Конспект классного часа во 2 классе. Тема: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Карпова Валентина Валентиновна

Используемый материал (инсценирование, просмотр презентации, отрывка из мультфильма и др.) помогает развивать  желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения, учит уважению и вежливому общению с окружающими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vezhlivost.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «ТС(к)О школа-интернат VII вида»

Конспект открытого классного часа

во 2 классе.

Тема: «Волшебные слова.

Волшебное слово - здравствуйте»

                                                        Составитель: В.В.Карпова -

                                   учитель начальных классов

                     

Декабрь 2012 г.        

Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Понятие вежливости многогранно – оно включает в себя не только проявление уважения к людям,  деликатность, тактичность, готовность прийти на помощь, но и речевой этикет.

Речь воспитанного,  вежливого человека невозможно представить без присутствия в ней «волшебных слов», которым родители учат нас с детства. Ведь их употребление действительно можно сравнить с волшебством, т. к.  слова вежливого обращения создают хорошее настроение, помогают установлению добрых отношений, дарят радость. Несмотря на то, что родители стремятся привить ребёнку вежливость с ранних лет, некоторым детям усвоение норм вежливого обращения даётся с трудом. Поэтому в начальной школе, необходимо продолжить работу по воспитанию культуры поведения. Ведь от заложенных в детстве основ поведения во многом  зависит дальнейшая успешная реализация ребенка в современном обществе.

Предлагаю Вашему вниманию конспект  классного часа во 2 классе на тему: «Волшебные слова. Волшебное слово – здравствуйте!».

Истинная вежливость заключается

в благожелательном отношении к людям.

Руссо Ж.

Предварительная работа: чтение произведений: 

  • Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»,
  • В.А.Осеева «Волшебное слово»,
  • Ш.Перро «Подарки феи».

Оборудование: карточки с вежливыми словами, аудиозапись песни В.Шаинского «Улыбка», диск с  мультфильмом «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», напольная ваза с красивой снежной веткой, снежинки.

Цели:

  • развивать  желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения,
  • продолжать учить детей уважению и вежливому общению с окружающими людьми,
  • развивать воображение, внимание, память, умение анализировать, делать выводы.

Ход классного часа:

-   Сегодня  мы продолжим говорить о вежливости. Давайте вспомним советы волшебного цветика-семицветика, который находится у нас в классе. (Дети вспоминают советы, с которыми знакомились на предыдущих классных часах).

- Назовите первое слово, которым люди встречают друг друга. (Здравствуйте!)

- Какими ещё словами мы приветствуем друг друга? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер).

- Действительно, самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с первых дней, - это  приветствие и пожелание доброго утра,  дня, вечера.

- Волшебное слово «здравствуйте» мы произносим чаще всего. Каждому человеку приятно слышать слово «здравствуйте». Как Вы думаете, почему? (Когда мы говорим «здравствуйте», мы желаем человеку здоровья).

- От какого слова произошло слово «здравствуйте»? (Здравие).

- Можно ли сейчас услышать это слово? (Да, военные отдают честь со словами «Здравия желаю»).

- А раньше… Одни кланялись в пояс, другие падали на колени, третьи подносили руку ко лбу и сердцу. Офицеры королевских гвардий звонко щёлкали каблуками и роняли голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Словом, всего не перечислишь. (Дети в костюмах демонстрируют, как здоровались раньше)

- Наблюдали ли Вы, как здороваются в наши дни? (Мужчины обмениваются рукопожатием; военные – отдают честь; кто-то может издалека приветственно помахать друг другу; женщины могут обняться, если давно не виделись).

 - Сейчас мы попробуем с Вами произнести слово «Здравствуйте» с различными интонационными оттенками: таинственно, стеснительно, быстро, медленно, растянуто, лениво, торжественно, спокойно, тихо, громко, радостно, ласково, грустно, нежно, задумчиво, весело. Любое обращение может быть окрашено разными чувствами, настроениями, отношениями с собеседником. Но если чувства добрые, то и мы ощутим ответную доброжелательность.

- Как надо произнести это слово, чтобы человеку стало тепло и радостно на душе, когда Вы с ним поздороваетесь? (Тепло и ласково. Только тогда это слово станет «волшебным»). А если слово произнести холодно и резко? (Настроение испортится).

- Как надо здороваться? (Посмотреть человеку в глаза, мысленно пожелать друг другу здоровья, улыбнуться другому человеку и подарить добрый взгляд).

- Как Вы думаете, какую роль играет улыбка? (Исполнение детьми песни «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В.Шаинского, слова М. Пляцковского).

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся…

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.

- Что посоветовала мама своему сыну в этом мультфильме, созданном по произведению Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»? (Только улыбнуться! … И тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!).

- Какой же вообще смысл приветствия? (Желать доброго дня, успехов, добра и благополучия). Звучит стихотворение Н.Красильникова (читают дети):

Придумано кем-то просто и  мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро!  Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И, каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.                                    

Как две ниточки связали

Теплоты и Доброты.

Что такое

Лучшее из слов.

Потому что

Значит – будь здоров.

Правило запомни

Знаешь – повтори

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались

Встретились с утра

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.                           

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Ранним солнечным утром Вас будит солнечным лучик. Кто так  здоровается с Вами и дарит хорошее настроение? (Солнышко). (Дети читают отрывок из стихотворения Г.Бойко)

Тучка прячется за лес,
Смотрит
солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.

- Давайте вспомним произведение В.А.Осеевой «Волшебное слово». Как Вы думаете, почему рассказ имеет такое название? Что за чудеса происходят с героями рассказа? От чего зависит сила волшебных слов? (От того, как именно они сказаны, каким голосом они сказаны.) Как произносили эти слова герои рассказа? (Глядя прямо в глаза, тихим голосом).

- Какие ещё «волшебные слова» Вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, до свидания, приятного аппетита, простите). Как по-другому можно назвать эти слова? (Вежливыми).

-  Будьте внимательны, слушая  отрывки из стихотворения А.Шибаева «Дорогие слова», в котором они пропущены. Я думаю, Вам не составит труда угадать их.

Встретил Витю я соседа…

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но – представьте – зря от Вити

Ждал я слово … (извините).

А слово-то какое  - очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада –

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба,

Ну сказала бы – (спасибо).

А слово-то какое  - очень дорогое!

- Для чего нужны «волшебные слова», в чём они помогают нам? (Помогают сохранить добрые отношения, дарят радость. Те, кто умеет их говорить – не знают ссор и обид, дарят хорошее настроение другим людям). Волшебные слова  всегда присутствуют  в речи воспитанного, вежливого человека.

- Не стоит брать пример с таких, как герой стихотворения А.Барто (читают дети):

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи  о школьнике одном;

Его зовут…, а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

Ему бывает очень лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свидания»

Не говорит он ничего.

Иль заявляет на прощанье:

 «Ну, я пошёл … пока! Всего!»

- Представим, что в слове «здравствуйте» спрятаны пожелания. Что же мы желаем друг другу? Попробуем расшифровать это слово и подобрать на каждую букву как можно больше пожеланий.

З – здоровья, зоркости.

Д – добра, доброжелательности, доверия.

Р – радости, решительности.

А – аккуратности, активности.

В – веселья, великодушия.

С – счастья, свободы.

Т – теплоты, терпения, творчества.

В – верности, волшебства.

У – уважения, уверенности, улыбок.

Й – искренности, изящества.

Т – таланта, трудолюбия.

Е – естественности.

Рефлексия: - Итак, сегодня мы говорили об одном из правил этикета. Что же такое «вежливость»? (Уважение к людям, добрые отношения между людьми).

-  Давайте с вами создадим дерево вежливых слов. (Стоит напольная ваза с красивой снежной веткой. Детям раздаются снежинки, на которых они пишут вежливые слова. После чего снежинки прикрепляются к дереву. Результат – дерево вежливых слов).

-  Пусть это дерево напоминает вам о том, чтобы вы не забывали употреблять в своей речи вежливые слова.

- Наш классный час подошёл к концу. Но завтра настанет новый день. Я улыбнусь Вам, и Вы улыбнётесь друг другу. Мы пожелаем друг  другу здоровья, сказав слово «здравствуйте». Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Домашнее задание: - Приложите руку к сердцу. Почувствуйте, как бьются наши сердца. Иногда человеку говорят «У тебя доброе сердце». Про каких людей так говорят? Я знаю, у Вас добрые сердца. Нарисуйте своё сердце, каким Вы его представляете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение в 4 классе Тема: Реальный и волшебный мир в авторской сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема:Реальный и волшебный мир  в  авторской сказке Э.Т.А.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Цель: Обнаружить одну из главных особенностей романтическо...

Презентация к уроку чтения. 3 класс. Тема: "В. Осеева "Волшебное слово"

Презентация к уроку чтения. 3 класс. УМК "Гармония" Тема: "Валентина Осеева. Волшебное слово"...

Внеклассное занятие по математике 1 класс Тема: «Путешествие в волшебную страну»

Тема: Путешествие в волшебную странуЦель: Прививать  интерес к математике.Задачи: Закрепить умение решать задачи....

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема: Путешествие в «Волшебный мир Чарушина»

Урок внеклассного чтения во 2 классе.Тема: Путешествие в «Волшебный мир Чарушина»...

Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....

презентация к уроку литературное чтение 2 класс . Тема "В. Осеева .Волшебное слово" УМК Школа России

Презентация к уроку литературное чтение 2 класс . Тема "В. Осеева .Волшебное слово" УМК Школа России...