Урок мужества,посвященный Дню Победы.
классный час (3 класс) по теме

Урок мужества, посвященный Дню Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva_filosofiya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества, посвященный Дню Победы.

Цели и задачи:

1. воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за своих соотечественников, за свой город

2. расширить представления детей о Великой Отечественной войне

3. воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство гордости за героическое прошлое своего народа

4. побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях

                   

                  В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

Борьба против фашистского порабощения длилась 1418 дней и закончилась победой советского народа, но унесла более 26 миллионов человеческих жизней…

Чтец: 

Война... Суровее нет слова.
Война... Печальнее нет слова.
Война... Священнее нет слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть … и нет…

Чтец: 

На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица-негодяя
Там пепел, смерть и нищета

       Сегодня День Победы наших войск над фашисткой Германией - 9 мая - отмечают как день памяти, памяти о миллионах погибших, замученных и оставшихся калеками. Помнить о них необходимо. Помнить для того, чтобы жить. Помнить для того, чтобы новый разрушительный смерч не пронесся над планетой, уничтожая все живое.

Страница 1

      Люди умирали. Погибали на полях сражения от пуль и осколков снарядов. Умирали от ран в госпиталях. А ещё умирали не только военные люди, но и простые мирные. Немцы сжигали  целые деревни вместе с людьми. Всех жителей села или деревни собирали в один большой сарай, закрывали двери, обливали сарай бензином и поджигали. Там сгорали живыми старики, которые не могли уже идти на войну, женщины, и даже дети всех возрастов. Другие деревни они полностью расстреливали,  а дома сжигали.  Фашисты не щадили никого.

Чтец

ВАРВАРСТВО

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

До войны почти каждый из детей  жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были ребятами, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но война отняла у них не только детство…

Чтец: 

Его я узнал не из книжки
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она,
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли,
Мы просто дышали войной.

Страница 2

Гитлер приказал стереть Ленинград с лица земли. Фашистские войска после продолжительных и упорных боев вышли на ближние подступы к городу и отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада — страшные дни для города. Не было топлива, замерло электричество, вышел из строя водопровод. Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград с суши, моря, воздуха. Вот какой случай произошел в Ленинграде. Девочке Жене было 4 года, когда в дом, где она жила, ударил снаряд. Девочку засыпало. Много часов искали ее саперы. Нашли под грудой обломков. Женя была без сознания. В больнице врачи увидели, что у четырехлетней девочки от страха поседели волосы.

900 дней и ночей находился город в осаде. Выехать из города невозможно. Люди жили в невыносимых условиях. Еще в начале наступления немцы уничтожили большинство продовольственных складов. Хлеб Ленинградцам выдавали по карточкам. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов в день, тем, кто не работал и детям по 125 г хлеба из смеси опилок и муки в день. Начался голод. Люди умирали от голода. Умирали целыми семьями. Голод и страшные морозы зимой человек не выносил. В осажденном городе работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Чтец

Девчушка руку протянула

И головой - на край стола.

Сначала думали – уснула.

А оказалось – умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон. 

Помню в детстве, меня потрясла история девочки Тани Савичевой из блокадного Ленинграда. Когда началась война, ей было 11лет. Осенью 1941 года Таня пошла в четвертый класс, но зимой 1942 года учебу прекратили, так как в городе не было света и тепла. Таня вела дневник, в котором девочка записывала даты смерти своих родных. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

Чтец

Будьте бдительны, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник –

В нем звучит сильней орудий

Тот безмолвный детский крик.

«Из дневника Тани Савичевой».

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Таню оформили в детский дом № 48, который готовился тогда к эвакуации. Девочка сильно болела и была истощена. Несмотря  на лечение и хороший уход Таню Савичеву  не удалось спасти. Она  умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет.

Страница 3

С началом войны немцы стали организовывать концлагеря или  лагеря смерти.  Там уничтожали советских людей. Фашисты захватывали города, сёла, деревни. Как уже было сказано, либо расстреливали, либо сжигали людей, либо увозили в лагерь. Те кто мог работать, работали там, на тяжелейшей работе без еды, а те кто не умели работать или были не пригодны для работы – это женщины и дети, подвергались страшным пыткам. На них ставили опыты, ведь им было не жалко, если русский погибал. У детей выкачивали кровь для немецких солдат. Людей сжигали в печах.

Звучит песня «Бухенвальдский набат».

Война отучила этих детей плакать. Когда поезд разбомбили, люди попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Люди и дети в то время четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.

Страница 4.

        Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести. Но были и те, кто отдал свою жизнь за общую победу.

Потерпев поражение под Москвой, Гитлер отдал приказ генералам за лето 1942 года прорваться к Волге и захватить Сталинград. Выход к Волге и захват Сталинграда мог обеспечить фашистским войскам успешное продвижение на Кавказ, к его нефтяным богатствам. Кроме того, захват Сталинграда разделил бы фронт наших армий надвое, открыл бы возможность гитлеровцам обойти Москву с востока и взять ее.

        В Сталинграде много памятников героям — защитникам Сталинграда. Но мне хочется рассказать вам  о  памятнике у Нижнего поселка в честь подвига 57 героев, которыми командовал совсем юный лейтенант Алеша Очкин. Окопались бойцы Очкина, в обрывистом берегу Волги устроили пещеры для штаба, лазарета, складов. Фашисты решили во что бы то ни стало сбросить группу Очкина в Волгу. Несколько часов они обстреливали остров из орудий и минометов, а потом пустили танковый полк. Страшные стальные машины с крестами медленно подходили к траншеям. Очкин и его товарищи вынесли из укрытия 2 оставшиеся противотанковые пушки и начали бить по танкам в упор. Загорелся один танк, другой, третий. Но их было слишком много, они медленно ползли вперед. Подбита одна пушка. У второй разбиты колеса. Один танк вырвался вперед и направился к стреляющей пушке. И тут на его пути вырос маленький боец со связкой гранат. Это был Ваня Федоров, мальчик 14 лет. Поднялся Ваня из окопа — и к танку. Фашисты в него стреляли из пулемета. Ноги перебили бойцу вражеские пули. Бросил Ваня одну гранату, но она не долетела до фашистского танка. Тогда Ваня пополз навстречу машине. Увидев это, бросился на помощь маленькому другу Очкин, но не успел. Раздался взрыв, и танк с перебитой гусеницей завертелся на месте, а потом застыл, загораживая узкий проход для всей бронированной колонны. Остальные танки не выдержали и поползли назад.

Страница 5

Много горя принесла война. В каждом доме были погибшие, земля была залита кровью. Но наш народ выдержал. Советские солдаты прогнали фашистов с нашей земли и гнали их до самого дома. И тогда немцы поняли, что справиться с таким сильным народом невозможно. И они сдались, признали своё поражение. И 9мая объявили о победе советского народа над немецкой Германией.

Звучит песня «День победы».

Солдаты возвращались домой. Радовались, что остались живы, но никто не забывал тех, кто не вернулся домой. Тех, кто не сможет больше радоваться жизни.

Отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием».

Слушайте!

Это мы

       говорим.

Мёртвые.

Мы.

Слушайте!

Это мы

       говорим.

Оттуда.

Из тьмы.

Слушайте!

          Распахните глаза.

Слушайте до конца.

Это мы

       говорим,

мёртвые.

Стучимся

         в ваши

                сердца...

Не пугайтесь!

Однажды

        мы вас потревожим во сне.

Над полями

           свои голоса пронесём в тишине.

Мы забыли,

           как пахнут цветы.

Как шумят тополя.

Мы и землю

           забыли.

Какой она стала,

                 земля?

Как там птицы?

               Поют на земле

без нас?

Как черешни?

             Цветут на земле

без нас?

Как светлеет

             река?

И летят облака

над нами?

Без нас.

Мы забыли траву.

                 Мы забыли деревья давно.

Нам

    шагать по земле

                    не дано.

Никогда не дано!

Никого не разбудит

                   оркестра

                            печальная

                                      медь...

Только самое страшное, —

даже страшнее,

               чем смерть:

знать,

что птицы

          поют на земле

без нас!

Что черешни

            цветут на земле

без нас!

Что светлеет

             река.

И летят облака

над нами.

Без нас.

 В этот праздник, ребята, принято в первую очередь вспоминать о тех, кто погиб и умер от рук фашистов минутой молчания.

Минута молчания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества посвященный 2 февраля.

Урок мужества "Через года, через века - помните!".Данный материал можно использовать для проведения уроков мужества посвященных 2 февраля....

Урок мужества, посвященный 70-летию битвы под Москвой.

Героем становится тот, кто своими делами, мыслями, поступками живет для людей.Героической бывает целая жизнь, если она отдана людям....

Урок мужества, посвященный 200-летию Бородинского сражения.

Презентация составлена в форме путешествия в 1812год. Представлены памятники Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге. В тестовой форме даны вопросы для учащихся о войне 1812 года....

Урок мужества посвященный В.И. Чуйкову.

Урок мужества, посвященный памяти героя – земляка В.И.Чуйкова.Цель:воспитыватьчувство гордости за героя – земляка,   благодарности к тем, кто избавил человечество от ужасов фашизма, пр...

Урок Мужества, посвященный годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне

Данное мероприятие составлено с учётом возрастных особенностей и целей воспитательной работы с учащимися класса и представляет собой захватывающий рассказ учителя о жестоких днях блокады города Ленинг...

Урок Мужества, посвященный Дню Победы.

Цель:- воспитать чувство патриотизма и гордости за подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.           -сформировать представления ...

«Урок мужества», посвященный победе в Сталинградской битве «...но выдержал железный тот солдат, но выстоял бессмертный Сталинград»

2 февраля отмечается День воинской славы России, посвященный разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Это крупнейшее сражение сыграло важнейшую роль в победе в Вел...


 

Комментарии

Бабинцева Лариса Валерьевна

Спасибо за интересный материал!