«Роль классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся»
материал на тему

Таймасова Валентина Аверкиевна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kl._rukovod.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хозесановская СОШ»

Выступление на тему:

«Роль классного руководителя в организации  гражданско-патриотического воспитания учащихся»

Классный руководитель начальных классов: Таймасова В.А.

      Гражданско-патриотическое воспитание - это процесс усвоения учащимися позитивного социального опыта, комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, и,  прежде всего, это правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, которое должно реализовываться как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, идейно-нравственной организации школьной среды.

     Главная цель  - воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, который должен обладать определенными знаниями ; умениями , ценностями 

     Перед педагогами, классными руководителями стоит задача формирования у воспитанников навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Педагог должен помочь ребенку обрести себя как личность, стать полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе гражданского воспитания и  образования, у учащихся должен сформироваться определенный гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу.

     Воспитание гражданских чувств учащихся должно основываться на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков, событиях истории родного края.

     Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в классном коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, формирования гражданственности и патриотизма.  

     Школа – это место, где ребенок учиться жить под руководством педагогов.

     В настоящее время  гражданско-патриотическое воспитание должно находиться в центре внимания педагогической общественности. Содержание всех школьных предметов, воспитательной деятельности должно быть направлено на  формирование человека – гражданина, патриота, личности, которой присущи гражданские качества. Проблемы общественной жизни должны быть предметом содержания учебных дисциплин. В таком случае учебный процесс имеет четко выделенный воспитательный характер.

     Воспитательная работа классного руководителя, педагога должна быть направлена на решение конкретных задач (проведение классного часа, праздника, организация похода и др.). Но эффективность должна всегда присутствовать и определяться качеством проведенного мероприятия, качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте.

     В настоящее время гражданско-патриотическое  воспитание должно рассматриваться в единой системе воспитания и образования детей и взрослых, реализовываться через различные формы учебно-воспитательного процесса: через учебные предметы (Окружающий мир, история, литература и др.), систему факультативных занятий, циклы информационно-обучающих мероприятий для детей и взрослых; через общественно-полезную, воспитательную деятельность и др.

     Основное содержание гражданско-патриотического воспитания на каждом школьном этапе классный руководитель, педагоги должны строить с учетом возрастных особенностей учащихся

У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РБ, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общения (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т. д.), принятию решений. Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и решение проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы. Все  эти формы  стараюсь использовать в своей работе.

     Формы работы с учащимися 1-4 классов могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали воспитанию гордости за историю своего района, села, региона, страны и ее знаменитых людей.

Актуальным считаю проведение классных часов, интегрированных уроков, которые дадут возможность многостороннего обсуждения с учащимися событий и последствий Великой Отечественной войны. На классных часах стараюсь проводить тематические конкурсы, викторины (”Героев знать, на них держать равнение“, ”Детство опаленное войной“; беседы ”Мир и война глазами детей“, ”С чего начинается память о войне“, ”Далекой войны солдат“; викторина ”Знаешь ли ты о юных героях Великой Отечественной войны?“; заочные путешествия ”Дорогами войны“, ”Перелистывая страницы истории“, ”Там, где была война“, конкурсы на лучшую чтения стихотворений ”Их подвиг будет жить в веках“, ”Память о героях священна“; конкурсы рисунков и плакатов ”Мир глазами детей“, ”Помнить больно – забыть нельзя“, ”Великой Победе – 70 “). Мы с нашими учениками участвуем в школьных мероприятиях: – трудовые (трудовой десант к памятнику воинам-односельчанам, погибшим в ВОВ и обелиску, операция «Милосердие»);

спортивные (веселые старты, День Здоровья, «Зарница»);

праздничные (возложение венков, гирлянд, встречи с ветеранами войны и труда, митинг «Памяти павшим», Смотр песни и строя);

творческие (конкурсы рисунков, сочинений и стенгазет "Служу Отечеству!", конкурс патриотической песни, тематические выставки);

исследовательские ( уроки мужества, беседы о ветеранах Афганской войны, участниками войны в Чечне.)

     Большое значение для воспитания патриотизма имеют музеи созданные в школе. Музей – помощник учителя, как в учебном процессе, так и в воспитательной работе с учащимися.

     В музее имеется альбомы, в которых раскрывается тот или иной период истории, боевой путь соединений, судьбы ветеранов, знаменитых земляков. Фото, личные вещи и другие документы,  помещённые на стендах и витринах музея усильвают восприятие и вызывают высокие патриотические чувства.

      Уникальные возможности для патриотического воспитания в школе имеется  стенд посвященной к победе -70 лет.  В наше непростое время воспитание учеников должно стать стержнем процесса гражданско-патриотического воспитания, так как оно может защитить молодёжь от вредного влияния современной массовой культуры, эгоизма и безжалостности, которые, к сожалению, нередко встречаются в молодёжной среде.

         

               

     

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в повышении уровня воспитанности обучающихся (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете из опыта работы учителя начальных классов...

Роль классного руководителя начальной школы в подготовке учащихся к ГТО

Подготовка к ГТО в начальной школе может реализовываться по трем направлениям:•          Работа классного руководителя.   Реализация воспитательн...

Роль классного руководителя в обеспечении внеурочной деятельности учащихся. Работа по программе классного руководителя.

Роль классного руководителя в обеспечении внеурочной деятельности учащихся. Работа по программе классного руководителя....

Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся.

В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель.       Работа классного руко...

Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании младших школьников

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях, восп...