"Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся".
материал по теме

Гафурова Гузалия Рустамовна

Выступление на ШМО классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад + презентация

на ШМО классных руководителей

Тема:

"Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности                       обучающихся".

Гафурова Гузалия Рустамовна

учитель начальных классов

МБОУ «Альшиховская СОШ» Буинский муниципальный район РТ

                                                                   

                         

1 слайд - "Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся". 

2слайд - “Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего”.

Л. Новикова

В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель.

Он – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

3слайд - Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

4слайд - Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения.

5-9 слайды (фото)

Классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться ; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Важно проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы.

С моей точки зрения, воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения ученика к родному краю, своему городу, обществу, учёбе, природе, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.

Чтобы заинтересовать детей, можно использовать урок-путешествие, урок-размышление, урок с элементами драматизации, урок-самопознание и т.д.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что повышение уровня воспитанности – это комплексная и системная работа ряда лет. Только темп и объём развития постепенно меняются в зависимости от возраста учащихся.

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позицииПрактика гуманистического личностно - ориентированного воспитания, для которого характерно субъект - субъектное взаимодействие, - важное условие развития индивидуальности ребенка, а одним из важнейших направлений модернизации российского образования является смена педагогики насильственного формирования личности на педагогику поддержки ребенка.

10 слайд -  Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского:  “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.

11слайд -"Как определить уровень воспитанности" (анкета)

12слайд - Для классного руководителя очень важно правильно протестировать класс, чтобы в дальнейшем спланировать работу. Беседы, экскурсии, посещение театров для учеников являются неотъемлемой частью при воспитании культурного, интеллигентного гражданина своей страны.

13 слайд - Анкета ученика (цы)_________ класса

Ф.И.О.____________________________________________

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

14 слайд - Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

15 слайд

  1. “0” - всегда нет или никогда.
  2. “1” - очень редко, чаще случайно.
  3. “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
  4. “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
  5. “4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

16 слайд

  1. До 0,5 – низкий уровень воспитанности
  2. 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
  3. 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
  4. До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
  5. 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П.Капустиным, М.И. Шиловой и др.

17 слайд

  1. Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации .
  2. Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
  3. Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
  4. Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников

Моё исследование направленно на поиск организационно-педагогических воспитательных условий, эффективно влияющих на повышение качества образования, в чём немалую роль играет и классный руководите...

Роль классного руководителя в повышении качества образования

Это выступление я готовила к педсовету. Создала презентацию....

Роль классного руководителя в повышении уровня воспитанности обучающихся (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете из опыта работы учителя начальных классов...

Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».

Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...

Презентация "Роль классного руководителя в повышении качества обучения"

Для образовательных учреждений в последние годы все актуальнее становится проблема качества обучения.    Понятие “качество обучения” определяется как «определённый уро...

Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся.

В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель.       Работа классного руко...

Роль классного руководителя по повышению качества знаний в работе с родителями

Только в тандеме учитель-ученик-родитель можно добиться высоких результатов в обучении. автор на примере своего опыта раскрывает роль родителей в повышении качества знаний....