Главные вкладки

    Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку
    план-конспект урока по орксэ (4 класс)

    Бобровникова Александра Анатольевна

    Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    знать: -определение понятий душа, дух:

                - правила поведения в обществе.

    уметь: взаимодействовать с людьми в обществе.

    Личностные:

    -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

    -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

    -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

    Тип урока: комбинированный урок.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Школа: №152

    Класс: 4 ж

    Кабинет:201

    Дата:03.12.19

    Конспект урока по ОРКСЭ

    Тема: Жизнь протекает среди людей.

    Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    знать: -определение понятий душа, дух:

                - правила поведения в обществе.

    уметь: взаимодействовать с людьми в обществе.

    Личностные:

    -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

    -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

    -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

    Тип урока: комбинированный урок.

    Оборудование: : учебник « Основы Светской Этики» 4 класс, презентация,  раздаточный материал

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хронометраж

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    1. Этап самоопределения к деятельности.

    Словесн.: слово учителя.

    1 мин.

    - Здравствуйте, ребята! Нас зовут Александра Анатольевна и Дарья Михайловна и сегодня мы проведем у вас урок ОРКСЭ.

    -Дружно за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Всем, всем добрый день

    И работать нам не лень.

    Садитесь, пожалуйста.

    Организуют рабочее место. Выполняют действия сказанные учителем.

    Р.: Формирование навыков самоконтроля: умений организовывать рабочее место, осуществлять настрой на работу.

    2. Актуализация знаний и мотивация.

    Словесный

    беседа

    фронтальный опрос

     4 мин.

     -Ребята, за активность на уроке вы будете получать жетоны, в конце урока мы посчитаем у кого жетонов больше и определим, кто был самым активным.

    -О чем вы говорили на прошлом уроке?

    -Что нового и интересного вы узнали?

    -Я предлагаю вам продолжить пословицу.

    Где кто родится, там и ….
    На чужой стороне и …
    Родная земля и …
    -Всё верно, молодцы.

    -А что такое Родина для вас?

    Отвечают на вопросы учителя.


    -Пригодится
    - Весна не красна
    - В горести мила

    -Это частичка моей жизни. Это место где я родилась.

    П: Выявление существенного.

    Р: Самоопределение к деятельности.

    3. Постановка учебной задачи.

    Словесн.: Эвристическая беседа.

     4 мин.

    -Ребята, послушайте притчу, которая и определит тему нашего урока.
    Приложение 1
    -
    Ребята, какая главная мысль притчи?

    -Также и с людьми, важно относиться к ним с уважением и они обязательно помогут.

    -Как вы думаете, какая тема нашего урока?

     -Какую цель вы можете поставить перед собой?

     -Что нового вы хотели бы узнать?

    - Главная мысль в том, что если бы ручеек был не один, он бы со всем справился.

    -Предполагают тему и цель урока

    Л.: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    П.: Выявление существенного; осознавать познавательную задачу.

    Р.: Принятие и сохранение учебной задачи.

    4. Открытие нового знания.

    Словесный:

    Эвристическая беседа

    Обобщающий вывод

    13 мин.

    -Мы живем среди людей. Некоторые ребята считают, что знать правила поведения ни к чему. Может быть, действительно, все равно, как человек здоровается, обращается к людям и, самое главное, как он поступает?

     -Может быть поведение каждого – его личное дело? --Наверное, да. Но только в одном случае – когда человек живет на необитаемом острове. Но мы живем среди людей. И нам нужно думать о том, удобно, легко ли рядом с нами окружающим. У каждого из нас за день происходит много контактов с самыми разными людьми. Это может быть пять уроков за одной партой с товарищем. Минутный разговор в коридоре. И каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. 

    -Сейчас вам нужно будет поделиться на 6 групп. Каждая группа получит высказывание на карточке. Вам нужно будет обсудить в группе, что обозначает это высказывание и далее 1 человек из группы выходит к доске и объясняет его, остальные внимательно слушают.

    Марк Аврелий

    Люди рождены друг для друга.

    Иоганн Вольфганг  Гёте 

    Лишь в людях себя познать способен человек.

    Лев Николаевич Толстой - Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними. 

    Вальтер Скотт -Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица Земли…

     Лев Николаевич Толстой- Человек не мыслим вне общества.

    А. де Сент-Экзюпери –Все дороги ведут к людям.

    -А теперь давайте сделаем небольшой вывод из всех высказываний.
    Только во взаимодействии с людьми мы познаем себя. Помогая другим и соединяя свои мысли и действия, мы укрепляем отношения с другими людьми.

    -Внимательно слушают учителя.

    -Нет.

    Люди нужны друг другу и т.д

    Взаимодействие с людьми.

    Объясняют смысл слов, сравнивают свои ответы с выводами из учебника.

    П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

    К.: построение высказываний, ответов.

    Л.: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    П.: Выявление существенного; осознавать познавательную задачу.

    Р.: Принятие и сохранение учебной задачи.

    Динамическая пауза

    1 мин

    Ребята, давайте немного отдохнём. Я предлагаю вам сыграть в игру. Я буду называть вам качества, характеризующие человека если он положительные, то вы хлопаете, а если  отрицательные – топаете.
    Добро, любовь, зло , смелость, эгоизм, честность, трудолюбие, лень, ненависть, дружба, милосердие.

    Молодцы, вы отлично справились.

    Топают, хлопают, хлопают, топают, хлопают, хлопают, топают.

    5. Первичное закрепление во внешней речи.

    Фронтальная работа

     Практический:

    упражнение

    5 мин.

    -Ребята, я предлагаю вам послушать ещё одну притчу, слушайте внимательно, я задам вам вопросы.
    Приложение 2
    -C чем сравнивает старик внутренний мир человека?
    - Что представляет собой каждый волк?
    - Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?

    -Когда мы с вами говорим, что человек живѐт среди людей и это возлагает на него определѐнные обязательства по отношению к окружающим, мы имеем в виду любого человека. Подумайте, среди каких людей в основном протекает ваша жизнь. Где вы больше всего находитесь в течение дня? Как складываются ваши отношения с окружающими? – Что и как вы бы хотели изменить?


    -Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Улыбнись и скажи комплимент». Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и скажите комплимент. Вам трудно было улыбнуться друг другу? А сказать комплимент? Почему? Давайте вернёмся к учебнику и прочитаем первое изречение мыслителя. 

    Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.
    Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.
    Надо ли человеку работать над собой или он с рождения становится таковым?

    Отвечают на вопросы.

    -С борьбой двух волков

    -Добро и зло

    - Каких больше поступков ты совершаешь, та черта в тебе и выигрывает


    -Делают вывод о всех высказываниях

    Высказывают свое мнение

    К: Построение речевых высказываний.

    П.: Выявление существенного.

    Л.: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    П.: Выявление существенного; осознавать познавательную задачу.

    Р.: Принятие и сохранение учебной задачи.

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    Метод: словесный

    Прием: беседа

    Метод: практический

    5 мин.

    Ребята сейчас каждый индивидуально изобразит на рисунке  портрет человека с которым вы бы хотели общаться. А теперь расскажите, почему с таким человеком вы бы хотели подружиться.

    Высказывают свое мнение

    П.: Выявление существенного; осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

    7. Включение в систему знаний.

    Практич.: решение задачи.

    5 мин.

     Давайте подведем итог. Важно определить не только, КЕМ ты хочешь стать в жизни, а главное -КАКИМ ты хочешь стать. Нужно стремиться совершать хорошие поступки, укреплять дружеские отношения с людьми.

    П.: использование знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

    8. Рефлексия деятельности.

    3 мин.

    -Какая тема была сегодняшнего урока?

    -Глядя на слайде на цели ответьте на вопрос что является главным во взаимодействии с людьми?

    -Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня вы были активными, рассудительными и внимательными.

    Теперь посчитайте свои жетоны и мы определим, кто же был сегодня самым активным на уроке?

    -У кого жетонов меньше или нет вообще ,желаю вам активнее работать на уроках.

    И в заключении, я хочу, чтобы каждый из вас выяснил, готов ли он к достойной жизни среди людей.

    У вас на столах лежат цветики - семицветики. Возьмите их, пожалуйста.

    Я буду читать вам ситуацию, если вы так поступаете, то закрасьте лепесток любым цветом:

    1. Я могу уступить понравившеюся вещь тому, кто об этом попросит.

    2.Подарить другому человеку свободное время, если он об этом попросит

    3.Утешить другого, уступив свой билет в кино или в театр.

    4.Помочь по дому, отказавшись от прогулки с друзьями.

    5.Перевести через дорогу пожилого человека.

    6.Помочь поднести сумку с продуктами своему соседу. К его квартире.

    7.Помочь другому, жертвуя своим временем и поступаясь желаниями, если ему нужна помощь

    -Смотрите, какие замечательные цветики-семицветики у нас получились.

    А если не все лепестки закрашены, значит есть к чему стремиться!

    Высказывать свое мнение.

    Р: проведение оценки деятельности.

    Приложение 1.
    Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: проворный, быстрый, чистый и прозрачный! Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал. Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться: — Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой! Услышав это, река всплеснула волнами: — Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит.

    Приложение 2.

    Притча «Два волка».Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: Жизнь протекает среди людей

    Слайд 2

    Цели урока: у знать правила поведения среди людей; в ыяснить, что является главным во взаимодействии с людьми.

    Слайд 5

    Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.

    Слайд 6

    Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица Земли…

    Слайд 7

    Человек не мыслим вне общества.

    Слайд 8

    Все дороги ведут к людям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия кружка "Я среди людей"

    Конспект занятия кружка "Я среди людей" , тема: "Вглядись в себя" для учеников 3-4 класса...

    конспект занятия кружка "Я среди людей"

    Конспект занятия кружка "Я среди людей" , тема: "Когда рядом много людей" для учащихся 3-4класса...

    Урок-мастерская "Мы среди людей"

    WebRep Общий рейтинг  У этого сайта нет рейтинга(недостаточно голосов)           WebRep Общий рейтинг  У этого сайт...

    презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме:"Среда обитания - что это такое?" УМК «Начальная школа XXI века»

    Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме:"Среда обитания - что это такое?" УМК «Начальная школа XXI века» подготовлена к технологической карте по данной теме...

    Конспект урока по коми языку 2 класс+ презентация к уроку

    Данный материал поможет учителю в проведению уроков коми языка по теме"Одежда. Обувь."...

    Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей.

    Урок разработан  по программе УМК "Школа России". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ...