«Развитие творческих способностей младших школьников.»
статья (2 класс) по теме

Малютина Татьяна Михайловна

 

«Развитие творческих способностей младших школьников.»

 Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе, связаны с именем классного руководителя. Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему доверяются детские тайны. Значит, эта деятельность школе необходима, и человек, выполняющий эту функцию, нужен.

Когда ребёнок приходит в школу, его встречает первая учительница. Первый учитель. Как много воспоминаний связано с этим именем. И какими будут эти воспоминания: добрыми, светлыми или тягостными зависит от учителя.

Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.

Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Если таковы запросы современного общества, то учитель должен стремиться реализовывать в своей деятельности одну из важнейших целей – воспитание творческой личности ребенка.

Я работала над этой проблемой несколько лет. Для себя я её сформулировала так: развитие творческих способностей младших школьников.

Мною была поставлена цель:  создать условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности младших школьников.

Я считаю, что для реализации этой цели, учитель должен понимать и осознавать, что есть творчество и что такое творческая деятельность, как необходимо руководить творческой деятельностью детей.

“Философская энциклопедия” определяет творчество как деятельность, порождающую “нечто новое, никогда ранее не бывшее”. Это, видимо, самое широкое определение творчества. Можно определить значение этого слова и по-другому, подчеркнув, что творчество является человеческой деятельностью.

  Способности - психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности

А вот В. Глоцер рекомендует: “ободрить, поддержать во время работы обязательно. И ни в коем случае не расхолаживать, потому что вслед за слабыми на первый взгляд успехами могут появиться настоящие”. И ещё: “Советовать нужно с большой осторожностью, так как иные рекомендации могут только отрицательно воздействовать на ребёнка и его творчество.

Дети талантливы почти в том же смысле, что и природа. “Почти” – потому что “произведения” природы возникают как отпечатки стихийного, не имеющего цели процесса, а детские работы: стихи, рисунки, песни, танцы, аппликации, пластилиновые фигурки, постройки из конструкторов или кубиков – следы деятельности, которая, как всякая человеческая деятельность мотивирована. Произведения детей могут многое поведать не только об авторе, но и о нашем мире. Ребёнку помогает творить взрослый, который принимает на себя функции внутреннего критика и частично – созидателя. Педагог реально участвует в детском творчестве, а следовательно руководит его развитием.

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели, я определила следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме;
  • Обеспечить диагностику развития творческих способностей
  • Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников, как в урочной, так и внеурочной деятельности

Следующим этапом моей деятельности было составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом. Я считаю, что основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

В план-программу вошли следующие разделы:

  • Дневник классного руководителя.
  • Планы воспитательной работы в классе.
  • Информационные стенды для школьников в классных комнатах.

Конечно, прежде чем выстраивать систему работы по формированию творческой личности ребёнка, необходимо изучить его индивидуальные и личностные особенности, его интересы и склонности. Это был следующий этап моей работы.

Совместно с психологом :

  • определили тип темперамента, посредством наблюдения, тестирования, анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися, выявили их личностные особенности;
  • изучили особенности характера и поведения;
  • исследовали интересы учащихся, их склонности к какому-либо виду деятельности;
  • составили карту направленности интересов учащихся;
  • определили статус каждого ученика в детском коллективе (лидеры, популярные, пренебрегаемые, приспособленцы, замкнутые);
  • выявили роль ребёнка в общественной жизни класса (организатор, инициатор, исполнитель);
  • выявили имеющиеся у детей положительные качества, которые следует развивать и отрицательные качества, от которых следует, по возможности, избавиться или преуменьшить.

 После получения этих результатов, я помогла учащимся определиться с выбором студии дополнительного образования. Осуществляла тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, посещала презентации студий, открытые формы работы, вела индивидуальные личные беседы с педагогами, координировала работу педагогов. Мы вместе планировали и проводили воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвовали в конкурсах. Эти мероприятия оставляли не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждали к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Я считаю, что содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время-это, прежде всего единство игровой и познавательной деятельности.        Хочется процитировать  В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Ни один ребёнок в моём классе не остался в стороне. Каждому ребёнку был составлен индивидуальный маршрут. (8 слайд) Учитель должен быть заинтересован в творческих успехах и достижениях своих учеников, должен уметь прийти к ним на помощь, поддержать их инициативу, одобрить выбор или решение детей, указать на ошибки, не обидев ребёнка.

Классные часы - часы общения были нам необходимы. Мы говорили о дружбе, доброте, бескорыстии и благородии, красоте, щедрости, честности, трудолюбии, уважении и заботе, бережливости и многом другом. Очень часто дети были сами инициаторами таких бесед. Вместе с детьми мы решали, какой праздник и когда нам организовать, кто какой вклад внесёт в общее дело. Эти мероприятия  способствовали развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Особую роль в формировании творческой личности ребёнка я отводила семье. Я считаю, что дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Во-первых, именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, во-вторых, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность.

 Я проводила индивидуальные беседы с родителями, лектории, консультативные часы, приглашала посещать уроки и внеклассные мероприятия для того, чтобы привлечь их к коллективному сотрудничеству. Своей целью я считала – донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка; что для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым их дети занимаются; пыталась объяснить родителям, что дети не должны быть созидателями жизни, они могут и должны быть активными её строителями.

Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет такая совместная деятельность учителя, родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося и ведения паспорта развития личности ребёнка. Творческий портфель (портфолио) – это накопитель его творческих достижений, показатель его творческого роста. Этот портфель формируется ребёнком в 1–4-х классах под руководством учителя с участием родителей, а по мере взросления ребёнка и роста его самостоятельности им самим.

Описанный мною опыт работы имеет положительные результаты. Важным для себя считаю проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы. Это позволяют мне сделать мои наблюдения и анализ уровня воспитанности; творческой и познавательной активности; успехи и достижения учащихся в познавательной и творческой деятельности.

На протяжении двух лет уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу; в студии дополнительного образования, кружки, секции; привлечению к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работе с учащимися и их родителями; формированию их самостоятельности и творчества; повышению уровню творческой и познавательной активности способствовало создание условий для развития учащихся; стимулирование и поощрение учащихся; становление положительной мотивации. Дети активно участвуют во всех мероприятиях, проявляют инициативу,

Таким образом, роль классного руководителя в воспитании творческой личности ребёнка столь же значима и необходима, как и роль семьи. Именно классный руководитель находится ближе всего к ребёнку, рассматривает возникающие проблемы с позиции ребёнка, оказывает ему помощь.

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon klassnyy_rukovoditel_malyutina_t.m_2.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников

В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....

Развитие творческих способностей младших школьников

Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...

Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"

Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....

Развитие творческих способностей младших школьников Титенко С.В

Условия развития творческих способностей младших школьников...

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....