб.8 920 643 92 12

 e-mail:   irina.kurebr-is@yandex.ru

11. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения: Фомичев Владимир Сергеевич.

12. Адрес образовательного учреждения: 157046,  Костромская область, Буйский район, д. Большой Дор, ул Центральная, д.2

Тел.: (849435)33-3-19.

е-mail: b_dor@mail.ru 

13. Подпись автора:                        И.А. Смирнова.

11марта 2013 г.                                                                                М.П.


Гавриловская средняя школа

    Согласовано:

Согласовано:

Утверждено:

Управляющий Совет________________

Зам. директора по ВР  

________ И.А.Смирнова

Директор

 _________Фомичев В.С.

        «___»_________20__ г.

«___»_______20__ г.

Приказ №__от ____2013 г.

Составила:

Смирнова Ирина Анатольевна,

классный руководитель 3 класса  

2013 г.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ  

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Цель  и задачи программы
  4. Основные исполнители
  5. Сроки реализации программы
  6. Ожидаемые конечные результаты.
  7. Характеристика  проблемных семей и работа с ними
  8. Роль классного руководителя  в работе с детьми «Группы риска»
  9. Основные направления работы школы с детьми  «группы риска»
  10. Поэтапная реализации программы
  11. План мероприятий с детьми «Группы риска» и их семьями
  12. Ресурсы
  13. Литература, использованная при написании программы.
  14. Приложения
  1. Родительское собрание «Причины и последствия детской агрессии».
  2. Классный час « Агрессия».
  3. Классный час «Разрешение конфликтов».
  4. Классный час «Как я разрешаю конфликт».
  5. Классный час «Дружный класс».
  6. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова)
  7. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
  8. Примеры игр, используемых при работе с детьми «Группы риска»,  в группах.
  9. Дневник индивидуальной работы с детьми «Группы риска»

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

  1. Название программы

Программа воспитательной работы «Дети: «Группа риска».

  1. Заказчик программы:

Заместитель директора по воспитательной работе, родители учащихся класса, учащиеся класса.

  1. Основной разработчик программы:

 Классный руководитель.

  1. Основания для разработки программы:
  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Концепция Модернизации Российского образования
  3. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
  4. Постановление администрации Костромской области «О программе по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактике правонарушений несовершеннолетних в Костромской области в 2010-2012 годах № 187-а от 07.06.2010»
  5. Устав школы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Социальные и экономические проблемы, национально-демографические и политико-правовые перемены в современной России коснулись и системы образования. Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская безнадзорность и беспризорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей,

 Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам стали уделять меньше внимания в  семье.

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой «группе риска».

Учащихся, у которых имеются те или иные риски возникновения отклонений, относят к группе риска.

Традиционно к группе риска относят:

  1. детей из неблагополучных семей;
  2. детей с отклоняющимся поведением, в том числе педагогически запущенных;
  3. учащихся с проблемами в обучении и развитии;
  4. детей с хроническими заболеваниями, инвалидов.
  5. Некоторые исследователи (С.В.Титова, Т. М. Гармс, Н.М.Василенко, Е.Ю. Фисенко и др.) к группе риска относят также одаренных детей.

 В моём классе  некоторых детей можно  отнести к «Группе риска», поэтому возникла необходимость изучения особенностей поведения  детей этой группы, чтобы найти всевозможные  пути подхода к ним с целью оказания помощи в различных жизненных ситуациях.

 Считаю: для  того чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу необходимо  выстроить целую воспитательную систему.

2.2.ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

Основная идея программы заключается в том, что предупреждение и преодоление  трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего  организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.

В современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическая поддержка, любовь, понимание, семейное внимание и т.д. Если не соблюдаются данные условия, у ребенка могут возникнуть различные проблемы в обучении и поведении, которые впоследствии могут перейти в девиации.

Реализация программы предполагает

  1. интеграцию усилий классного руководителя с   учителями-предметниками, воспитателем  школы полного дня, руководителями  кружков, социального педагога для их тесного контакта с семьей и сверстниками детей « группы риска».
  1. снижение количества педагогически запущенных детей и детей из  неблагополучных семей.


  1. ЦЕЛЬ  И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: 

  1. привлечение детей «Группы риска» к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у них  положительных качеств, возможностей и способностей, профилактика правонарушений.  

Задачи:                 

  1. использовать  все имеющиеся возможности школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к детям «группы риска»;
  1. формировать мотивы положительной социализации личности, повышения самооценки,
  2.  проводить профилактику правонарушений среди обучающихся;
  3. оказывать  индивидуальную помощь детям,  попавшим в трудную для них жизненную ситуацию;      
  4. осуществлять патриотическое и духовно-нравственное, интеллектуальное  и творческое развитие детей «Группы риска»;
  1. включить  детей «Группы риска» в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом;
  2. формировать  у таких детей  объективную  самооценку;
  3. способствовать нормализации и регуляции взаимоотношений воспитателей и воспитуемых;
  4. адаптировать детей «Группы риска»    в обществе в целом;
  5. снять ребенка с внутришкольного учета как конечная задача.

  1. ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ:
  1. Классный руководитель
  1. Педагогический коллектив
  2. Социальный педагог
  3. Совет по профилактике.
  4. Совет ученического самоуправления

  1. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2012-2015гг.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. снижение уровня безнадзорности детей;
  2. укрепление физического, психологического и духовного здоровья  учащихся;
  3. повышение социальной активности и заинтересованности учащихся;
  1. формирование мотивов положительной социализации личности, повышения самооценки, адаптация в обществе в целом;  
  2. уменьшение правонарушений среди обучающихся;
  1. нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых;
  2. формирование у детей «группы риска»  объективной самооценки;
  3. положительное  поведение в школе и социуме;
  4. снятие ребенка с внутришкольного учета (если состоит).

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ И РАБОТА С НИМИ

Типы проблемных семей

Описание

Мероприятия

Семьи, в которых "трудные" родители.

Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

  1. Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
  2. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
  3. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
  4. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность

В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми        

  1. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
  2. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
  3. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей

Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей        

  1. Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
  2. Пробудить интерес к самообразованию.
  3. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях .

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью

Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.

  1. Изменить жизненную ориентацию родителей.
  2. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
  3. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.

Детей в таких семьях  часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими        

  1. Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
  2. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
  3. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании


  1. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В  РАБОТЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

В младшем  школьном возрасте проявляются последствия неправильного семейного воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе и обратить внимание на их деятельность, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Классный руководитель должен:

  1. изучить интересы, склонности детей;
  1. научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
  2. создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
  3. вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
  4. обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
  5. учить уважать товарищей и взрослых;
  6. развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки;
  7. формировать положительную "Я - концепцию "у детей;
  8. вести работу по профилактике  появления вредных привычек у детей;
  9. оказывать  педагогическую  помощь родителям детей «Группы риска».
  10. вести деятельность, направленную на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

Основными направлениями работы с учащимися «группы риска» являются:

  1. Изучение проблемных детей.
  2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
  3. Организация помощи педагогически запущенным детям.

Прежде всего, классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе.

Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

  1. определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
  2. установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
  3. изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
  4. установить,  входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
  5. ознакомиться с положением ребенка в семье;
  6. изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;
  7. выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

 Для облегчения работы предлагается составить  индивидуальную диагностическую карту на  детей «группы риска» или завести Дневник индивидуальной работы  (см. Приложение 9).

Для этого понадобится:

  1. собрать  данные с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
  2. провести  анкетирование с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
  3. установить  характер педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
  4. определить  отношение к окружающим, к себе, к своей семье;
  5. изучить  познавательные  интересы, способности и профессиональные намерения.

Используются следующие методики диагностики:

  1. Диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки; 
  2. Диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;  
  3. Определение уровня самооценки Дембо-Рубинштейн;
  4. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация т. А. Немчинова).

  1. ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I ЭПАП – 2012 / 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Мероприятия

 Ответственный

  1. Определить категории детей «группы риска» на основе:
  1. создания паспорта класса;
  2. анкет учащихся
  3. анкет «Психологическая характеристика учащихся»  

Классный руководитель

Социальный педагог

2.        Создать банк данных детей «Группы риска», в том числе:

  1. Сироты и опекаемые
  2. Дети – инвалиды;
  3. Дети – правонарушители;
  4. Дети с проблемами в развитии;
  5. Дети, оставшиеся без попечения родителей;
  6. Дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  7. Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  8. Дети с проявлениями социальной и психологической дезадаптации

Социальный педагог

  1. Обследовать жилищные условия учащихся        

Классный руководитель

  1. Провести первичную диагностику среди учащихся с целью определения детей, относящихся к различным категориям риска.

Классный руководитель

  1. Провести повторную диагностику среди выявленной группы психологического риска с целью уточнения первичных данных. По итогам полученных данных разработать индивидуальные планы работы с конкретным ребенком (при необходимости с родителями).        

Классный руководитель

  1.  Ведение Дневника индивидуальной работы с детьми «Группы риска»

Классный руководитель

  1. Результатам диагностики определить  приоритетные направления в работе с детьми  «Группы риска»

Классный руководитель

  1. Провести  классные  родительские  собрания  по темам

Классный руководитель

  1. Вовлечение детей «Группы риска» во внеклассную работу, кружковую работу.

Классный руководитель, воспитатель ШПД,

руководители кружков

  1. Индивидуальная коррекционная работа с детьми «Группы риска»

Классный руководитель

  1.  Организовать обучение детей «Группы риска» культуре общения на классных часах.

Классный руководитель

  1.  Формирование нравственной позиции по отношению к наркотикам, алкоголю, курению.        

Классный руководитель

  1. Сбор методических материалов и электронной библиотеки  по работе с детьми различных категорий «Группы риска»        

Классный руководитель

  1. Сотрудничество со службами КДН, ПДН, ГИБДД.

Классный руководитель

II  ЭПАП – 2013 / 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

  1. Диагностика учащихся (второго года обучения) с целью отслеживания динамики в отношениях к учебе и жизни, выявления проблем в классных коллективах. На основе полученных результатов разработка стратегии работы.

Классный руководитель

  1. Составление педагогических рекомендаций  и характеристик на каждого учащегося

Классный руководитель

  1. Ведение Дневника индивидуальной работы с детьми «Группы риска»

Классный руководитель

  1. Привлечение детей «Группы риска» к активному участию в общественной жизни  школы.

Классный руководитель

  1. Сотрудничество с родителями и привлечение их по возможности к процессу обучения и воспитания ребенка        

Классный руководитель

  1. Осуществлять мониторинг  особенностей  личностной динамики детей «Группы риска» и особенностей протекания групповых процессов в классном коллективе.         

Классный руководитель Социальный педагог

  1. Сбор   методических рекомендаций и материалов  по работе с детьми «Группы риска».

Классный руководитель

  1. Проведение родительских собраний на правовые темы с привлечением служб КДН, ПДН, ГИБДД.

Классный руководитель

  1. Продолжить работу по исключению школьной дезадаптации.        

Классный руководитель

  1. Работа по проблеме « Профилактика суицида среди детей »        

Социальный педагог Классный руководитель

  1. Сотрудничество со службами КДН, ПДН, ГИБДД.

Классный руководитель

I I I  ЭПАП – 2014 / 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

  1. Анкетирование учащихся

Классный руководитель

  1. Исходя из анализа второго года и результатов анкетирования продолжение индивидуальной и групповой коррекционной работы по различным направлениям

Классный руководитель

  1. Организовать и провести групповые и индивидуальные беседы.

Классный руководитель

  1. Проведение  классных родительских собраний

Классный руководитель

  1. Сотрудничество со службами КДН, ПДН, ГИБДД.

Классный руководитель

  1. Контрольная диагностика детей. Анализ и оценка эффективности работы с детьми «Группы риска». Внесение необходимых корректив в новый план.

Классный руководитель

  1. Анализ работы с         детьми «Группы риска».

Классный руководитель

  1. Снятие с внутришкольного учета

Классный руководитель, Соц. педагог

  1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» И ИХ СЕМЬЯМИ

на 2012-2013 учебный год

Направления работы, мероприятия

Сроки исполнения        

Ответственный         

  1. Организация педагогической помощи

1. Индивидуальная работа со слабоуспевающими.

В течение года

Классный руководитель

  1. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоянно        

Классный руководитель,

учителя- предметники

  1. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".

По расписанию        

Классный руководитель

4.  Оказание педагогической  помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей        

В течение года

Классный руководитель

5. Формирование положительной "Я-концепции".

В течение года

Классный руководитель

6. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.        

В течение года

Классный руководитель,

  1. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков        

В течение года

Классный руководитель,

  1. Организация медицинской помощи

  1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

Систематически        

Фельдшер, родители

  1. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам. Организация  акций, конкурсов.

В течение года

Классный руководитель

  1. Родительские  собрания на тему  «Вредные привычки. Их роль в растлении личности»
  1. "Наркомания: слабость или болезнь?";
  2. «Алкоголь: насколько он страшен?»
  3. «Выкуренная  сигарета: чем это грозит?»
  4. «Пивной алкоголизм- правда или выдумка?»

1 раз в четверть

Классный

руководитель

  1. Классные часы  на тему  «Детская агрессия»
  1. « Агрессия».
  2. «Разрешение конфликтов».
  3. «Как я разрешаю конфликт».
  4. «Дружный класс».

В течение года

Классный руководитель

  1. Подготовка памяток:
  1. "Психология ранней наркомании"
  2. "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".
  3. "Сигарет, не приносящих вреда, – нет".
  4. "Проба наркотика – шаг в пропасть".

В течение года

Классный руководитель

  1. Организация психологической помощи

  1. Изучение интересов и способностей учащихся.        

В начале года

Классный руководитель

  1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы, тестирование).

В течение года

Классный руководитель

  1. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы, тестирование).

В течение года

Классный руководитель

  1. Индивидуальные беседы с родителями с  целью помочь  их ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Систематически        

Классный руководитель

  1. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

Систематически        

Классный руководитель

  1. Организация свободного времени

1)Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность.

В течение года

Классный руководитель, родители.

2)Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.        

В течение года

Классный руководитель,

библиотекарь,

3)Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

Классный руководитель

4)Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.        

В течение года

Классный руководитель

5)Организация посещения школы  полного   дня  и летнего пришкольного оздоровительного  лагеря.

В течение года

Классный руководитель, Начальник лагеря, воспитатель ШПД, родители

  1. РЕСУРСЫ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«ДЕТИ: «ГРУППА РИСКА»

        


  1. ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ:

  1. Дубровина И. В. Мы живем среди людей. — М, 1989.
  2. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. - Донецк, 1998.
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. –М: ВАКО,2006.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник завуча.- М: ВАКО,2008
  5. Справочник классного руководителя.
  6. Монина Г.Б., Лютова-Роертс Е.К. Методические рекомендации по работе с плакатами «Как я разрешаю конфликты с...». – СПб.: Речь, 2006.
  7. Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями / Криволап Н. С. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Красико-Принт, 2002.
  8. Куликова Е.     Дороги и тропинки к трудным детям   // Практический журнал для учителя и администратора школы. - 2002.-N 1. - с.42-45.
  9. Маленкова Л.  А если он трудный   // Народное образование. - 2002.-N 2. 10.. Ушенина Т.    Не ошибись, учитель   // Начальная школа. - 2002.-N 9. - с.27-31.
  10. Беляева Л.    Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей   // Педагогика. - 2002.-N 6. - с.78-84.
  11. Дементьева И.   Работа школы с детьми группы риска   // Воспитание школьников. - 2002.-N 7. - с.21-28.
  12. Фигдор Г.   Я тебя понимаю, но я тебе ничего не скажу   // Психологическая наука и образование. - 1998.-N 1. - с.59-74.
  13. Сергеева В.   Воспитательная работа с трудными детьми   // Воспитательная работа в школе. - 2003.-N 6. - с.68-72.
  14. Голикова М.   Организация работы с трудными детьми   // Классный руководитель. - 1999.-N 1. - с.27-39.        
  15. Стратегия работы с трудными школьниками   // Классный руководитель. - 2005.-N 4. - с.53-62.
  16. Журавлев Д.Откуда берутся проблемные дети?   // Народное образование. - 2005.-N 1. - с.141-147.
  17. Тихомирова Н.   Работа с трудными детьми   // Воспитательная работа в школе. - 2004.-N 6. - с.100-111.
  18. Бусыгина Н.   Характеристика трудного подростка   // Классный руководитель. - 2005.-N 5. - с.48-51.        
  19. Шульга Т.   Смысл жизни и ценности детей группы риска   // Социальная педагогика. - 2005.-N 2. - с.35-39.
  20. Зикратов В.   Организация работы ОУ с "трудными" учащимися   // Социальная педагогика. - 2005.-N 2. - с.83-85.
  21. Будникова Н.   Программа работы с детьми "группы риска"   // Воспитательная работа в школе. - 2005.-N 4. - с.63-66.
  22. Рогаткин Д.   Новая технология работы с трудными подростками // Народное образование.- 2006.- № 2.- С. 193-200.        
  23. Осипова И.   Проблемный ребенок // Воспитание школьников.- 2006.- № 2.
  24. Андрияхина Н.   Работа педагогов по профилактике правонарушений // Классный руководитель.- 2006.- № 5.- С. 17-37.
  25. Рехлицкая Г.   Работа с учащимися "Группы риска" // Справочник классного руководителя.- 2006.- № 0.- С. 15-27.        
  26. Дараган И.   Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе // Воспитание школьников.- 2006.- № 8.- С. 32-37.
  27. Петрова Л.   Трудные девочки: проблемы воспитания // Воспитание школьников.- 2006.- № 9.- С. 58-65.
  28. Балацкая И.   Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители // Воспитательная работа в школе.- 2006.- № 5.- С. 113-122.
  29. Материалы Интернет.

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ»

Промедление может обернуться чем угодно,

ибо время приносит с собой как зло, так и добро.

Никколо Макиавелли

Цель:  формирование у родителей культуры понимания детской агрессии и путей её преодоления.

Задачи:  

  1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка;
  2. Поделиться опытом воспитания детей, у которых агрессия не проявляется;
  3.   Найти формы и методы искоренения агрессии у детей.

Подготовительная работа: анкетирование родителей и детей,  подготовка презентации «Агрессия и   причины её проявления», подготовка  буклета с памяткой  для  родителей, рисунки детей « Мои чувства»

Форма проведения: дискуссия с применением презентаций.

Вопросы для обсуждения: причины детской агрессии, родительская власть, её виды и пути влияния на ребенка, пути преодоления детской агрессивности.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессивности. Этот разговор не случаен. Сегодня мы стакиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и  наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Возраст агрессии очень помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать, агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с детской агрессивностью? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить

  1. Анализ анкетирования 

Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют  качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчеркивать достоинства своего ребенке не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своем доме, тo, безусловно, ребенок будет стараться проявлять те качества, которые подчеркивают родители в нем.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, следовательно, можно продолжать повторять делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.        i

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это - ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе  и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность - это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды. Например, если в  школе «легкие уроки» и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребенку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать. Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянию ребенка. Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и  несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребенка.

  1. Презентация          «Агрессия и   причины её проявления»
  2. Презентация выставки  детских рисунков «Мои чувства»
  3. Дискуссия «Как искоренить агрессию в моём ребенке?»
  4. Вручение памяток родителям по предупреждению детской агрессивности.
  5.           Подведение итогов

Приложения.

Анкета  для учеников 1

-Я радуюсь, когда …    

-Я смеюсь, когда…

-Я веселюсь, когда…  

-Я горжусь, когда …    

-Я плачу, когда…

-Я переживаю, когда...

-Я обижаюсь, когда…  

-Мне стыдно, когда…

-Мне страшно, когда…

-Я боюсь, когда…        

-Я злюсь, когда…

-Я хочу драться, когда…

Анкета для учеников 2.

1.Кто твой лучший друг или подруга?

2.Как давно ты с ним / с ней дружишь?

3.очему ты с ней/ с ним дружишь?

4.Может ли твой друг /подруга помочь тебе в беде?

5.Можешь ли ты помочь другому человеку, своему другу?

6.Можешь ли ты кого-нибудь толкнуть или ударить? С чем это может быть связано?

Литература:

Дубровина И. В. Мы живем среди людей. — М, 1989.

Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. - Донецк, 1998.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. –М: ВАКО,2006.


Приложение 2.

КЛАССНЫЙ ЧАС « АГРЕССИЯ»

Учитель. На доске написана цитата русского писателя Льва Николаевича Толстого. Прочитайте ее. Как вы понимаете смысл этого высказывания?

На доске:

То, что начато во гневе, кончается в стыде.

Л.Н. Толстой

Дети. Если совершаешь какой-то поступок и при этом ты очень зол, то спустя какое-то время, переосмыслив данную ситуацию, ты обязательно почувствуешь стыд за сделанное.

У. Приведите примеры таких ситуаций.

Д. На перемене меня толкнули играющие одноклассники. Я рассердился и толкнул обидчика. В результате завязалась драка, которая прекратилась благодаря учителю, проходившему мимо. Когда классный руководитель стал разбирать происшедший инцидент, я понял, что меня задели случайно, и драки можно было избежать. Мне стало стыдно за свой поступок, да и мама расстроилась, когда узнала о случившемся.

Можно разобрать все ситуации, случившиеся на неделе в классе, школе.

У. Вот видите, такое агрессивное поведение спровоцировал мимолетный гнев, неумение контролировать свои чувства и правильно проанализировать ситуацию. Давайте попробуем дать определение гневу. Что это такое?

Д. Гнев – это чувство, которое выводит тебя из равновесия, переполняет тебя и провоцирует на различные необдуманные агрессивные действия.

У. Значит агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком умышленно наносится вред (физический или психический) другому. Различают прямую и косвенную агрессию. К прямой агрессии относят словесную – когда насмешничают, обзывают, сквернословят; материальную – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество; физическую – когда дерутся, толкаются, дергают за волосы. К косвенной агрессии относят частичное игнорирование – непринятие в игры, разговоры, спектакли; полное игнорирование – бойкот.

Учитель на доске схему видов агрессии.

 

– В любом из видов проявления агрессивного поведения всегда выделяются две стороны: агрессор и жертва.

 Вспомните ситуации, происходившие с вами, в которых вы выступали в роли жертвы. В чем причина этого? Что, по-вашему мнению, нужно делать, чтобы не становиться объектом агрессивного поведения?

Ученики рассказывают о случаях, происшедших с ними, о том, как они пытались выйти из данной ситуации, и о том, становились ли они еще раз жертвами агрессии в подобных ситуациях.

– Часто безобидные шутки, игры перерастают в агрессию. Почему? Как отличить игру от агрессивного поведения? Попробуем установить особенности игры.

Ученики высказываются, учитель записывает условия игры на доске.

  1.  В игре принимают участие все желающие.
  2.  Все участники соблюдают правила игры.
  3. Никому не обидно, всем весело.

У. Действительно, если соблюдать эти нехитрые правила, то игра никогда не вызовет агрессивного поведения. Мы обсудили важные вопросы, касающиеся каждого из нас. В заключение нашего разговора я бы хотела попросить вас заполнить анкету и высказать свое мнение по каждому вопросу.

Анкеты раздаются каждому учащемуся, заполняются анонимно.


Анкета



Дорогой друг! Просим тебя ответить на следующие вопросы:



1. Есть ли в твоем классе ребята, которые обижают, дразнят своих одноклассников, учеников других классов?



2. Дружишь ли ты с ребятами, которых часто обижают?



3. Как к ним относятся другие ребята?



4. За что чаще всего дразнят, обижают? (Внешность, личные качества, «смешная» фамилия, что-то еще.)



5. Обижали ли тебя когда-нибудь твои одноклассники или друзья? Как?



6. Что ты чувствовал при этом?



7. Когда твои одноклассники обижают кого-нибудь в твоем присутствии, что ты делаешь? (Стоишь в стороне и наблюдаешь за происходящим, встаешь на сторону обидчиков, защищаешь жертву, что-то еще.)



8. Что чаще всего делает тот, кого обижают?



9. Помогает ли это остановить обидчиков?



10. Кто, по-твоему, виновен? (Те, кто обижает, дразнит; тот, кого обижают, дразнят; кто-то еще.)



11. Можешь ли ты остановить обидчиков без посторонней помощи?



12. Если нет, то кто мог бы тебе в этом помочь?



13. Хотел бы ты помочь тем ребятам, которых обижают, дразнят?



14. Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?



Спасибо за участие!


Подведение итогов. Рефлексия.


 Приложение 3

КЛАССНЫЙ ЧАС «РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ»

В начале урока классный руководитель обсуждает результаты анкетирования. После этого учащимся предлагается просмотреть мультипликационный фильм «Адажио» и ответить на вопрос: за что дразнят? (Самый слабый, непохожий на других, новичок...)

Учитель. Нарисуйте и опишите портрет агрессора, укажите причины возникновения агрессии.

Ученик выходит к доске и рассказывает о характерных чертах агрессора и причинах возникновения агрессии. После выступления учитель подводит общий итог.

– Мы продолжаем говорить о конфликтах. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликтные ситуации. Как вы думаете, из-за чего возникает агрессивное поведение?

Дети отвечают.

– Как вы справедливо заметили, часто агрессивное поведение возникает из-за несоответствия интересов двух сторон, то есть конфликта. Существует несколько способов выхода из конфликтных ситуаций, каждая из которых предполагает разную степень внимания к интересам партнера и к своим собственным.

Учитель вешает на доску плакат «Как я разрешаю конфликты с...».

– На плакате представлены различные способы разрешения конфликтных ситуаций. Давайте рассмотрим и разберем все предложенные варианты.

1. Соревнование (конкуренция) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Человек отстаивает свои интересы до конца, иногда в ущерб другому. Однако даже после полученного результата чувство вины или сожаления остается долгое время. Эта стратегия может сделать вас непопулярным.

2. Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Вы откладываете разрешение назревающего конфликта. Далеко не каждый человек может сдержаться от мгновенной импульсивной реакции. Кто умеет это делать, достоин уважения. Таким образом вы откладываете разрешение назревающего конфликта, выигрываете время, надеетесь, что ситуация разрешится сама собой. Однако проблема может так и остаться нерешенной.

3. Компромисс представляет собой достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной. Вы идете на взаимные уступки, когда другие стратегии неэффективны, и получаете только половину того, на что рассчитывали.

4. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на второй план. Ваши интересы остаются без внимания, вы уступаете, но при этом сохраняете хорошие отношения с противоположной стороной.

5. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон, найти взаимоприемлемый вариант, который устраивал бы обоих. Этот стиль требует много времени и сил, однако успех не гарантируется.

У. Как вы думаете, какой из пяти способов чаще всего используется в реальной жизни? Почему? Придумайте и разыграйте выход из конфликтной ситуации.

Каждая группа берет разные стили выхода из конфликтных ситуаций. Если дети затрудняются в выборе ситуации, то классный руководитель может предложить следующую: «Как разделить апельсин, если вас двое, а он один?»

Ситуации инсценируются.

– Давайте подведем итог сегодняшнего разговора. Что такое конфликт? Какие возможные пути решения конфликтов существуют?

Дети отвечают.

Подведение итогов. Рефлексия.


 Приложение 4

КЛАССНЫЙ ЧАС «КАК Я РАЗРЕШАЮ КОНФЛИКТ».

1-й вариант игры. На столе лежит 12 карточек с описанием различных способов разрешения конфликтной ситуации. Участник игры должен положить карточку в соответствующий прямоугольник на плакате, объясняя при этом преимущества и недостатки выбранного способа. Поскольку карточек больше, чем способов действий, к каждому прямоугольнику прикрепляется несколько картинок или описаний.

Примеры карточек со способами действий

1. Уступаю ровно половину.

2. Жду, пока проблема решится сама.

3. Прошу, чтобы в ситуации разобрались родители.

4. Пытаемся найти вариант, устраивающий обоих.

5. Настаиваю на своем.

6. Иду на компромисс.

7. Отбираю силой.

8. Откладываю решение на другое время.

После того как все карточки разложены, учитель задает вопросы:

  1. Какой из пяти способов чаще всего встречается в реальной жизни?
  2. Какой из пяти способов разрешения конфликтной ситуации вы чаще всего используете в общении с друзьями, родителями, учителями?
  3. Какой из этих пяти способов выхода из конфликта для вас является наиболее легким, а какой  – наиболее трудным?

2-й вариант игры. В игре понадобятся карточки с описанием конфликтных ситуаций, а также кубик, на пяти гранях которого – первые буквы названий стратегий выхода из конфликтной ситуации. На шестой грани – человек. Если выпадает эта грань, то ученик сам выбирает, каким способом разрешить конфликтную ситуацию, а остальные отгадывают, что это за способ.

Если участник правильно сориентировался и нашел соответствующий выход из конфликта, то он получает два очка. Если же решение не найдено, то карточка с описанием ситуации передается другому участнику, который при нахождении выхода из конфликта получает один балл и продолжает игру, бросая кубик и выбирая карточку.

Примеры карточек с ситуациями

1. Ты зовешь друга гулять, а он хочет в это время смотреть фильм по телевизору.

2. Твой знакомый просит взаймы компакт-диск и обещает вернуть его на следующий день, но ты знаешь по опыту, что он этот диск не вернет.

3. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

4. Друг, который учится в твоем классе, позвонил по телефону и попросил помочь ему сделать математику. Ты очень занят в этот вечер, потому что готовишься к завтрашнему диктанту по русскому языку.

5. Родители хотят подарить тебе на день рождения новые лыжи, чтобы ты больше проводил времени на свежем воздухе. У тебя есть одни лыжи, тебе этого достаточно, и ты бы хотел получить в подарок музыкальный центр.

6. У тебя плохое настроение, ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут тебя гулять.

7. У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и у твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что если ты еще раз дашь списать домашнее задание, у тебя будут неприятности.

8. Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься на компьютере и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

9. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.

10. Твой старший брат находится в командировке за границей. Он служит на корабле и поэтому может звонить тебе только тогда, когда сходит на берег. Сегодня утром ты получил сообщение от его сотрудника, что твой брат собирается позвонить тебе, потому что у него есть важные новости. Он будет звонить как раз в то время, когда у тебя урок русского языка, а учительница запрещает носить мобильные телефоны в школу.

11. Твоя родственница уезжает в отпуск на 10 дней. Она очень переживает за свои цветы, которые некому поливать, и просит тебя поставить ее цветы в твою комнату на время отъезда. Ты не против поливать цветы, но к тебе постоянно приходят друзья, и ты боишься, что они могут сломать цветы, так как горшки будут занимать ровно половину комнаты.

12. Мальчики из твоего класса постоянно обзывают и бьют тебя. Они коверкают твою фамилию и придумывают обидные прозвища, пинают твой портфель и прячут твои вещи.

Если остается время до конца урока и игра пришлась участникам по душе, то они могут продолжить ее.

Итоги. Рефлексия.


Приложение 5.

КЛАССНЫЙ ЧАС «ДРУЖНЫЙ КЛАСС»

Учитель. Давайте вспомним материалы предыдущих классных часов. Чему они были посвящены? Кто такой агрессор? Каковы признаки и черты характера агрессора? Как и почему становятся агрессорами? Как помочь агрессору исправиться? Что можно посоветовать жертве? Кто и как может помочь жертве? Как, по вашему мнению, можно улучшить взаимоотношения в классе? Изменились ли отношения в нашем классном коллективе за это время? Приведите примеры ваших личных достижений.

Дети отвечают. Вниманию учащихся предлагается мультипликационный фильм «Крошка Енот».

– В какой конфликтной ситуации оказался Крошка Енот? Как вы думаете, кем он был – агрессором или жертвой? Докажите. Какой выход нашел Крошка Енот из этой ситуации?

Правильно, воспользуемся примером Крошки Енота. Для того чтобы улучшить отношения в классном коллективе, необходимо правильно построить взаимоотношения между всеми членами коллектива, необходимо научиться уважать себя и других, разрешать конфликтные ситуации. Первым шагом для создания такой благоприятной атмосферы в классе послужит совместное создание и выполнение правил нашего класса.

Каждый из вас будет работать над составлением правил. Чтобы вам было легче, я предлагаю начертить вспомогательную таблицу. В первом столбике запишите, что можно делать в нашем классе, а во втором – что категорически запрещено.

Дети работают.

– Давайте составим общие правила класса, которые будут называться «В нашем классе все против агрессии!».

Правила (учитель записывает на доске).

1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.

2. Не поддерживаем агрессора, когда говорят: «Давай подразним вместе!» – или: «Давай спрячем вещи!» Каждый из нас отвечает: «Нет!»

3. Не отвечаем агрессией на агрессию, ведь зло порождает новое зло.

4. Каждый ставит себя на место жертвы.

5. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения – не значит ябедничать.

6. Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы помочь каждому ученику, когда его обижают.

7. Игра должна быть честной: все соблюдают правила.

8. Мы не исключаем из игры и из общих дел никого, и это здорово!

9. Мы называем друг друга по имени.

10. Мы уважаем друг друга.

Итоги. Правила нашего класса мы приняли, а как же сделать так, чтобы каждый из нас их соблюдал?

Рефлексия.

Учащиеся высказывают свои мнения. Классный руководитель и сами учащиеся строго следят за выполнением данных правил, no мере необходимости вносят поправки и дополняют их. Все случаи проявления агрессивного поведения (ни один не должен быть оставлен без внимания) обсуждаются, конфликты разрешаются, предупреждаются более тяжелые последствия.


Приложение 6.

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ТЕЙЛОРА (АДАПТАЦИЯ Т. А. НЕМЧИНОВА)

Описание

Методика состоит из 50 простых утверждений, с которыми испытуемый может согласиться или нет. Существует несколько вариантов проведения исследования.

Испытуемому поочередно предлагаются карточки с утверждениями. Испытуемый формирует две стопки. В одну он складывает утверждения с которыми согласен, во вторую — те, с которыми не согласен.

Испытуемому предлагается бланк с утверждениями, в котором он отмечает свое согласие или не согласие с утверждениями.

Групповой. Испытуемым предоставляются бланки для ответов. Список утверждений зачитывается или записывается на отдельном бланке.

Тестирование продолжается 15-30 мин.

Стимульный материал

Инструкция для варианта с карточками:

Перед Вами 50 карточек с некоторыми утверждениями. Вам необходимо сейчас брать по одной карточке, читать, написанное на ней утверждение, и в случае если вы с ним согласны, откладывать карточку влево, если не согласны - вправо. Не спешите, но и задумывайтесь надолго над каждым утверждением. Пропускать карточки нельзя.

Инструкция для письменного варианта:

Перед вами 50 утверждений. Читая поочередно утверждения, ответьте, согласны вы с ним или нет, ответ запишите на бланке для ответов, под соответствующим номером. Пропускать утверждения нельзя. Старайтесь не спешить, но и не задумывайтесь подолгу над каждым утверждением.

Тестовый материал

  1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
  2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
  3. У меня редко бывают запоры.
  4. У меня редко бывают головные боли.
  5. Я редко устаю.
  6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
  7. Я уверен в себе.
  8. Практически, я никогда не краснею.
  9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
  10. Я краснею не чаще чем другие.
  11. У меня редко бывает сердцебиение.
  12. Обычно мои руки достаточно теплые.
  13. Я застенчив не более чем другие.
  14. Мне не хватает уверенности в себе.
  15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
  16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
  17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
  18. У меня духа не хватает вынести все предстоящие трудности.
  19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
  20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
  21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
  22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
  23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
  24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
  25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
  26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
  27. Я работаю с большим напряжением.
  28. Я легко прихожу в замешательство.
  29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
  30. Я склонен принимать все слишком всерьез.
  31. Я часто плачу.
  32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
  33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
  34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
  35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
  36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
  37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотел бы говорить.
  38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
  39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
  40. Даже в холодные дни я легко потею.
  41. Временами я становлюсь таких возбужденным, что мне трудно заснуть.
  42. Я — человек легко возбудимый.
  43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
  44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.
  45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
  46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
  47. Я почти все время испытываю чувство голода.
  48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
  49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
  50. Ожидание всегда нервирует меня.

Обработка данных

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50. И ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 оценивается в один балл.

Интерпретация результатов

40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов — о низком уровне тревоги.

Приложение 7.

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПО МЕТОДИКЕ ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  1. здоровье;
  2. ум, способности;
  3. характер;
  4. авторитет у сверстников;
  5. умение многое делать своими руками, умелые руки;
  6. внешность;
  7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.


Приложение 8.

ПРИМЕРЫ ИГР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»,  В ГРУППАХ

        

        Название

Описание

Цель игры

К-во детей.

Примечание

«Путаница»        

Каждые берет за руки двух разных людей, стоящих желательно не рядом. Задача – не разнимая рук распутаться в новый круг.        

Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения

5-10

Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия

«Снежный ком»

По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавших перед ним

Знакомство и сплочение группы        

До 20

«Белые медведи»        

2–3 человека берутся за руки цепочкой. Это «белые медведи». Задача – замкнуть цепочку вокруг остальных участников-«пингвинов». Пойманный «пингвин» становится «медведем»        

Разрядка        

5–25        

Безопасное помещение

«Черные шнурки»        

Все сидят на стульях в кругу, ведущий находится в центре и предлагает поменяться местами тем, у кого, например, черные шнурки. Задача: всем найти себе место, в том числе и ведущему.

Разрядка, возможность для проявления фантазии, вероятность увидеть общее         

20

По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков: например, определенных отношений, осознания чувств и т.д.

Приложение 9.

ДНЕВНИК

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С________________________________

Начат______________

Окончен_______________


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие сведения об учащемся
  2. Сведения о семье
  3. Сведения о пребывании в общеобразовательном учебном заведении
  4. План работы с учащимся
  5. Карта наблюдения и контроля за поведением учащегося
  6. Формы работы с учащимся и его семьёй
  1. Изучение личности учащегося, семьи
  2. Заседания Совета по профилактике
  3. Беседы с учащимся
  4. Взаимодействие с учителями-предметниками
  5. Контроль посещаемости учебных занятий
  6. Занятость в системе ДО (кружки, секции)
  7. Занятость в каникулярное время
  8. Беседы (встречи) с сотрудниками ОДН ОВД (другими правоохранительными органами)
  9. Посещение ученика на дому
  1. Работа с родителями
  2. Характеристика учащегося по итогам проведённой работы
  3. Выводы, общие результаты проведённой работы


  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ

Фамилия _____________________________________________

Имя___________ ____________________________________________      

Отчество____________________________________________________            

Дата рождения_______________________________________________________

Домашний адрес__ _________________________________________

  1. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ:
  1. Общая оценка здоровья учащегося_________________________________
  2. Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная, утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам  и  учителям,  отказ  от  контактов,  общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки _____________________________
  3. Патологические влечения:
  1. курение (не курит, эпизодически, систематически);
  2. употребление спиртных напитков (не употребляет, эпизодически, систематически);
  3. употребление ПАВ (не употребляет, пробовал один раз, систематически).
  1. СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
  1. Сведения о родителях:

Мать-Ф.И.О._______________________________________________________

Место работы___________________________________________________________

Отец-Ф.И.О.____________________________________________________________

Место работы _______________________________________________________________

  1. Другие члены семьи_________________________________________
  2. Тип семьи
  1. Благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфер, семьи положительная):
  2. Неблагополучная, в том числе:
  1. Педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания): признаки: отсутствует единство требований  ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания низкая осведомлённость об интересах, о поведении ребенка вне школы,
  2. Нравственно неблагополучная (асоциальная; родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, воспитанием детей не занимаются);
  3. Конфликтная (в семье  неблагополучная эмоциональная  атмосфера,  между родителями  постоянны конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).
  1. Характер взаимоотношений родителей с ребенком:        
  1. Семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства  собственного  достоинства ребенка),
  2. Чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
  3. Попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка);
  4. Сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.)

  1. СВЕДЕНИЯ О ПРЕБЫВАНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Дата поступления_________________________________________

Особенности учебной деятельности:

  1. Успеваемость учащегося _ ______________________
  2. Отношение к учению____________________________
  1. Интеллектуальные возможности: ____________________
  2. Мотивы учения:
  1.  познавательный интерес к предметам,
  2. осознание необходимости учиться в школьном возрасте,
  3. стремление получить оценку,
  4. заслужить одобрение взрослых,
  5. стремление избежать наказания,
  6. стремление к самоутверждению в группе сверстников.

Положение в классном коллективе:

  1. Позиция в коллективе: _____________________________________
  2. Взаимоотношения с другими одноклассниками: ____________________
  3. Манера, стиль общения с окружающими:  __________________
  4. Отношение к общественному мнению: ____________________

Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду:

  1. Выполнение общественных поручений: ___________________
  2. Отношение к трудовым делам:  ____________________

Направленность интересов:

  1. Проявляет интерес к деятельности:
  1. физической,
  2. умственной,
  3. организаторской,
  4. художественной,
  5. спортивной
  1. Какие объединения дополнительного образования и секции посещает: ______________________________________________________________

3.Самооценка личности: __________________________

Особенности поведения:

  1. Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются_________ __
  2. Отрицательные поступки, их проявления:
  1. эпизодически,
  2. систематически

Их характер:

  1. грубость
  2. драки
  3. прогулы
  4. опоздания на уроки
  5. нарушение дисциплины в классе
  6. отказ от требований
  7. поручений
  8. не работает в классе на уроках
  1. Правонарушения: ______________________________________________
  2. Как относится к педагогическим воздействиям: равнодушно. Обещает, но не выполняет. При беседе старается вызвать сочувствие, применяет обман.__________
  3. Состоит на учёте:

внутришкольном__ _______________________________________

ОДН ОВД________________________________________________

Основание для постановки на учёт: непослушание, невыполнение требований, правил поведения, агрессивность._________________________________

  1. ПЛАН РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 
  1. Направление  работы: Социально - педагогическая реабилитация учащегося

  1. Цель работы: Формирование жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, формирование  бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью.

  1. Этапы работы и задачи на каждом этапе:

Этапы работы

Задачи

Подготовительный 

Установить  профессиональные  и личностные контакты  с семьёй  

Диагностический 

Выявить  возможности социума, воспитательного потенциала семьи. 

Реализация планов и программы социально-педагогической работы 

Привлечь специалистов к работе с учащимся и его родителями,

 вести  профилактическую  работу. 

  1. КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ

1 этап

Параметры

Посещает все учебные занятия

Участвуют во всех внеклассных мероприятиях

Участвуют во внешкольных делах

Участвуют в трудовых делах

Выполняет общественное поручение

Откликается на замечания  педагогов

Вовремя приходит на занятия

Соблюдает правила поведения на уроках

Всегда

Редко

В исключительных случаях

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

Дата

Краткое содержание

Решение

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ЧЕРЕЗ БЕСЕДЫ

Дата

Тема беседы

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧИТЕЛЯМИ-ПРЕДМЕТНИКАМИ

Дата

ФИО учителя

Тема беседы

Решение

КОНТРОЛЬ ПОСЕЩАЕМОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Четверть

Количество пропусков

По неуважительной причине

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

ЗАНЯТОСТЬ В КРУЖКАХ, СЕКЦИЯХ

Кружок, секция

Дни недели время занятости

ФИО руководителя

Дата и вид контроля

ЗАНЯТОСТЬ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ

Четверть

Где находится

Вид занятия

Кто контролирует

I четверть

II четверть

 

III четверть

IV четверть

БЕСЕДЫ (ВСТРЕЧИ) С СОТРУДНИКАМИ КДН ОВД (ДРУГИМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

Дата

Цель встречи

ФИО сотрудника

ПОСЕЩЕНИЕ УЧЕНИКА НА ДОМУ

Дата

Краткое содержание

Ф.И.О. специалиста

  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Дата

Краткое содержание

Ф.И.О. специалиста

НАРУШЕНИЯ

Дата

Причина

Где рассматривался вопрос

Решение

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ ЗА


2 этап

Параметры

Посещает все учебные занятия

Участвует во внеклассных мероприятиях

Участвует во внешкольных  делах

Участвует в трудовых делах

Выполняет общественное  поручение

Откликается на замечания педагогов

Вовремя приходит на занятия

Соблюдает правило поведения на уроках

Всегда

Редко

В исключительных случаях


  1. ВЫВОДЫ. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Дата снятия с учета________________________

Подпись______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дети риска» Альтернативные подходы к взаимодействию с классом

В настоящее время понятие «Дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии.  Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со сто...

Профилактическая работа с детьми "группы риска"

Опыт  к профилактической  работе с несовершеннолетними «группы риска».Я и мир вокруг меня.Г. Чусовой Пермский крайМОУ «ООШ №13»Заместитель директора по ВРШаповалова Л.А....

доклад "Работа с "группой риска"

Доклад на родительское собрание "Работа с "группой риска".В нем даны методические рекомендации как работать с детьми девиантного поведения....

Информационные технологии в образовательном процессе и риски

Статья  "Информационные технологии в образовательном процессе и риски" о использовании информационных технологий в образовательном процессе, о плюсах и минусах новой технологии. В ней содержатся ...

Статья по теме « Формы работы классного руководителя с детьми группы риска»

В настаящей статье поднимается проблема работы с детьми группы риска....

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА ЕЁ ПОЯВЛЕНИЯ

Каждый педагог начальных классов сталкивался с проблемой обеспечения благополучной школьной адаптации своих учеников. От того, насколько хорошо педагог умеет решать проблемы адаптационного перио...

Работа с учащимися гр. "Риска"

Работа с учащимися гр. "Риска" требует неформалтного подхода, тогда эффективность её будет большой....