Классный час "Что дорого к обеду"
презентация к уроку (2 класс) по теме

Блинова Галина Степановна

Классный час   для учащихся  2 класса "Что дорого  к обеду?" ( История  ложки)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на  тему:       ЧТО    ДОРОГО      К  ОБЕДУ?

Цель : Приобщение детей к народной культуре

Задачи:

- Знакомство детей с историей и бытом русского народа, устным народным творчеством, обычаями и традициями,  декоративно-прикладным искусством

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого

- воспитание уважения к труду;

- Воспитание  патриотических чувств и развитие духовности

Оборудование: ложки  деревянные, не окрашенные, расписные, ложки  оловянные, мельхиоровые,  серебряные. Пластилин, дощечка для лепки, влажная   тряпочка.

                                                        Ход   занятия.

Вступление.

 За столом   сидят  дети, человек 5-6.  На  середину  стола   учитель или  кто-то из родителей   ставит   чугунок или  большую миску с кашей.

- Угощайтесь, гости   дорогие!  Чем  богаты, тем и рады!

Дети  переглядываются:  А где ложки?  Не руками  же есть!

Ведущий: А без ложки никак?

Дети:  Никак!

Ведущий:   Тогда отгадайте загадку «Что дорого  к обеду?» ( ложка)   Правильно. Вот сегодня мы и поговорим о самой обычной ложке.  

Кто изобрел ложку, не известно. Археологи полагают, что первыми ложками нашим предкам служила скорлупа крупных орехов.  Как вы думаете, удобно было  есть?

Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой.  Попробуйте  сейчас  слепить из пластилина  такую ложку. ( 3-5 минут)

 Как только у человека появилась жидкая пища, ему ничего не оставалось, как изобрести ложку. У древних египтян были ложки из дерева, камня и слоновой кости. В Древнем Риме пользовались ложками из бронзы и серебра. В Средние века богатые люди ели серебряными ложками, а у остальных ложки были оловянными и деревянными.

Слайд №2(  ложки, найденные  при  раскопках)

Когда же ложка добралась до Руси-матушки?

На Руси ложки появились не менее двух тысяч лет тому назад. В Древнем Новгороде были в обиходе различные деревянные ложки, украшенные росписью и резьбой.(слайд №3)

 Обыкновенная деревянная ложка. Что может быть привычнее и проще? А ведь подержишь ее, ощутишь тепло дерева — и беда уже не беда, печаль не печаль! Она напоминает часть руки с согнутой ладошкой.

История, к сожалению, не сохранила имени создателя ложки. А вот названия дошли до сегодняшнего дня: хлебалка — орудие для хлебанья. Межеумок — простая русская, широкая. Бутырка, бурлацкая — такая же, но толще и грубее; боская — долговатая, тупоносая; полубоская — покруглее той; носатая — остроносая; тонкая — вообще тонкой, чистой отделки. Ковш — разливная ложка, шевырка, едалка…  (слайд  № 4)

"Ложкарной столицей" России называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края.

Семеновские мастера делали ложки "такие приглядные да ловкие, - пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, - что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали".(слайд № 5)

Слайд № 6    История ложки

Кому из нас не известно выражение «бить баклуши»! А ведь оно напрямую связано с процессом изготовления деревянных ложек.

Заготовки для ложек назывались баклушами. Разбивать полено на баклуши у ложкарей считалось самой простой, неквалифицированной работой - не то, что вырезать из баклуш ложки и расписывать их узорами.

Бить баклуши — первоначально разрезать полено вдоль на несколько частей — плах, закруглять их снаружи и выдалбливать изнутри. Из таких плах — баклуш — делали ложки и другую деревянную посуду. Заготовка баклуш, в отличие от изготовления изделий из них, считалась легким, простым делом, не требующим особого умения. Отсюда и значение — «делать несерьёзное, ненастоящее дело» или «ничего не делать».

В конце концов, так стали говорить о тех, кто вообще ничего не делает. Так что для характеристики безделья в русском языке есть целых три выражения: «валять дурака», «точить лясы» и «бить баклуши».(слайд  №7)

Для простого русского крестьянина ложка была одной из немногих личных вещей. Поэтому ее берегли, помечали, чужими старались не пользоваться. У каждого  в семье  была  своя  ложка.

  Слайд №8

Вспомните, в какой  сказке  про  это  говорится? ( Маша  и  три  медведя)

Обычно перед едой ложки клали «лицом» вверх, после обеда - переворачивали. Такой была защита от «злых духов» или, как их называли на Руси, от злыдней. ( Дети показывают движения на ложках)

Существовали особые правила пользования ложкой.

После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски; тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу. Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, — смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах или просто за поясом или голенищем сапога. Поэтому поводу народ создал множество присказок и поговорок, вроде «Со своей ложкой по чужим обедам» или «Запасливый гость без ложки не ходит».

Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – (показать несколько   ложек)  это ….. (Хохлома). Верно! Молодцы!

 Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери... Традиционные цвета: черный (иногда зеленый) и красный на золотистом фоне. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрешка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты.

 (видео)    http://www.youtube.com/watch?v=_Qr-W_A7a74  или.. http://www.youtube.com/watch?v=ZW02-h4icfg

 Понравилось?   А как вы думаете, легко ли научиться так играть?  А давайте  попробуем.

( дети пробуют   играть  на ложках)

 Получается?  Так  что же  нужно, чтобы  уметь играть  на  ложках?  (  нужно  учиться)

Слайд №9

 А вот  посмотрите – ка  на эту  ложку. Как вы  думаете, кому она  могла  принадлежать?

 Это ложка   солдатская, ее нашли   в земле. И  принадлежала  она солдату, который погиб во  время боя .

Дети   читают стихотворение  Н. Климовой  «Алюминиевая ложка»

Алюминиевая ложка как прекрасна, как проста,

Но солдату эта ложка очень - очень дорога!

С ней солдат не расстаётся

На привале и в бою.

Алюминиевая ложка помогает жить ему.

Ведь без ложки и без щей

Будет наш солдат слабей!

А ему слабеть нельзя

За плечами вся страна,

За солдатом вся Россия

И ему нужна так сила!

С автоматом наравне

Ложка служит всей стране!

Ведущий, как бы  нечаянно,  роняет ложку  на пол. – Ой!  Что- то  случится!

- А что случится?  Просто  ложка  упала.  Ребята, а что может  случиться?

Оказывается, есть особые   ложечные приметы.

Если уронить ложку – придет женщина, если нож – мужчина.

Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.

Нельзя стучать ложками – от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни».

Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.

Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила.

Ну и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!" Это когда праздник каждый день. Чего и вам желаю!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час ЧТО ДОРОГО К ОБЕДУ????

Слайд 2

Ложки, найденные при раскопках

Слайд 3

В Древнем Новгороде были в обиходе различные деревянные ложки, украшенные росписью и резьбой Ложки новгородские

Слайд 4

Ковш – разливная ложка

Слайд 5

Город Семёнов. Ложкари

Слайд 6

Как рождается ложка

Слайд 7

Бить баклуши

Слайд 8

Это моя ложка!

Слайд 9

Солдатская ложка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плох обед, когда хлеба нет

Внеклассное занятие о правильном питании...

презентация "Где обедал воробей"

Презентация для использования на уроке изо во 2 классе . Тема урока: "Изображение животных" Стихи С.Я.Маршака и видеоряд показывают детям разнообразие форм и характеров животных....

"Плох обед, еси хлеба нет"

Цель: - Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре; -Сформировать представление о профессиях людей, о труде как основной потребности чел...

С.Я. Маршак "Где обедал, воробей?"

Использовала на уроке литературного чтения в 1 классе при знакомстве со стихотворением С.Я.Маршака "Где обедал, воробей?"...

Презентация "Плох обед, коли хлеба нет"

Презентация к программе "Правильное питание"...

Классный час «Плох обед, коли хлеба нет» в 3-а классе

ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как   к результату огромного труда людей многих профессий.ЗАДАЧИ: - раскрыть значение хлеба в жизни...

ПРАЗДНИК " БЕЗ КАШИ И ОБЕД НЕ ОБЕД"

Цель праздника "Без каши и обед не обед" - познакомить учащихся с традиционным блюдом русской кухни - кашей, которая является составной частью русского быта, определявшего обычаи и нравы людей. Кроме ...