«Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся».
методическая разработка по теме

Фролова Анна Андреевна

Данная статья будет полезна классным руководителям

Тема:«Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_kl_ruk.docx31.72 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_mo.ppt73 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся.

Одной из задач моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. Классный час – это наиболее распространенная форма воспитательной работы, которая помогает мне решить поставленную задачу.

Известные ученые понятие классного часа представляли следующим образом:

“Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками” (В. П. Созонов)

«Классный час — это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приёмы, средства и способы организации взаимодействия (Е.В.Титова)».

 «Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» (Н.Е. Щуркова).

Таким образом, можно выделить определённые черты данной формы работы с учащимися:

- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

К подготовке классного часа нельзя подходить формально, в таком случае это время будет потрачено впустую. Классному руководителю необходимо спланировать воспитательную работу с учащимися в целом. Далее определить тематику классных часов, цели и формы проведения.

При подготовке классного часа необходимо учитывать его основные компоненты:

Целевой – целевые установки должны быть направлены, прежде всего, на развитие индивидуальности ребёнка.

Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

Организационно – деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно – аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Можно выделить основные функции классного часа:

  • Просветительская функция - расширяет и дополняет круг знаний учащихся;
  • Ориентирующая функция - формирование у учащихся определенных отношений к объектам окружающей действительности;
  • Направляющая функция - помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность;
  • Формирующая функция – формирование у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, выработка умений вести групповой диалог, аргументировано отстаивать свое мнение.

Основные задачи классного часа:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально - чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Итак, при подготовке и проведении классных часов необходимо руководствоваться определенными правила:

Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся и учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.

Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.

Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать системность, а не спонтанность.

Также необходимо помнить, что классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой, но и пускать все на самотек тоже не стоит.

Формы проведения классного часа могут быть разнообразными, в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Наиболее распространены и используемыми мною являются следующие формы проведения классных часов:

1) беседа на определенную тему: в форме рассуждения на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение; либо в форме вопросов и ответов (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

2) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

3) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

4) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

5) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации) распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений;

6) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

Структура классного часа:

  • Вступительная часть (5-7 минут):  цель - мобилизация внимания, проблематизация, определение значения (места) обсуждаемого вопроса в жизни человека, определение цели классного часа, эмоциональный настрой на обсуждаемую тему, предстоящий разговор, совместную работу.
  • Основная часть (время не регламентируется): цель -  рассмотрение основного содержания проблемы в соответствии с целями, задачами и функциями классного часа.
  • Заключительная часть (время не регламентируется, но нельзя затягивать):  цель - подведение итогов разговора, работы; создание чувства удовлетворения состоявшимся разговором; побуждение желания внести изменения в свое поведение, в жизнь класса; хорошо, если разговор перейдет в русло практических дел;  не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить основного содержания.

Очень важно в работе классного руководителя уметь проводить системный анализ и самоанализ каждого внеклассного мероприятия, для изучения результатов и эффективности мероприятия.

Преимущества хорошо организованного и продуманного классного часа очевидны. Классный час играет большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.

Преимущество первое.

В рамках классного часа можно общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией.

Преимущество второе.

Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят.

Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который можно получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков, мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

Преимущество третье.

Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет видеть учеников в естественной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи.

Таким образом, во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в классе, иначе ученики будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Выбрав тему, постарайтесь сразу задать ей такой тон, который не оставит детей равнодушными, будет вызывать эмоции, желание возразить или переубедить. Старайтесь, чтобы дети имели возможность рассмотреть, описать и обсудить какое-то явление со всех сторон, прочувствовать его и сделать свои собственные выводы.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) школа VIII вида №869

Доклад для методического объединения

классных руководителей

Тема: «Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся».

Подготовила:

Фролова А.А.

2013/2014 учебный год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование математических представлений у младших школьников.

Слайд 2

Формирование математических представлений. Игры на развитие количественных представлений Игры на развитие пространствен- ных представлений Игры на развитие временных представлений

Слайд 3

Игра «Чудесный мешочек». Игра «Угадай». Игра «Считай — не ошибись!» Игра «Посчитай и отсчитай!». Игра « Много – мало – один Игра « Стук – стук ». Сюжетно – ролевые игры « Магазин », « Аптека » и т.д. I . Игры на развитие количественных представлений

Слайд 4

II . Игры на развитие пространственных представлений Игра « Путешествие» Игра « Куда бросим мяч?» Игра « Собери картинку » Игра « Где звенит колокольчик?» Игра « Покажи, что я скажу » Игра « Расскажи про свой узор » Игра « Будь внимателен ! и т.д.

Слайд 5

III . Игры на развитие представлений о времени. Игра « Тепло - холодно » Игра « Дождь – снег - солнце » Игра « Когда это бывает?» Игра « Назови время года ». Игра « Наш день » и т.д.

Слайд 6

Работа по развитию математических представлений должна осуществлялась комплексно в процессе : повседневной жизни ; обучения сюжетно-дидактическим и театрализованным играм ; занятий рисованием, лепкой, конструированием, ручным и хозяйственно-бытовым трудом; специальных занятий по математическому развитию и конструированию; работы по развитию речи; индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Слайд 7

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Взаимодействие классного руководителя, учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.

Взаимодействие классного руководителя , учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.   Начальная школа – это то звено школы, где большую роль игр...

Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....

Организация взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье мною раскрыты общие педагогические технологии работы с родителями из опыта работы. К ним относятся: применении технологии системно- деятельностного метода Л.Г. Петерсон при проведении ...

Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия учащихся и родителей.

Выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя по теме "Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия учащихся и родителей"....