Программа внеурочной деятельности "Я познаю мир. Я сам" (направленность: общекультурное, духовно-нравственное развитие)
рабочая программа (1 класс) по теме
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методами, структурой, целями и способами реализации.
Цель и задачи курса: формировать широкую целостныю картину мира,на основе знаний и умений подвести ученика к осознанию причинно - следственных связей между природой, обществом в ходе решения задач развивать самостоятельность мышления, формировать элементарные правила нравственного поведения людей в мире природы и людей...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР__________ Директор:
________________________ _____ Котельникова И.Н.
«___»____________2011 г. «___» ____________ 2011г.
П Р О Г Р А М М А
внеурочной деятельности
« Я познаю мир. Я сам»
(направленность: общекультурное, духовно-нравственное развитие)
Возраст детей: 6-7 лет (1 класс)
Срок реализации: 1 год
Составил: Лазукова
Вера Васильевна,
учитель начальных классов
г. Пермь
2011г.
Пояснительная записка
Нормативно – правовой и методологической основой программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся является концептуальной и методической основой для разработки и реализации учебным заведением собственной программы.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность.
Именно так ставится вопрос о новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир. Я сам» рассматривает развитие человека, его духовно-нравственное развитие, развитие Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Сегодня дети в своём Отечестве, в храмах, в музеях, в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни и будущих поколений. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее необходимо осмыслить сегодня, как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. И возрождение России, поддержания ее статуса как великой державы связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но и с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся ментальности.
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методами, структурой, целями и способами реализации.
Цели, задачи курса:
- формировать широкую целостную картину мира; основы духовно-нравственного развития человека;
- на основе знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия мира;
- в ходе решения задач развивать самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать умения: классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:
1) развитие человека и человеческого общества;
2) история открытия и познания природы Земли;
3) сведения, вошедшие в историческую память народа.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль курса «Я познаю мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот курс должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Отличительные особенности от существующих программ
. Отличительными особенностями данной программы от ранее существующих является следующее: современный школьник отличается от сверстников пятнадцати – двадцатилетней давности своей любознательностью и информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается все больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. Отсюда и цели и задачи программы, приведённые выше. В структуру программы входят несколько блоков – это теория, практика, проект. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели.
Возраст, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 6 до 7 лет.
Срок реализации - 1 год
Формы и режим занятий.
По количеству детей - коллективная, групповая, индивидуальная
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — особое место занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей. Беседы, мероприятия, игры.
Занятие проводится 2 раза в неделю, продолжительностью – 35- 45 минут.
Личностными результатами в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор.
Метопредметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности совместно с учителем.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе; оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Формы подведения итогов реализации
- отзыв участников о проекте
- создание проектов
- выставки рисунков, поделок
- мероприятия
Учебно-тематический план.
№ 1 | Разделы Окружающий мир: природа, общество, труд (42ч) | Темы Мировая цивилизация. Духовно-нравственные ценности человечества. Родной город Пермь. Страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Родная природа. Природа в разные времена года. Родная природа – источник познания. Экскурсии , Практические работы | Часы |
1 1 1 2 2 1 1 3 | |||
Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Страна, где мы живём. Правила человеческого общежития в многонациональной стране. Местоположение на глобусе и карте. Москва – столица России. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; Правила противопожарной безопасности; Правила пользования транспортом и дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор. Экскурсии. Практические занятия. | 1 2 1 1 1 1 3 2 2 1 2 2 1 2 2 2 3 | ||
2 | Планета Земля (18ч) | Космос. История освоения (личности первооткрывателей) Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля как планета. Луна – спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Природа и человек. Красота природы, народные праздники. Практические работы, экскурсии (Приложение) | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 |
3 | Кто такие «Мы» (6ч) | История цивилизации. Древнейшие люди Человек – собиратель, охотник Кочевники и земледельцы Окультуривание растений, одомашнивание животных Экскурсии | 1 1 1 1 2 |
4 | ИТОГО:
| 66 ч. |
Содержание курса
Окружающий мир: природа, общество, труд.
Мировая цивилизация, духовно-нравственные законы человечества; Родной город Пермь, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.
Природа осенью. Природа – источник познания.
Экскурсии (Приложение)
Природа.
Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля как планета. Луна – спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.
Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.
Природа и человек. Красота природы, народные праздники.
Практические работы, экскурсии (Приложение)
Планета Земля.
Глобусом – моделью Земли. Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека.
История людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсии.
Кто такие «Мы»
Современное человечество. Его разнообразие по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.
Страна, где мы живём. Местоположение на глобусе и карте. Москва – столица России.
Взаимопомощь людей разного возраста; духовно-нравственные ценности Российского народа. Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила пользования транспортом и дорожного движения.
Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор.
Экскурсии.
Литература
- Д.Григорьев, П.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», издательство «Просвещение» 2011
- Стандарты второго поколения «Планируемые результаты начального общего образования» издательство «Просвещение»2011
- Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», издательство «Просвещение»2011
Методическое обеспечение программы.
- Иллюстрации или фотографии, презентации с изображением достопримечательностей городов.
- Глобус и карты.
- Видео и аудиозаписи. (наличие интернета)
- Финансовая база для выездных экскурсий и посещений музеев, театров, планетария.
Для занятий ребенку нужны: карандаши, краски, кисти, ножницы, др. канцтовары для создания проектов, работ для выставок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-103235-1516742172.jpg)
Программа внеурочной деятельности кружка "Познай себя"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983256-1512644092.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Я ПОЗНАЮ МИР» 1 класс
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-881245-1485009234.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Я познаю мир"
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на вопросы и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/20/picture-1025934-1689814076.jpg)
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ГОВОРИТЬ- УЧИСЬ ЧИТАТЬ» ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА
Действующая программа по внеурочному занятию позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для ф...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-1213038-1581067317.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Этика: азбука добра» направленность - общекультурная
Рабочая программа кружка для 1 -4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного разви...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/08/picture-1276435-1602182853.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» в 1 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления по курсу «Я познаю мир» в 1 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-1191131-1574345960.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я познаю мир"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я познаю мир"...