С.Я.Маршак. Поэты страны детства.
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Разработка внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое занятие
ПОЭТЫ СТРАНЫ ДЕТСТВА: С.Я. МАРШАК
(к 125-летию со дня рождения)
Цели занятия: показать учащимся многогранность поэзии С. Маршака; расширить их
знания о творчестве писателя; привить любовь и интерес к книге, к слову; развить речь, память.
Подготовка: детям даются задания читать стихи С.Я. Маршака; подумать, о чём говорят его стихи; составить выставку книг поэта; сделать рисунки к стихам.
Ход занятия
I.Вступление. Отгадывание кроссворда.
По горизонтали: 1. Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
-Приходи к нам тётя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
-Га-га-га, усни… ! (малютка)
2. Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный … (вагон)
3. Роет землю серый крот-
Разоряет … (огород)
4. Воробей влетел в окно
Воровать у нас … (пшено)
5. Эй, не стойте слишком близко-
Я тигрёнок, а не …! (киска)
6. Он опять поспал немножко
И опять взглянул в … (окошко)
В выделенных клетках по вертикали: фамилия детского поэта (Маршак)
-Кому мы посвящаем сегодняшнее занятие? (Самуилу Яковлевичу Маршаку)
-Да, сегодня будут звучать его стихи, а также мы узнаем много интересного о его творчестве.
II Добрый друг детей. Рассказ учителя.
С.Я.Маршак был верным товарищем и добрым другом детей. Он учил их любить поэзию, показывал чудесную силу и красоту родного языка.
Печататься Маршак начал рано – ему не было ещё и двадцати лет. Его талант заметил известный критик и искусствовед В.В.Стасов, стихи юного поэта понравились А.М.Горькому, с которым он подружился.
С.Я.Маршак не только сам писал для детей, но и привлёк к детской литературе многих других известных писателей.
Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куколку, говорящую те
слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». Или: «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких куколок не существует, Маршак советовал ребятам говорить самим себе слова, которые могут утешить, успокоить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее. «А помочь тем, - писал он, - кому не придут на ум нужные слова в нужную минуту, могут хорошие книжки…»
Вы читали стихи Маршака, читаете сейчас, и потом,когда вырастете, вы прочтёте ещё много его произведений и хорошо поймёте слова поэта:
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет!
III. Работа с выставкой книг и рисунков.
1. Разминка «Подбери слово»
-Какие стихи Маршака вы знаете? Начнём с разминки. Вставьте слово, пропущенное в названии литературного произведения.
1. Усатый - … (полосатый)
2. Ванька - … (Встанька)
3. Детки в … (клетке)
4. Сказка о глупом … (мышонке)
5. Сказка об умном … (мышонке)
6. Дремота и … (Зевота)
7. Вот какой … (рассеянный)
8. Круглый … (год)
9. Хороший … (день)
10. Разноцветная … (книга)
11. Про всё на … (свете)
12. Друзья -… (товарищи)
13. Кот и … (лодыри)
14. Про одного … и шесть единиц (ученика)
15. Знаки … (препинания)
16. Мастер -… (ломастер)
17. Ежели вы … (вежливы)
18. … про книжки (Книжка)
19. Откуда … пришёл (стол)
20. … Твистер (Мистер)
21. Рассказ о неизвестном … (герое)
22. Вакса- … (клякса)
23. Где тут …, где Серёжа (Петя)
2. Чтение стихов. Вопросы учащимся
Ведущий: - О ком написал Маршак?
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки. («Вот какой рассеянный»)
-Из какой сказки эти слова?
В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок. («Терем-теремок»)
-Из каких стихотворений эти слова?
Собака-то как зарычит.
А барыня как закричит:
-Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы! («Багаж»)
Мой сосед вскочил с постели:
-Вот так чудо, в самом деле,
Погляди, письмо за мной
Облетело шар земной. («Почта»)
Вышли книжки из больницы,
Починили им страницы,
Переплёты, корешки,
Налепили ярлыки. («Книжка про книжки»)
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь. («Кот и лодыри»)
Жужжали зебры на кустах
В июльскую жару.
Цвели, качаясь на хвостах,
Живые кенгуру. («Про одного ученика и шесть единиц»)
Вот и стал я столяром,
Заработал топором.
Я по этой части
Знаменитый мастер. («Мастер-ломастер»)
Заявили запятые:
-Мы особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ. («Знаки препинания»)
3.Загадки С.Я.Маршака
1-й ученик: Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)
2-й ученик: Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез. (Календарь)
3-й ученик: Перед тобой пятёрка братьев,
Дома все они без платья,
А на улице зато
Нужно каждому пальто. (Пять пальцев)
4-й ученик: Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы)
5-й ученик: Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу. (Очки)
6-й ученик: Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья,
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Башмаки)
7-й ученик: Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я что есть мочи
День-деньской.
Как завижу лежебоку.
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка-
Чуть видна его фуражка. (Молоток)
8-й ученик: Держусь я только на ходу,
А если стану – упаду. (Обруч)
9-й ученик: В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать! (Утюг)
10-й ученик: Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что бедняжку бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)
11-й ученик: Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)
Ведущий: Мы очень много прочитали стихов к этому занятию. Вы, ребята, молодцы! Хорошо знаете произведения Маршака и их названия.
Читателем Маршака человек становится очень рано – задолго до того, как он станет читателем многих других поэтов и писателей. Именно его стихи запоминаются на всю жизнь.
IV. Маршак – творец
Ведущий: На одном из юбилеев С.Маршака его друг писатель Корней Чуковский остроумно заметил, что ему всегда казалось, будто в нашей литературе не один Маршак, а целых пять.
Итак, это:
- Маршак – поэт, писал стихи для детей;
- Маршак - лирик автор глубоких и мудрых «взрослых» стихов;
- Маршак – сатирик, автор сатирических стихов и плакатов;
- Маршак – драматург, автор замечательных пьес;
- Маршак – сказочник.
Можно смело сказать, что Чуковский слегка обсчитался, приуменьшил количество Маршаков, работающих в нашей литературе:
- Маршак – критик;
- Маршак – прозаик, автор повести; в которой он описал своё далёкое детство;
- Маршак – переводчик.
V. Итог занятия
-Что нового узнали о С..Я.Маршаке?
-О чём говорят его стихи?
VI. Заключение
-Ученик наизусть читает стихотворение С.Маршака (Обращение к вам, ребята.)
ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ
Желаю вам цвести, расти.
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
ГРИШКИНЫ КНИЖКИ
(Инсценировка)
Действующие лица:
Ведущий
Ученики
Сторожа
Гришка
Книжки
Ведущий: У Скворцова Гришки
Жили-были книжки-
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты, как мочала,
На листах каракули
Книжки горько плакали.
Ученик: Дрался Гришка с Мишкой,
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове,
Вместо книжки стало две.
Ученик: Горько жаловался Гоголь:
Был он в молодости щёголь,
А теперь, на склоне лет,
Он растрёпан и раздет.
Ученик: У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона.
Ученик: У Крылова вырван лист.
Ученик: А в грамматике измятой,
На странице тридцать пятой,
Нарисован трубочист.
Ученик: В географии Петрова
Нарисована корова
И написано: «Сия
География моя.
Кто возьмёт её без спросу,
Тот останется без носу».
Ученики уходят. Ведущий ставит книги.
Книжки: Как нам быть?
Спросили книжки.-
Как избавиться от Гришки?
И сказали братья Гримм:
Вот что, книжки, убежим!
Девчонки и мальчишки
Везде калечат книжки.
Куда бежать от Гришки?
Нигде спасенья нет.
Бежим в библиотеку-
В центральный наш приют,-
Там книжку человеку
В обиду не дают!
Вперёд!-
Воскликнул Дон-Кихот,
И книжки двинулись в поход.
Ведущий: Беспризорные калеки
Входят в зал библиотеки.
География в тревоге
К двери ринулась дрожа,
В это время на пороге
Появились сторожа.
Принесли они метёлки.
Стали залы убирать.
Подметать полы и полки.
Переплёты вытирать.
Чисто вымели повсюду.
И за вешалкой в углу
Книжек порванную груду
Увидали на полу .
Без конца и без начала,
Переплёты, как мочала,
На листах каракули…
Сторожа заплакали.
Сторожа: Беспризорные вы книжки,
Истрепали вас мальчишки!
Отнесём мы вас к врачу,
К Митрофану Кузьмичу.
Он вас, бедных, пожалеет,
И подчистит, и подклеит,
И обрежет, и сошьёт,
И оденет в переплёт!
Ведущий: Вышли книжки из больницы,
Починили им страницы,
Переплёты, корешки,
Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
Каждой полку указали.
Ученик: А у Гришки неудача,
Гришке задана задача.
Ученик: Стал задачник он искать:
Заглянул он под кровать,
Под столы, под табуретки,
Под диваны и кушетки.
.Ученик: Ищет в печке, и в ведре,
И в собачьей конуре.
Ученик: Гришке горько и обидно,
А задачника не видно!
Что тут делать? Как тут быть?
Где задачник раздобыть?
Ученик: Остаётся – с моста в реку
Иль бежать в библиотеку!
Ученик: Говорят, в читальный зал
Мальчик маленький вбежал (Вбегает Гришка)
И спросил у строгой тёти:
Гришка: Вы тут книжки выдаёте?
Ведущий: А в ответ со всех сторон
Закричали книжки:
Все: Вон!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-102199-1472150926.jpg)
Книжкина Неделя "Поэт из страны детства",посв.С.В.Михалкову
Сценарий праздника Книжкина Неделя,посвященный 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова. Сценарий содержит очень интересный литературный материал произведений С.михалкова. Стихи, песни, сказки, басни, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/13/picture-464030-1405276298.jpg)
Внеклассное занятие по литературному чтению "Поэт из страны детства". Конкурс чтецов в начальных классах.
Конспект внеклассного занятия по литературному чтению по творчеству Михалкова С.В....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365887-1386783669.jpg)
Поэт из страны детства.С.В. Михалков
Урок не совсем обычный. Это урок-путешествие. Ребята путешествуют на паровозике и исполняют песню на слова С.В. Михалкова «Мы едем, едем, едем». На уроке читают, рассказывают стихи Михалкова, де...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/13/picture-1149206-1560456780.jpg)
Разработка внеклассного мероприятия «Поэт из страны детства»
Разработка внеклассного мероприятия «Поэт из страны детства»...
Интегрированный урок в 4 классе по литературному чтению и английскому языку "Самуил Яковлевич Маршак - поэт и переводчик"
Урок проводился в 4 классе. Программа обучения "Школа 2100". Тема: Самуил Яковлевич Маршак – поэт и переводчик. (Искусство поэтического перевода в стихах С. Я. Маршака)Цель: раскр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/22/picture-1502833-1703195714.png)
Литературная викторина «Поэт страны с детства - С. В. Михалков»
Литературная викторина«Поэт страны с детства - С. В. Михалков»...