ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья
статья на тему

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_1.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Солошенко Наталья Николаевна,

Секишева Татьяна Алексеевна
МАОУ «СОШ №33»

 

Трансформации, которые произошли за последнее время в России, сопровождались значительными изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, что привело исчезновению идеалов и к значительной потере духовных ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступила утрата патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Данные деформации в социуме негативно отражаются на подрастающем поколении, что выражается в его отчуждении от отечественной культуры, общественно-исторического опыта и исторических свершений российского народа. В связи с этим идея воспитания патриотизма и гражданственности у современных школьников приобрела государственное значение, гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления образования.

Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной  памяти, национально-культурным традициям [2, с. 365]. Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, т. е. малой родине, зарождается и проходит становление еще в детские, школьные годы в семье и других воспитательно-образовательных средах. Ведущее место в процессе становления патриотического сознания учащихся занимает содержание образования [1, с. 236].

Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, включает активную позицию, готовность к служению Отечеству [3].

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма, так как ребенок отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в безусловность и необходимость соблюдения нравственных норм. Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. В младшем школьном возрасте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и явления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведение, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к происходящему, что служит психологической основой реализации патриотического воспитания учащихся на начальной ступени образования.

В педагогической деятельности мы исходим из понимания патриотического воспитания детей младшего школьного возраста как целенаправленного процесса педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, развития потребности в принадлежности к Малой Родине, ее народу, взращивания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения и деятельности на общую пользу.

Система нашей работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов включает в себя три основных компонента:

1. Патриотическое воспитание в системе общешкольных мероприятий:

Месячник патриотического воспитания «Народ и армия едины», включающий встречи с ветеранами, общешкольные классные часы: «Права и долг - неотделимые понятия!», «Главная книга страны», направленный на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, чувства гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; долга и  ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, реализуемое также на материале учебников и учебных пособий, литературных произведений в урочной деятельности.

2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности младших школьников, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре народов России, своём родном самарском крае, месте рождения; содержательному знакомству с историей своей семьи, формирование уважительного отношения к труду окружающих, стремления посильно участвовать в нем, проявлять нравственное поведение.

В качестве форм патриотического воспитания нами используются:

- классные часы: «Государственные символы России», «Моя семья в военные годы», «Что значит, Родину любить?» и др.;

- встречи с ветеранами войны и труда,

- диспуты, беседы по темам: «Мир – наш дом», «О Родине, о доблести, о славе», «Обычаи и традиции русского народа», «Слава хлебу на столе», «Чем дорога природа самарского края», «Друзья познаются в беде или в радости», «Что для меня моя семья?», «Люди, которыми гордится наш город», «Не место красит человека, а человек место»;

- викторины: «Знаешь ли ты свой город»,

- коллективные творческие дела: «Улица, на которой я живу», «Операция «Кормушка», «Мое семейное древо»,

- выставки (рисунков  на тему «Моя любимая Самара»),

- конкурсы сочинений, рисунков  на тему «Моя любимая Самара»

- экскурсии и другие формы работы.

3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

 В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию младших школьников выступали:

- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

- помощь в организации  и проведении внеклассных мероприятий; 

- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;

совместных внеклассных мероприятий (выставки,  конкурсы,  экскурсии).

Каждый из представленных выше компонентов деятельности педагога по патриотическому воспитанию младших школьников включает следующие направления: «Моя семья», целью которого является развитие у детей интереса к истории своей родословной, бережного отношения к семейным традициям, чувства гордости за своих предков;

«Мой край самарский», целью которого является изучение истории  самарского края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций. 

«Моя Родина - Россия» - изучение истории, культуры, быта, традиций    Отечества, формирование у младших школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории. 

Описанный выше опыт патриотического воспитания младших школьников не является исчерпывающим содержание проделанной нами работы. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности патриотического воспитания учащихся начальной школы, достигать положительных результатов. 

Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

 

Библиографический список

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. С.365.

2. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В. Г. Панова. В 2 т.  – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. - Т.2. С.236.

3. ФГОС основного общего образования URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 15.01.2013).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Моя статья посвящена воспитанию младших школьников.В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходовк воспитанию младших школьников, реализация которых способств...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....