Главные вкладки

    Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися
    статья по теме

    Шайдт Оксана Николаевна

    Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rol_klassn._chasa.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися.

    (Учитель начальных классов  шайдт О.Н.)

    Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Необходимо определить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час.
    Известные ученые считают:

    «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». 

    В.П.Созонов

    Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя». 

    Л.И.Маленкова

    Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач.

    1. Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
    2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
    3. Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
    4. Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
    5. Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

    Основные компоненты классного часа

    Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка, с проектирование и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

    Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

    Организационно-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.

    Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

    Классный час может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция. Время распределяется и планируется классным руководителем и обучающимися. Но также следует учитывать, что возможно экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или иным причинам.

    Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, помнить об их нравственных представлениях, интересах и т.д.

    Функции классных часов


    Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.

    Классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую. 

    1.
    Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам; объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

    Примерные темы:
    "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д. 

    2.
    Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку.
        Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях.

              Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д.

    3.
    Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает                                  сбор книг для малышей из Дома ребенка. 

    Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.


    Тематика классных часов


     
    Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

    1. морально-этическим проблемам.
    2. проблемам науки и познания.
    3. эстетическим проблемам.
    4. вопросам государства и права.
    5. вопросам физиологии и гигиены,
    6. психологическим проблемам.
    7. проблемам экологии.

    8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам,

    Структура классного часа

    В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.
      Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.
      Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
     Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.
      

      1. Классный час посвящен воспоминанию о лете, веселым рассказам о прожитом и пережитом, пению милых и любимых песен под гитару

      1а. Классный час "Знакомство".

      4. Классный час "Лесная аптека".

     5. Классный час-пресс-конференция "Встречи с родителями".

      "Встреча с представителями правоохранительных органов, медиками, психологами".

     9. Классный час творчества.

      13. Классный час - игра "Откровение".

      18. Классный час ""Родина - рядом".

     19. Классный час, посвященный толерантности.

      Толерантность, как уважительное отношение к другим взглядам, настроениям, принципам, моде, интересам, религии, национальности.

        20. Классный час "Час перед Рождеством".

      Узнать бы у бабушек старинные обряды гаданья

      23. Классный час проводится в форме решения проблемных ситуаций.

      Ситуации предлагают учащиеся, педагоги, родители, решения предлагает каждая группа, лучшее решение определяется жетонным голосованием.

      24. Классный час. Час рефлексии.

      Классный руководитель раздает каждому участнику лист его личных успехов, достижений, участия, побед, движения, открытий.

      Каждый ученик так же от всех служб школы получает те или иные награды, грамоты, сувениры.

      27. Классный час, посвященный 23 февраля и 8 марта

      30. Классный час "Почтовый ящик".

      В ящик с прорезью учащиеся закладывают напечатанные или любым образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Классный руководитель отвечает на них.

     Чсы, посвященные разумному и выигрышному поведению человека в обществе.

      Темы:

      1) Как познакомиться, о чем говорить и куда идти.
    2) Как стать интересным для других людей и добиться уважения.
    3) Откуда берутся конфликты в семье и как от них избавиться.
    4) Выигрышное поведение в общественных местах, или как одеваться, как общаться, как относиться к другим, как дружить, как делать подарки и многое другое, составляющее понятия - этика и этикет.

      40. Классный час "Цветы и цвета".

        41. Классный час "Мои любимые животные".

      И не важно есть ли они у тебя дома, важнее рассказать о самых удивительных и разных животных и птицах, рыбах и насекомых, о которых ту узнал что-то замечательное.

        43. Час беседы один на один. Или час работы с активом. Час секретной подготовки к какому-нибудь событию, о котором не долж-ны знать все.

      Примечание. Если к педагогу не идут шушукаться и секретничать, если не любят с ним общаться и не обращаются к нему с просьбами и за советом, значит, что-то нужно менять в отношениях с ребятами.

        45. Классный час: "Вопросом на вопрос".

      Класс делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа жюри оценивает по 5-балльной шкале.

      49-50. Игровой классный час.

      Весь класс играет в быстрые шахматы и шашки вместе с желающими учителями и родителями. Игра проводится в виде скоростного чемпионата по олимпийской системе:

      51-52. Спортивный классный час.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

    в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

    Взаимодействие классного руководителя, учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.

    Взаимодействие классного руководителя , учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.   Начальная школа – это то звено школы, где большую роль игр...

    «Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся».

    Данная статья будет полезна классным руководителямТема:«Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся»....

    Организация взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

    В данной статье мною раскрыты общие педагогические технологии работы с родителями из опыта работы. К ним относятся: применении технологии системно- деятельностного метода Л.Г. Петерсон при проведении ...