Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Мягкова Елена Викторовна

Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse.docx59.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Собинского района

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Собинки

План-конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока: «Дружба»

Автор: Мягкова Е.В. – учитель начальных классов

Собинка, 2012

Урок  № 14 модуля «Основы светской этики»

Тема: «Дружба»

Цель урока: формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить представление о понятиях  «друг», «дружба»; показать ценность и необходимость дружбы.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес и творческие способности при решении        

                    определённых проблем; развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  •  воспитывать способность сопереживать чувствам других людей, толерантное отношение в общении с окружающими.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Совершенствование способности  самоопределяться  в жизненных ценностях;
  • Совершенствование умения  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
  • Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

 Метапредметные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение осуществлять информационный поиск;
  • готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Предметные:

  • понимание ценности дружбы и дружеских отношений;
  • выстраивание конструктивных отношений в  обществе.

Оборудование учителя: презентация к уроку; С.И.Ожегов «Толковые словарь», В.И.Даль «Толковый словарь»; «Справочник афоризмов и изречений для школьников» (  составитель В.П. Павлов); «Словарь по этике» ( под ред. О.Г. Дробницкого) , электронное пособие по курсу «ОРКСЭ. Светская этика»( медиатекст  С.Погореловский «Друзья»); видео коллаж песни «У друзей нет выходных»; раздаточный материал  «Пословицы»; карточки – задания для учащихся

Оборудование учащихся:  учебник «Основы светской этики», рабочая тетрадь ученика.

Педагогический инструментарий:

Технологии: ИКТ, технология развития  критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающие технологии.

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах.

Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный.

Приёмы: беседа, обсуждение, работа со справочной  литературой, поиск информации в сети Интернет, приемы технологии РКМ, драматизация

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка.

Этапы урока.

Цели этапа.

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент.

Создать благоприятный психологический климат.

Учитель приветствует детей, читает стихотворение.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на работу.

- волевая саморегуляция(Р)

- планирование учебного сотрудничества с учителем(К)

II.Мотивационный этап.

Вызвать первоначальный интерес  к теме урока. Определить тему урока, сформулировать цель.

Организует просмотр слайдов с аудиозаписью стихотворения С.Погореловского «Друзья» (электронное  приложение к учебнику «Основы светской этики»).

Беседует с учащимися.

-Какова тема стихотворения?  Актуальна ли она для нашего класса?

- Попробуйте определить , о чем пойдет речь на уроке?

- Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы в процессе изучения этой темы?

(Слайд 1,2)

Уточняет цель урока,  сформулированную детьми.

Смотрят слайды и размышляют над содержанием  стихотворения.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока.

Формулируют цель.

- извлечение необходимой информации из текста (П)

- целеполагание (П)

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, умение строить речевое высказывание в устной форме (П)

- принятие и сохранение учебной задачи (Р)

III. Актуализация знаний.

Определить виды взаимоотношений между людьми. Выявить взаимосвязь понятий «друг» - «дружба»

Организует работу с учебником (маркирование текста) для выявления видов взаимоотношений между людьми и того, на основе чего строятся эти взаимоотношения.

(стр.32, абзац 1)

Ведет беседу – рассуждение о том, почему человек бывает одинок, кого можно назвать другом, какие слова ассоциируются у учащихся со словом «друг».

Фиксирует на доске высказывания учащихся.

Самостоятельно работают с текстом

Отвечают на поставленные вопросы .

Высказывают свое мнение, называют слова – ассоциации и доказывают выдвинутое предположения, подбирают синонимы к слову «друг».

- умение строить речевое высказывание в устной форме (П)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- аргументация своего мнения (К)

-смыслообразование (Л)

IY. Изучение нового материала.

Раскрыть определение понятия «дружба».

Выделить отличительные черты дружбы.

Показать ценность дружбы.

Мозговой штурм.

- Как  по- вашему, что значит дружить? 

Учитель обобщает ответы детей.

Читает стихотворение:

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Но а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Организует работу в группах для соотнесения ответов детей с материалами словарей и справочников.

Организует работу с учебником.(стр. 32)

- Прочитайте определение «дружбы» в нашем учебнике и сравните его с найденным вами определением.

Организует работу в группах по карточкам – заданиям. (Приложение 1)

- Прочитайте текст на странице 32-33 и подготовьте сообщение об одной из отличительных черт  дружбы.

Подводит итог работы в группах, выясняет усвоение понятий отличительных черт дружбы: избирательности, бескорыстности, общность интересов и взаимной симпатии.

Обобщает ответы детей.

 Дети высказывают и аргументируют свои ответы.

Слушают стихотворение.

Пытаются дать свою формулировку понятия «дружба»

Работают в группах  :

1 группа – «Толковые словари» ;

2 группа – «Словарь по этике», «Справочник афоризмов и изречений для школьников»;

3 группа – компьютерная сеть Интернет.

Самостоятельно читают текст учебника, находят определение понятия, сравнивают.

Выполняют задания, данные в карточках.

Работают с текстом, используя прием инверст

Дают развернутый   ответ на поставленный вопрос .  

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме(П)

- смыслообразование(Л)

- нравственно – этическая ориентация(Л)

- прогнозирование(Р)

- поиск   необходимой информации, её интерпретация,   обобщение и структурирование  (П)

- умение участвовать в коллективном обсуждении(К)

- умение строить речевое высказывание (П)

- сравнение понятий (П)

- умение строить речевое высказывание в устной форме (П),

- извлечение необходимой информации из текста (П)

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие со сверстниками (К).

- анализ и объяснение понятий (П)

V. Физминутка.

Снять психофизическое напряжение учащихся

Организует физпаузу под музыку.

(В. Шаинский «Настоящий друг»)

Выполняют танцевальные упражнения.

- волевая саморегуляция (Р)

VI. Закрепление изученного материала.

Способствовать осознанию того, что каждый человек может совершать добрые поступки, сопереживать чувствам других людей.

Обобщить качества настоящей дружбы.

Организует игру« Найди вторую половинку».

Раздает учащимся дидактический материал   « Пословицы». (Приложение 2)

Проверяет правильность выполненного задания, используя интерактивную доску.

Организует работу в группах по инсценированию предложенной детям ситуации, её анализу и оценке.

(Приложение 3).

Организует мини- дискуссию.

По ходу дискуссии записывает на доске   нравственные качества, без которых дружба состояться не может.

Затем предлагает выбрать среди антонимических рядов важные в дружбе нравственные качества. Организует работу в группах . (Приложение 4)

Учитель подводит итог выполнению задания

(слайд)

Собирают текст пословицы, при этом демонстрируют разные способы проявления дружелюбия.

Устанавливают на доске соответствия между частями пословиц .

Обсуждают ситуацию в группе, инсценируют  ее, предлагают выход из  ситуации.

 

Называют качества настоящей дружбы, поясняя, почему считают их важными.

Высказывают свое согласие/несогласие условными сигналами

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, внесение необходимых изменений и корректив (Р)

- учет разных мнений, аргументация своего мнения,   (К)

- умение строить речевое высказывание (П)

- нравственно – этическая ориентация (Л)

- оценка учебных достижений в соответствии с поставленной задачей(Р)

YII. Итог урока.

 Сопоставить  первоначальные знания учащихся о дружбе  с тем, что узнали на уроке.

Организует беседу:

-  Как вы теперь ответите на те вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока ?

Формулирует домашнее задание.

  1. Побеседуйте с родителями об их школьных друзьях, о том какие   качества они ценили в этих людях?
  2. По желанию подготовьте  творческое представление своего друга (Сочинение, фото-рассказ, рисунок, интервью).

Дают ответы на вопросы.

Записывают домашнее задание.

- осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме (П)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- нравственно-этическая ориентация, смыслообразование (Л),

-целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка (Р),

YIII. Рефлексия.

Оценить  степень осознания детьми основных понятий темы и готовность руководствоваться ими в повседневной жизни.

- Попробуйте соотнести всё, что вы узнали на уроке, с теми отношениями , которые существуют между вами и вашими друзьями. Оцените, насколько вы соответствуете понятию «настоящий друг»

Организует работу со шкалой самооценки  (Приложение 5)

Фронтально просматривает результаты, сообщает детям, что многие не поставили себя на вершину шкалы, подводя к выводу, о необходимости самосовершенствования

Затем предлагает учащимся   подумать и записать  то, что мешает им  максимально соответствовать понятию «настоящий друг».  Предупреждает,  что содержание этих записей   останется тайной для всех, кроме самого ученика.  

 

Учитель сжигает записки, объясняя смысл своих действий:  «Бумага сгорела, а вместе с ней сгорело и то, от чего каждый и нас хочет избавиться.  Но всё же, чтобы преодолеть свои недостатки, необходим упорный душевный труд. Я верю, что каждый из вас будет гордо нести звание «Настоящий друг»,

а гимном  вашей жизни пусть будет песня «У друзей  нет выходных»

 

Обдумывают задание.

Дают самооценку.

Фиксируют свои качества, которые мешают дружбе  

По просьбе учителя записку сминают и кладут в общую чашу.

Слушают и смотрят видеоклип, эмоционально сопереживают его героям и содержанию

- смыслообразование, нравственно-этическая ориентация (Л),

- прогнозирование, контроль, оценка процесса и результатов деятельности (Р)

- формулирование и аргументация своего мнения (К)

Приложение 1

Работа в группе № 1.

Прочитайте текст учебника на стр. 32-33 и подготовьте сообщение об отличительной черте дружбы. Запиши ее.

(3-ий абзац)-_______________________________________________________________________

   Работа в группе № 2.

Прочитайте текст учебника на стр. 32-33 и подготовьте сообщение об отличительной черте дружбы. Запиши ее.

(4-ий абзац)-_______________________________________________________________________

    Работа в группе № 3.

Прочитайте текст учебника на стр. 32-33 и подготовьте сообщение об отличительной черте дружбы. Запиши ее.

(5-ий абзац)-_______________________________________________________________________

Приложение 2

Найди вторую половинку.

Приложение 3.

Задание для 1 группы.

  1. Обсудите  ситуацию в группе и предложите свой выход из этой ситуации.
  2. Разыграйте ситуацию.

Твой друг не сделал домашнее задание (он не смог решить задачу на движение) и просит твою тетрадь, чтобы списать.

Задание для 2 группы.

  1. Обсудите  ситуацию в группе и предложите свой выход из этой ситуации.
  2. Разыграйте ситуацию.

Петя и Коля играют в бадминтон.  К ним подходит Петин друг и говорит, что у него нет такой игры, но он хочет в нее поиграть .

Задание для 3 группы.

  1. Обсудите  ситуацию в группе и предложите свой выход из этой ситуации.
  2. Разыграйте ситуацию.

Веру, Катю и Нину в классе считали подругами. Однажды Нина потеряла завтрак.

На большой перемене все ребята завтракали, а она стояла в сторонке.

- Почему ты не ешь? – спросила ее Вера.

- Завтрак потеряла.

- Плохо, - сказала Вера, - откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда еще далеко!

- А где ты его потеряла? – спросила Катя.

- Не знаю… - тихо сказала Нина и отвернулась.

- Ты, наверное в кармане несла, а надо в сумку класть, - сказала Катя.

Приложение 4.

       Выберете и отметьте те качества, без которых дружба состояться не может.

1 группа

злоба

доброжелательность

вежливость

грубость

бескорыстность

выгода

лживость

честность

       Выберете и отметьте те качества, без которых дружба состояться не может.

2 группа

скромность

хвастовство

упрямство

уступчивость

неразборчивость

избирательность

смелость

робость

     Выберете и отметьте те качества, без которых дружба состояться не может.

3 группа

предательство

верность

равнодушие

отзывчивость

ответственность

безответственность

щедрость

жадность

Приложение 5.

Оцени себя сам.

   - Подумайте и сделайте для себя вывод: насколько вы обладаете качествами настоящего друга.

   10б.                                        

                                      -  Поставьте крестик на шкале самооценки.  

    0б.              

________________________________________________________________________________________________________

Подумайте и запишите то, что вам мешает быть настоящим другом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. Тема: "Дружба"

Цель урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба": раскрытие сущности понятия "дружба", формирование представлений о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Формы ...

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Дружба"

При разработке урока использованны приемы технологии ТРКМ: синквеин,прием "Дерево предсказаний", прием "ключевые термины"...

Конспект урока ОРКСЭ на тему "Дружба".

Конспект содержит стихотворения, пословицы и проблемные ситуации по теме "Дружба"....

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему "Дружба"

Данная презентация может быть использована на уроках светской этики в 4 классах, а также на классных часах. В ней раскрыта тема дружбы, её особенности, критериии, даны советы, как дорожить и сохранить...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Дружба"

Данная работа содержит технологическую карту к  уроку,  прописаны УУД. материал интересен. Его можно использовать и для классного часа по данной теме....

Урок ОРКСЭ по теме "Дружба" 4класс

Урок ОРКСЭ по теме "Дружба" 4класс (Модуль: "светская этика")...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему: «Дружба и порядочность», 4 класс

Цели деятельности учителя:формирование представлений у обучающихся о дружбе;ознакомление обучающихся с понятиями «дружба», «порядочность», «бескорыстность».Планируе...