Выступление на тему: «Воспитание толерантности у учащихся»
статья на тему

 

В данном материале рассказывается о  формировании  у учащихся толерантного  поведения  во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_tolerantnosti_u_uchashchihsya.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Воспитание толерантности у  учащихся»

      Подготовила:

                              учитель начальных классов

           Тимофеева И.В.

Для начальной школы проблема толерантности актуальна сама по себе.  На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между  маленькими детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью  коммуникативной деятельности. Повышенный уровень конфликтности в межличностных отношениях детей мешает формированию классного коллектива. В реальной жизни малыши проявляют подсознательную радость при наблюдении трудностей у товарищей, агрессию при отстаивании своих интересов, раздражительность и потерю самообладания в повседневной деятельности, нежелание прощать обиды, неуважительное отношение к людям с физическими недостатками. Свою задачу как классного руководителя я вижу в том, чтобы помочь детям включить законы толерантного общения в их систему ценностей.

Большой потенциал в связи с решением  актуальной воспитательной задачи по формированию  у учащихся толерантного и гуманного поведения  имеется у внеурочной деятельности в свете ФГОС второго поколения.

      В настоящее время основными задачами внеурочной работы признаны:

1. создание благоприятных условий для проявления творческих способностей,

  1. наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат,
  2.  внесение в нее романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.

     Процесс воспитания - есть процесс формирования мотивов и потребностей личности. В решении  задачи по формированию у  учащихся толерантного, гуманного поведения не последнее место принадлежит просвещению, которое должно быть нацелено не столько на пополнение знаниями, а на развитие мышления, оценочных суждений.

     Одной из форм такой деятельности являются занятия кружка «Азбука нравственности», деятельность которого направлена на осмысление школьниками собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. К  приемам, стимулирующим аналитическую, оценочную деятельность школьников можно отнести следующие:

-анализ противоречивых высказываний (это помогает учить детей понимать сложность, противоречивость жизненных и нравственных явлений);

-анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов,  (в  которых заключается глубокая мудрость, открытие которой  побуждает учащихся к размышлениям над нравственными проблемами);

-анализ проблемных вопросов – таких, в которых четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное;

-анализ нравственных проблемных ситуаций (важно чтобы эти ситуации были  истинно проблемны и неоднозначны, а не просто требующие оценки «хорошо» или «плохо»);

-анализ дилемм (ситуаций нравственного выбора, которые нельзя разрешить однозначно; в них человек вынужден делать выбор, сообразуясь со своей совестью);

- участие в различных типах дискуссий.

             В процессе формирования толерантного и гуманного поведения важно создание для детей ситуаций «проживания», прочувствования своего эмоционального состояния посредством моделирования отношений, в которые ребенок включен в процессе своей жизнедеятельности. Для того, чтобы ребенок осознал, осмыслил свои состояния и чувства, он должен эти чувства, эти состояния пережить вновь или восстановить в своей эмоциональной памяти.

 С этой целью на занятиях кружка применяются следующие приёмы:

-игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению школьника «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия.);

-актуализация эмоционального опыта (используется для того, чтобы пробудить в душе ребенка те чувства и переживания, которые он испытал когда-то);

-дневник настроения (создает ситуацию постоянной рефлексии учениками своих внутренних состояний, развивать внимание и интерес учащихся к внутреннему миру других людей;

-тренинговые упражнения (во время их выполнения ребёнок имеет возможность активно экспериментировать с разными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность). В процессе выполнения тренинговых упражнений детьми приобретаются умения встать на точку зрения другого, умение видеть положительное в человеке, умение осознать собственные достоинства и недостатки, умение сдерживать свои эмоциональные порывы.

Жизнь по – разному можно прожить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить

И вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой до солнца достать

И подарить его людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Воспитание толерантности у младших школьников"

Доклад был подготовлен для выступления на школьном МО классных руководителей....

Занятие по теме "Воспитание толерантности и этнотолерантности". Беседа: "Причины конфликта и как их избежать".

Занятие по теме "Воспитание толерантности и этнотолерантности".Беседа: "Причины конфликта и как их избежать"....

Методическая разработка по теме: "Воспитание толерантности младших школьников".

В разработку входят игры на обучение общению, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ  ТОЛЕРАНТНОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА....

Педагогическая статья на тему: Воспитание толерантности в начальной школе.

В статье рассматривается процесс формирования толерантности как ценностного гражданского качества в младшем школьном возрасте, а также условия эффективности ее формирования в процессе гражданского вос...

Доклад на тему: "Воспитание толерантности в начальной школе"

Воспитание толерантности в начальной школе следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми. Толерантность- это ...

Статья на тему: "Воспитание толерантности в начальной школе"

Воспитание толерантности в начальной школе....

Выступление на тему "Формирование толерантного поведения в семье"

Учитель знакомит родителей со значением слова толерантность и приёмами  формирования толерантного поведения....