Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение)
классный час по теме

Горинская Марина Владимировна

 

Ознакомление с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezopasnost_zhiznideyatelnosti_v_ekstrimalnyh_sitkaciyah.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

г. Апшеронска

классный час:

Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях  

(пожар, землетрясение, наводнение)

                   для учащихся 2-3 классов

                                                                       

2012 г.

Тема:  Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях                (пожар, землетрясение, наводнение)

            Цели: ознакомление с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях,

развитие умений находить решение в сложных ситуациях, воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование: мультимедийная установка,  презентация «Чрезвычайные ситуации: пожар, землетрясение, наводнение),   фишки одного цвета, памятки по правилам поведения во время чрезвычайных ситуаций, призы для победителей.

Литература: 

1. Клепинина Т. Безопасность и защита человека в ЧС: пожарная безопасность/ Т. Клепинина, М. Комова, Г.Прытков //Библиотека журнала "Основы безопасности жизнедеятельности".-2006.-№1.-С.36-56

   2. Комова М. Каждый учащийся должен знать, где живет пожар (правила пожарной безопасности для населения)/М.Комова, Г.Прыткова //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№11.-С.20-25.

3. Сюньков В. ОБЖ в начальной школе. Правила поведения при пожаре/В. Сюньков //ОБЖ.-2003.-№5/май/.-С.17-18.

    4. ЧС  техногенного характера, безопасность и защита человека / / Основы безопасности жизнедеятельности:  /М.П.Фролов.-М.: ООО"Изд-во Астрель", 2004.-С.7..-68.69я72 О-75

    5. Интернет -  ресурсы: festvel.1september.ru/artides/;   nsportal.ru/…/prezentatsiya_telo…;   zavuch.info.ru.

         

                                                 Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы.

Учитель: Сегодня мы поговорим на очень важную для всех нас тему. Давайте определим  тему сегодняшнего занятия, просмотрев  слайды. Внимание на доску.

(слайды 1 – 11)

/Фото- слайды  землетрясений, пожаров, наводнений, произошедших в различное время в разных местах/

– Что вы увидели?

-  Какие впечатления произвели на вас эти кадры?

– Что самое ужасное от этих стихий?

– Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.

– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете?

– Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с нами?

- О чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

  1. Знакомство с материалом

- Чрезвычайные ситуации бывают не только по вине человека, но и  из-за природных изменений. Послушайте стихотворение:

(слайд 12)

                       Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.

                       Сотрясенье земли унесло города…

                       Все оковы небес разомкнуться смогли.

                       Свел разгул сотрясенья суставы земли,

                       Сжал он бедную землю в такие тиски,

                       Что огромные скалы разбил на куски…

- О каком стихийном бедствии говориться в этом стихотворении?

Дети: О землетрясении.

Учитель: Землетрясения происходят по вине человека или из-за природных изменений?

Дети: Землетрясения происходят из-за природных изменений.

Учитель: Человечество давно знакомо с этим бедствием, которое уже унесло несколько миллионов жизней.

(слайд 13)

Памятка:  Что нужно делать, если землетрясение застало вас в доме?

(слайд 14,15)

(Ответы детей.)

У вас на столах лежат памятки по правилам поведения во время землетрясения. Давайте ознакомимся с ними.

( Чтение детьми.)

1. Отключите газ, электричество, загасите открытый огонь (печь, камин).

2. Постарайтесь добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов.

3. Не пытайтесь покинуть здание до окончания сильных подземных толчков. Не выбегайте на лестницу, не пользуйтесь лифтом.

4. Не прячьтесь под мебелью. Держитесь подальше от окон, зеркал, витрин, неустойчивой мебели.

5. Успокойтесь сами и успокойте других. Не паникуйте.

Памятка:  Если землетрясение застало вас на улице

(слайд 16)

1. Отойдите на открытое место.

2. Не подходите к поврежденным зданиям, оборванным проводам, столбам и линиям электропередач, мостов, козырьков, навесов.

3. Не возвращайтесь в дом, пока землетрясение не закончится.

4. Если вы находитесь в машине, нужно остановиться и выйти из нее.

Памятка: Если вы оказались в завале

(слайд 17)

1. Осмотрите себя, пошевелите руками и ногами. Если у вас кровотечение, попытайтесь остановить его подручными средствами.

2. Берегите силы до прибытия спасателей, не падайте духом.

3. Устройтесь поудобнее, укройтесь, уберите от себя острые обломки.

4. Старайтесь не кричать напрасно. Лучше стучите по плитам металлическим предметом. Звать на помощь надо в тех случаях, когда рядом не слышно гула работающей техники и доносятся чьи-то голоса.

Учитель: Не по вине человека, а  из-за природных изменений происходят и наводнения.  Это временный подъем воды в реке, озере или море, которая затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач.  

(слайд 18,19)

А как вы думаете из-за чего происходят наводнения?

Дети: Из-за сильных ливней, быстрого таяния снега, сильных ветров.

Учитель:  Своими силами с чрезвычайной ситуацией справиться нельзя.  При землетрясениях, наводнениях и других бедах на помощь приходят спасатели. Землетрясения до сих пор не научились точно предсказывать. Наводнения можно предвидеть, но избежать их все равно нельзя.

-   Почти каждый месяц мы получаем сообщения о наводнениях, произошедших в разных точках мира. Наводнения составляют 40 процентов от всех стихийных бедствий. Это и неудивительно, так как три четверти Земли покрыто водой.

            Чтобы защититься от наводнений, в опасных районах проводят берегоукрепительные работы, работы по укреплению дна реки, чтобы увеличить объем стока и повысить скорость течения.

            Большинство наводнений удается предсказать и таким образом уменьшить потери.  Наводнения бывают очень опасны. Об их приближении людей предупреждают сигналом сирены и объявлением, начинающимся со слов: “Внимание! Слушайте все!..”

 - Что же делать во время наводнения?

(слайд 20)

            Необходимо выключить электричество, закрыть воду и газ, выйти из дома, одевшись по погоде (плащ, резиновые сапоги), взять с собой запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы. Старайтесь держаться ближе к взрослым. Не бойтесь, быстро поднимитесь на высокое место (чердак, верхние этажи дома). Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце, а ночью светите фонариком. Если попали в воду, постарайтесь ухватиться за плавающие предметы. Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.

(слайд 21)

Учитель: Отгадайте загадку:

       Шипит и злится, воды боится

       Без рук, без ног, а все съедает.

(слайд 22)

Дети: Огонь.

Учитель: Да это огонь. Для чего необходим огонь?

                                  ( Ответы детей)

Учитель: Огонь издавна был другом человека. Сила у огня очень большая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни.                

             Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

Учитель: Что такое пожар?

Дети: Костер, пламя, когда горит дом, когда что-то горит…

Пожар – огонь, способный самостоятельно распространяться вне мест, специально предназначенных для его разведения и поддержания. При этом огонь не обязательно появляется в виде открытого пламени, достаточно тления и горения (накаливания).

(слайд 23)

Учитель: Согласно классификации МЧС России Краснодарский край относится к первой, самой высокой степени опасности.

– Как вы считаете, ребята, почему?

(Ответы детей.)

Учитель: Краснодарский край – это уникальный регион. Здесь есть все: и горы, и море, и степи. Пожарные края должны уметь тушить пожары и на воде, и в горах, и на нефтепромыслах. На территории края расположено 4 взрывоопасных объекта, 270 пожароопасных, 40 взрывопожароопасных. Возможны пожары промышленных, сельскохозяйственных и жилых объектов. За счет жаркого сухого лета количество пожаров в лесах и на полях края увеличивается. Число пожаров на Кубани остается стабильно высоким.

- Что делать при пожаре?

(слайд 24)

- Назовите номер пожарной службы?

- При пожаре нужно звонить 01.

Учитель: Если вы находитесь на первом этаже или в маленьком доме, надо быстро выскочить на улицу через дверь или даже в окошко – как получится!

            Если вы живете в многоэтажном доме, надо действовать немного иначе. Если загорелось у тебя в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь. При пожаре не пользуйтесь лифтом!

            Если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь с головой мокрым одеялом, куском плотной ткани или пальто.

(слайд 25)

            Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый поток свежего воздуха вызовет вспышку пламени. Через сильно задымленное помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись.

            Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать – это больше раздует пламя, лучше ложитесь на землю и, перекатываясь, постарайтесь сбить пламя.

            Увидев человека, на котором загорелась одежда, набросьте на него пальто, плащ или какое-нибудь покрывало и плотно прижмите.

            Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать – так от дыма не спастись.

 

               

  1.   Физическая минутка. Игра "Огонь, вода, песок".

Учитель называет слова, дети показывают соответствующие движения.

"Вода" – показать горизонтальную волну одной рукой;

"Огонь" – вертикальные волны обеими руками, изображая пламя;

"Песок" – делать движения пальцами, словно сыпешь песок сверху вниз.

5.Продолжение работы над ознакомлением материала.

Учитель: Ребята,  поэт В. Маяковский  написал такие строки: «Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам!»

                Как вы думаете, о чем он хотел сказать?

(Коллективная работа учащихся  по  картинкам “Причины пожара”).

(слайд 26)

           Учащиеся комментируют свои ответы.

Неисправность электроприборов и электропроводов.

Забывчивость (забыли выключить утюг, чайник, телевизор).

Близость к огню предметов, которые быстро загораются (занавески, мебель, обои, книги, одежда и т.д.)

Перегрузка электросети.

Игры со спичками, зажигалками

Воспламенение от искры (костер, печь, камин).

Взрывоопасные вещества и жидкости (керосин, порох, лак для волос)

Петарды.

Небрежно брошенный окурок, не затушенный костер.

Работа с памяткой

Помни!

Надо дышать через мокрую тряпку, плотную материю.

Выбраться из дыма лучше на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.

Если никого нет в комнате, быстро уходи на улицу, закрыв за собой дверь.

Если ты не можешь выйти на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма.

После этого выходи на балкон или открой окно – зови на помощь.

Учитель: Что же надо делать, чтобы пожара не было?

Дети: не играть со спичками, не оставлять включенными утюг, телевизор…

Учитель:

Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.

Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме не пытайтесь растапливать печь.

Не оставляйте без присмотра включённый утюг или чайник.

Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

В лесу не разжигайте костёр без взрослых.

                 

  1.  Упражнения для профилактики зрительного утомления

Сидя, откинувшись на спинку стула, повернуть голову вправо. Посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову вправо. Посмотреть на локоть левой руки, повернуть голову влево (4-5 раз).

Сидя. Быстрые моргания глаз в течение 1 минуты.

Сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх /вдох/, следить глазами, не поднимая головы, руки опустить /выдох/ (4-5 раз).

                           

  1. Обобщение и систематизация знаний

Учитель:  Чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями, нужно знать некоторые правила. А вспомнить эти правила нам поможет игра “Закончи предложение”. За каждый правильный ответ вы получите фишку.

Игра.

-При пожаре звонить…                 (01)

-Люди какой профессии приходят на помощь во время пожара? ...

(Спасатели)

-Спички детям ….                             (не игрушка)

-Огонь нельзя оставлять …          (без присмотра)

- Если увидишь пламя – зови на помощь …       (взрослых)

-От дыма и огня нельзя  …           (прятаться)

- Опасней всего при пожаре…   ( дым)

-Телефон милиции …        (02)

-Телефон скорой помощи …        (03)

- Через задымленное помещение лучше двигаться …        (пригнувшись)

- Что при пожаре защищает ватно-марлевая повязка? (Дыхание.)

- При наводнении лучше подняться на  …. (верхние этажи зданий или возвышенное место)

- Когда началось землетрясение, и вы находитесь в доме, то  нужно …   (отключить газ, электричество добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов)

-Если землетрясение застало на улице, то нужно …(отойти на отрытое место)

 

  1.  Подведение итогов

Учитель: Давайте разгадаем кроссворд, а за правильные ответы вы также будете получать фишки.

(слайд 27)

Вопросы:

  1. Огонь, вышедший из-под контроля человека.
  2. Люди, какой профессии приходят на помощь во время пожара?
  3. Закончи пословицу: «Огонь – друг, огонь - …».
  4. Средство тушения пожара.
  5. Разлив рек во время обильных осадков, таяния снега.
  6. Утолит и жажду, спасёт от пожара.
  7. Разлом земной коры, сопровождающийся подземными толчками.
  8. Средство защиты от огня в помещении, автомобиле.
  9. Накормишь – живёт, напоишь – умрёт.

   

Награждение победителей, набравших наибольшее количество фишек.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Основы безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных и опасных ситуациях"

Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации....

Внеклассное мероприятие: «Основы безопасности учащихся в экстремальных ситуациях»

Цели: Ознакомить учащихся с понятием «экстремальная ситуация».Рассказать, как классифицируется ЧС (чрезвычайные ситуации).Ввести понятия «катастрофы и аварии», «стихийные бедствия».Оборудование: слайд...

Классный час на тему: «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Классный час на тему:«Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»...

Проверочный тест по теме: «Безопасность человека в экстремальных ситуациях»

Проверочный тест по теме: «Безопасность человека в экстремальных ситуациях»...

Конспект классного часа Тема: «Стихийные бедствия: гроза, буря, землетрясение, наводнение»

дать учащимся представление о стихийных бедствиях; ознакомить с правилами безопасного поведения во время стихийных бедствий ; воспитывать навыки самодисциплины, организованности, уверенность в своих с...