Классный час 1 сентября
классный час (3 класс) по теме

Хохлова Инна Валентиновна

Тема: "Конституция РФ. Государственные символы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyi_chas_gosudarstvennye_simvoly_rf.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

  Учитель: Хохлова Инна Валентиновна                              дата: 02.09.2013 г.

    КЛАССНЫЙ ЧАС В    3 «А»  КЛАССЕ:

 « КОНСТИТУЦИЯ РФ . ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ  РОССИИ».

 

Цель. 

   Расширение знаний и представлений о государственной символике.

Задачи: 

Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции- основному закону страны.

Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.

Формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся.

Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр».  Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.

Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений. 

Оборудование: аудио оборудование, компьютер,  экран.

Гимн Российской Федерации Слайды, составленные в программе Power-Point: портрет президента РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.

Материалы: печатный раздаточный материал для работы в группах.

Ход классного часа 

1. Постановка цели классного часа.

Учитель. Здравствуйте ребята! Мы начинаем классный час под звуки гимна РФ. Прошу всех встать! Звучит гимн. Прошу всех сесть. ( Презентация. Слайд 2) 

   Не случайно классный час начинаем с государственного гимна. Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о главной книге нашей страны – Конституции.

- Как называется страна, в которой мы живём? (Российская Федерация, Россия)       (Презентация. Слайд 3,)

      Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства. Россия многонациональная страна, на ёё территории проживает более 180 народов разных национальностей.

- Какие народы живут в России? ( Презентация. Слайд 4)

Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры национальностей, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.

 - Кто стоит во главе нашего государства? Как зовут президента РФ?  

   (Презентация. Слайд 5)

- Назовите столицу нашего государства?

  Город – герой Москва.  (Презентация. Слайд 6)

   КОНСТИТУЦИЯ

-  Кто помнит, что такое конституция?   (Презентация. Слайд 7)

   (Это основной закон нашего государства, по которому живет каждый гражданин РФ)

- Когда в нашей стране отмечается День Конституции? (12 декабря)

  (Презентация. Слайд 8)

- Как вы думаете, какие законы предусматривает Конституция?

- Конституция закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.)

- Какие права имеют граждане РФ?

(По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь.Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.)

( Презентация. Слайд 9)

-Какие свободы предусматривает Конституция?  (Презентация. Слайд 11)

     Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести. По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем права вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.

- Какие обязанности гражданина записаны в Конституции РФ?

(Презентация.Слайд 11)

(Соблюдать законы России; уважать права и свободы других людей; защищать Отечество; платить налоги; сохранять природу; заботиться о детях;

-заботиться о сохранности исторических и культурных памятниках)

- Предлагаю сыграть в игру. “Угадай-ка» ”.

Разделитесь на группы по рядам. Каждой группе будет предложено угадать, какие права иллюстрируют сказочные персонажи, если ответа нет или он не правильный выслушиваем остальных. (Слайды 12)

( Право на жильё, на выбор профессии, право на отдых,  право на образование, право на информацию.)

Все вы были находчивы, активны. Займите свои места.

- Что такое Конституция?

- Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.  

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления. Государственные символы закреплены в Конституции РФ.

- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)

   (Презентация. Слайд 13)

- Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

- В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн?  

       ГИМН

( Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России).

-Торжественные звуки гимна сплачивают людей, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.

- Знаете ли вы, в каких случаях  звучит гимн?

 (Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.)

-  Исполнение гимна сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь.  

       ГЕРБ   (Презентация. Слайд 14)

- Давайте поговорим о гербе  Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства.  Где можно увидеть его изображение?

( На знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах)

- Кто автор гимна, кто композитор?

(На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову).

- Рассмотрим  герб. Герб выполнен в форме щита красного цвета. Какая птица изображена на фоне щита? Почему выбрана именно эта птица, почему у орла две головы?

 (Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны).

- Что находится в левой лапе орла, в правой лапе? (скипетр, «золотое яблоко»)

 -В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство сплоченность народов РФ и независимость ее от других государств.

- Чем защищена грудь орла? (белым щитом)

- Как зовут всадника изображенного на щите? (Георгий Победоносец)

- Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?

  Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

- Почему птица изображена золотой краской? На что похожи крылья орла, сама птица?

( Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.)

- Какой вывод делаем, что символизирует герб? Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

ФЛАГ  (Презентация. Слайд 15)

Учитель зачитывает стихотворение С. Куприна:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут  меня.
Я России часть и знак -
Бело-сине-красный….

Учащиеся отвечают хором: флаг!

На экране появляется изображение флага РФ.

Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.

Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.

- В какой последовательности расположены цвета? Расскажите, что означают цвета флага.

(Белый – чистота помыслов , справедливость, честность); синий- мирное небо, водные просторы,, добро, верность; связь с богом); красный – смелость, отвагу, огонь, кровь, пролитую нашими предками, которые погибли, защищая нашу Родину во все времена)

   ШТАНДАРТ   (Презентация. Слайд 16)

- Есть главные символы президентской власти. Кто знает, что такое штандарт?

Штандарт является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре - золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту.

Древко Штандарта увенчано металлическим наконечником  в виде копья.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ПРЕЗИДЕНТА    (Презентация. Слайд 17)

Это цепь из золота, серебра и эмали, состоит из 17 звеньев, 9 из которых - в виде изображения Государственного герба России, 8 - в виде круглых розеток с девизом: "Польза, честь и слава". На оборотной стороне звеньев цепи знака помещаются накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество каждого Президента России и год его вступления в должность.

В центре знак из золота, который представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны, покрытый рубиновой эмалью. На лицевой стороне креста в центре - накладное изображение Государственного герба России. На оборотной стороне креста посередине - круглый медальон, по окружности которого - девиз: "Польза, честь и слава". В центре медальона - год изготовления - 1994. В нижней части медальона - изображение лавровых ветвей. Знак при помощи венка из лавровых ветвей соединяется с цепью знака.

Закрепление

Как уже было сказано, символика РФ закреплена в конституции.

Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики 3 «А» класса школы № 117 и тоже являетесь гражданами РФ.

 «Гражданин» - это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе.    (Презентация. Слайд 18) 
      Граждане все равны перед законом независимо от происхождения, социального или  имущественного положения, образования, языка, вероисповедания. Все мы должны знать и почитать законы, символы своего государства.

Игра «Паутинка» : ученики передают друг другу клубок и называют важные слова урока, основные понятия.

Заключительный этап. 

Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

- О чем мы говорили?

- Чем определяются права и обязанности  граждан – Конституцией РФ?

- Что такое Конституция?

- О каких символах государства вспомнили?

- Все ли равны перед основным законом РФ?

- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины? (Уважать и беречь родную природу и свою Родину, учиться и т.д.)

Итог.

- Будьте достойны звания - гражданин России.

Домашнее задание: выучить слова гимна России, нарисовать рисунок на тему “Моя любимая Родина ”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий классного часа на 1 сентября

сценарий проведения классного часа 1 сентября...

1 сентября День Знаний классный час \' От компьютера до пера\' 4 класс

Данный материал предназначен для учащихся "4 классов, обучающихся по системе \'Школа России\'.В  ходе занятия дети знакомятся с основными историческими этапами развития знаний и способами их получе...

Классный час памяти Беслана 1 сентября

Маленьким жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества, их  учителям,  наставникам, до последней минуты сердцем прикрывавшим своих питомцев и  разд...

Классный час к 1 сентября в 4 классе "Вот бы уроков трудных побольше"

Весёлая и шуточная минутка общения , которую можно использовать на празднике 1-го сентября в 4 классе....

Презентация к классному часу "1 сентября"

1 сентября – это особенный день для школьников: начинается новый учебный год, а ведь, как год встретишь, так его и проведешь. Классный час для 2 класса нацелен на создание атмосферы праздника, формиро...

1 сентября, сценарий классного часа в 1 классе

Самый волнующий день в жизни каждого человека - это первый учебный день в школе. Предлагаю небольшой сценарий праздничного классного часа. Роли героев у меня исполняли пятиклашки....

Классный час 1 сентября

Классный час на тему "Что может быть семьи дороже". Используется групповая форма работы, КТД....