Главные вкладки

    Классный час по правильному питанию"Хлеб да каша- пища наша" ( Блюда из зерна) в 4 б классе
    классный час (4 класс) по теме

    Рябухина Светлана Николаевна

    Классный час разработан к занятию  "Блюда из зерна" из  учебника" Две недели в лагере Здоровья"  Авторы: М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл scenariy_klassnogo_chasa_hleb_da_kasha-pishcha_nasha.docx31.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час по правильному питанию «Хлеб да каша- пища наша» ( Блюда из зерна)   в 4 б классе МБОУ СОШ №34

    Цели: 1. Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; углубить знания обучающихся о хлебобулочных изделиях.

              2. Развивать воображение, самостоятельность, мелкую моторику; умение работать в группе.

             3. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов, пекарей, бережного отношения к хлебу.

               

    Задачи: 1) рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время;

                        2) проследить цепочку «от зёрнышка – до булки»;

                        3)проверить самостоятельную работу учащихся по поиску дополнительного    материала к занятию с последующим   выполнением проектов ( групповых). 

                 

    Подготовка к занятию:

    1. Подготовка презентации;
    2. Разучивание стихов,   сценки.
    3. Выпечка каравая ;
    4. Колосья пшеницы нарисовать на ватмане;
    5. Заготовить  крупы.
    6. Накрыть стол хлебобулочными изделиями.
    7. Принести солёное тесто для лепки.
    8. Представить проекты
    9. Картинки о хлебе

    Учебник по программе о правильном питании « Две недели в лагере Здоровья»

    Авторы: М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева

       

    .

    Участники классного часа: обучающиеся 4  б класса, их родители, классный руководитель.

    Срок подготовки к кл. часу и реализация пректов: 1 месяц

    Объект исследования: продукт питания - хлеб.

    Вопросы исследования:

    1. Как выращивают хлеб?
    2. Из чего делают хлеб?
    3. Чем полезен хлеб?
    4. Какие бывают сорта хлеба?
    5. Какие питательные вещества , витамины содержит хлеб?
    6. Какие блюда можно приготовить из хлеба?
    7. Нормы потребления хлеба.
    8. В какой художественной литературе есть упоминание о хлебе?
    9. Отношение людей к хлебу во время Великой Отечественной войны.
    10. Существуют ли музеи хлеба?
    11. Народные традиции, связанные с хлебом.

    Ход занятия

    I. Организационный момент ( эмоциональный настрой )

    На слайде  1 изображено пшеничное поле. Под песню «Русское поле» дети становятся в круг.

    - Ребята, представьте, что мы находимся на краю поля. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня ( пожимаю руку одному ребёнку, а он в свою очередь, другому)

    -Ну вот теперь мы согреты теплом этого дня, которое ,надеюсь ,хватит до конца занятия( дети садятся).

        II Введение в тему.

    - Эти бескрайние золотые поля - наше богатство- наш хлеб!  Давно существует на  Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью. Примите ,пожалуйста, каравай хлеба.

    Ученица:                Если мы хотим кого-то

                                  Встретить с честью и почётом,

                                  Встретить щедро, от души,

                                 С уважением большим,

                                То гостей таких встречаем

                                Круглым пышным караваем

                                Он на блюде расписном

                               С белоснежным рушником!

    Ученик:             С караваем соль подносим

                              Поклонясь,отведать просим:

                              -Дорогой наш гость и друг

                               Принимай хлеб-соль друг!

    (Дети подносят каравай гостям)

    -Хлеб- один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:

    Земля-матушка, а хлеб-батюшка.

    Хлеб- это жизнь.      Хлеб кормилец.     Без золота проживёшь, а без хлеба-нет.

    III Определение темы и цели занятия.

    -Какие продукты и блюда получают из зерновых культур? (хлеб, хлебобулочные изделия, каша)

    -Как вы думаете, о чём пойдёт  сегодня речь ? ( о блюдах из зерна)

    Правильно! Тема нашего классного часа звучит так « Хлеб да каша- пища наша»(  на доске появляется тема)

    -Давайте определим цели занятия: что  мы уже знаем по этой теме?

    1. Откуда берётся хлеб на нашем столе.

    2.О блюдах, получаемых из зерна. ( на доске карточки со словами:  знаю и не знаю)

    - Чтобы вы хотели узнать, что необходимо повторить, о чём нужно помнить?  

    цели занятия:

    Узнать:

    Повторить:

    Помнить:

    .-   Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?

    Ученик:                 -Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это - хлеб.

    .  Ешь его, расти и помни:

    В мире нет труда огромней,

    Чтоб на стол к тебе явился

    Свежий хлеб!

    -Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

    Ученица:                                            Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

                                                               А главное - работой пахнет хлеб.

                                                              Ведь не сразу стали зерна

                                                               Хлебом тем, что на столе,

                                                                  Люди долго и упорно потрудились на земле.

    Ученик                                             Тем, кто хлеб печет чуть свет,

                                                                   Шлет пшено на кашу.

                                                                   Тем, кто землю глубоко

                                                                       Острым плугом пашет,

                                                                           Им спасибо говори,

                                                                          Их за хлеб благодари!

                                                                У народа есть слова:

                                                          «Хлеб - всей жизни голова».

                                                          Ставится он первым на столе.

                                                              Слава миру на Земле!

                                                             Слава хлебу на столе!

                                                            Слава тем, кто хлеб растил,

                                                                 Не жалел трудов и сил!

    IV Показ презентации о хлебе.

    - Давайте отправимся в путешествие в прошлое, затем в настоящее, и посмотрим, как хлеб попадает к нам на стол.

    На слайде «Хлеб и война»  сделать остановку

    -В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны мужчины не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети.

    За 1941 - 1945 годы в стране было выращено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его. Многие труженики тыла получили награды за самоотверженный труд в годы войны. В моём семейном архиве хранятся медали моей бабушки, которые ей вручили за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны. Наверное, и у вас есть такие реликвии, спросите у взрослых.

    Был хлеб всегда в почете на Руси –

    Её просторов главное богатство,

    Его ты хочешь цену знать?

    Спроси.  

    Тебе ответить могут ленинградцы.

     Ученица:                           В дыму ленинградское небо,

                                                 Но горше смертельных ран

                                                 Тяжелого хлеба есть слово:

                                                Блокадного хлеба 125 граммов.

    .  - «Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

    В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой, в котором записано кто и когда умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли все. Осталась одна Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом,  девочка умерла.

    Сценка « Брат и сестра в ожидании матери»

    Сестра: Как холодно! И мама

     не идет

    Быть может, хлебушка она

    Нам принесёт.

    Ну, хоть бы крошечку где

    Отыскать,

    Голодной страшно мне идти

    В кровать,

    Брат: А разве я есть не хочу?

    Хочу!

    Но всё равно молчу.

    Ведь там, где папа наш

    Сейчас,

    Потяжелее, чем у нас.

    Не разрываются снаряды

    Здесь,

    И дом у нас с тобою есть.

    А главное - фашисты далеко.

    Да и кому в стране легко!

    Сестра: А помнишь блинчики

    С вареньем,

    Чай с малиновым печеньем,

    Которое по праздникам

    Пекла она.

    Сейчас я съела б всё одна!

    Брат: Опять ты о еде

    Заговорила!

    Уж лучше б душу не травила!

    Чем чаще вспоминаешь ты о

    Ней,

    Тем голод чувствуешь

    Сильней.

    И мне воспоминания эти не

    Нужно.

    Сестра: А вот и мамины

    Шаги слышны!

    Брат: (строго)

    Не вздумай хныкать перед

    Ней,

    Дай отдохнуть сначала ей.

    Далее идёт показ следующих слайдов о хлебе.

    -Ребата , а как вы обращаетесь с хлебом? Я уверена, что после услышанного, вы никогда не бросите на пол хлеб, а будете с ним обращаться бережно. И помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Его можно посушить, пить чай с сухариками, а также есть с первым блюдом. ( вручаю памятки « Как нужно обращаться с хлебом)

    1. Береги хлеб, он дорого достаётся.

    2.Не оставляй недоеденных кусков.

    3.Никогда не бросай хлеб.

    4.Продли жизнь хлебу.

    5.Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд, память о блокадниках.

    V Выступление групп с проектами. (  По ходу выступления дети обращаются к книге « Дни недели в лагере Здоровья», стр. 37-41.и выполняют предложенные задания)

     

                                 

    Первая группа – представляет проект «Что мы узнали о хлебе». В этой работе представлены сведения об истории появления хлеба, археологических находках, о том, как хлеб выращивают на Руси, о том какие сорта хлеба бывают.

    Вторая группа - представляет тему «Полезный ли продукт хлеб?» В ней обучающиеся рассказывают о том, чем полезен хлеб, какие витамины и питательные вещества содержатся в хлебе, какие блюда можно приготовить из хлеба.

    Третья группа - составляют альбом о земляках, которые растят хлеб, подбирают пословицы о хлебе, загадки, стихи о хлебе.

    Четвертая группа – готовят альбом «Хлеб- имя существительное» о Великой Отечественной войне.

    Пятая группа -« Традиции других народов, связанных с хлебом. Рецепты»

    Шестая группа - « Механизмы, «помогающие попасть» хлебу на стол»

    Дети с интересом делятся  информацией, которую добыли с разных источников: из книги «Детская энциклопедия» Д.Эллиотт, К. Кинг; «Всё  обо всём» О.А. Бочурина, В.А.Коровкина, «Русские традиционные праздники» И.Шангиной, «Быт русского народа» А.В.Терещенко, другой литературы, а также с  информацией взятой с интернета.

    VI Физминутка

    - Кто  может объяснить выражение « Проматерь хлеба»? ( Группа добавляет материал о пользе круп)

    Игра « Угадайте крупу» ( Ребёнку завязываем глаза ,и он на ощупь должен угадать крупу.)

    VII Практическая работа « Изготовление хлебного дерева из солёного теста»

    - В наши дни лепка из солёного теста стала популярным занятием. Лепить из солёного теста - большое удовольствие и радость. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме-  символ богатства и благополучия.

    - Я предлагаю вам изготовить « Хлебное дерево». Ваша задача -вылепить всевозможные хлебобулочные изделия. ( Из готовых поделок составляется дерево)

    VIII Итог и рефлексия

    -Наша встреча подходит к концу. Давайте поблагодарим наших гостей, за то ,что они сегодня были с нами.

      Знайте, дорогие ребята, для того чтобы хлеб был у всех нас и сегодня ,и завтра,и всегда- трудится вся страна. Живите так, чтобы хлеб ваш был честным. Помните, в хлебе - душа родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

    -Ребята,  давайте обратимся к целям нашего классного часа. Узнали мы  то , что хотели узнать, повторили?

     Я предлагаю продолжить разговор о хлебе. Выберите себе тему для проекта, защита состоится в конце мая.

    1. В какой художественной литературе есть упоминание о хлебе?

    2.Существуют ли музеи хлеба?

    3.Болезни хлеба.

    4. «Хлебные» профессии.

    -Если вам понравился классный час, вы многое узнали, вам было комфортно на нём, то поместите своего человечка вокруг каравая ( Дети выходят к доске Вокруг картинки  « Каравай» расставляют  своих человечков).

     А  дорогих гостей приглашаем за наш « хлебный стол». Приятного аппетита!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Хлеб и каша-пища наша

    Классный час и презентация...

    Хлеб и каша- пища наша

    Хлеб и каша- пища нашаРазработка занятия по правильному питанию в 4 – классе Цель: расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;сформировать представление детей о мног...

    "Хлеб да каша-пища наша".

    расширить  знания  детей о  полезности  продуктов,  получаемых  из  зёрен;сформировать  представление  детей  о  многообразии  ассортимента ...

    Хлеб да каша - пища наша

              Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;            сформировать представлен...

    Разработка урока по правильному питанию "Хлеб да каша - пища наша" в 4 «А» классе

    расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зернасформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов,получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в р...