Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся
материал по теме

Суханова Диана Валентиновна

В своей педагогической практике я внедряю образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа" пгт. Войвож

Результаты работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся   

     В своей педагогической практике я внедряю образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья  я использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу: гимнастику для глаз,  физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».  Приложение 1. ФОТО

   Прививаю детям элементарные приёмы здорового образа жизни;   элементарные гигиенические навыки; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий. В процессе обучения использую современные информационные технологии. Постоянно на уроках мною ведется профилактическая работа по предупреждению близорукости, искривлению осанки.                                                                                                                                               По вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования ЗОЖ в классе оформлен уголок Здоровья "Советы тетушки Совуньи", материалы постоянно обновляются.   Приложение 2   Провожу   консультации для родителей по вопросам охраны здоровья детей   (родительский лекторий)  формирования их здорового образа жизни.                                                                                Считаю, что залог хорошего самочувствия детей на уроке – свежий воздух в классной комнате. Поэтому в обязанности дежурных входит регулярное проветривание помещения в любое время года.                                                                                                                                                                               У нас в классе очень много комнатных цветов, за которыми дети ухаживают самостоятельно. Ребята знают, что все цветы поглощают вредный здоровью углекислый газ и выделяют кислород.                                                                                                                                                            Но есть особо полезные цветы, так называемые растения- санитары воздуха, которые убивают все вредные вещества в  воздухе в радиусе нескольких метров от себя. Например,  хлорофитум. К этому растению дети относятся с особой заботой: протирают его листочки, опрыскивают….                       В 2011 году наш класс победил в школьном конкурсе в номинации "Самый зеленый класс".   Провожу постоянный мониторинг здоровья обучающихся. В течение последних трёх  лет наблюдается положительная динамика снижения заболеваний.

 Таблица 18: Результаты мониторинга 2010-2013 гг. Количество болевших  детей ( по справкам)

год

1 полугодие

2 полугодие

2010 - 2011

14чел.

11чел.

2011-2012

10чел.

8 чел.

2012-2013

9 чел.

6 чел.

Диаграмма 5:

По результатам проведенного опроса для выявления жалоб учащихся на нарушение здоровья численность учащихся с неблагоприятной динамикой состояния здоровья уменьшается. Уменьшается количество случаев заболеваний. Заболеваний приобретенных, вызванных и спровоцированных недостатками организации школьного учебного процесса, отсутствием надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения, вызванных перегрузками и неблагоприятными условиями организации образовательного процесса, не наблюдается.                                                                                    Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

     1.    Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.                                                                                                                               2.    Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.                                                                3.    Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.                                                                                                                                    4.    Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.                                                                                         5.    Активизация развития всех сфер личности учащихся.                                           6.    Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.                                                                                                         7.    Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).                     8.    Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.                                                                                                                        9.    Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.                                                                                             10. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.                                        11.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.

     Урок с применением Здоровьесберегающих технологий в Приложение 3

    Я в своей работе пытаюсь объединить в единое целое все приёмы, применяемые для здоровьесбережения учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.  Остановлюсь на компенсаторно - нейтрализующем приёме. Ежедневно до 1 урока дежурные проводят утреннюю разминку. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом первого урока. Вот один из настроев на удачный день:

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом, не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра. 

     На каждом уроке отвожу время для физминуток:  после комплекса разминочных упражнений начинаю проводить лечебную гимнастику в игровой форме. В процессе этих упражнений дети могут смеяться, гримасничать, свободно выражать свои эмоции; они полностью раскрепощаются и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения.                                                                                                                                       Упражнение «Буратино»:                                                                                                                                     сидя на стуле лепим красивый нос для Буратино (дети поглаживают себя по носу как бы вылепливая его). Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик в воздухе. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Это  упражнение даёт терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.                                                                                                                         Упражнение « Моем ручки»:  сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, фалангами пальцев одной руки трём по ногтям  другой. Это упражнение оказывает воздействие на внутренние органы,  создаёт ощущение лёгкости и радости внутри организма.                                                                                                                                                   Упражнение «Лебединая шея»:  поглаживаем шею от грудного отдела  к подбородку. Вытягиваем шею, похлопывая по подбородку. Поглаживаем область грудной клетки со словами «Я милая, чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).                                                                                                                 Упражнение «Холодно - жарко»: подул холодный северный ветер( дети съёжились в комочки), выглянуло летнее солнышко, можно загорать (дети откинулись расслабленно на спинку стула). Происходит напряжение и расслабление мышц туловища.

В последние годы,   в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Образцы таких физкультминуток я беру в библиотеки Сети творческих учителей (http://www.it-n.ru/ Сообщество «ИКТ в начальной школе»).  Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности  я  считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся. 

 Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1.  Привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни     (проведение тематических родительских собраний и конференций,     в   том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы,     приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по     организации закаливания в семье и т.д.).                                 2.    Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.      3.    Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.                                                 4.    Привлечение родителей к участию в проектной деятельности                                         5.    Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов)  6.    Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).                                          7.    Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).

         Важно предоставить ребёнку возможность широкого практикования самостоятельных действий, в том числе и для сохранения своего собственного здоровья.    Работая в начальной школе,  я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. В задачу учителя начальных классов, я считаю, входит пробудить скрытые в каждом ребёнке продуктивные силы, тягу к гармонии , красоте и здоровью.                                                                                                                                    На протяжении нескольких лет для самообразования я выбирала темы, связанные с изучением личности ребёнка.  Пыталась разобраться в психологических причинах плохого поведения и разном уровне   обученности  детей в одном классе. И пришла к выводу:  если у ребёнка проблемы со здоровьем, он не может быть хорошим учеником. Но рассматривать здоровье в этой ситуации нужно не только как физическое состояние и самочувствие, а гораздо шире - и  как эмоциональное, душевное и психологическое благополучие человека.                                                                                                                                          Мне очень понравилось высказывание, что здоровье – это не просто отсутствие болезней….                                                                                                                                          Здоровье – это состояние полного психического ,физического, социального  и духовного благополучия  человека.                                                                                                                                      Я поставила перед собой цель: научить детей быть здоровыми душой и телом. Стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения  в согласии с законами природы.                                                                                                                                                 Задачи: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.                                                                                                                                                                           Считаю, что обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства,- актуальная задача современного образования. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить,  беречь и укреплять своё  здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.   

     Чтобы достичь, поставленную  перед собой цель и учитывая пожелания родителей, высказанных на родительском собрании №1, я решила проводить "уроки здоровья" на классных часах. Включила их в  план своей воспитательной работы. Для того чтобы уроки здоровья  стали эффективным средством развития  и воспитания детей, нужно выполнять определённые условия: ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний в поведении. Нужно учитывать, что ребёнок, изучая себя, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность.                                 Моя методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Делаю акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий наполняю сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Считаю, что мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.  Уроки здоровья о пище провожу в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережёвывание пищи, разумное отношение к приёму жидкости).

Уроки здоровья по другим темам провожу либо в классе, либо на свежем воздухе.     На занятии на  поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагирую отрицательно на ответы. Считаю, что необходимо доброжелательно выслушивать все ответы детей и не показывать своё неприятие позиции ребёнка даже мимикой, взглядом. Ребёнок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, как чувствует и видит. Нужно иметь терпение и уважение к самым неожиданным ответам. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздражённым, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми. Надеюсь, что каждое моё занятие приносит детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждает желание прийти  снова.  Основная нагрузка по психологическому образованию ложится на тематические классные часы.                                                                                        Основная задача этих классных часов состоит в том, чтобы помочь ученикам к окончанию начальной школы повысить коммуникативную компетентность, оптимизировать отношение к себе и другим людям, освоить элементарные навыки саморегуляции, самоконтроля и т.д. На протяжении трех учебных лет и  на следующий   учебный год мною   запланированы и проведены классные часы на тему Здоровьесбережения.  Приложение 4

  Таким образом, в сфере моей  педагогической деятельности    находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.        

ПРИЛОЖЕНИЯ        Приложение 1. 

   

   

   

Приложение 2   План оформления стенда здоровья

месяц

мероприятие

 Вид

1

сентябрь

«Даешь здоровый и веселый образ жизни» Советы тетушки Совуньи.                                                       Совет №1: Утренняя зарядка.

Классный час, информация в «Уголке здоровья»

2

октябрь

1.Советы тетушки Совуньи.                                                    Совет №2: Гигиенические навыки.                                    2.« Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Классный час, информация в «Уголке здоровья»  Тематический классный час

3

ноябрь

1.Советы тетушки Совуньи.                                     Совет №3: Вредные привычки.                               2.Откуда берутся грязнули?

Классный час, информация в «Уголке здоровья»                         Путешествие по станциям

4

декабрь

1.Советы тетушки Совуньи.                                      Совет №4:  Режим дня и спорт

Классный час, информация в «Уголке здоровья»

5

январь

1.Советы тетушки Совуньи.                                       Совет №5: Если хочешь быть здоров  

Информация в «Уголке здоровья»  Познавательная беседа – практикум

6

февраль

1.Советы тетушки Совуньи.                                   Совет №6: Береги здоровье смолоду!                          2. «Спорт в моей семье»

Информация в «Уголке здоровья»                              Познавательная викторина Конкурс рисунков

7

март

1.Советы тетушки Совуньи                                Совет№7: Увлекательное путешествие в мир  ЗОЖ

Информация в «Уголке здоровья»                                        Тематический классный час

8

апрель

1.Советы тетушки Совуньи                                      Совет №8: Ослепительная улыбка на всю жизнь

Информация  в «Уголке здоровья»                                     Тематический классный час

9

май

1.Советы тетушки Совуньи                                         Совет №9: Летом ты отважным будь - про здоровье не забудь!!!

Информация  в «Уголке здоровья»                                 Тематический классный час

 

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Совунья!                                                                                 Мой девиз: "Даешь здоровый и веселый образ жизни!" А что надо делать, чтобы быть здоровым и веселым? Вы правы, чтобы быть здоровым, надо правильно питаться, соблюдать правила гигиены, заниматься спортом!  И обязательно делать по утрам зарядку!  Вот этим мы сейчас и займемся!

Нам лениться не годится.
Помните, ребятки:
Даже звери, даже птицы
Делают зарядку.

Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезней
Спасает нас она!

Что нам нужно для зарядки?
Врозь носки и вместе пятки.
Начинаем с пустяка:
Тянемся до потолка.

Не беда, что не достали -
Распрямились. Выше стали!
И стоим не "руки в брюки" -
Перед грудью ставим руки.

Чтоб за лень нас не ругали
Повторим рывки руками.
Эй, не горбиться, ребятки!
До конца своди лопатки.

Стой! Опора есть для ног?
Руку вверх, другую — в бок.
С упражнением знакомы?
Называется наклоны.

Вправо-влево повторяем,
Гнём себя и выпрямляем.
А теперь наклон вперёд.
Руки в стороны. И вот

Кажется, что вертится
Ветряная мельница.
Встали. Выдохнули: "Ох!"
Вдох и выдох. Снова — вдох.

Отдышались и все вместе
Мы попрыгаем на месте.
Тело силой зарядили —
Про улыбку не забыли.

1. Приучи себя мыть руки, лицо и шею  каждое утро и каждый вечер перед  тем, как ложиться спать.
2. Когда моешь руки, потри щеткой  кончики пальцев, чтобы вычистить  грязь из-под ногтей.
3. Ноги мой перед сном каждый день.
4. Чисти зубы утром и на ночь.
5. Принимай горячий душ.  Горячая вода промывает от пыли и  пота поры, которыми дышит   кожа.
6. Обязательно  мой руки вернувшись с улицы, и перед каждым приемом  пищи.
7. Научись сам следить за ногтями и  стричь их
.

Приложение 3

Тема: Строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.                                       Урок обучения грамоте со здоровьесберегающими технологиями                                     в 1-м классе по программе "Школа-2100"                                                                                      

 Цель:  продолжить работу над формированием навыка чтения; формировать навык грамотного письма.

Учебные задачи: 

  1. продолжить работу по развитию умения различать понятия “звук” и “буква”;
  2. формировать умения “видеть” букву;
  3. формировать умение прочитывать тексты, написанные разным шрифтом;
  4. продолжить работу над формированием правильного чтения;
  5. развивать орфографическую зоркость;
  6. продолжить работу по развитию умения анализировать предложение, текст;
  7. прививать любовь к чтению;
  8. формировать познавательный интерес, потребность в здоровом образе жизни;
  9. воспитывать умение слушать, учитывать мнение других.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Технологии:  здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные.

ОРГ.МОМЕНТ.

Аутогенная тренировка (улучшает психические функции: активизирует память, внимание, воображение, образное мышление, усиливает творческий потенциал).

- Дети, закройте глаза и представьте, что на нас солнышко льёт тёплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.

- Сегодня мы с вами будем не только учиться читать и писать слова, предложения с изученными буквами, но и продолжим говорить о красоте природе, о бережном к ней отношении.

- Где мы побывали? (В лесу, возле реки, на море, в горах.)

- Кто из вас хотел бы продолжить путешествие?

- Вспомним правила поведения в природе. (Не шумите на природе! Не ломайте ветви деревьев и кустарников! не оставляйте надписи на деревьях! Не ловите насекомых! Убирайте за собой мусор! берегите почву! Не берите в руки детёнышей диких животных! и т.д.) Почему так себя нужно вести.

- Путешествие будет не простым, подготовимся к нему.

Кинезиологические упражнения.

“Шапка размышлений” (Упражнение позволяет быстро включиться в работу, улучшает внимание.) Растираем ладошки до образования “тёплого комочка”, одеваем комочек на голову и мягко заворачиваем уши от верхней точки до мочки. Упражнение выполняем три раза.

“Ленивые восьмёрки” (Упражнение активизирует структуры, обеспечивающие запоминание.) Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости “Восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем повторяют эти движения обеими руками.

Аутогенная тренировка.                                                                                                                                          - Садитесь на дрожки. Я включаю машину времени. (Дети садятся в позу кучера. Слушают звуки природы.)

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СООТНОСИТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ С БУКВАМИ В СОСТАВЕ СЛОГОВЫХ МОДЕЛЕЙ.

- Итак, как вы думаете, куда сегодня перенесла нас машина времени?

- Верно, мы на лугу. Посмотрите, сколько здесь цветов. Но цветы не простые, внутри каждого цветка буква. Какие бы два “букета” мы могли составить? (Гласные, согласные)

- А в каждом букете цветы, на какие группы могли бы поделить? (Гласные: те, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука и твёрдость предшествующего согласного звука; согласные: те, которые обозначают звонкие звуки и глухие, парные и непарные, только твёрдый звук и твёрдый-мягкий звуки)

- Составьте из этих букв слоги. Перед тем, как мы запишем слоги, давайте вспомним правила письма.

Правила письма:                                                                                                                                                     Знай начало каждой буквы,
Направление руки
И к началу каждой буквы
Штрих короткий напиши.

Гигиенические требования                                                                                                                                Руки? – На месте.
Ноги? – На месте.
Локти? – У края.
Спина? – Прямая.
Тетрадь? – Наклонно.

- Итак, запишите:                                                                                                                                                             1) слог с твёрдым согласным звуком                                                                                                                          2) слог с мягким согласным звуком                                                                                                                              3) слог опасное место                                                                                                                                                 4) слог, в котором две буквы, но три звука

Дыхательная гимнастика (медленный вдох и выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью).

- Прежде, чем отправиться дальше, давайте ещё раз насладимся красотой и ароматом этих цветов. Сядьте прямо, закройте глаза. Вдохните нежный аромат цветка не только носом, но и всем телом. Медленно выдохните.

Развитие зрительно-слухо-артикуляционных связей (упражнения, способствующие расширению поля зрения и совершенствованию навыка портретного распознавания слогов)

- На пути пригорок. Поднимемся на него, складывая слоги по обе стороны тропинки в слова. Запишем слова, которые у нас получились. Обозначим ударение. ( Слова: сова, репа, лисы, утка, выдра)

- Какое слово “лишнее” и почему? (Сова – в этом слове ударение падает на второй слог; репа – это слово обозначает овощ, а не животное; лисы – это слово стоит во множественном числе; утка – это слово начинается с гласного звука; выдра – в этом слове пять букв и 5 звуков).

Физминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд,
А потом наоборот.

Дети ну лугу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете -
Стали маленькими дети,
А потом все дружно встали
И большими разом стали.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ “ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА”.

Трава – травинка.                                                                                                                                                Что можно сказать об этих словах?                                                                                                                                            - Продолжите ряд однокоренных слов (травка, травушка, травяной).                                                                                                                         - А я знаю ещё однокоренное слово – травник. Как вы думаете, какое значение имеет это слово? (Травник – книга по траволечению (показать); человек, который хорошо разбирается в травах; птица (показать фото)                                                                                                                                                             - Что можно сказать о слове – травник? (Оно многозначное.)

Упражнение в восстановлении деформированного предложения.

- Посмотрите, кто это идёт нам навстречу. Да это же кузнечик Кузя, только вид у него печальный. Составлял Кузя для нас предложение про свои любимые цветы, но ветер подул, и все слова разлетелись. Давайте попробуем восстановить порядок слов в предложении. (На лугу растут ромашки)                                                                                                                                                  - О чём это предложение?                                                                                                                                        - О каких цветах идёт речь?                                                                                                                                      - Что говориться о ромашках?                                                                                                                                                 - Где они растут?                                                                                                                                                       - Давайте запишем это предложение (вспомнить правила записи предложения).

- А вы знаете, что ромашка – это не только красивый цветок, но и полезное растение? (Отвар из цветков ромашек употребляют как средство от простуды, кашля, промывают им ранки, полощут горло, а если выпить чай с ромашкой вечером, то сон будет крепким и спокойным).

Гимнастика для глаз.

Мы читали, мы писали.
Глазки наши так устали,
Пусть немножко отдохнут,
В путь за паучком пойдут.
 (Используется тренажёрная таблица)

ФОРМИРОВАНИЕ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- Но не только ромашка является украшением луга. Сейчас мы с вами будем читать текст, автор которого Генрих Сапгир. Знаком ли вам этот автор? ( Да, “Андрюша” - рассказ про котенка)                                                                                                                                                                               - Прочитайте ключевые слова и сделайте свои предположения, о чём мы будем читать? (Природа, душа, луг, лес, ветер.)                                                                                                                                    - Как вы понимаете значение слова душа?                                                                                                                  Работа с текстом во время чтения (Р.Н.Бунеев и др. “Букварь” с.103)

1 -2 пр.  - О чём размышляет писатель?

3 -4 пр.  - Когда автор приходит к этой мысли?                                                                                                     - Что можно сказать об авторе? (Внимательный, любящий природу)

5 пр. - Какая душа у ромашки?                                                                                                                                  - С чем автор сравнивает ромашку? Почему?                                                                                                          - Почему же у ромашки душа весёлая? (Когда солнышко светит, на душе тепло, радостно, и автор ромашку сравнивает с солнцем)

6 пр. - Какая душа у колокольчиков? Почему?

7 пр. - Почему у цветка иван-да-марья две души? (Одна часть этого цветка жёлтая (это Марья), а другая – синяя (это Иван). Иван-да-Марья – это жених и невеста. Две души слились в одно целое)

8 пр. - Как, по мнению автора, выглядит душа анютиных глазок?

9 пр. - Почему автор так думает? (Клевер – неприхотливое растение. Является кормом для животных, домом для насекомых)

10 – 11 пр. - Почему шиповник задумчиво радуется? (Шиповник – это растение приносящие полезные плоды)

12 – 13 пр. - А у репейника какая душа? Почему? (Растёт везде, наперекор всему)

- Мы прочитали текст. Подтвердились ли наши предположения? - Что нового узнали?                                    - Какова же, по-вашему, главная мысль текста? (В каждом цветке автор увидел свою собственную красоту, свою душу)                                                                                                                           - Каждый ли человек способен на это? (Внимательный, любящий природу, наблюдательный, способный в обычном увидеть необычное, бережно относящийся к природе, добрый, любознательный, умеющий ценить красоту, умеющий открывать тайны природы).

ИТОГ УРОКА.

- Готовясь к уроку, я прочитала в одной книге слова, которые меня очень тронули: “Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках. Я взял в руки жука, и жук умер у меня в ладонях. Я посадил птицу в клетку, и она погибла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.

- Что значит прикоснуться сердцем?

 Литература:                                                                                                                                                              Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В  Букварь, учебник для 1 класса                                                              Мои волшебные пальчики, Пропись, ч.4                                                                                              Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Методические рекомендации для учителя                                         Чепикова Л. В. Как я добиваюсь хорошего самочувствия своих учеников / Л. В. Чепикова //Директор школы. - 2006. - N 5. - C. 98-100.                                                                                                                                 Шевченко Л. А. От охраны здоровья к успеху в учебе / Л. А. Шевченко //Начальная школа. - 2006. - N 8. - C. 88-90.                                                                                                                                         http://festival.1september.ru/                                                                                                                        http://nsportal.ru/                                                                                                                        

Приложение 4 Тематическое планирование уроков здоровья

  Тематическое планирование уроков здоровья

Литература в помощь учителю  

1-2 класс

3-4 класс

1. Основы безопасности жизнедеятельности. поурочные планы - 1,2,3,4 класс. Составитель Шевченко Г.Н. Волгоград, 2009 

2. Журнал Педсовет, 1995 - 2013 г. выпуска.

3.Основы безопасности жизнедеятельности, 1-4 классы. школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками. Автор-составитель Попова Г.П., Волгоград, 2006г.

1. http://malenkiy.ru/                             2. http://festival. 1september.ru/ 3.http://mousosh5azn.ucoz.ru/                                                    4. http://www.solnet.ee/

Тема 1. Дружи с водой.                                             Урок 1. Советы доктора Воды.                                       Урок 2. Друзья Вода и Мыло.                                         Тема 2. Забота о глазах.                                            Урок3. Глаза-главные помощники человека.                                                                   Тема3. Уход за ушами.                                                    Урок 4. Чтобы уши слышали.                                               Тема 4.Уход за зубами.                                                    Урок 5. Почему болят зубы.                                            Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми.                                                 Урок 7.Как сохранить улыбку красивой.                                                   Тема 5. Уход за руками и ногами.                                   Урок 8. «Рабочие инструменты человека».                                               Тема 6. Забота о коже.                                                    Урок 9.Зачем человеку кожа.                                          Урок 10. Надёжная защита организма.                                                   Урок 11. Если кожа повреждена.                                      Тема 7.Как следует питаться.                                 Урок 12. Питание-необходимое условие для жизни человека.                                                                 Урок 13. Здоровая пища для всей семьи.                                                       Тема 8. Как сделать сон полезным.                                                          Урок 14. Сон-лучшее лекарство.                                  Тема 9. Настроение в школе.                                       Урок 15. Как настроение?                                         Тема 10.Настроение после школы.                                                   Урок 16. Я пришёл из школы.                                        Тема 11. Поведение в школе.                                           Урок 17-18. Я - ученик.                                                     Тема 12. Вредные привычки.                                            Урок 19-20.Вредные привычки.                                            Тема 13.Мышцы, кости и суставы.                                                       Урок 21.Скелет-наша опора.                                          Урок 22. Осанка- стройная спина!                                                                Тема 14. Как закаляться. Обтирание и обливание.                                                                           Урок 23.Если хочешь быть здоров.                                                         Тема 15.Как правильно вести себя на воде.                                             Урок 24. Правила безопасности на воде.                                                      Тема 16. Игры и упражнения на воде.                                                             Урок 25-29. Обучение поведению на водоёме.                                                   Тема 17. Народные игры.                                            Урок 30. Русская игра « Городки».                                  Тема 18. Подвижные игры.                                        Урок 31.Подвижные игры.                                                 Урок.32-33.Обобщающие советы.

Тема 1. Почему мы болеем.                                               Урок 1. Причина болезни.                                             Урок 2.Признаки болезни.                                                  Урок 3. Как здоровье?                                                  Тема2. Кто и как  предохраняет нас от болезней.                                                                        Урок 4. Как организм помогает сам себе.                                                                 Урок 5. Здоровый образ жизни.                                     Тема 3. Кто нас лечит.                                                     Урок 6. Какие врачи нас лечат.                                       Тема 4.Прививки от болезней.                                     Урок 7. Инфекционные болезни.                                   Урок 8. Прививки от болезней.                                 Тема. 5. Что нужно знать о лекарствах.                                                        Урок 9. Какие лекарства мы выбираем.                                                        Урок 10. Домашняя аптечка.                                         Тема 6. Как избежать отравлений.                                  Урок 11. Отравление лекарствами.                            Урок 12. Пищевые отравления.                                 Тема 7. Безопасность при любой погоде.                                                             Урок 13. Если солнечно и жарко.                              Урок 14. Если на улице дождь и гроза.                                                              Тема 8. Правила безопасного поведения в доме , на улице, в транспорте.                                                           Урок 25. Опасность в нашем доме.                             Урок 26. Как вести себя на улице.                                  Тема 9. Правила безопасного поведения на воде.                                                                                   Урок 17. Вода- наш друг.                                                 Тема 10. Правила обращения с огнём.                                                                   Урок 18.Чтобы огонь не причинил вреда.                                                               Тема 11. Как уберечься от поражения электрическим током. 

Урок 19. Чем опасен электрический ток.                                                                     Тема 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.                                                                            Урок 20. Травмы.                                                             Тема 13. Как защититься от насекомых.                                                       Урок 21. Укусы насекомых.                                                 Тема 14. Предосторожности при обращении с животными.                                                                    Урок 22. Что мы знаем про собак и кошек.                                                             Тема 15. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.                                                  Урок 23. Отравление ядовитыми веществами.                                                                        Урок 24. Отравление угарным газом.                                                                   Тема 16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.                                        Урок 25. Как помочь себе при тепловом ударе.                                                                      Урок 26. Как уберечься от мороза.                              Тема 17. Первая помощь при травмах.                                                          Урок 27.Растяжение связок и вывих костей.                                                               Урок 28-29 Если ты ушибся или порезался.                                                                   Тема 18.Первая помощь  при попадании в глаза инородных тел в глаза, ухо, нос.                                                       Урок 30.Как помочь себе?                                                    Тема 19-20. Наше самочувствие.                                                                Урок 31-34 Как себя вести при стрессовых состояниях.? 

 

Уроки здоровья

Тема13: Здоровая пища для всей семьи.                                                        

Цель:  показать роль овощей, фруктов и соков  для здоровья человека.                                                        Оборудование: продукты ( можно заменить картинками) морковь, свекла, помидор, картофель, чеснок, яблоко, лук, чеснок, печенье, сок, газ.вода, конфеты, шоколад, жвачка, орехи, чупа-чупс, 3-4 вида  сока в, непрозрачные стаканы. Продукты можно заменить картинками или фотографиями.                                                                                                                 Беседа.   

- Что нужно сделать, чтобы заработал телевизор или магнитофон? ((включить в сеть).                                                     - Что нужно сделать, чтобы машина поехала? (заправить бензином)                                                                       - А чтобы человеку ходить, бегать, дышать, работать, чтобы жить, нужно принимать  пищу. Человек без еды может жить 30-40 дней. Пища должна быть не только полезной, вкусной, но и красиво выглядеть. Это повышает аппетит. Принимать еду необходимо в одно и то же время.     - Когда вы кушаете? (утром - завтрак, днём - обед, вечером - ужин).                                                                Чтобы еда приносила пользу нужно кушать полезную пищу.                                                                        - Расскажите, какие продукты питания вы обычно употребляете в пищу?                                                    - Какое ваше любимое блюдо? ( каши, супы, картофель жареный, картофельное пюре и т.д.)    - Какое блюдо вы можете приготовить сами? ( яичницу, бутерброд)                                                                          - На столе лежит много вкусных продуктов. Какая на ваш взгляд пища полезная?                                                        Отложите эти продукты на другой стол. (На столе лежат: морковь, свекла, помидор, яблоко, лук, чеснок, печенье, сок, газ. вода, конфеты, шоколад, жвачка, орехи, чупа-чупс).                         - Объясните, чем полезны эти продукты? (Овощи, фрукты, соки).                                                                       - А почему отложили в сторону остальные? (Ответы детей).                                                                            

Игра «Укадай-ка!»                                                                                                                                     Угадайте по запаху, на ощупь продукты: чеснок, яблоко, морковь, лук, картофель. Ученик с завязанными глазами должен определить предлагаемые ему продукты.

Беседа.  В овощах, фруктах содержится много витаминов. В луке- витамин А, хочешь вырасти – ешь морковь, в капусте витамин С, также витамин С есть в лимонах, смородине. Этот витамин укрепляет здоровье. В листьях салата – витамин В. Блюда из овощей очень полезны для организма, особенно овощи и салаты. Помните о том, что перед употреблением овощи нужно мыть!

Конкурс загадок по теме «Овощи».

Исключите лишнее слово: морковь, репа, яблоко, картофель (можно использовать картинки). Яблоко- это фрукт.                                                                                                                Какие еще фрукты знаете? Назовите.(Ответы детей).

 Исключите лишнее: яблоко, груша, малина, персик. Малина – это ягода.

Какие еще знаете ягоды? (Ответы детей).                                                                                                      Все фрукты и ягоды содержат в себе витамины. Растущему организму витамины очень нужны. Он их получает с пищей. Можно есть  свежие фрукты,  а можно пить из этих фруктов сок.  Какие соки вы любите?                                                                                                                                                  А из чего томатный сок?( Из томатов.)                                                                                                                             Полезны и фруктовые и овощные соки. (Томатный, морковный).

 «Угадай-ка!»    Угадай по вкусу и запаху разные соки.

Итог: Какую пищу нужно употреблять? (Вкусную и полезную). Дома нарисуйте фрукты и овощи, которые вы любите.

Тема 22:   Осанка - стройная спина.

Цель: показать как важна для человека красивая осанка.                                                            Оборудование: тряпичные куклы, проволока, пластилин, фотографии мостов, телебашен.      1.Беседа.

-Вы все любите лепить из пластилина. Если он очень мягкий и нагрелся в руках, то пластилиновая фигурка будет падать. Чтобы она стояла, необходимо вставить внутрь проволочку. А у человека вместо проволочки «вставлен» скелет. Без него человек был бы некрасивым и бесформенным.

Скелет - наша опора, благодаря которой мы сохраняем форму.(Учитель показывает две мягкие игрушки, из них вынули вату, а одну вместо ваты вставлен каркас)

Люди изучили строение скелета, удивительно прочное строение кости и использовали эти знания при строительстве мостов и высоких башен ( показать на фотографии конструкцию моста и телебашни).

2.Фантазирование

Возьмите проволоку, сделайте каркас либо человека, либо башни, а затем с помощью пластилина придайте форму.

  4.Выставка работ.

-Посмотрите, что я сделаю с фигуркой этой кошечки. Я изогнула каркас, кошечка прогибается. А если изогнуть каркас этого человечка,  красивый будет человечек? ( нет) Встаньте и согнитесь, наклоните голову вниз. Посмотрите друг на друга. Красивые ли вы? (нет)                                                                                                                                                                                    Вы похожи на вопросительный знак. Встаньте как восклицательный знак. Посмотрите друг на друга. Приятно посмотреть!

Иметь красивую осанку очень важно! Приятно смотреть на девочку, которая идёт легко, спинка у неё прямая, плечики развёрнуты, а на лице улыбка. Мальчик тоже выглядит стройнее, мужественнее, если имеет хорошую осанку. За своей осанкой нужно следить постоянно, особенно, когда сидишь за партой на  уроках.

4. Физминутка.

Сегодня мы разучим упражнения, которые вы будете делать каждый день во время отдыха при приготовлении уроков.

  1. Поставьте правую ногу вперёд и  слегка её согните. Руки на пояс и прогнитесь. Прыжками меняйте положение ног (5-6 раз). Походите по комнате и глубоко подышите. Постарайтесь расслабить мышцы.
  2. Сидя на стуле, поднимите руки вверх, прогнитесь и сделайте глубокий вдох. Опустите руки и выдохните воздух. Сделайте 6-8 таких упражнений.

5.Предлагаю с помощью мимики и осанки изобразить:

уверенного в себе человека;                                                                                                                                    трусливого;                                                                                                                                                            весёлого;                                                                                                                                                   получившего двойку.

Итог: вручить каждому ученику памятки с упражнениями для укрепления мышц спины.

Директор школы:                                     Е.А.Супрядкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья. В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе,...

Технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся в начальной школе.

Организация работы в начальной школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Сохранение и укрепление здоровья учащихся(из опыта работы).

Данная работа была представлена на краевой конференции "Здоровое поколение 21 века" проходившей  в Алтайском крае....

"Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся (организация прогулок на свежем воздухе)" (выступление на педсовете)

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конве...

Сохранение и укрепление здоровья учащихся в младших классах. (из опыта работы)

Сохранение и укрепление здоровья учащихся в младших классах (из опыта работы)...