Главные вкладки

    Статья «Влияние народной игры на социализацию ребёнка» Мочалова М.А.
    статья по теме

    Социализация детей и молодого поколения посредством игровых практик представляет собой сложное социально-педагогическое явление, которое позволяет им получить опыт вхождения в социальную среду, приспособиться к ней, освоить определенные роли и функции. Игра дает возможность сформировать представление о себе в окружающем мире, усвоить социальные нормы, активно проявить свою субъективность, саморазвиваться и самореализовываться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx51.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья по теме: «Влияние народной игры на социализацию ребёнка»

    Содержание

    1. Глава 1. Процесс социализации личности ребёнка

    2. Глава 2. Роль игры в социализации ребёнка

    3. Глава 3. Народные игры

    4. Глава 4. Влияние народной игры на социализацию ребёнка

    5. Приложение: русские народные игры

    6. Используемые источники

    Влияние народной игры на социализацию ребёнка

    Глава 1. Процесс социализации личности ребёнка

    Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

    Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

    Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

    Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность.

    Эффективная социализация ребёнка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования.

    Для личности, особенно в дошкольном и школьном возрасте, важно создание благоприятных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, формирование способов межличностного взаимодействия, которые бы позволили усваивать предлагаемые элементы социального опыта без ущерба для психического здоровья.

    Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознаёт себя в обществе как личность.

    Социализация личности зависит от деятельности ребёнка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

    Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

    Формирование личности, её социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении.

    На ребёнка в процессе формирования личности влияют: природа и родной язык; общение в семье, детском саду, школе, окружающая среда; его деятельность; средства массовой информации, искусство, литература; образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

    К базовым условиям успешности социализации ребёнка относят: состояние психического здоровья ребенка; наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе); создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе; обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей; организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей; разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей; построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

    Таким образом, социализация, понимаемая как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

    Глава 2. Роль игры в социализации ребёнка

    Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

    Известный русский писатель М.Горький писал: «…Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять». Действительно игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и человеческого общежития.

    Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

    Сегодня игру следует рассматривать не только как форму содержательного проведения свободного времени, но и как мощный воспитательный фактор в процессе становления личности.

    Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития — в детстве — она имеет особое значение

    Игра – это не только забава, веселое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют максимума энергии, ума, самостоятельности, становясь порой подлинной напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, - писал А.С.Макаренко. – Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»

    Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.

    Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых.

    Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.

    Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в “дочки-матери”…

    При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, “примеряет” на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

    Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И задача семьи, воспитателей и педагогов – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

    Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы научить детей играть, а значить – научить жить.

    Моделирование взрослой жизни в игровых ситуациях стимулирует у сегодняшних детей и подростков гражданственность, гибкость мышления и поведения, принятие норм и правил поведения в социуме. Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи: помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм; обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию; включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания; воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.

    Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

    Глава 3. Народные игры

    Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.

    Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

    Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

    Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

    Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.).

    Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

    Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

    Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

    Исследователи детской игры отмечают, что народная игра является важным средством социализации ребенка. Поскольку основным назначением народной игры является подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребенка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами. В игре ребенок всему подражает: копирует жизнь взрослых, воспроизводит жизнь знакомых животных, которых наблюдал, о которых слышал. Игровая культура является спутником человека на протяжении всей его истории, и сформировалась вместе с человеком, выполняя следующие воспитательные и социальные функции: развлекательную, социализирующую, самореализационную, коммуникативную и др.

    Игры формируют отношение ребенка к Родине, родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание. Также игры помогают детям общаться между собой, учат прощать обиды.

    Таким образом, можно сказать, что сущность народной игры -социально-педагогическая. Социальная, так как игра является областью культуры человеческого общества (социума). Педагогическая потому, что связана с воспитанием и развитием человека.

    В настоящее время роль игр, и в первую очередь народных, приобретает еще одно важнейшее значение. Таким значением становится воспитание чувства любви к родной земле, гордости за свой народ, за его культуру и историю. Народная игра не только учит и воспитывает, она еще и соединяет современное подрастающее поколение с традициями предков, с их культурой и мировоззрением. Знание и понимание национального славянского мировоззрения помогает также избежать таких опасных в настоящее время тенденций как шовинизм, национальная и религиозная нетерпимость. Народная игра воспитывает соревновательный характер и в тоже время она приучает давать коллективный отпор внешней агрессии, что, в частности, важно для молодого человека попавшего в армию. Народная игра воспитывает уважительное отношение к друг другу в разновозростных и разнополовых группах молодежи и подростков, что так же является одной из важнейших задач педагога и воспитателя.

    Особенность народной игры как воспитательного средства заключается  и в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.

    Народная игра целенаправленно активизирует процесс познания окружающего мира и себя, поддерживает детское творчество. Она выступает как мера и как способ творческой самореализации личности ребенка в разнообразных видах игровой деятельности и общения, направленных на освоение, создание и передачу этнонациональных ценностей и технологий к их адаптации. Общечеловеческие ценности выступают в качестве ценностных ориентаций в мире культуре, они позволяют субординировать социокультурные ценности, осмыслить их сущность и значимость.

    Игровое пространство, в котором ребенок не просто вступает во взаимоотношения со сверстниками, а осваивает знания, нормы, правила общества и своего этноса, играет важную роль в процессе социализации. На личностном уровне происходит и формирование смыслов. В процессе поиска личного смысла каждой личности приходится рефлексировать над вопросом «Кто Я?», в результате чего возникают образы своего «Я», оказывающие интегративное воздействие на все его мышление и деятельность. Формируется «Я-концепция» как многоуровневое и многокомпонентное образование. К его компонентам относятся как Я-социальное, так и Я-психологическое, которые образуют ощущение компетентности, собственной эффективности, личного влияния и ощущение своей моральности.

    Народная игра как эффективная действенная форма воспитания подрастающего поколения сохранила свою актуальную значимость и в настоящее время.

    Глава 4. Влияние народной игры на социализацию ребёнка

    Народная игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности (например, группе сверстников), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. При этом некоторые исследователи особо выделяют такой параметр игры как значе¬ние «системы сознательно приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения», а также показатель «степени совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура труда, культура речи, культура поведения и т. д.).

    Социально-педагогическое назначение народной игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, что позволяет ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.

    Социальное воспитание в своей совокупности обеспечивает освоение молодежью системы ценностей (социальных, общинных, индивидуальных), адекватной историко-культурным традициям. Ведь ценности становятся личностно значимыми только в момент их соприкосновения с личностью и приобретают социальную обусловленность при реализации возвышенных потребностей творящего человека во имя развития своего города, региона, страны и всего человечества. Ценности, формируемые на основе воспитания, условно можно представить в виде трех больших блоков: общечеловеческие ценности – ценности, присущие всем без исключения обществам на любом этапе их развития, являющиеся основой человеческого бытия (например, триада «истина, добро, красота»); ценности культуры данного общества, ставшие присущими ей в ходе истории, а также формируемые многими поколениями мыслителей – носителей и строителей данной культуры (например, христианские ценности); ценности, имеющие конкретно-исторический характер и опреде-ляющиеся идеологией конкретного общества, т.е. господствующей систе-мой идей и взглядов — политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы больших социальных групп и которые в большей или меньшей степени определяют все аспекты жизни общества и его членов (например, свобода, равенство, профессионализм).

    Й.Хейзинги считает, что сама культура предстает перед нами как своеобразная форма игры с правилами.

    С.А.Шмаков в определении особых функций игры как педагогического феномена культуры выделяет наиболее важные ее функции: социокультурное назначение игры; функции межнациональной коммуникации и самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики; коммуникативная функция игры; развлекательная функция, а также игротерапевтическая, диагностическая функции и функции коррекции в игре. Об универсальности и общечеловеческой заданности игр свидетельствует тот факт, что игры той или иной национальной общности легко усваиваются всем мировым сообществом.

    В играх ребенок осваивает алгоритмы поведения: соблюдение правил игры; подчинение решению большинства играющих или членов команды; подчинение капитану команды; выполнение ролевых обязанностей; соблюдений требований времени и места игры; участие в игре от начала и до её завершения и др.

    Ролевая игра как особая форма удовлетворения потребности ребенка занять определенное место в окружающем его мире преобразует эту потребность в конкретную ее форму – осуществлять деятельность, свойственную взрослым, деятельность общественно значимую и общественно оцениваемую.

    Посредством игры формируется этническая самоидентификация детей. Формы национального сознания и самосознания не даны, а заданы подрастающим поколениям. Присваивая их, ребенок не просто попадает в готовую этническую среду. Условием этнической самоидентификации является представление ребенку опредмеченных форм этно-национального опыта в виде актуально складывающейся «этнонациональной среды».

    Социальное самоопределение подрастающих поколений через народные игры – это индивидуализация детей как культурно-исторически значимый вектор их интеграции во взрослое сообщество. Игра выступает средством присвоения исторически сложившейся структуры национального самосознания. Во многих народных играх воссоздаются ситуации воспитания и обучения, передачи опыта от старших к младшим, и вместе с тем в них дети реально выполняют по отношению друг к другу педагогические функции. В результате решения игровой задачи достигаются вполне серьезные педагогические цели. Присвоение опыта позволяет ребенку ощутить этнокультурную идентичность, принадлежность к своему народу, освоить национальные обычаи, традиции, обрядовую культуру. Народной игре свойственна насыщенность традициями и обычаями этноса. Поэтому она несет в себе эффективный способ приобщения подрастающих поколений к этнокультурной традиции.

    Игра имеет огромное значение в личностном развитии ребенка. В ней формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.

    Одной из особенностей народной игры, определяющих ее воспитательное значение, является большая сложность и разнообразие видов деятельности, служащих содержанием и формой детских народных игр, отмечает В.М. Григорьев. Народные игры требуют участия самых различных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, воли, проявлении мышечной силы, ловкости, в них участвуют разнохарактерные эмоции и т.д.

    Игра – это пространство для самореализации личности ребенка, универсальную модель действительности – со всеми актуальными сторонами полноценного творческого развития личности.

    В игре ребенок воспроизводит жизнь не только взрослого сообщества, но и природы: изображает животных, окружающий его мир.

    У ребенка формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно — собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центр внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и оценки.

    Игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии).

    Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне предметная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия, выводит на подлинное сотрудничество.

    Таким образом, социализация детей и молодого поколения посредством игровых практик представляет собой сложное социально-педагогическое явление, которое позволяет им получить опыт вхождения в социальную среду, приспособиться к ней, освоить определенные роли и функции. Игра дает возможность сформировать представление о себе в окружающем мире, усвоить социальные нормы, активно проявить свою субъективность, саморазвиваться и самореализовываться.

    Важнейшими базисными характеристиками личности являются конструкты духовности и нравственности являются. Духовность детерминируется как устремленность личности к прогностическим целям и выступает в качестве ценностной характеристики сознания, духовность имеет атрибутивный характер, поскольку она присуща всем без исключения человеческим индивидам, однако она заложена в личности человеке потенциально. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

    В народных играх, несомненно, есть связь с нравственной культурой каждого человека и всего общества. Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех народных играх.

    Культурная идентификация личности ребенка через игру обеспечивает ее адаптацию к культурным традициям общества и ее развитие, рост, расширение ее кругозора.

    Как и любой вид деятельности, игра регламентируется определенными принципами и осуществляется в строгом соответствии с ними.

    В процессе игры ребенок эксплицирует на себя другую личность; посредством чего он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. Способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры, является вместе с тем и ее результатом. Результатом игры являются изменения в социокультурном опыте личности на основе совокупности взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов, представляющих наиболее действенные и зримые личностные показатели и сферы человека – интеллектуально-волевого, деятельно-практического, эмоционально-ценностного его развития.

    В процессе игры ребенок получает возможность для реализации своей индивидуальности, признания своей неповторимости в коллективе, одобрения педагогом выбранных ребенком способов реализации игровой роли.

    Многие качества личности ребенка помогает развить использование национально-регионального потенциала игр. Среда этно-национальной культуры может рассматриваться как идеальная среда для воспитания и развития ребенка.

    Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

    Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

    Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

    Приложение

    Русские народные игры

    Филин и пташки

    Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

    На сигнал "Филин!" все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

    Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

    Фанты

    Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

    Вам прислали сто рублей

    Что хотите, то купите,

    Черный, белый не берите,

    "Да" и "нет" не говорите!

    После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант. Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий ведет примерно такой разговор:  

    - Что продается в булочной?

    - Хлеб.

    - Какой?

    - Мягкий.

    - А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

    - Всякий.

    - Из какой муки пекут булки?

    - Из пшеничной. И т. д.

    При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

    Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

    Краски

    Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!

    - Кто там?

    - Покупатель.

    - Зачем пришел?

    - За краской.

    - За какой?

    - За голубой.

    Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

    Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".

    Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

    Горелки

    Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Стой подоле,

    Гляди на поле,

    Едут там трубачи

    Да едят калачи.

    Погляди на небо:

    Звезды горят,

    Журавли кричат:

    - Гу, гу, убегу.

    Раз, два, не воронь,

    А беги, как огонь!

    После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

    Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

    Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

    Пятнашки

    Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

    Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

    Варианты.

    Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

    Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности.

    Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих - пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя.

    Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

    Пятнашки с именем. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).

    Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.

    Кот и мышь

    Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

    Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

    Мячик кверху

    Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

    Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

    Лапта

    Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой - кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

    Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок,- тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

    Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. Вариант.

    Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.

    Правила игры. Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т. е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

    Ляпка

    Один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: "На тебе ляпку, отдай ее другому!" Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: "У кого был?" - "У тетки".- "Что ел?" - "Клёцки".- "Кому отдал?" Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.
    Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.

    Ловишка в кругу

    На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Величина круга от 3 м и более в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них - ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой. Правила игры. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки.

    Заря

    Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

    Заря-зарница,

    Красная девица,

    По полю ходила,

    Ключи обронила,

    Ключи золотые,

    Ленты голубые,

    Кольца обвитые -

    За водой пошла.

    С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

    Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

    Игровая

    Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

    А дядюшки Трифона

    Было семеро детей,

    Семеро сыновей

    Они не пили, не ели,

    Друг на друга смотрели.

    Разом делали, как я!

    При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

    Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

    Почта

    Игра начинается с переклички водящего с игроками:

    - Динь, динь, динь!

    - Кто там?

    - Почта!

    - Откуда?

    - Из города...

    - А что в городе делают?

    Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

    Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.

    Коршун

    Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.

    Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

    - Коршун, коршун, что ты делаешь?

    - Ямку рою.

    - На что тебе ямка?

    - Копеечку ищу

    - На что тебе копеечка?

    - Иголочку куплю.

    - Зачем тебе иголочка?

    - Мешочек сшить. Зачем мешочек?

    - Камешки класть.

    - Зачем тебе камешки?

    - В твоих деток кидать.

    - За что?

    - Ко мне в огород лазят!

    - Ты бы делал забор выше, Коли не умеешь, так лови их.

    Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: "Ши, ши, злодей!"

    Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

    Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

    Гуси

    На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

    - Гуси, вы гуси!

    - Га-га-га, га-га-га!

    - Вы, серые гуси!

    - Га-га-га, га-га-га!

    - Где, гуси, бывали?

    - Га-га-га, га-га-га!

    - Кого, гуси, видали?

    - Га-га-га, га-га-га!

    С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:  

    Мы видели волка,

    Унес волк гусенка,

    Самого лучшего.

    Самого большого

    Далее следует перекличка хоровода и гусей:  

    - А, гуси, вы гуси!

    - Га-га га, га га га!

    - Щиплите-ка волка,

    Выручайте гусенка!

    Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.

    Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.

    Правила игры. Хоровод гусей и гусенята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка

    Большой мяч

    Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч Игра повторяется.

    Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

    Используемые источники

    1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
    2. http://mirsovetov.ru/a/housing/family/socialization-child.html
    3. http://psyera.ru/socializaciya-lichnosti-periody-ee-razvitiya-189.htm
    4. http://festival.1september.ru/articles/214545/
    5. http://izhevsky.ru/kursovie/546-igra-kak-sredstvo-sociolizacii-detej.html
    6. http://festival.1september.ru/articles/614884/
    7. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4033-2012-10-05-14-57-33
    8. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38186.php
    9. http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N1/p41-42.htm
    10. http://www.dissercat.com/content/narodnaya-igra-kak-sredstvo-sotsializatsii-detei-v-rossii-vtoraya-polovina-xix-nachalo-xx-ve
    11. http://www.paganism.ru/sign-hol.htm
    12. http://igrushka.kz/vip82/rusnar.php

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Влияние жевательной резинки на организм ребёнка"

    Важные сведения для учителей и родителей  о жевательной резинке, так любимой нашими детьми....

    Семья как источник социализации ребёнка

    «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй».Вильгельм Гумбольдт.Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы мн...

    Статья. Кружок "Народные игры" (из опыта работы)

    Кружок "Народные игры" (из опыта работы). Задачи работы кружка, содержание....

    Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики.

    Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимул...

    Статья: «Игра в жизни ребёнка»

    В статье говорится о роли игры в жизни ребёнка. Приведены игры для первоклассников на уроках, переменах....

    Статья - Влияние звука на организм человека, особенности влияния И

    Проектная деятельность младших школьников...