разработка урока "Христианин в труде" по курсу "Основы православной культуры"
проект (4 класс) по теме

Павлова Татьяна Юрьевна

Тема урока по ОПК  № 29 "Христианин в труде"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_zachem_tvorit_dobro.doc77.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_no_9_opk.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок .  Зачем творить добро?

       

Ключевые понятия: самоотверженность, духовная радостью

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи урока:

– освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

– понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;

 - обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Предварительная работа:  внеклассное чтение повести В. Железникова «Чучело»

Оборудование урока:  презентация, мультимедиа проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, текст  рассказа  Л.Н. Толстого «Старик и яблоня», текст эпизода из «Детства» Л.Н. Толстого.

На доску вынесены вопросы:

  1. Зачем творить добро?
  2. Нужно ли сегодня самоотвержение?

Ход урока:

I. Обсуждение подготовленных ответов на вопросы домашнего задания:

 – Какие доводы могут убедить людей творить добро?

 – Как вы поняли слова немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам»? (Слайд)

– Можно ли утверждать, что немецкий поэт говорит о выгоде творить добро и любить врагов?

– Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?

– Как на этот вопрос отвечают христиане?

II. Работа с текстом учебника.

II.1.  Предтекстовая работа. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»

II. 2. Чтение статьи учебника.

II.3. Работа по тексту.

 – Какие вопросы, связанные с содержанием текста  у тебя возникли?

– Какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить?

– «Золотое правило этики» – сформулируй его (проверка по Слайду)

– «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило?

II. 4. (Слайд. Распятие).

  1. Беседа по вопросам.

- Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить?

- Как может быть выражена  благодарность за подвиг Христа?

- (Слайд.  «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо ) Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы?

- Что ты знаешь о преследованиях христиан?

(Вывод:  основе добра лежит самоотвержение, или самоотверженность.  По-настоящему счастливым делает человека духовная радость, она преображает его)

Работа в группах:

  1. Составление словарной статьи слова «самоотвержение».

(Слайд. «Самоотвержение-?»)

Самоотверженность –  это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)

Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?

(Дети в группах составляют определение , записывают на плакате и вывешивают на доске)

  1. Работа со словом: среди ряда слов с основой «само» выбрать сходные со словом «самоотвержение»  и противоположные ему по ценностному смыслу.

1 группа: самолюбование, самоограничение, самолюбие,  самолюбивость, самоотречение, саможаление

2 группа:  самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность.

Дети располагают карточки на доске  в 2 столбика:

Слова с основой «само», имеющие отрицательную оценку

Слова с основой «само», имеющие положительную оценку

Самолюбование

Самолюбие,

Самолюбивость

Саможаление

Самомнение

Самонадеянность

Самоограничение

Самоотречение

Самостоятельность

Самоотверженность

  1. Составление «лестницы» самоотверженности Герды.

Европейская и русская литература предоставляют множество образцов самоотверженности и самоотречения в самых разных степенях проявления. Давайте обратимся к сказке Андерсена «Снежная королева».  Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности. Проследите за тем, какие поступки совершает Герда и какие решения принимает. Связаны ли они с отказом от личного благополучия? Постройте «лестницу» самоотверженности Герды, где на каждой ступеньке укажите поступок или решение Герды, а рядом – от чего отказывает себе девочка.

  1. Поступки и решения Герды
  1. От чего отказывается Герда, принимая решение.

Просьба к реке вернуть названного братца

От новых красных башмачков

Решение плыть в лодке дальше по реке

Разлука с близкими, разлука с бабушкой

Побег от старушки

От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герду старушка

Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона

От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце

Отъезд из разбойничьего замка

Крышу над головой, тепло от очага, ненадёжную, но защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница

Отъезд из дома финки

Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение полного одиночества среди бескрайней снежной равнины

(Задание выполняется самостоятельно в группах).

- Как вы думаете, почему мы не просто записали поступки Герды, а построили лестницу?  Вывод:  каждое новое испытание требовало от Герды всё большей степени самоотверженности, с каждым новым поступком, требовавшим самоотречения, она росла духовно. (Слайд. Герда –«сотворение добра требует самоотвержения»)

  1. Продуктивное чтение.

Повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности, как и предельные испытания в сказке. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, чаще всего вообще остаются ни для кого незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом.

- Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Старик и яблони», написанный им для маленьких детей своей школы, которые только учились читать.

СТАРИК И ЯБЛОНИ

Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".

- Каким качеством из перечисленных выше наделил старика Л.Н. Толстой? (Самоотречение)

II.5. Чтение и обсуждение 2-й части статьи учебника.

- Выберите из предложенных картинок те, на которых изображено действие, приносящее не просто радость, а радость духовную. (Слайды:   Тебе купили игрушку.  Сводили в аквапарк. Ты получил пятёрку. Чувствуешь любовь к маленькому братику или сестрёнке, умиляешься им. После болезни поправилась бабушка, и ты понял, что ещё какое-то время она будет с вами: с тобой и твоей семьёй. Вы всей семьёй празднуете праздник Воскресения Христово.)

- Можно ли сказать, что по-настоящему счастливым делает человека духовная радость, что духовная радость преображает человека?

  1. Обсуждение эпизода  из «Детства» Л.Н. Толстого.

 Это эпизод наказания Николеньки няней Натальей Савишной за испорченную скатерть.

Во время обеда Николенька, наливая себе квасу, облил скатерть.

Чтение вслух:

«После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обидело, что я разревелся от злости.

«Как! _ говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

- Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

- Что в приведённом отрывке стало источником духовной радости для Николеньки?  Выбери верный ответ:

Старая няня повинилась перед мальчиком, т. е. он одержал над ней победу; его обрадовал гостинец: карамельки и ягода; он почувствовал, что няня была огорчена его поведением, но его простила и любит его; мальчик в минуту, когда Наталья Савишна начала увещевать его, пережил стыд за свои злые мысли, стыд помог избавиться от злости и вернуть чувство любви.

  1. обсуждение отрывка из повести В. Железникова «Чучело»

 -Как обычно проявляется человеческая радость?

- Радующиеся люди ........(вставьте нужные глаголы)

- Давайте прочитаем отрывок из повести Владимира Железникова «Чучело». Обратите внимание, как часто в отрывке встречаются слова, связанные с ощущением радости: «улыбка», «захохотал», «восторг», «весёлые», «пошутить». Однако есть ли в веселье ребят хоть что-то, связанное с духовной радостью?

- Возможна ли духовная радость для ребят, чьи образы создал В. Железников в повести «Чучело»? При каком условии она возможна?

- Против каких заповедей Христа поступают ребята?

- Поведение ребят по отношению Лене Бессольцевой называется надругательство. Глубочайшее унижение переживает человек, подвергшийся надругательству. Внимательно перечитайте текст и ответьте на этот вопрос, обратив внимание на то, какими интересами живут Лена и её дедушка, какими интересами живут ребята.

В. Железников. Чучело. Глава Y

— Когда я пришла в школу первый раз, то Маргарита, наша классная, позвала в учительскую Рыжего и велела ему отвести меня в класс. Мы шли с Рыжим по коридору, и я всю дорогу хотела с ним подружиться: перехватывала его взгляд и улыбалась ему. А он в ответ давился от хохота.

Конечно, у меня ведь дурацкая улыбка — до самых ушей. Поэтому и уши я тогда прятала под волосами.

Когда мы подошли к классу, Рыжий не выдержал, сорвался вперед, влетел в дверь и заорал:

«Ребята! У нас такая новенькая!..» — и зашелся хохотом.

Ну, после этого я застыла на месте. Можно сказать, одеревенела. Со мной так часто бывало.

Рыжий вылетел обратно, схватил меня за руку, втащил в класс и снова загоготал. И каждый на его месте сделал бы то же самое.

Может, я на его месте вообще умерла бы от хохота. Никто ведь не виноват, что я такая нескладная. Я и на Рыжего не обиделась и даже была ему благодарна, что он втащил меня.

Правда, как назло, я зацепилась ногой за дверь, врезалась в Рыжего, и мы оба рухнули на пол. Платье у меня задралось, портфель вылетел из рук.

Все, кто был в классе, окружили меня и с восторгом рассматривали. А я встала, и улыбочка снова растянула мой рот — не могу, когда меня в упор разглядывают.

Валька закричал:

«Рот до ушей, хоть завязочки пришей!»

Васильев засунул пальцы в рот, растянул губы, корчил страшные рожи и кричал:

«Я тоже так могу! У меня тоже рот до ушей, хоть завязочки пришей».

А Лохматый, давясь от смеха, спросил:

«Ты чья такая?»

«Бессольцева я… Лена»,— и я снова по-дурацки улыбнулась.

Рыжий в восторге закричал:

«Ребята!.. Это же внучка Заплаточника!»

Ленка оборвала свой рассказ и покосилась на Николая Николаевича.

— Ты давай, давай, не смущайся,— сказал Николай Николаевич.— Я же тебе говорил, как я к этому отношусь. В высшей степени снисходительно и совсем не обижаюсь.

— Ну, а я-то об этом не знала, — продолжала Ленка. — И вообще про твое прозвище ничего не знала… Ну, не была готова… «Мой дедушка, — говорю, — Заплаточник?.. За что вы его так прозвали?..»

«А чего плохого? — ответил Лохматый. — Меня, например, зовут Лохматый. Рыжего — Рыжий. А твоего деда — Заплаточник. Звучно?»

«Звучно», — согласилась я.

Я подумала, что они веселые и любят пошутить.

«Значит, вы хорошо знаете моего дедушку?» — спросила я.

«А как же, — сказал Лохматый. — Он у нас знаменитый».

«Да, да… очень знаменитый, — подхватил Валька. — Как-то в личной беседе я спросил твоего дедушку, почему он не держит собак. И знаешь, что он мне ответил? „Я, —говорит, — не держу собак, чтобы не пугать людей“.

Я обрадовалась:

«Вот, говорю, здорово».

И другие ребята тоже подхватили:

«Здорово, здорово!»

«Мы эти его слова всегда помним, — продолжал Валька, — когда яблоки в его саду… Ну, как это называется?..»

«Собираем», — подхватил Рыжий.

Все почему-то снова захохотали.

Ленка вдруг замолчала и посмотрела на Николая Николаевича.

— Вот дура какая, — сказала она. — Только сейчас поняла, что они надо мной смеялись — Ленка вся вытянулась, тоненькая, узенькая. — Мне надо было тогда тебя защитить… дедушка!

— Ерунда, — ответил Николай Николаевич. — Мне даже нравилось, что они у меня яблоки таскали. Я за ними часто подглядывал. Они шустрили по саду, бегали пригнувшись, набивали яблоки за пазуху. У нас с ними была вроде как игра. Я делал вид, что не вижу их, а они с отчаянной храбростью таскали яблоки, можно сказать, рисковали жизнью, но знали, что им за это ничего не будет.

— Ты добрый! Я и тогда им ответила, что ты добрый. А Попов сказал:

«Моя мамаша ему на пальто пришивала заплатки. Говорит: „Вы же отставной офицер. У вас пенсия. Вам неудобно с заплатками“. А он — это, значит, ты, дедушка: „У меня лишних денег нет“.

«Ну, ты, Попов, даешь! — крикнул Рыжий. — Ты что же, думаешь, что он жадный?»

А Валька подхватил:

«Он жадный?! Он моей бабке за картину отвалил триста рублей. Это, говорит, картина моего прапрапрапра…»

Все развеселились и стали выдумывать, кто что мог:

«Бабушки!»

«Тетушки!»

И тут я стала хохотать. Правда, смешно, что они нашего прапрадедушку переделали в прабабушку и в пратетушку? — спросила Ленка у Николая Николаевича. — Хохочу я и хохочу, никак не могу остановиться. Я если хохочу, то обо всем забываю.

Ленка неожиданно коротко рассмеялась, будто колокольчик звякнул и упал в траву, и снова сжала губы. .

-(Слайд)  Почему же в Лене, пережившей унижение, есть больше готовности к духовной радости, чем в её одноклассниках?..

 Чтобы ответить на этот вопрос, давайте определим, каково же отношение к жизни и людям героев повести.

- Как относятся к жизни и людям одноклассники Лены?.. А как Лена и ее дедушка?..

- Представьте себе выражение лиц одноклассников Лены Бессольцевой. Какие чувства отражались на их лицах? Можно ли сказать, что на их лицах сияла радость, подобная той, что заметил Н. Мотовилов в лице святого Серафима Саровского, «один только свет, простирающийся кругом»? Можно ли назвать чувства одноклассников Лены радостью? Какие же чувства владели ими? 

III. Подведение итогов урока.

- Давайте вернемся к поставленным в начале урока вопросам. Сумели мы на них ответить? Нужно ли сегодня, в наши дни, самоотвержение? Зачем творить добро? (…)

Домашнее задание, предваряющее тему следующего урока:

Разобрать состав слова «добродетель», попробовать понять его смысл и постараться составить список добродетелей.



Предварительный просмотр:

Урок 9  курса  «Основы Православной культуры».

  Тема: Православное учение о человеке: душа.

Цель: Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела,  внутреннего мира человека.

2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

Оборудование: слайд-фильм, выполненный в программе Power Point, в который входят: репродукции икон с изображением Христа – Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного»; карточки с текстом «Размышления маленького христианина о человеке»   К.Д.Ушинского для каждого учащегося.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

  1. Актуализация знаний.

        1) Опрос (по желанию).

Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

  1. Блиц – опрос «Основы православия».
  • Кто такие христиане?
  • Что значит быть православным человеком?
  • Что значит слово «молиться»?
  • Как по-другому называют Библию?
  • Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
  • Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
  • Чем человек отличается от животных?

 - Ответить на этот вопрос вам поможет рассказ К.Ушинского «Чудный домик». Послушайте и попробуйте понять, о чём в этом рассказе идет речь.  

3. «Открытие» нового знания.

 

  1. Чтение рассказа К.Ушинского «Чудный домик».

Чудный домик.

К.Д.Ушинский

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.

В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

Ответы:              Домик – т _ _ о  (тело) человека

                             Эконом – с _ _ _ _е (сердце)

                             Зала – л _ _ _ _ е (легкие)

                             Ставенки – г _ _ _ а (глаза)

                             Хозяйка – д _ _ а  (душа) человека

- А о ком же была вся загадка? Верно, о человеке. Как вы догадались?

- О чем же мы сегодня должны будем поговорить на уроке?  

- Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Православное учение о человеке».

          2) Беседа.

- Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.

- Как вы думаете, что такое «тело»?

- Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотному Миру.

 - А что же такое душа? Какому Миру она  принадлежит?

 

3) Построение информационной карты слова.

- Давайте вместе составим информационную карту  слова «душа».

                               1

  1. Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,
  2. Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.
  3. Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.
  4. Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.
  5. Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.
  6. Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.
  7. Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.

- Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” и так далее. Где можно встретить такие высказывания?

Верно, их чаще всего можно встретить в стихах или прозе, когда поэты и писатели пишут о любви. Это не метафоры, как думают некоторые, наоборот, именно эти выражения очень точно передают истину. Душа человека невидима для нашего земного физического зрения, и принадлежит она такому же невидимому Духовному Миру. А еще этот Духовный Мир называют Миром Огня, или Огненным Миром. Этим Огнем заполнено все пространство Космоса, поэтому его называют небесным Огнем.

- Как вы думаете, что из себя представляет небесный огонь?

Конечно, это не такой огонь, который мы видим в пламени костра или свечи, хотя природа их одна и та же. Физический, плотный огонь костра или свечи сравнительно груб по своим свойствам. Такой плотный огонь способен согревать наше тело или, если он чересчур силен, нанести ожоги. Но в природе существует и другой, невидимый, тонкий Огонь, который невозможно увидеть глазами, но его может почувствовать наша душа. Этот Огонь бывает разного свойства. Если он вспыхнет резким пламенем, то может даже опалить душу и причинить ей боль. Если же он горит мягко, ровно и спокойно, то такой Огонь согревает душу человека. Вы не раз сами чувствовали действие такого Огня на себе. Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали?

- Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви, который посылают на Землю наши Старшие Космические Братья — Великие Святые Души. И тогда, во время такой молитвы, сердце человека согревается этим Огнем, и человек получает утешение. Такую же радость и покой ощущают люди, общаясь с живущими на земле в плотном теле Святыми, потому что сердце Святого излучает Огонь Любви и сострадания. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа.

Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремиться к духовному миру.

- Давайте подведем итог:  что же такое  душа?

4) Комментированное чтение статьи «Душа» из учебника.

- А теперь давайте выясним, что о душе нам говорит учебник. Прочитайте статью «про себя»

4.Первичное закрепление.

  1. Выборочный пересказ текста.

- Расскажи,  с чем автор учебника сравнивает душу.

- Подумай, что такое совесть. Найди, что об этом говорится в учебнике.

- Перечисли, какие отличия были подарены христианам Богом.

- Прочитайте выразительно стихотворение монахини из московского Ново-Девичьего монастыря.

  1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.

- Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

- Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?

- Как Библия рассказывает о происхождении души?

- Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

- Выпишите 2 – 3 предложения из текста учебника, в которых говорится о человеке в православной культуре.

- Объясните, как поняли эти предложения.

  1. Обобщение  изученного на уроке.

    Работа с текстом К.Д.Ушинского.

- А сейчас я предлагаю вам размышлением  на нашу тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского:

- Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе.

«Размышления маленького христианина о человеке»

(Текст «Размышлений» перед ребятами на столах).

«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.

Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.

Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.

 Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.

Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.

В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».

К.Д.Ушинский.    

- Расскажите о ваших впечатлениях.

- Какая главная мысль этих размышлений?

- Итак, главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями.

Назовите их! - Выписываем на доске (и в тетрадь):

  • Дар слова
  • Память
  • Воображение
  • Вера в Бога
  • Желание и возможность сделаться лучше

- Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя что-то добавите?

- Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше?

- Бог-Творец.

Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют?

7. Итог.

- Какие свойства  человеческой души составляют внутренний мир человека?

  1. Рефлекия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

9. Домашнее задание: Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе? Напишите об этом  в тетради сочинение-миниатюру.

        5

4

       6

         3

ДУША

7

         

   7

     2                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона

На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...

Методическая разработка внеклассного занятия по православной культуре в 1 классе

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка внеклассного занятия по правос...

Чудо в жизни христианина Разработка урока по Основам православной культуры

Цели урока: познакомить детей с православными святынями и чудесами Задачи:a) обучающие: объяснить смысл понятий «чудо в православии, святыня»;б) воспитательные: воспитывать должное поведение хрис...

Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».

Разработка урока  по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...