Урок мужества, посвященный 70-летию битвы под Москвой.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Мяльдзина Зинаида Александровна

 

Героем становится тот, кто своими делами, мыслями, поступками живет для людей.

Героической бывает целая жизнь, если она отдана людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._bitva_pod_moskvoy..doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья                                                                                                       Коробчеевская  специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интертат YIII вида

   

Урок. Внеклассное чтение и развитие устной связной речи.

Тема. С.Алексеев. Дом. Герои и героическая жизнь.                                                                    

            Урок мужества, посвященный 70-летию битвы под Москвой.

4 класс, декабрь 2011г.

                   

 

                                                                 

   Учитель начальных классов высшей квалификационной категории  Зинаида Александровна Мяльдзина

Тема. С.Алексеев. Дом. Герои и героическая жизнь.                                                                    

            Урок мужества, посвященный 70-летию битвы под Москвой.

Цели и задачи урока.  

  1. 1.Продолжать работу по формированию навыков осознанного чтения целыми словами.

2.Уточнить и конкретизировать представления учащихся о творчестве С.Алексеева.

3.Продолжать вести обучение приемам правильной читательской деятельности, способствовать  литературному развитию и содержательному проведению досуга.

4.Учить зримо воспринимать картину И.Евстигнеева «На подступах к Москве», вместе с автором испытывать горечь потерь, волнение, радость и гордость за советских воинов.

5.Познакомить с историей создания песни «Моя Москва» на стихи М.Лисянского, муз. И.Дунаевского. Показать, что музыка, мелодия – это язык человеческих чувств.      

     II.         1.Показать решающее значение героической битвы под Москвой на                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                весь ход ВОВ.

                 2. Расширить представление учащихся о подвигах советского                          

                 народа, в т.ч. и коломенцев, совершенных в ВОВ на подступах к      

                 Москве.

                3. Способствовать воспитанию патриотических чувств, уважения и    

                чувства благодарности ко всем, кто защищал Родину.

     III.       1.Способствовать развитию активной и репродуктивной речи

                 учащихся.                      

                2.Способствовать усвоению вводимых в живую речь новых слов, как    

                 со смысловой, так и с орфографической сторон.                                                                              

                3.Способствовать активизации образно-логической, читательской

                   памяти учащихся.

   

Наглядный и дидактический материал к уроку.

 

  1. Оформление доски.

Портрет

С.П.Алексеева

«Мне казалось очень важным рассказать ребятам о нашем прошлом. Ведь то, что познаешь в детстве, - хранишь и помнишь всю жизнь».    С.Алексеев.

   


  1. Выставка книг С.Алексеева о войне.
  2. Плакат.

                                        Герой.

Героем становится тот, кто своими делами, мыслями, поступками живет для людей.

Героической бывает целая жизнь, если она отдана людям.

  1. Пословица.

Если народ един, он непобедим.

  1. Портрет М.Е.Катукова.
  2. Словарные слова. Говори правильно.

Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.

Михаил Иванович Катуков

Генерал – воинское звание.

Город Волоколамск

Танк, танкисты

Танкисты – катуковцы

Брод – мелкое место реки или озера, удобное для перехода.

Переправа – место, где переправляются на другой берег.

Звать-величать – устар. «называть» (по отчеству, званию и т.п.)

Лощина – низменная впадина, долина.

Сполохи – 1) зарница – отдаленная мгновенная вспышка, отблеск дальней грозы; 2) северное сияние.

Пологий (берег) – отлогий, покатый, некрутой.

Словом добрым – вспоминать  благодарностью, с хорошим чувством.

Упорный бой – настойчивый в осуществлении чего-нибудь.

Печалиться – чувство грусти и скорби, состояние душевной горечи.

Неприятельские войска – вражеские войска, противник.

Искрошить – раздробить на мелкие части.

Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги, вообще – человек безмерной силы.

Дом – жилое здание, люди, живущие в нем, их хозяйство.

  1. Съемный стенд.

1941

30 сентября

          5-6 декабря

                      20 апреля

                                 1942

        Плакат

    Родина – мать

          зовет!

Битва под Москвой

                                                           

                  Карта

Поражение немецко-фашистских войск под Москвой.

Декабрь 1941г. –

Апрель 1942г.

Указ о присвоении

Г.Москве

Почетного звания

«Город – герой»

…Велика Россия, а

отступать некуда.

Позади Москва!

                                                                    


 

 

1-ое фото

Памятник З.Космодемьянской.

Автострада Москва – Можайск, недалеко от д.Петрищево

Памятники боевой славы.

Воздвигнуты ныне там, где стояли насмерть героические защитники Москвы.

2-ое фото

Могила героев-панфиловцев у д.Нелидово Волоколамского района

3-ье фото

У деревни Крюково.

4-ое фото

На Волоколамском шоссе.

5-ое фото

Памятник защитникам Москвы на 23-км Ленинградского шоссе

  1. Репродукция картины И.В.Евстигнеева «На подступах к Москве»
  2. Песня «Моя Москва» сл. М.Лисянского, муз. И.Дунаевского
  3. Выставка рисунков  учащихся, посвященная 65-летию битвы под Москвой.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока и вступительная вопросно-ответная беседа.

- Ребята! Сегодня мы собрались вместе на уроке мужества, чтобы со всей страной, со всем российским народом в эти дни отметить 70 - летие героической битвы под Москвой, которая длилась с 30 сентября 1941года по 20 апреля 1942 года (обращение к датам на съемном стенде).

Словарная работа.

–Как вы понимаете слово мужество?   (храбрость, присутствие духа в опасности.)

-Сегодня мы будем говорить о храбрости, смелости советского народа в момент опасности для Родины, ведь путь к победе был трудным, но героическим.

Словарная работа.

- А кто такие герои? Как вы понимаете?

- Обратимся к плакату на доске с текстом

                                        Герой.

Героем становится тот, кто своими делами, мыслями, поступками живет для людей.

Героической бывает целая жизнь, если она отдана людям.

- Чтение про себя, вслух, осмысление.

- С какими героями и их подвигами мы уже познакомились? (Зоя Космодемьянская, герои-панфиловцы, стрелки у д.Крюково).

- Откуда мы о них узнали? (Из рассказов С.Алексеева – обратиться к выставке книг С.П.Алексеева).

- Расскажите, что вы узнали о Зое Космодемьянской, героях-панфиловцах. (Пересказ рассказов учащимися).

- Какие слова панфиловцев стали крылатыми?

(Обращение к материалам съемного стенда…Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!)

-Сегодня мы продолжим работать с рассказами С.П.Алексеева (показ портрета писателя).  

Повестями и рассказами С.Алексеева зачитываются миллионы наших мальчишек и девчонок, как и вы.

- За что вы полюбили эти увлекательные книги?  (За то, что они знакомят нас с историей русского народа, его мужеством и подвигами).

- Читая эти книги, мы представляем себе войну (ведь для нас она – история) от первого выстрела до последнего.

 С.Алексеев писал: (см. оформление доски) «Мне казалось очень важным рассказать ребятам о нашем прошлом. Ведь то, что познаешь в детстве, - хранишь и помнишь всю жизнь».    

И мне хочется, чтобы вы, ребята, запомнили, что ВОВ была тяжелым испытанием для всех советских людей. Враги захватили большую территорию нашей страны. Несмотря на огромные потери, они бросали в бой все новые силы и продолжали наступление. Фашисты любой ценой стремились захватить столицу нашей Родины – Москву. Наши советские люди сорвали безумные планы фашистов. Развернулось одно из крупнейших сражений в ВОВ – битва под Москвой.  (Обращение к карте «Поражение немецко-фашистских войск под Москвой. Декабрь 1941г. – Апрель 1942г.». Дети подходят к карте.)

На защиту столицы встала вся страна, в том числе и коломенцы. В 1941 году и сама Коломна оказалась близко к боевым действиям. Фашисты подошли к Кашире, Зарайску, Рязани, Серпухову. К северу от Москвы немцы заняли Клин, к западу – Волоколамск и Можайск.

Прославились в боях за Волоколамск (показ на карте) танкисты под командованием генерала Михаила Ефимовича Катукова (фото). А  знаете ли вы, что Михаил Ефимовича Катуков родился на коломенской земле – в селе Большое Уварово.

О нем, его танкистах и простых людях написал С.П.Алексеев в своем рассказе, который называется простым словом «Дом».

Словарная работа.

–Как вы понимаете слово дом?

  1. Работа над рассказом С.П.Алексеева «Дом». Осмысление понятия

           «герои».

  1. Первичное чтение рассказа подготовленным учеником.
  2. Осмысление первичного восприятия:
  1. О ком вы узнали из этого рассказа?
  2. Кого можно назвать героями в этом рассказе?
  3. Прочтите еще раз на плакате (на доске), кто же становится героем.
  1. Словарная работа.  (Слова на доске, см. оформление доски).

Ребята, в тексте встречается много трудных слов.  Давайте научимся их правильно читать и понимать значение каждого слова. (Слоговое, хоровое чтение слов).

ФИЗПАУЗА (Упражнения для глаз)

  1. Чтение рассказа по частям и осмысление прочитанного по вопросам.
  1. Где происходит событие, описанное в рассказе С.П.Алексеева?
  2. Куда и с какой целью направлялись танкисты?
  3. Как звали командира танковой бригады? Найдите в тексте.
  4. Почему бойцы не могли переправиться через реку Мокрушу?
  5. Кто пришел на помощь танкистам-катуковцам?
  6. Как звали женщину и мальчика?
  7. Что предложила бойцам Александра Григорьевна со своим сыном?
  8. Как отблагодарили женщину с сыном после сражения?
  1.   Работа над пословицей «Если народ един, он непобедим».

Осмысление.

              - Прочтите про себя пословицу, и приготовьтесь прочитать ее вслух.

            - Как вы понимаете словосочетание «Народ един»? (Един – один; как    

              один, все вместе, один за всех, все за одного).

                - Как понимаете смысл пословицы?

      6.    Выделение главной мысли рассказа. Связь смысла пословицы

             с содержанием рассказа.

             - Кто в рассказе С.П.Алексеева «Дом» един? (Бойцы, генерал Катуков,  

               женщина с ребенком)

          - Что их объединяет? (Они едины в мыслях, поступках и делах, чтобы

               победить врага).

    IY.    Работа по картине И.В.Евстигнеева «На подступах к Москве».

             - Ребята, приглашаю подойти к картине И.В.Евстигнеева «На подступах

             к Москве».

             Рассказ учителя.

        Сам художник – И.В.Евстигнеев тоже защищал Родину от фашистов, он

            был пулеметчиком. Все, что отложилось в его памяти, пережитые

            впечатления, уже после войны он поведал нам в своих картинах о

            незабываемых героических боях.

            В картине «На подступах к Москве» идет встречный бой.  

            Противотанковая полоса легла на заснеженном подмосковном поле.

            Мы видим следы ночного боя на снегу, очень страшно видеть среди

            наших полей и перелесков несущие смерть черные танки фашистов.

               Каждый метр родной земли встречает их ненавистью и огнем.

            - Мы с вами рисовали иллюстрации к прочитанным рассказам

           (обращение к выставке рисунков учащихся). Расскажите о своих

           рисунках. (Рассказы детей).

           - Отличившихся бойцов награждали медалями и орденами. Медалью  

           «За отвагу» награждались солдаты, которые проявили смелость,

           бесстрашие, храбрость. На урок я принесла две медали «За отвагу»

           своего отца, он тоже защищал нашу Родину и дошел до Берлина.

           Каждая медаль имеет свой номер и удостоверение. (Показ медалей).

Y.       Работа по тексту плаката «Герой».  Осмысление понятия «героическая

           жизнь».

                                         Герой.

Героем становится тот, кто своими делами, мыслями, поступками живет для людей.

Героической бывает целая жизнь, если она отдана людям.                        

                 - Посмотрите еще раз на плакат и прочтите второе предложение.

              О  чем в нем говорится? (О героической жизни).

             Рассказ учителя о маршале бронетанковых войск М.Е. Катукове.

             Целую героическую жизнь в 76 лет прожил наш земляк – Михаил

             Ефимович Катуков. Он родился на коломенской земле, в большой

             семье - в селе Большое Уварово. Семья жила бедно. Рано умерла

             мама. Ему пришлось учиться всего лишь 3 класса. Миша любил читать

             книги о подвигах – ведь его дед и отец тоже защищали когда-то свое

             отечество.                                                                                                             В далеком 1919 году Коломенский военкомат направил М.Катукова

            на службу в Красную Армию.

            В годы ВОВ его узнала вся страна. Это он, командир 1-й гвардейской

            танковой бригады, громил хваленые немецкие части на подступах к  

            Москве, а в апреле-мае 1945 года его 1-ая  гвардейская танковая      

            бригада брала Берлин. Через 40 лет после вступления в ряды Красной

            Армии, ему было присвоено звание маршале бронетанковых войск.

            От  солдата до маршала – таков боевой путь, пройденный

            крестьянским сыном. Он не жалел своей жизни во имя Родины, во имя

            народа. Жизнь М.Е. Катукова – героическая, т.к. она отдана людям.

                                       

YI.       История создания и появления песни «Моя Москва» (сл. М.Лисянского,

            муз. И.Дунаевского).

           - В перерывах между боями солдаты отдыхали, вспоминали родных,

            друзей, любимых, писали письма, пели песни.

           - Чтение наизусть стихотворения А.Твардовского подготовленным

             учеником:  Кто сказал, что надо бросить

                                   Песни на войне?

                                   После боя сердце просит

                                   Музыки вдвойне.

            Рассказ учителя.

            - Ребята, в эти же дни, 70 лет назад, в декабре 1941 года, появилась

            одна из самых популярных песен о Москве – «Дорогая моя столица».

            Эта песня появилась почти случайно. Автор ее, М.Лисянский, отнюдь

            не москвич. Он родился у Черного моря, вырос в городе Николаеве,

            жил в Ярославле, откуда ушел на фронт.

           Когда грузовик, в котором  ехал младший лейтенант Марк Лисянский,                

           остановился на площади Пушкина в Москве, возле редакции журнала  

           «Новый мир», он успел передать секретарю редакции свое

           стихотворение, которое было напечатано в декабрьском номере

           журнала.

           Прочитав стихи, композитор И.Дунаевский прямо на полях журнальной

           страницы набросал ноты мелодии. Находясь на Калининском фронте,  

           молодой поэт услышал по радио песню, созданную на его стихи.              

           Слушание песни стоя.

   

  YII.    Итог урока. Оценки.

  YIII.   Домашнее задание.

               Стихотворение С.Михалкова читает наизусть учитель:

            Победой кончилась война,

            Те годы позади.

            Горят медали, ордена

            У многих на груди.

            Кто носит орден боевой

            За подвиги в бою,

            А кто за подвиг трудовой

            В своем родном краю.

           - Следующий урок – урок мужества будет посвящен трудовому подвигу

           советского народа, в том числе и коломенцев в годы ВОВ.

           Найти рассказы, стихи о трудовом подвиге трудового народа.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества, посвященный 200-летию Бородинского сражения.

Презентация составлена в форме путешествия в 1812год. Представлены памятники Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге. В тестовой форме даны вопросы для учащихся о войне 1812 года....

Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной 70-летию битвы под Москвой

Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной 70-летию битвы под Москвой...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Пролог Победы"

Цели:гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;развитие познавательных интересо...

СЦЕНАРИЙ мероприятия, посвященного 75-летию битвы под Москвой.

Формирование у детей знания о значимости битвы под Москвой, осознанное отношение к людям, защищавшим нашу страну от захватчиков в годы Великой Отечественной Войны, ценностное отношение к героям – земл...

Внеклассное мероприятие, посвященное 76-летию «Битвы под Москвой»

Внеклассное мероприятие, посвященное 76-летию  «Битвы под Москвой»...


 

Комментарии

Кобзева Светлана Владимировна

Очень интересный конспект урока !

Кобзева Светлана Владимировна

Все направлено на нравственное и патриотическое воспитание детей.