Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений ФГОС НОО второго поколения.
статья по теме

Гареева Эльвира Риферовна

Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений ФГОС НОО второго поколения. ( из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferenciya_-_kopiya.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений ФГОС НОО второго поколения.

        Свой доклад я хочу начать со слов В.Сухомлинского: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

        В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей. Для того, чтобы воспитать такого человека необходимо сначала сформировать определённые нравственные принципы и поведенческие навыки у ребёнка, умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и мудрую адекватную реакцию на проявление всего этого в жизни.

        Как научить чуткости, нравственной самостоятельности? Как научить видеть, где добро, где зло? Как помочь уйти от зла и от духовно-нравственного разложения, которые столь открыто и агрессивно угрожают нам и нашим детям?          

        Безусловно, все вышеперечисленные ценности постепенно входят в духовный мир человека на протяжении всей его жизни. Таким образом, решение этих воспитательных задач начинается до начальной школы, с «нежного возраста», и продолжается после. Однако до школы жизненный опыт ребёнка, как правило, соотносится с его представлением о мире «сказочном». Иными словами, дошкольник может отличить добро от зла в простых житейских ситуациях, но уверен, что все люди, как в сказках, делятся на плохих и хороших, что на любые вопросы есть «правильные» ответы.

        Понятно, что это не так. Осознание этого и составляет «воспитательное новообразование» начальной школы. С помощью нас, учителей, младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, своё отношение к нему. Он начинает понимать, что жизнь не похожа на сказку, что она сложнее и противоречивее, что в ней постоянно встречаются ситуации, требующие непростого нравственного выбора между разным пониманием добра разными людьми, между добром для одних и злом для других и т.п., что каждый делает этот выбор сам и не существует готовых единственно правильных решений и т.п. И совесть, как развивающееся нравственное сознание, способна оказывать влияние на выбор того или иного решения.

        Обозначить эти проблемы в начальной школе можно, а вот научиться самостоятельно решать их большинство младших школьников ещё не в состоянии. Это задача следующих ступеней развития личности.

        Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали (таких примеров, к сожалению, можно привести немало: ученик  наблюдает каждый день заваленные мусором обочины дорог, обшарпанные и исписанные стены и т.п.)

        Я считаю, что от школы нельзя требовать полного решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. Мы можем и должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы.

        Мы, учителя, можем повлиять на часть того мира, в котором живёт ученик, работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Всё это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы. Роль же педагога в развитии нравственных качеств ученика велика:  поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания.  

        Воспитание как принятие или отторжение человеком определённых ценностей (правил, идей) может быть и стихийным. Это означает, что на личность ребёнка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются и т.д. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живёт, – то общество, которое его окружает (семья, школа, село), те люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер и т.п.).  Однако, как уже говорилось, воспитание для педагога – это процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребёнку принять духовные ценности в свой внутренний мир.

        Основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с участием ребёнка, в котором проявляется та или иная духовная ценность – правило, идея. Ребёнок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок.  Доброе дело может быть спонтанным, неожиданным, непрогнозируемым. Например, ученик оказал какую-то помощь своему однокласснику или подбодрил, посочувствовал в какой-либо трудной ситуации и т.п.  Однако доброе дело может быть спланированным (хотя бы отчасти). Например, поступки детей и взрослых, которые совершаются при подготовке и во время празднования торжественных государственных, школьных и семейных дат, во время проведения благотворительных или каких-либо других акций, мероприятий.

        Главным в каждом из этих случаев является то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности.

        Механизм принятия учеником конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства: осмысление ценностей и практические действия на их основе.

        1) Осмысление и ощущение духовной ценности – это знакомство с конкретной важной идеей или правилом (ценностью). Оно обязательно должно сопровождаться ярким эмоциональным положительным переживанием. Без этого условия младший школьник не сможет до конца осмыслить ценность в беседах со взрослым, не начнет использовать её для оценки смоделированной ситуации. Приведу такой пример: ребёнок видит фильм о природе, поражающий его своей красотой, обсуждает со взрослым, «что такое «красота», пытается оценить, что красиво, а что нет на предложенных картинках. Либо ученик оценивает речевую ситуацию и отмечает вежливое (невежливое) поведение ее участников. Таким образом, ценность начинает приниматься внутренним миром ребёнка. Он осмысливает её и пытается использовать в своей речи, на словах.

        2)  Действие, направляемое ценностью, – это конкретная ситуация, требующая выбора и осуществления поступка с учётом известных ребёнку идей и правил поведения (ценностей). Примеры:  ребенок, листая фотоальбом, отбирает «красивые» и «некрасивые» фотографии;  долго переделывает свой рисунок,  «чтобы было красиво»; начинает убирать и украшать свою комнату. В такие моменты ценность принимается внутренним миром ребёнка. Он использует ценность не только на словах, но и на деле. Слово также может являться делом, когда ребёнок в конкретной ситуации с помощью слова совершает добрые поступки (поздравляет с днём рождения, с праздником, утешает другого или радуется успехам одноклассника и т.п.).

        Поскольку человека реально воспитывает сама жизнь, среда общения, а не отдельные школьные мероприятия, то многие воспитательные шаги спланировать невозможно. Осмысление ценности может предшествовать практике, а может произойти и значительно позже. Так, например, далеко не каждый школьник может сформулировать, что такое справедливость, но регулярно  использует суть этого понятия в отношениях с другими, заявляя: «это несправедливо» или «так будет справедливо».

        Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное – это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнёрские отношения, основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Это непростой личностный выбор педагога, но только он, на наш взгляд, может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности. В современных условиях невозможно работать по старому. Сама матушка природа требует от нас полного преобразования во всем. Новое поколение детей очень сильно выделяется от своих предшественников. Они умны, творчески развиты, мобильны, любят динамику, самостоятельны и деятельны. Учителю важно - поддержать и помочь в нужный момент. На уроке учитель играет роль дирижера. а ученики - это целый оркестр. Мне нравится с ними общаться. Удается найти подход к каждому ребенку, дети мне доверяют. Когда я только появилась в школе, шумные перемены повергали меня в легкий шок. А сейчас знаю, что это нормально. Дети просто очень активные! За пять – десять минут они должны выплеснуть всю энергию, что у них накопилась, а потом - обратно в класс на уроки. Шалости - это по-детски естественно, ущемлять детей в этом глупо. Они не такие как мы. Часто, когда ребенок поступает как-то неадекватно, я вспоминаю себя в детстве: как бы поступила я на его месте. Думаю, всем родителям полезно чаще вспоминать, какими детьми были они сами...  Быть современным и позитивным - это интересно!

        В то же время вполне поддаётся планированию та часть «добрых дел», которые принято называть системой воспитательных мероприятий (праздники, экскурсии, классные часы, специальные уроки и т.п.), которые, я убеждена, нельзя планировать ради «галочки» в отчёте или только ради информирования ребят о каких-то ценностях. Все эти мероприятия можно использовать для двух важных педагогических действий:

        1) Моделировать ситуации, требующие нравственного выбора, когда следование понятным идеям и правилам противоречит обстоятельствам, другим правилам, собственным интересам и т.п. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать ребятам делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации. Например, рассаживая ребят для групповой работы, мы можем определить двух лидеров в одну команду, провоцируя определённый конфликт, чтобы в ходе работы помочь ребятам искать выход из таких ситуаций, соблюдая правила вежливости. Или же, отправляясь на экскурсию в музей, можно деликатно предложить любителю граффити сравнить свои произведения с творениями мастеров. Однако сделать это не для того, чтобы унизить или высмеять школьника, а так, чтобы он сам постарался найти общее и различное – увидел бы конфликт между низким и высоким представлением о творчестве. Либо, анализируя какой-либо кинофильм (видеофильм), тактично обратить внимание на речь героя, использующего грубую лексику, предоставить ученику возможность самому найти нравственное решение подобной речевой ситуации.

        2) Осуществлять с детьми рефлексию ситуации – обсуждать и осмысливать действия после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам формулировать вывод – как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда вместо чтения нотации о правильном поведении мы получим от ребят самостоятельно сформулированную нравственную норму. А то правило, которое придумал и принял сам, исполнять значительно проще и приятнее.

        Всё многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности.

        1. Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Далее в Программе этот вид деятельности обозначается как Учёба. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

        2. Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.

        Хочу привести пример классного часа, проведенного мною  во 2 классе «Дом Доброты» с использованием игровых (технологий имитационного моделирования) и коммуникативно-исследовательских технологий. Эпиграфом классного часа я выбрала такие слова: Добрые слова – корни, Добрые мысли – цветы, Добрые дела – плоды, Добрые сердца – сады. Чтобы построить Дом Доброты, ученики должны выполнить задания: вспомнить и назвать выражения со словом «добрый»; выбрать пять добрых дел; обсудить в группах предложенные ситуации и объяснить, в чем дети были не правы; собрать «рассыпанные» пословицы о доброте; из предложенных слов выбрать только те, которые относятся к добрым людям. Каждое выполненное задание – очередная ступенька к Дому Доброты. Во время разговора о добрых делах и поступках ребята вспомнили, какие добрые дела они уже успели сделать в этом учебном году. Это участие в акциях «Детский орден милосердия» и «Подари жизнь старинным вещам», оказание помощи пострадавшим от пожаров, долгосрочный проект «Украсим школу цветами», уход за питомцами из живого уголка природы, сбор «золотого» урожая (уборка осенних листьев), трудовая операция «Самый чистый класс», ремонт книг из школьной библиотеки. И это только начало! А сколько еще предстоит сделать! В заключении классного часа на фазе рефлексии дети играли в игру. Становились в круг и, передавая друг другу мяч, говорили, что они чувствуют в Доме Доброты. Например: «В Доме Доброты я чувствую…» Чаще других звучали слова: любовь, понимание, сострадание, забота. Говорят, что если есть в человеке доброта, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться уже сегодня.

        3. Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.)

        Если не попытаться согласовать жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами, то большинство наших воспитательных усилий  будут потрачены впустую. Конечно, никакому образовательному учреждению не под силу изменить всё современное общество. Однако школа может стать культурным центром определённой микросреды. Для этого в рамках той же «внешкольной деятельности» необходимо как минимум сделать два усилия.

  1. Выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями).

        В начальной школе родители, как правило, готовы активно участвовать в жизни детей, по крайней мере, интересуются ею. Здесь важно соблюсти золотую середину: не отгораживаться от родителей «режимом посещения школы», разумно и избирательно относиться к возможным предложениям с их стороны. Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только, я считаю, на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию.

  1. Организовать взаимодействие школы с культурными и общественными организациями.

        В каждом регионе, районе, населённом пункте могут найтись такие центры, которые способны помочь духовно-нравственному воспитанию школьников, связать школу с реальной жизнью. У нас в районе есть центр детского творчества, где совместно проводим  добрые дела, которые впоследствии являются основой каких-либо проектов, создаваемых учеником вместе с родителями. Например, проекты «Моя родословная», «Реликвии нашей семьи» и др. Описать все возможные дела-мероприятия невозможно.

        Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. В нашей школе кружок по краеведению ведется уже второй год. Целью курса является воспитание патриотизма, формирование чувства любви к родине, пробуждение познавательного интереса к изучению родного края; формирование осознанного отношения к сохранению исторического и культурного наследия, уважения традиций предков, а также воспитание экологически грамотного и культурного поведения в природе. Хочу привести пример  заседания кружка «Юный краевед». Во время путешествия в прошлое обучающимся предлагается побыть в роли древних предков, представить их жизнь и обычаи, рассмотреть различные проблемно-игровые ситуации. Например: обучающиеся разделены на несколько групп. Им была предложена следующая ситуация: «Наши предки очень часто отправлялись в походы, в лес на охоту, для заготовки дров и т.д. Вы оказались в незнакомой местности. Вам встречается вооруженная группа людей. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит подставить свою спину незнакомым вооруженным людям». Какой выход можно найти из этой ситуации? Конечно, вариантов у ребят было много и разных. Но, посовещавшись, решили, что лучше всего попытаться подружиться. А это значит, положить оружие и протянуть открытые ладони. Показать, что в руках нет оружия. Пустые руки означают, что никому не причинят вреда. Вот так ребята знакомятся с обычаем, пришедшим из глубины веков, - рукопожатием, знаком полного доверия другому человеку. В заключение заседания ребятам предлагается протянуть и пожать друг другу руки в знак благодарности за дружную и плодотворную работу.

        Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья. Поэтому все учителя начальной школы ведут регулярную работу по наполнению процесса обучения материалом патриотической и духовно-нравственной направленности. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...

«Гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности неслышащего младшего школьника».

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе....