Внеклассное мероприятие "Дети, помните о том, что нельзя играть с огнем!"
методическая разработка (4 класс) по теме

Кропачева Татьяна Евгеньевна

         Внеклассное мероприятие «Дети, помните о том, что нельзя играть с огнем!»  разработано и  проведено с  обучающимися  4  и 5 классов. Работа заняла 3 место на II всероссийском творческом конкурсе "Открытая книга" в номинации "Конкурс методических разработок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  формирование знаний по правилам пожарной безопасности.

Задачи: 

 -   научить учащихся действовать во время  пожара;

 -  закрепить знания  в обращении с электрическими приборами и спичками;                                                                                                -  повторить единый номер службы спасения  «01».

Оборудование:  выставка детских рисунков  и  плакатов; компьютер,  презентации,  костюмы ребят,  выставка  книг:

С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое", "Кошкин дом", "Пожар";

Л. Толстой "Пожарные собаки", "Пожар";

Б. Житков "Пожар в море", "Дым", "Пожар";

Е. Пермяк "Как огонь воду замуж взял".

Ход  мероприятия

I. Сообщение  темы и целей.

      – Значительную часть своей жизни вы проводите в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности,    зачастую пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности: забываем выключать утюги и телевизоры, ленимся проверять выключены ли электрические приборы, играем спичками, пока нет взрослых дома. Сегодня мы поговорим о правилах пожарной безопасности.

II. Беседа.

       Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека, при условии соблюдения правил пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности.

                                    Говорим – огонь нам друг !

                                    Но врагом он станет вдруг,

                                    Если мы забудем,

                                    Отомстит он сразу людям.

        Огонь – друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

         Огонь – нам враг. Это зависит от того, как правильно используется огонь.

        Выбегают в костюмах девочки, в центре мальчик и танцуют танец «Огня». После исполнения мальчик - Огонь остаётся.

        -  Здравствуйте, ребята!  Я – коварный и опасный Огонь. Подумайте, от чего возникают пожары ? (ответы детей).

III.  Кроссворд «Пожарный»

         –  Сегодня в гостях у нас человек  рискованной и трудной  профессии.  Эти люди  первыми  приходят к нам на помощь при пожаре. Кто они, вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

1. В маленьком амбаре лежат сто пожаров (Спички)

2. Распространенное и эффективное средство пожаротушения. (Огнетушитель)

3. Повреждение тканей тела из-за высокой температуры (Ожог)

4. Что самое страшное при пожаре для людей? (Паника)

5. Красненький петушок по улице бежит. (Пожар)

6. По деревне прошел – ничего не оставил. (Огонь)

7. Что поднимается к небу без крыльев и без лестницы ? (Дым)

8. Пузатый, носатый  на плите сопел.

    Потом вдруг  песню запел. (Чайник)

 

с

п

и

ч

к

и

о

г

н

е

т

у

ш

и

т

е

л

ь

о

ж

о

г

п

а

н

и

к

а

п

о

ж

а

р

о

г

о

н

ь

д

ы

м

ч

а

й

н

и

к

        -  Мы приветствуем сотрудника пожарной части (представление).

IV. Путешествие в прошлое

       - Ребята, давайте перенесёмся в далёкие времена.

         История пожарной охраны России начинается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве, который заложил основы профессиональной  пожарной охраны. Служба по борьбе с пожарами вводится и в других городах Руси.

         В годы правления Петра I создается одна из первых пожарных команд.

      Еще в детстве потрясенный зрелищам пожаров во время стрелецких бунтов, почти ребенком, бежавшим из подожженного флигеля Сергиевской лавры, Петр на всю жизнь сохранил в памяти страх перед огненной стихией. А поэтому, затеяв возведение нового стольного города Санкт - Петербурга, он, прежде всего, запретил строить в нем деревянные дома. И до конца своих дней не уставал следить за пожарной безопасностью, издавая указы и постановления, подавая личный пример активного участия в борьбе с огнем. "Его царское величество бывает обычно на пожаре первым...".[1] Именно в эти годы была создана профессиональная пожарная команда при Адмиралтействе, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами.

       И по сию пору остается актуальным один из петровских указов:

"...и беречь от огня богатства государства Российского...".[2] 

          Большой интерес вызывают материалы В.А. Гиляровского, известного московского журналиста, прославленного в столице и за ее пределами. 
            С большим мастерством описывал Гиляровский выезд пожарных в конце XIX века: "Вдруг облачко дыма... сверкнул огонек... И зверски рвет часовой пожарную веревку, и звонит сигнальный колокол на столбе посреди двора... Выбегают пожарные, на ходу одеваясь в не успевшее просохнуть платье, выезжает на великолепном коне вестовой в медной каске с медной трубой. Выскакивает брандмейстер... И громыхают по булыжным мостовым на железных шинах пожарные обозы так, что стекла дрожат, шкафы с посудой ходуном ходят, и обыватели бросаются к окнам на улицу поглядеть на каланчу..."
[3] 
                 В напряженные годы Великой Отечественной войны пожарные тушили пожары от вражеских бомб и снарядов, помогали эвакуировать людей и оборудование, одними из последних покидали оставляемые города.

      Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) - это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой. Подразделения ГПС ежегодно совершают около двух миллионов выездов, при этом спасают от гибели и травм на пожарах более 70 тысяч человек.  

      По данным статистики, большинство пожаров  случается в жилом и производственном секторе. Основными причинами их возникновения являются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов, нарушение правил пожарной безопасности и неправильное устройство печного отопления и т.д  (Показ слайдов)

     

V. Как надо вести себя при пожаре.

     Мальчик - Огонь  – Ребята, какие правила нужно соблюдать, чтобы не допустить пожар?  (Ответы детей).

     - Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали  вас  ранее. В этом нам поможет  стихотворение  Ю. Форостенко.

Ученик 1.

Коль возник пожар в квартире,

Набирайте “01”!

Помните, что в целом мире

Вам поможет он один!

Ученик 2.

Четко адрес назовите,

Дом, подъезд, этаж и лифт,

Также кратко доложите,

Есть ли дети, что горит.

Ученик 3.

Ну, а если загорятся

Вдруг электропровода,

Обесточьте сеть! И знайте,

Не поможет тут вода!

Ученик 4.

Если слышен запах газа,

Все зависит лишь от вас.

Чтоб не вспыхнуло всё сразу,

Перекройте срочно газ!

Ученик 5.

Окна, двери затворите,

Птиц, животных заберите.

Поспешите выйти вон.

В подъезд, не на балкон!

         - Если на лестничной клетке вдруг запахло гарью, то не поленись выяснить, из какой квартиры доносится тревожный запах. Возможно, хозяевам данной квартиры нужна твоя помощь. Как вы сможете помочь?

(Вызвать пожарных по телефону “01” и “Скорую помощь” по “03”.)

VI. Инструктаж сотрудника пожарной части.

VII. Игра «01 – примите вызов»

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал.

Смело трубку в руку взять,

«01» сумей набрать.

И назвать еще потом

Город, улицу и дом,

И квартиру, где живете,

И с каким она замком,

И еще сказать: «Даю

Вам фамилию свою,

Также номер телефона,

У которого стою».

           Задача игроков : с завязанными глазами добраться до телефона (стоящего впереди на стуле), набрать «01», снять трубку и сказать быстро свой адрес, имя и фамилию.    Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.

VIII. Домашнее задание. Памятка «Как вести себя на пожаре»

            А сейчас давайте все вместе составим памятку  «Как вести себя на пожаре».  Вы работали по группам, каждая группа оформляла свои  плакаты:

      - Нельзя играть со спичками.

      - Не оставляй включёнными электроприборы без присмотра.

      - Не оставлять не затушенных костров.

      - Не поджигать сухую траву, тополиный пух, мусор.

      - Нельзя без взрослых пользоваться пиротехническими изделиями.

      - Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

      - Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "О1" или попроси об этом соседей.

       - Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

IX.  Итог занятия

Вы запомните, друзья,

Детям спички брать….(нельзя)

Предупреждаем всех недаром:

Трудно справиться с….(пожаром)

При пожаре не зевай,

Огонь водою….(заливай).

Легче, чем пожар тушить,

Нам его….(предупредить)

           – Прощаясь с вами, мы говорим всем спасибо и надеемся, что все вы будете соблюдать правила безопасного обращения с огнем. И помните, что пожар легче предупредить, чем погасить. Маленькая спичка может обернуться большой бедой!

X.  Рефлексия.  Игра «Горелки»

       -  В экстремальных ситуациях нужно действовать умело, слаженно, не паниковать. Сейчас мы поиграем в народную игру «Горелки», где вы должны проявить быстроту, ловкость.

          Играющие  выстраиваются парами друг за другом – в колонну. Впереди, спиной к ним, становится горельщик, ему поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

- Диги – дон, диги – дон,

Выбегай из круга вон!

       После этих слов игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается поймать одного из них. Если бегущим игрокам удаётся взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает горельщик, то они встают впереди колонны, горельщик опять водит. А если поймает бегущего, то он встаёт с ним впереди колонны, а водящий – игрок, оставшийся без пары.

Список использованной литературы

I. Источники

1. Гиляровский В.А., Собрание в четырех томах. - М.: Правда, 1989 , т. 4,  http://www.lib.ru/RUSSLIT/GILQROWSKIJ/gilqrowskij.txt   

2. Соловьев С.М. История России с древнейших времен.- М.: Эксмо, 2007

II. Литература

1. Бурдихина Н.В., Матусян И.М. 50 игр с залом. Ярославль: Академия развития, 2000.

2. Горбунова Н.А. ОБЖ 1 класс. Волгоград “Учитель”, 2002.

3. Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз,два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. -  М.: Просвещение, 1995.

 4. Феклушин В. Детская энциклопедия. Москва, ЗАО “Аргументы и факты” №8, 2007.

5. Форостенко Ю.Г. Защити себя сам!!! Санкт-Петербург “Лань”, 1999.

6. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 1 класс. – М.: ВАКО, 2004.

7. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 3 класс. – М.: ВАКО, 2004.

III. Интернет ресурсы

1. www.fire.mchs.gov.ru › ... › История пожарной охраны

2.insafety.ru/top/history.php

3. www.vdpo.ru/...Service.../from_the_history_of_fire_protection.php


[1] Соловьев С.М. История России с древнейших времен.- М.: Эксмо, 2007, С. 568.

[2] Там же, с 568.

[3]  Гиляровский В.А., Собрание в четырех томах. - М.: Правда, 1989 , т. 4,  http://www.lib.ru/RUSSLIT/GILQROWSKIJ/gilqrowskij.txt   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Помнить все должны о том, что нельзя играть с огнём»

Конспект занятия по основам  безопасности жизнедеятельности детей второй младшей группы ....

С огнем не играйте! С огнем не шутите! Здоровье и жизни свои берегите!

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов о противопожарной безопасности....

Классный час на тему: "Нельзя шутить с огнем"

Классный час можно проводить в начальных классах. Это занятие дает возможность проверить знания учащихся по правилам пожарной безопасности, формировать умения по выходу из пожарной ситуации,...

Игры с огнем это опасно!

Сценарий познавательно – игрового занятия в ГПД. ...

Внеклассное мероприятие по правилам пожарной безопасности «Путешествие в страну Огня»

Цели урока: Образовательные :Познакомить с ролью огня в жизни человека: как положительною, так и отрицательною;- с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения...

Беседа по противопожарной безопасности в первой и второй младшей группе/ Тема: «Помнить все должны о том, что нельзя играть с огнем!»

Беседа по противопожарной безопасности в первой и второй младшей группе/ Тема: «Помнить все должны о том, что нельзя играть с огнем!»...

Беседа"Дети,помните о том,что нельзя шалить с огнем"

Цели: познакомить детей с опасностью, которая поджидает в случае неосторожного обращения с огнём, напомнить о правилах безопасности в случае возникновения пожара....