Творческий проект в учебной и внеклассной работе в начальной школе
статья (2 класс) по теме

Свистушкина Ирина Евгеньевна

Статья на тему: " Творческий проект в учебной и внеучебной работе в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий проект в учебной и внеклассной  работе в начальной школе.

 

      Одной из главных задач современной школы является создание условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование его активной позиции как участника образовательного процесса,  поэтому  использование современных технологий  становится приоритетным в обучении детей.

                    Творческий проект – это огромное поле деятельности и учителя и  детей. Он даёт возможность ребёнку делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, всесторонне раскрывая свои таланты. Каждый ученик  пробует свои силы, показывает умения и видит результат своего труда. Такая деятельность позволяет  максимально раскрыть способности ребёнка.

       Одним из таких видов работы является проектная деятельность. Именно такое проектное обучение позволяет развивать самостоятельность, умение работать в группе. Дети учатся создавать небольшие творческие работы по разным предметам.   Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, играет важную роль в жизни современного человека и общества.

        Для осуществления работы над проектами необходимо учитывать психолого-физиологические особенности учеников младших классов. Темы проектов учеников начальной школы должны быть тесно связаны с предметным содержанием, так как наглядное и образное мышление, характерное для этого возраста, любопытство, интерес к  окружающему миру подталкивает ребёнка к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

       Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов ребёнка и  находиться в зоне ближайшего развития.

            Начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и  исследовательской деятельности ( выбор темы и цели, формирование вопросов для раскрытия темы, составлении плана, работы с различными источниками информации и т.п.).

             Ученики младшего школьного возраста являются первой ступенькой в образовательном процессе, поэтому их работы  в 1-2 классах носят творческий характер, а уже к 3-4 классу учащиеся выполняют  более сложные исследовательские  проекты.

       В 1 классе дети, работая в группе, не всегда  могут договориться. Им трудно

согласовать свою групповую работу, они не всегда могут выслушивать мнение своих товарищей. Очень часто группа распадается. Поэтому учителю важно учить детей общению между собой, умению слушать других и понимать друг друга, формируя этим коммуникативные навыки.

        Для сплочения коллектива в 1 классе, в конце первой четверти, я провожу первое большое мероприятие «День рождение класса». Дети уже познакомились со своими одноклассниками, уже появились первые лидеры и им становится интересно узнать что-то новое, поучаствовать в первой коллективной работе. На празднике ребята читают стихи, поют песни, играют в игры. А так же впервые получают совместные для группы задания, которые требуют от детей умение договориться, предоставить каждому участнику группы высказать своё мнение и предложить своё решение  той или иной задачи. Ребята с огромным удовольствием рисовали школу своей мечты и представляли  свои проекты  всем участникам.

               Во   время  осенних каникул  дети выполняли  первые творческие проекты на тему « Мои первые школьные каникулы». Каждый ребёнок с удовольствием рассказал о том, как он провёл каникулы, где побывал и что узнал. Ребята очень внимательно слушали своих товарищей. Итогом такой творческой работы стала наша первая книга.

             Творческий проект мы смогли  применить и на уроке технологии в 1 классе. На юбилей школы надо было изготовить подарок своими руками. Различные предложения посыпались как из «рога изобилия». Тогда мы решили составить план  для создания нашей будущей работы. Вот что получилось:

План:

1. Знакомство с историей понятия «юбилей».

2. Знакомство с возможными материалами, инструментами для выполнения данной работы.

3. Практическая работа по изготовлению цветов.

4.Изготовление коллективной работы в виде панно.

   В результате выполнения данного проекта ученики научились творчески  смотреть на мир, научились изготавливать цветы своими руками и получили огромную радость от  работы, которую они выполнили всем классом.  Ведь творческий проект - это фантазии наших детей.

               Завершая период обучения грамоте, у первоклассников проходит большой праздник - «Прощание с Букварём». В этот период детям предлагается принять участие в проекте « Моя любимая Азбука». Целью проекта является знакомство с проектной деятельностью, развитие познавательных навыков, умение самостоятельно использовать свои знания.          Дети самостоятельно и с помощью родителей искали сведения о первых азбуках и букварях. Ребята создавали свои буквы из различных материалов. А итогом такой работы стала выставка творческих работ во время  «Недели русского языка». На завершающем этапе – празднике « Прощание с Букварём» - ребята с удовольствием показывали свои работы и читали стихи и загадывали загадки про свою любимую букву. В итоге мы собрали свою классную азбуку, которую дети с удовольствием показывали родителям и одноклассникам. А некоторые ребята создали и «Цветочную азбуку»  и «Автомобильную азбуку».

         Дети очень любят творческие проекты по окружающему миру. Такая работа позволяет  не только много узнать самому, но поделиться знаниями со своими товарищами. Итогом такой работы становятся тематические книги «Красная книга животных холодного пояса», «Путешествие в тропические леса» и т.п.

                  Большую помощь в проектной деятельности оказывает  учебно-методический комплекс    « Этнокалендарь Санкт-Петербурга», позволяющий актуализировать в учебной и воспитательной работе огромный материал  для изучения истории нашего Отечества. Так в  учебном году в нашей  школе проходил семинар, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года. Расширение знаний учащихся о героических страницах истории нашего Отечества, воспитание патриотизма, чувства гордости  и уважения к историческому прошлому Родины -  стала главной задачей данного мероприятия.

                  Каждый класс выбрал тему для работы и приступил к изучению материала. Наш проект был посвящен памятникам героям войны 1812 года, которые установлены в Санкт-Петербурге. В начале работы дети сформировали творческие группы и выбрали тему. Так  первая группа начала собирать материал о Нарвских воротах, вторая группа - о Казанском соборе, третья группа - об Александровской колонне и четвёртая группа - об Арке Главного штаба. Однако, учитывая возраст детей – 7-8 лет,  необходима  была  подготовительная работа для более полного раскрытия темы. « Недаром помнит вся Россия…»- так называлась тема нашего занятия, которое прошло в районной библиотеке, с которой мы тесно сотрудничаем. Библиотекарь рассказал о войне 1812 года,  познакомил детей с великими полководцами и героями войны. Ребята составляли зашифрованные послания и сумели расшифровать место генерального  сражения. В игровой форме  и на материале презентации дети узнали много интересного и были готовы приступить к началу работы по выбранной теме. Такая работа требовала помощи и со стороны родителей. Поэтому на родительском собрании мы обсудили, какую помощь могут оказать родители. На первом этапе дети приносили разные материалы и обсуждали в группе полученную информацию. Постепенно стал отбираться материал для проекта каждой группы. Вскоре  каждая группа представила свои работы. Дети о огромным интересом рассказывали о каждом памятнике, читали стихи и даже загадывали загадки.

            На районной семинаре  каждый класс представил свои работы и познакомил ребят всех вторых классов со своими проектами.

             Заключительным этапом работы было создание книги по выбранной теме каждым классом.  Мы назвали её « Героям 1812 года посвящается». В ней мы рассказали об истории создания памятника, о скульпторах, о значении их в жизни города и страны. А для представления  на городском семинаре наш класс представлял  прохождение войск победителей через Нарвские ворота. Дети были одеты в костюмы, маршировали с песней « Солдатушки , браво ребятушки..». В результате такого кропотливого труда над проектом дети узнали много интересного об истории своей страны , о великих подвигах её защитников и приобрели опыт в  творческой совместной работе .

          Содержание проектной деятельности в УМК « Школа 2100» создаёт условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребёнка в различных видах и формах деятельности. Тематические встречи-беседы в стенах районной библиотеки даёт огромное поле деятельности в создании проектов. Приведу пример такой работы. В январе  прошло занятие на тему « Откуда пришла книга».

             Детям рассказали об истории создания книги, о древних библиотеках, о первопечатниках. После каждого занятия дети создают свой небольшой отчёт по данной теме. Ребята учатся искать нужную информацию в дополнительной литературе, оформлять проект и защищать его. Затем весь материал мы собираем в книгу с названием темы беседы.

             Таким образом, применение творческих проектов  учителем  в работе позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс и внеурочную деятельность, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика. Такая работа приносит огромную радость и детям и учителю.

Приложение№1.

Приложение № 2.

Список литературы:

1.Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

2. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов « Этнокалендарь Санкт-Петербурга,2013» для учителей 1- 4 классов. Издательство « Фрегат», Санкт-Петербург,2012.

3.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.

4.Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. – Москва, Вентана-Граф, 2002.

 5.Учебник «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях. Автор: Вахрушев А.А.

6.Букварь. Автор: Пронина О.В., Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н.  Образовательная программа « Школа 2100»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект в учебной и внеурочной деятельности в начальной школе

Статья для участия в Горчаковских чтениях на тему "Творческих проектов в образовании"...

Внеклассная работа в начальной школе

Данный материал - это конспекты тематических праздников и внеклассных мероприятий для учащихся 1 - 4 классов....

Внеклассная работа в начальной школе

Внеклассное мероприятие в начальной школе«Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».Цели: познакомить учащихся с историей русского быта, народными промыслами, обрядовой поэзией, спос...

Использование ИКТ в учебном процессе и внеклассной работе в начальной школе МОУСОШ № 18

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смен...

Внеклассная работа учителя начальной школы и дефектолога в области здоровьесбережения на примере проектной деятельности.

Данная статья знакомит с направлениями внеклассной работы в области здоровьесбережения по методу проектной деятельност в школе коррекционного обучения....

Творческие проекты в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе

Статья о том/, как сделать учебную деятельность интересной и увлекательной...