Сценарий ко Дню Победы "Чтобы помнили..."
творческая работа учащихся на тему

Семехина Любовь Васильевна

Сценарий литературно - музыкальной композиции разработан для празднования Дня Победы в школе. Рассчитан на разновозрастных исполнителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtoby_pomnili.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Озёрная СОШ № 9

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

«Чтобы помнили…», посвящённой Дню Победы

                                                       Составитель       Семехина Любовь Васильевна,

                                                                             учитель начальных классов

                                                                             Озёрной средней школы № 9

                                                                             села Чёрное Озеро

                                                                             Ширинского района

                                                                             Республики Хакасия.

с.Чёрное Озеро

2013г.

Пояснительная записка.

                  Работа представлена на конкурс в номинации «Методическое пособие по патриотическому воспитанию».  Это сценарий литературно-музыкальной композиции «Чтобы помнили…», посвящённой Дню Победы.

                 Цель и задачи, которые я преследовала, создавая  литературно-музыкальную композицию «Чтобы помнили…», очень точно отражены в её названии.  Композиция призвана  через воздействие на эмоциональную сферу детей вызвать у школьников интерес к героическому прошлому страны, подвигу их дедов и прадедов, воспитывать чувство гордости за нашу  Родину, глубокое уважение к людям, пережившим годы войны.

                 Литературно-музыкальная композиция рассчитана на подростков. Сценарий апробирован в двухтысячном году.  Композиция была подготовлена восьмиклассниками и произвела огромное эмоциональное воздействие на зрителей.

                 Данный сценарий дополнен и переработан   с использованием современных технических средств.

                 Литературно-музыкальная композиция – не развлекательная программа, она составлена из очень серьёзного материала: стихи и песни поэтов и композиторов-фронтовиков, классическая музыка. Используется видеоряд: фотографии односельчан-фронтовиков; фото, иллюстрирующие используемый материал.  

                 Оформление сцены имеет немаловажную роль в представлении литературно-музыкальной композиции.    

                 На заднике изображено небо, облака, заходящее багровое солнце и клин журавлей. Справа стоит берёзка, рядом большой камень-валун.

Литературно – музыкальная композиция, «Чтобы помнили…», посвящённая 

Дню Победы.

На сцене группа чтецов:

1. В вихре событий несутся года…

Только военных тревог не забыть.

Май сорок пятого…

                                      он навсегда

В памяти нашей останется жить.

В небе рассыпаны тысячи роз,

Звуки салюта Победы звучат.

Эту победу Отчизне принёс

Он – сорок пятого года солдат!

2. В то летнее утро

…Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали  в танки, закрывали люки

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Звучит аудиозапись первого куплета песни «Священная война».

Звук убирается, транслируется запись сообщения Информбюро:

От советского Информбюро.

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления

каких-либо претензий к Советскому Союзу,

без объявления войны, германские войска

напали на нашу страну, атаковали наши

границы во многих местах и подвергли

бомбёжке со своих самолётов наши города.

Звучит припев песни «Священная война», затем звук убавляется и на фоне песни чтец читает:

3. Весь край этот, милый на веки,  

В стволах белокрылых берёз,

И эти студёные реки,

У плёса которых ты рос

И тёмная роща, где свищут

Всю ночь напролёт соловьи,

И липы на старом кладбище,

Где предки уснули твои.

И рожь на полях непочатых,

И эта хлеб  – соль средь стола,

И псковских соборов стрельчатых

Причудливые купола.

И ливни – такие косые,

Что в поле не видно ни зги, -

Запомни:

                всё это Россия,

Которую топчут враги.

Исполняется первый куплет и припев  песни

 «Красно солнышко» (сл. И.Шаферана, муз. П. Аедоницкого)

Одновременно на экране «солнечные» фотографии- лица счастливых людей

           Умывает красно солнышко

              Руки теплые в росе,

              И Россия, как Алёнушка,

              Предстаёт во всей красе   

              Припев:       Ни вблизи, ни вдали я не знаю земли

                                        Лучше той, что меня взрастила!

                                        Синих рек рукава, в небе синь-синева

                                        И светла от берёз Россия.  

                                                   

4. Были тысячи незавершённых дел,

Были не допеты сотни песен,

Но набат тревожный загудел

В самый лучший, в самый летний месяц.

5. Они мечтали жизнь прожить сполна,

Они хотели созидать для мира,

Но чёрным ветром ворвалась война

И закружило всё, что было мило.

6. И мечты отложив, словно книжки,

Сузив лбы в ранних складках морщин,

Уходили на подвиг мальчишки,

По пути превращаясь в мужчин.

Исполняется песня Булата Окуджавы « До свидания, мальчики!»

Группа чтецов перестраивается, сценически обыгрывается сюжет песни.

Ах, война, что ты  сделала, подлая!

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите вы… и всё-таки

Постарайтесь вернуться назад!

Ах, война, что ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб -  разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги… ну куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон…

вы наплюйте на сплетников, девочки!

Мы сведём с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идёте войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад!

Голос за кулисами:

Что вы пережили, расскажет историк,

Был сон ваш тревожен, и хлеб ваш был горек.

Да что там! Сравнения ввек не найти,

Чтоб путь описать, что пришлось вам пройти!

На сцену выходят, обнявшись,  две девушки, они одеты в военную форму, кутаются в шинель, усаживаются на «валун», читают стихотворение Юлии Друниной «Зинка»:

Зинка:

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнёт светлеть.

Юлька:

Под шинелью вдвоём теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Зинка:

- Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она –  не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется:

                               каждый кустик

Беспокойную дочку ждёт…

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

но сегодня она – не в счёт.

Юлька:

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг – нежданный приказ:

                                                  «Вперёд!»

(девушки встают и выходят на авансцену)

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идёт.

Зинка:

С каждым днём становилось горше.

Шли без митингов и знамён.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрёпанный батальон.

Юлька:

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по чёрной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Зинка:

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

(Зинка отворачивается и уходит в глубь сцены, стоит спиной к зрителю, опустив голову)

 

Юлька:

…Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Её тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели о

О рязанских глухих садах.

…Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счёт.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живёт.

У меня есть друзья, любимый,

У неё ты была одна.

пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

…Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала.

(медленно уходит со сцены, опустив голову и волоча за собой шинель)

Гаснет свет, луч высвечивает скорбную женскую фигуру в длинном лёгком чёрном одеянии.

Женский голос за кулисами в микрофон читает «Плач матери» из «Реквиема» Роберта Рождественского. Чтение ведётся на фоне вокализа № 14 Сергея Рахманинова (вокал, сопрано Вероника Джиоева). На сцене хореографическая композиция.

Ой, зачем ты,

                   солнце красное,

всё уходишь –

не прощаешься?

Ой, зачем

                с войны безрадостной,

сын,

не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу

прилечу

             орлицей быстрою.

Отзовись,

моя кровиночка!

Маленький,

единственный…

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись,

                   моя надежда!

Зёрнышко моё.

Зорюшка моя.

Горюшко моё, -

Где же ты?

Не могу найти дороженьки,

Чтоб заплакать над могилою.

Не хочу я ничегошеньки,-

только сына милого.

За лесами моя ластынька!

За горами –

                      за громадами…

Если выплаканы глазыньки,

Сердцем

               плачут матери…

Белый свет

                   не мил.

Изболелась я.

Возвратись,

                    моя надежда!

Зёрнышко моё.

Зорюшка моя.

Горюшко моё, -

Где же ты?

Затемнение, свет. На сцене скульптурная композиция –  часть мемориала на Мамаевом кургане: женщина (танцовщица) склонилась над убитым сыном.

Чтец:

Пуля, жизнь скосившая сыновью,

Жгучей болью захлестнула мать.

Некого с надеждой и любовью

Ей теперь под кров свой ожидать.

От глухих рыданий обессиля,

Задремала.

И приснилось ей,

Будто бы она –

Сама Россия,

Мать ста миллионов сыновей.

Поднимается солдат из скульптурной композиции, читает на фоне музыки «Магический дудук» № 10.

Одновременно на экране сменяются фотографии  ветеранов-односельчан. Фото военных и довоенных лет.

Разве погибнуть  ты нам завещала,

Родина?

Жизнь

           обещала,

Любовь

            обещала,

Родина.

Разве для смерти

                             рождаются дети,

Родина?

Тихо сказала:

                       «Вставайте на помощь…» -

Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у нас –

Мы или Родина.

На сцене два чтеца. Звучит запись (сначала тихо, а потом громче и громче) чеканной поступи солдатского строя.

1 чтец:

 Плескалось

                         багровое знамя,

горели

           багровые звёзды,

слепая пурга

накрывала багровый от крови

                                                   закат,

и слышалась

                     поступь

                                  дивизий,

железная

               поступь дивизий,

Точная

          поступь

                          солдат!  

2 чтец:

Навстречу раскатам  

                                        ревущего грома  

мы в бой поднимались    

светло и сурово.

На наших знамёнах

                                начертано

                                                слово

Победа!

Победа!

Во имя Отчизны –

                              победа!  

Во имя живущих –

                              победа!  

Во имя грядущих –

                              победа !..

Солист исполняет песню Михаила Ножкина «Последний бой»:

Мы так давно, мы так давно не отдыхали,

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали

А завтра, завтра, наконец, последний бой!

Припев:

Ещё немного, ещё чуть-чуть!

Последний бой, он трудный самый,

А я в Россию домой хочу,

Я так давно не видел маму! – 2 раза

Четвёртый год нам нет житья от этих фрицев,

Четвёртый год солдатский пот и кровь рекой,

А мне б в девчоночку хорошую влюбиться,

А мне б до Родины дотронуться рукой!

Припев: (тот же)

Последний раз сойдёмся завтра в рукопашной,

Последний раз России сможем послужить,

А за неё и помереть совсем не страшно,

Хоть каждый всё-таки надеется дожить.

Припев: (тот же)

Чтец:

 Ещё стояла тьма немая,

           в тумане плакала трава.

Девятый день большого мая

           уже вступил в свои права.

Армейский зуммер пискнул слабо –

           и улетел солдатский сон!

Связист из полкового штаба

           вскочил и бросил телефон. И всё!

Не звали сигналистов.

Никто не подавал команд.

Был грохот радости неистов:

Плясать пустился лейтенант.

Вдруг, тишь нахлынула сквозная,

И в полновластной тишине

Спел соловей,

                       ещё не зная,

                       что он поёт не на войне.

  Солист исполняет  песню Б.Окуджавы на музыку В.Левашова

«Бери шинель».

А мы с тобой, брат, из пехоты,

А летом лучше, чем  зимой,

С войной покончили мы счёты, – 3 раза

Бери шинель, пошли домой.

Война нас гнула и косила,

Пришёл конец и ей самой.

Четыре года мать без сына, - 3 раза

Бери шинель, пошли домой.

К золе и к пеплу наших улиц

Опять, опять, товарищ мой,

Скворцы пропавшие вернулись, - 3 раза

Бери шинель, пошли домой.

А ты с закрытыми очами

Спишь под фанерною звездой.

Вставай, вставай, однополчанин, - 3 раза

Бери шинель, пошли домой.

Что я скажу твоим домашним,

Как встану я перед вдовой?

Неужто клясться днём вчерашним? – 3 раза

Бери шинель, пошли домой.

Мы все – войны шальные дети,

И генерал, и рядовой.

Опять весна на белом свете, – 3 раза

Бери шинель, пошли домой.

Чтец:

Ты же выжил, солдат,

Хоть сто раз умирал,

Хоть друзей хоронил

И хоть насмерть стоял.

Отчего же ты замер –

На сердце ладонь,

И в глазах, как в ручьях,

Отразился огонь?..

На сцену выходит чтец в военной форме, с вещевым мешком, садится на «валун», читает стихотворения М.Исаковского «Враги сожгли родную хату…» Чтение сопровождается музыкой к песне «Враги сожгли родную хату…»

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошёл солдат в глубоком горе

На перекрёсток двух дорог,

Нашёл солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат – и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,

Героя – мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол, -

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришёл…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только тёплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил на серый камень гробовой:

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришёл к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил – солдат, слуга народа

И с болью в сердце говорил:

« Я шёл к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Включается аудиозапись последнего куплета песни на стихи Исаковского (со словами):

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Чтец:

Не танцуйте сегодня, не пойте.

В предвечерний задумчивый час

Молчаливо у окон постойте,

Вспоминайте погибших за нас.

На фоне мелодии песни Я.Френкеля «Журавли»

Мы  лежим под снегами,

А вверху в ослепительной сини,

Словно белые птицы,

Плывут и плывут облака…

Вы не плачьте над нами, голубые берёзы России,

Вы не плачьте, вы ждите

                                          пока.

Исполняется танец «Журавли». Музыкальное сопровождение – песня в исполнении Елены Ваенги «Журавли»

Перечень литературы

 и других материалов.

  1. Стихи   Р. Рождественского

                        М. Исаковского            

                   Ю. Друниной

                   Д. Кедрина  

        Б. Окуджавы

        В. Шефнера

  1. Музыка:

  1. Песня «Священная война» сл.       , муз. А.Александрова
  2. Песня «Красно солнышко» сл. Н.Шаферана, муз. А.Александрова
  3. Песня «Враги сожгли родную хату» сл.М.Исаковского, муз.
  4. Песня «Бери шинель, пошли домой» сл.Б.Окуджавы, муз.В.Левашова
  5. Песня «Последний бой» сл. и муз. М.Ножкина
  6. Песня «Журавли» сл.
  7. Вокализ № 14 С.Рахманинова  
  8. Муз. композиция на дудуке.

    3.    Фотографии:

  1. «Солнечные» (радость)
  2. Времен ВОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "На улице- не в комнате,о том,ребята,помните!"

Праздник с элементами сюжетно-ролевой игры,способствует активной пропаганде ПДД,развивает творческие способности детей....

Сценарий внеклассного мероприятия «И помнит Мир спасённый…»

Цель: поздравление мам и девочек;           воспитание любви к близким и своей Родине. Задачи: развитие инициативы и самостоятельности, учащ...

Сценарий митинга "Гордимся и помним"

Сценарий митинга "Гордимся и помним"...

Сценарий праздника "Пока мы помним ..."

Сценарий праздника ко  Дню Победы....

Методическая разработка " Помните, помните, помните...".

Литературно-музыкальная композиция для учащихся начальной школы. Тема " Великая Отечественная война"....

Сценарий конкурса чтецов "Мы помним! Мы гордимся!"

Министерство образования и науки Челябинской областиГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Челябинский педагогический колледж № 1»    Сце...