Иоасаф - святитель Белгородский.
классный час (4 класс) на тему

Бухтоярова Светлана Анатольевна

Материал по православной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ioasaf.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

 НАСЛЕДИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО

КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.  

Бухтоярова С.А.

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №8»                    

К современной молодежи, увы, относится бессмертная пушкинская фраза «Мы ленивы и нелюбопытны». Дети и подростки все больше привыкают к компьютерному миру, к интерактивному общению, а это — прямой путь к бездуховности, к падению нравственных устоев. Поэтому задача педагогов — возродить в молодых людях те нравственные качества, которые были свойственны нашим пращурам — скромность, доброту, милосердие, духовность. Благо, за примерами людей, которые обладали этими качествами, далеко ходить не надо. Немало имен наших земляков известны далеко за пределами области. Одно из таких — имя святителя Иоасафа Белгородского.

Иоасаф. Святой епископ Белгородский. Прожил немногим более сорока девяти лет. При жизни был известен одновременно как человек строгий и милостивый. К безбожникам и нерадивым священнослужителям — строг, к старым, больным, кающимся — милостив. К самому себе — строг до беспощадности. После смерти — славен как чудотворец. Мощи его нетленны и благодатны.

В миру Иоаким Горленко родился 8 сентября 1705 года в Прилуках Полтавской губернии в семье полковника. Образование получил в Киевском Братском училище. Родители мечтали, что сын пойдет по стопам отца и станет военным. Но в стенах академии он почувствовал, что его призванием является монашеская жизнь.

7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец,  призналcя родителям, что мечтает о монашестве. Долго мать и отец упрашивали сына-первенца не принимать постриг. Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в монахи с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре.

8 января был рукоположен во иеродиакона и определен учителем Киево-Братского училища. Ему было поручено  послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии.

8 ноября 1734 года был рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, Иоасаф  начал работу по искоренению нравственных недостатков приходского духовенства. Ведь, к сожалению, не все священнослужители были скромны и высокодуховны. Многие погрязли в мирских пороках и не могли быть истинными пастырями в своих приходах.

      Консисторская должность святителя  была прекрасной школой для организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии.

     24 июня 1734 года возведен в сан игумена Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря.

     14 сентября 1744 года возведен в сан архимандрита. 24 января 1745 года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры, оставаясь настоятелем Мгарского монастыря. В те годы требовалось много сил для восстановления Сергиева монастыря после пожара.

     2 июня 1748 года Иоасаф принял сан епископа Белгородского в соборной церкви Петропавловской крепости Петербурга. Белгородская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось до 1060 церквей. В первый же год святительства Иоасаф предпринял поездку по епархии и затем ежегодно совершал такие поездки.

     Духовенство епархии еще далеко не отвечало своему званию. Множество служителей церкви было малограмотно, кичливо и безвольно. Поэтому святитель Иоасаф очень строго взыскивал за всякого рода проступки, допускаемые священно и церковнослужителями. Его строгость (вынужденно — по обстоятельствам того времени) доходила до применения телесных наказаний к духовенству. Поссорившимся между собой священнослужтелям он запрещал приступать к совершению божественной литургии до примирения.

     Строгость архипастыря сочеталась с пастырской любовью, с заботливостью о нуждах духовенства, с горячим желанием защищать его от произвола различных светских лиц. Ведь в то время барин имел право применить даже телесное наказание к священству своего прихода. Иоасаф считал это унизительным и недопустимым произволом.

     Любовь святителя простиралась не только на духовенство. Он с милосердием относился ко всем страждущим, притесняемым и нищим. Все они имели свободный доступ к святителю и могли в любое время приходить к нему. Иоасаф  становился для них отцом, заступником и благодетелем. Все доходы с вотчин архиерейского дома он направлял на помощь неимущим. Милостыню он любил творить втайне. Это делалось так. Перед христианскими праздниками он посылал своего преданного келейника в жилища бедняков с подарками одеждой и деньгами. Святитель просил келейника положить дары у окна или у порога, трижды стукнуть в окно для привлечения внимания хозяев, а самому поспешно удалиться. Предание уверяет, что  святитель сам под покровом ночи любил разносить подаяние бедным.

     Сострадательный и милосердный к другим,  святитель был очень строг к себе — в келейной своей жизни он сохранил нищету инока. Очень строго соблюдал посты, мог на целые дни в хлопотах и заботах о других забывать о еде. Он был настолько нежаден, нестяжателен в жизни, что после его кончины у него было найдено всего несколько медных монет, и погребение, по разрешению Св.Синода, пришлось совершить на запасные суммы архиерейского дома.

     Сам Иоасаф был ревностным молитвенником. И рано утром, и поздно вечером келейник заставал  святителя на молитве. Он призывал: «Непрестанно молитеся». Святитель сам написал ежечасную молитву, которую каждый час читал сам и советовал другим: «Буди благословен день и час...»

     Усиленные подвиги в юности надломили здоровье святителя. Как он сам говорил о себе: «Излишняя святость не дает мне ныне веку дожить.»

     Чувствуя приближение кончины,  святитель испросил разрешение Св.Синода навестить своих родителей.

     29 мая 1754 года он отслужил в Белгороде последнюю литургию, просил у всех прощение и всех разрешил. Святитель ясно говорил, что Белгорода он уже более не увидит. Перед отъездом  святитель дал указание, чтобы для него готовили место вечного упокоения, причем просил, чтобы все постарались сделать к осени.

     Побыв у родителей до осени,  святитель отправился в свою епархию. По дороге он заехал в с.Грайворон — вотчину архиерейского дома. Здесь он заболел и продолжать поездку не мог. Болезнь его продолжалась более двух месяцев. Во время этой болезни  у него открылся дар предвидения — как свидетельствуют, он предсказал своим келейникам всю их будущую жизнь.

     Перед самой кончиной  святитель принял таинство Елеосвящения, причастился и 10 декабря 1754 г. скончался. Его тело было привезено в Белгород и оставалось непогребенным до середины февраля 1755г., так как назначенный на погребение  святителя преосвященный Иоанн Переяславский задержался в пути из-за разлива рек. За это время тело почившего  святителя не потеряло своего обычного цвета и вида.

     23 февраля 1755 года было совершено погребение  святителя Иоасафа.

     Через два года его тело и одежда были найдены нетленными, несмотря на сырость в склепе. С этого времени началось благоговейное почитание еп.Иоасафа. Все притекавшие к его гробу получали по вере своей исцеления.

     По ходатайству Питирима, еп.Курского, через 156 лет после кончины  святителя Иоасафа, он был причислен к лику святых.

     Открытие его мощей было совершено 4сентября 1911года. В 1920 г. произошло надругательство над святыней: мощи были извлечены из гробницы, отправлены в Москву и выставлены в музее Наркомздрава. Затем их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма.

     В 1991 году мощи  святителя были возвращены в Белгородский Преображенский собор, где и находятся в настоящее время.

      Чему же нас может научить этот святой? Строгости. Скромности. Любви. Почему его жизнь так коротка? Ресурс, который при жалости и любви к себе можно растянуть на десятилетия, святой тратит за годы. Особенно тяжко ему жить не в скиту, не отшельником, а среди людей. Ежедневно, ежечасно он видит людские беды — и ужасается, сочувствует, сострадает, жертвует собой.

      Современная молодежь не верит в чудеса —компьютерный мир отучил верить. Множество жизней, волшебство, бессмертие — обычное дело в виртуальном мире. Но мир реальный то и дело показывает нам, как же мало мы о нем знаем. Мы приучены бежать по жизни, не оглядываясь и не останавливаясь, стремясь «взять от жизни всё». Не является ли это роковой ошибкой, за которую будут вынуждены расплачиваться наши потомки?

    Стоит остановиться и крепко задуматься — с какой целью, для чего, для кого мы живем? Ведь примеры людей, живущих по-другому, совсем рядом. Одним из них был наш земляк, причисленный к лику святых. Задача педагога и состоит в том, чтобы показать, разъяснить — кто был этот человек, как он жил и почему даже после смерти чудотворен. Стоит каждому задуматься — чем Я дорог близким? Чем Я помогаю старым, нищим и больным? Много ли тех, кому Я помог? А что Я оставлю после себя? Поэтому мы считаем необходимым изучение жизни белгородского святителя на уроках православной культуры либо на классных часах. Можно изучить и его молитвослов. Тем для сочинений-рассуждений из его жизни вытекает превеликое множество. Возможно, педагог организует экскурсионную поездку в Белгород, к мощам епископа Иоасафа. Стыдно современной молодежи не знать деяний своего земляка,известного даже за рубежом. Ибо «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святитель ИОАСАФ

для  окружающего мира...

Проект « Святитель Иоасаф—чудотворец земли Белоградской»

В  2010 году в Белгороде прошли  торжества в честь 100-летия канонизации святителя Иоасафа Белгородского. Наш проект мы решили посвятить этому событию.Тема    нашего исс...

Исследовательская работа по теме: «Из каких материалов строить дом?» Автор: Макаренко Алексей Алексеевич ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области »

Почему эта тема заинтересовала меня? Наша семья давно мечтала построить теплый, уютный, светлый, прочный дом. На современном рынке огромный выбор строительных материалов. Очень проблематично определит...

Исследовательская работа по теме: «Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет?» Автор: Цыгулёв Дмитрий Александрович ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

В  жизни нашей семьи  христианские праздники  имеют большое значение. С  двух лет мы с мамой посещаем  храм, постоянно узнаем  что-то новое и интересное из жизни святых л...

Интерактивный плакат «Зимующие птицы Белгородской области» Сериковой О.С., учителя ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области

Интерактивный плакат поможет ученикам подготовиться к ВПР и расширит знания о своём родном крае...