Конспект урока ОРКСЭ на тему "Дружба".
план-конспект урока (4 класс) по теме

Гурова Татьяна Александровна

Конспект содержит стихотворения, пословицы и проблемные ситуации по теме "Дружба".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_orkse.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока  по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)

на тему «Дружба»

4 класс

                                                       

Выполнила учитель

начальных классов

МБОУ «СОШ № 9»:

 Гурова Т.А.

Алексин

2014

Тема « Дружба»

Технологии: личностно-ориентированная, сотрудничества,

здоровьесберегающая,  деятельностный подход.

Цель: развитие представлений о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества.

Задачи:

- показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в общественной жизни;

-развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;

-развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

-воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.

Планируемые результаты.

 Личностные

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Предметные

Формирование понятий «друг», «дружба». Становление внутренней установки личности поступать согласно совести.

Метапредметные

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; анализировать свои мнения, черты характера, собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;  прогнозировать последствия поступков; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Формы и виды учебной деятельности:  беседа, самостоятельная работа с источниками информации.

Оборудование: мультимедиа, художественная литература, фотовыставка, индивидуальные листочки для самооценки, толковый словарь.

Ход урока

1.Организация класса

Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и, думаю , что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

        2. Проверка домашнего задания:

       -Скажите, какую тему вы обсуждали дома  с родителями? ( Ответы детей).

       -Какие термины усвоили?

       -Как поняли что такое альтруизм? Эгоизм?    

       -Чем отличается эгоизм от разумного эгоизма?

       -И какие примеры разумного эгоизма можете привести?

        3. Введение в новую тему.

-Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете следующее стихотворение.

Отрывок из стихотворения о дружбе

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба — это если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей — и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба — это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

       -О чем это стихотворение?

       -Как вы думаете, почему прозвучало именно это стихотворение?

       -Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.

         - А как вы понимаете, что такое дружба? 

        4. Работа со словарём.

  - А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре.  

      (Дружба- это близкие отношения, основанные на взаимном доверии,    

       привязанности, общности интересов. По толковому словарю С.И.Ожегова.)  

5. Работа с учебником

- Обратимся к учебнику и узнаем, что такое дружба.

- Какие отношения существуют между людьми?

- Найдите и прочитайте определение понятия дружбы. Запишите  в тетрадь

( 2 определения).

6. Физминутка(под песню «Дружба» группы «Барбарики»)

7. Работа в парах.

- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

-Кто из вас знает пословицы или поговорки о дружбе.

-А сейчас мы разделимся на три группы и посмотрим, кто из Вас больше знает пословиц.

Игра « Сложи пословицу»

I группа

Крепкую дружбу и водой….     (… не разольешь).
Лучше хорошо поступить, чем…(…хорошо говорить).
Друзья познаются…(… в беде).
Не имей сто рублей, а…(… имей сто друзей.)

Нет друга – ищи, … (…а нашел – береги).

II группа

Один за всех … (… и все за одного).

Человек без друзей … (… что дерево, без корней).

Дружба – как  стекло :.. (…  разобьёшь – не  сложишь).

Старый  друг  … (… лучше  новых  двух).

Скажи  мне, кто  твой  друг,   … (… и  я  скажу, кто  ты).

III группа

Вместе  тесно,… (… а  врозь  скучно).

Хороший  друг –… (…  отрада  для  души).

Дружбу  помни,… (…  а  злобу  забывай).

Будь  с  другом  и  в  горе,… (… и  в  радости).

Недруг  поддакивает, …( …  а  друг  спросит).

Проверка задания .

-Каждая группа выберите  одну  пословицу  и  объясните  её.

-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?

- Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе? (Хранить секреты и помогать друг другу). Настоящая дружба - это когда можешь рассказать человеку любые даже самые сокровенные тайны, и уверен, что кроме этого человека ни одна душа этого не узнает... и этот человек никогда не будет насмехаться над твоими ошибками...

- Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу, ничего не требуя за это взамен, не предавать друг друга.

- Настоящий друг всегда поддержит и поможет своему другу, не оставит его в трудную минуту. 

(Стихотворение читает подготовленный ученик).

Друг поймет, и друг простит.
Он поддержит, защитит.
Будет рядом он всегда,
Если вдруг придет беда,
Будет рядом он сидеть,
И в глаза твои глядеть.
Скажет слова простые,
Но зато родные.

- Как вы считаете, интереснее жить — с друзьями или без друзей? (С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит. Когда друзья вместе, то им весело, а когда врозь — грустно).

-  А есть ли у вас друг?

- А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья? Расскажите о них. (Добрые, веселые, умные и т. д.) 

- Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга,  т. е. несет ответственность за другого.

- Только ли с людьми можно дружить?

- А может дружба распасться? А по каким причинам?

- Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять, что нужно другому человеку. Дружба - это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»  Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной. . .

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти:

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной -

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: - Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать -

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: - Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг. . .

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг!

- Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни?

- Почему у девочки возникли проблемы с друзьями?

8. Обсуждение проблемных ситуаций с классом.

– А сейчас, ребята, обсудим  ситуации: “Как бы я поступил?”.

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

6.Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду

9. Итог урока.

Ребята, обратите своё внимание на магнитную доску. На доске изображено сердце, а ниже список слов. Это слова, обозначающие качества, необходимые для дружбы и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать” в себе.

  Предлагаю Вам заполнить сердце теми словами, которые обозначают качества необходимые для дружбы.( Слова : доброжелательность, грубость, доверчивость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, внимательность, леность, щедрость, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, доброта, эгоизм, хвастовство, вежливость, трусость, преданность).

- Был ли наш классный час полезным для каждого из вас?

-О чём заставил задуматься?

(Раздаю детям вырезанные из  бумаги голубей.  Дети дарят  голубей своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находятся в ссоре и хотели бы помириться).

10. Домашнее задание.

Написать небольшой рассказ про своего друга


Список литературы

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва «Просвещение», 2012
  2. Агния Барто. Большая книга стихов. Издательство: MachaonАзбука-Аттикус. 2011г.
  3. Н. Н. Дробинина    Классные часы. –М.: ВАКО, 2013
  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

конспект урока ОРКСЭ

Тема урока  "Добро и зло" (1-й из 2-х)....

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...