Главные вкладки

    СЦЕНАРИЙ мероприятия, посвященного 75-летию битвы под Москвой.
    план-конспект на тему

    Лагуткина Лариса Валерьевна

    Формирование у детей знания о значимости битвы под Москвой, осознанное отношение к людям, защищавшим нашу страну от захватчиков в годы Великой Отечественной Войны, ценностное отношение к героям – землякам и памятным местам нашего города.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bitva_za_moskvu.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЦЕНАРИЙ

    мероприятия, посвященного 75-летию битвы под Москвой

    Подготовила: Лагуткина Л. В.

    Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о битве под Москвой , героизме советского народа; раскрыть величие этой победы, пробудить чувство гордости за свой народ и свою армию, воспитать готовность продолжать героические дела своих отцов и дедов; уважительное отношение к старшему поколению.

    Педагогические задачи: воспитывать интерес к истории своей страны, уважительное отношение к памяти погибших; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; чувства гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему народу; формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны.

    Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками социальных знаний и ценностное отношение к социальной реальности в целом.

    Планируемые результаты:

    Предметные: школьники узнают о героических фактах в истории русского народа.

    Личностные: школьники проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют бережное отношение к традициям своего народа.

    Метапредметные (универсальные учебные действия):

     -Познавательные: общеучебные – учащиеся формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – учащиеся совершенствуют мыслительные операции;

    - коммуникативные – учащиеся слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

    - регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

    Цели:

    • гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;
    • укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;
    • развитие познавательных интересов.

    Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.

    Место проведения: актовый зал.

    Стены украшены плакатами, посвященными битве под Москвой.

    Над сценой плакат с надписью «Сквозь боль и утраты, она не забыта, Московская битва!»

    На сцену выходят ведущие.

    ВЕДУЩИЙ. 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Это была смертельная схватка (Великая Отечественная война). Весь народ поднялся на борьбу с врагом.

     ВЕДУЩИЙ. 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Еще день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.

    ВЕДУЩИЙ. Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда немцы захватили уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.

    ВЕДУЩИЙ. «Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества.

    Учащиеся исполняют песню «Священная война»

    На экране кадры военной кинохроники

    ВЕДУЩИЙ.        Сегодня, через 75 лет, мы отмечаем священную дату – Победу над фашистскими войсками в битве под Москвой. Вспомним, как это было.

    ВЕДУЩИЙ. 6-го сентября гитлеровское командование принимает решение захватить Москву ещё до зимы, наступая через Смоленск. Эта операция  получила название "Тайфун".

    ВЕДУЩИЙ. По планам немецкого командования уничтожение Москвы должно было начаться с воздуха. Вражеская авиация предприняла первый налет на Москву в ночь на 22 июля. С этого момента по 22 декабря 1941 года было 122 налета. Основную роль в противовоздушной обороне города играли летчики и зенитчики Московского корпусного района противовоздушной обороны. Они перехватывали вражеские самолеты на подступах к городу, уничтожали их или вынуждали вернуться на свои аэродромы. Около 1300 фашистских самолетов нашли свой конец под Москвой. Только немногим удалось прорваться в город.

    ВЕДУЩИЙ. Гитлеровский план “Тайфун” включал в себя взятие города в кольцо, а население города подлежало полному истреблению. Москвичи мобилизовали все силы. Промышленные предприятия переводились на военные рельсы. Мужчин, ушедших на фронт, сменяли женщины и подростки. Все оставшиеся в Москве были заняты на производстве, дежурили на крышах домов, проверяли светомаскировку, рыли окопы.

    Ученик читает отрывок из стихотворения А. Прокофьева “Москве”

    Вся родина встала заслоном,
    Нам биться с врагом до конца,
    Ведь пояс твоей обороны
    Идет через наши сердца…
    Москва!
    До последних патронов,
    До дольки последней свинца
    Мы в битвах!
    Твоя оборона
    Идет через наши сердца!

    Учащиеся исполняют песню «Марш артиллеристов».

     Музыка: Т. Хренников. Слова: В. Гусев 1943г.

    Показать два слайда (стрелковые и артиллерийские полки)

    Слайд (Парад на Красной площади)

    ВЕДУЩИЙ.

    Гитлер планировал провести 7 ноября парад на Красной площади. Да, 7 ноября на Красной площади состоялся парад – парад советских войск. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт, на передовые позиции. Весь мир воочию убедился, что Москва не только не пала, о чем немецкое командование неоднократно объявляло, но и проводит традиционный парад своих войск.

    ВЕДУЩИЙ. Нелегок был путь нашей армии от стен Кремля. Много крови пролито на полях сражений. Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Погибали отцы и сыновья, братья и сестры, матери и дети. Никогда не померкнет великий подвиг советских людей, отстоявших в жестоких боях столицу.

    Подошла война к Подмосковью.
    Ночь в закате зарев долга.
    Будто русской жертвенной кровью
    До земли намокли снега.

    По дорогам гремят тачанки,
    Эскадроны проходят вскачь,
    Приготовились к бою танки
    Возле стен подмосковных дач.

    Стук подков на морозе четче.
    В нар укутан блиндажный лаз.
    У околицы пулеметчик
    С темной рощи не сводит глаз.

    Будто руки окаменели,
    Будто вкопан он в грунт, во рву…
    Этот парень в серой шинели
    Не пропустит врага в Москву…

    Звучит “Песня защитников Москвы” (сл. А.Суркова, муз. Б.Мокроусова)

    Слайд (Фото З.Космодемьянской)

    ВЕДУЩИЙ. Героизм и мужество проявила восемнадцатилетняя москвичка Зоя Космодемьянская. Ее слова “Это счастье - умереть за свой народ” помнят многие. Они прозвучали в подмосковном селе Петрищево и навсегда остались в нашей памяти. Разведчица Зоя Космодемьянская умерла во вражеском плену, на фашистской дыбе, не выдав своих товарищей-партизан и не показав своих страданий.

    ВЕДУЩИЙ. Мысли и чувства всех защитников Москвы выразил политрук роты 316-й стрелковой дивизии В.Г. Клочков, возглавивший группу истребителей танков в районе разъезда Дубосеково, в 7 километрах юго-восточнее Волоколамска. Это ему принадлежат слова, облетевшие всю страну: “Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва”. Выдающийся подвиг 28 бойцов их дивизии, которой командовал генерал-майор И.В. Панфилов, подбивших в четырехчасовом бою 18 вражеских танков, золотыми буквами вписан в историю Великой Отечественной войны. Почти все воины пали в этом сражении. Всем им присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

    Из друзей,
    Ушедших в эту осень,
    Не один
    Простился с головой, -
    Но остановили
    Двадцать восемь
    Вражеские танки
    Под Москвой.

    Слайд (панфиловцы)

    Учащиеся исполняют песню “Моя Москва” (Я по свету немало хаживал…).

    Сл. М. Лисянского и С.Аграняна, муз.И.Дунаевского.

    Слайд «Отстоим Москву!»

    ВЕДУЩИЙ. Победа советских воинов в битве под Москвой стала зарей освобождения всей нашей земли от фашистских захватчиков.

    В Москве в память о тех событиях 1941 года в 1965 году была возведена могила Неизвестного солдата.

    Слайд (Могила Неизвестного солдата)

    ВЕДУЩИЙ. За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменование 20 летия победы советского народа в Великой Отечественной войне Москве в мае 1965 года было присвоено звание “Город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

    Свою память я зря неволю –
    Лишь бы вспомнить – я помню и так:
    И траншея по снежному полю,
    И наплывы фашистских атак
    И отрывистый лай пулемета
    И стекающий посвист “катюш”,
    И в морозных окопах пехота -
    Сотня, две ли мальчишеских душ.

    Не былинные витязи в латах –
    Каждый смел и отважен и лих -
    Необстрелянные ребята
    В маскировочных белых халатах,              

    А иные и вовсе без них.

    А над ними весомо и вечно -
    Снежный мрак, как Бессмертный Кощей.
    А в окопе - не дома, конечно,
    Нет ни печки, ни маминых щей.

    Вы - мальчишки азартно стреляли
    В черный скрежет с паучьим крестом.
    Вас и в счет-то наверно не брали…
    А мальчишки Москву отстояли
    И дошли до Берлина потом.

    Дети исполняют песню “Москвичи” (сл. Е.Винокурова, муз. А.Эшпая).

    ВЕДУЩИЙ.  Защищая Москву, советские летчики проявили невиданные подвиги. В битве за Москву историки особо выделяют 11 дней — с начала фашистской операции «Тайфун». Советская авиация совершила за эти дни 8 400 самолето-вылетов, уничтожая технику и живую силу врага.

    ВЕДУЩИЙ.  До последнего патрона бились в воздушных схватках наши летчики-истребители. С первых дней войны летчик-истребитель Виктор Талалихин охранял столицу от налетов вражеской авиации.7 августа 1941 года он одним из первых в истории Великой Отечественной войны совершил ночной таран, сбив фашистский бомбардировщик, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. А 27 октября того же года он погиб смертью храбрых на 43-м километре от Москвы недалеко от Подольска.

    Слайд (Фото В.Талалихина)

    ВЕДУЩИЙ.  Тяжелый и опасный труд лётчиков, помноженный на усилия многих сотен тысяч пехотинцев, танкистов и артиллеристов, позволил сорвать планы врага, намеревавшегося захватить советскую столицу. Самоотверженным действиям советских летчиков в период осенних сражений на московском направлении посвящены многие художественные фильмы. Всем лётчикам посвящается песня «Пора в путь дорогу».

    Кто сказал, что надо бросить
    Песню на войне?
    После боя сердце просит
    Музыки вдвойне!

    Учащиеся исполняется песня «Пора в путь дорогу» 

    Автор текста (слов): Фогельсон С. Композитор (музыка): Соловьев-Седой В.

    ВЕДУЩИЙ. Москва!
    Ты шла пространствами, шагала временами.
    И если вражья рать вставала на пути,
    Ты сильною рукой вздымала выше знамя,
    С которым суждено в бессмертие войти.
    Как ни ярился враг, ты с ним отважно билась,
    Во век ни перед кем ни простиралась ниц,
    Сдаваться никому не думала на милость,
    В отличье от иных прославленных столиц.
    Ты жгла себя, Москва! Но из огня и пепла,
    Как птица древности - из пламени костра,
    Ты поднималась вновь, ты возрождалась, крепла…
    Я вижу, ты опять прекрасней, чем вчера!

    Идет показ видеофрагмента о современной Москве. Звучит песня О.Газманова «Москва».

    Пусть навек исчезнут войны,

    Чтобы дети всей земли

    Дома спать могли спокойно,

    Танцевать и петь могли,

    Чтобы солнце улыбалось,

    В окнах светлых отражалось

    И сияло над землёй

    Людям всем

    И нам с тобой!

    По- разному зовутся дети,-

    Нас очень много на планете…

    Есть Вани, Гансы, Джоны-

    Детей повсюду миллионы!

    По- разному зовутся дети,

    Для нас - всё лучшее на свете

    Нужны нам яркие игрушки-

    И Буратино, и Петрушки.

    Нужны нам книжки, песни, пляски

    И увлекательные сказки!

    Бассейны, горки, турники,

    Сады, фонтаны, цветники.

    Пусть всюду светлый детский сад

    Встречает радостно ребят!

    Пусть всем, везде хватает школ,

    Чтоб каждый утром в школу шёл!

    Хотим мы вырасти врачами,

    Строителями, скрипачами,

    Учителями и артистами,

    И лётчиками, и связистами!

    Хотим под мирным небом жить,

    И радоваться, и дружить,

    Хотим, чтоб всюду на планете

    Войны совсем не знали дети!

    Учащиеся поют песню «Хотят ли русские войны»

    Автор текста Евтушенко Е. Композитор Колмановский Э. 

    Слайд.

    КОНЕЦ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок мужества, посвященный 70-летию битвы под Москвой.

    Героем становится тот, кто своими делами, мыслями, поступками живет для людей.Героической бывает целая жизнь, если она отдана людям....

    Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 70-летию Битвы под Москвой

    Сценарий был разработан мной к торжественному мероприятию, посвящённому 70-летию Битвы под Москвой. В сценарий вошли стихотворения детей....

    Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной 70-летию битвы под Москвой

    Сценарий литературно - музыкальной композиции, посвященной 70-летию битвы под Москвой...

    Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Пролог Победы"

    Цели:гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;развитие познавательных интересо...

    Внеклассное мероприятие, посвященное 76-летию «Битвы под Москвой»

    Внеклассное мероприятие, посвященное 76-летию  «Битвы под Москвой»...