Открытый урок «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»
план-конспект урока (2 класс) на тему

 

Тема: «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»

Цель:

    1. Познакомить детей с Конституцией России;

    2. Закреплять знания детей о государственной символике;

    3. Формировать у ребят  чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Оборудование:  презентационное оборудование; Конституция России, видеофильмы: «Государственные символы России». «Государственные символы России – герб, флаг, гимн»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»

Цель:

    1. Познакомить детей с Конституцией России;

    2. Закреплять знания детей о государственной символике;

    3. Формировать у ребят  чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Оборудование:  презентационное оборудование; Конституция России, видеофильмы: «Государственные символы России». «Государственные символы России – герб, флаг, гимн»

Ход мероприятия:

Ученики

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

Учитель. Мы живем в великой стране. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня. В состав России входят 83 субъекта Российской Федерации: 21 республика, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. В России проживают 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык. Все они объединились в одно большое государство.

- Как называется наше государство? (Россия)

Учитель. Полное название - Российская Федерация. «Федерация» означает союз, объединение. Россия объединяет в своём составе республики, края, области, автономные округа.

Ученик

Россия…

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа-

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким слово Русь.

Учитель. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Учитель. Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам

Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними главные вопросы:

– Что люди могут делать и чего не могут?

– Что они обязаны делать и что не обязаны?

– На что они имеют право и на что не имеют?

Ученик /историк/: Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

До наших дней дошло великолепное изречение мудрых:

  • Храни порядок, и порядок сохранит тебя.

Ученик /журналист/: В 1918 году в России появилась Конституция.

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. В этом году ей исполняется 20 лет.

Учитель: - Что сказано в нашей Конституции?

В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя. (Презентация Страна правовых знаний)

-А знаете, с чего начинается Конституция? (Нет.) Давайте посмотрим (работа с конституцией)

Физминутка Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!

Учитель: В конституции закреплена символика РФ.

Я – учитель и гражданин РФ, а вы ученики 2 класса и 4 класса МКОУ «Новоникольская СОШ»  и тоже являетесь гражданами РФ. У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства. Все мы должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их (Учащиеся перечисляют, а учитель показывает изображение герба, флага и слова гимна на доске).

Учитель. Каждый день вы, ребята, видят и слышат государственные символы России - её герб, флаг и гимн. А когда ваши родители были такими же, как современные семиклассники, то они каждый день видели и слышали совсем иные государственные символы - герб, флаг и гимн СССР.

Учитель: Сегодня у нас совсем другие государственные символы - герб и флаг. Являются ли они абсолютно новыми, созданными в последние два десятилетия или имеют давнюю историю? Как вы думаете, что такое символы? Что могло бы стать символом нашей страны, по которому иностранцы безошибочно определят: это Россия? (предположительные ответы учащихся: берёзка, матрёшка, самовар, медведь, Московский Кремль, Большой театр, шапка Мономаха, русский балет, Красная площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя, блины с икрой, купание в проруби, песня «Подмосковные вечера» и т.п.).

Ученик /правовед /: Символы государства - это знаки отличия страны от других стран. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна, а она уникальна в этом мире. Другой такой страны нет! Символы нужны для выражения патриотизма её граждан, для представления страны на международной арене, как зрительный и музыкальный образ государства.

Учитель: Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции человека и гражданина. Символы свидетельствуют о неразрывной связи времен, они - живые свидетели памяти. Таким образом, знание Государственной символики, позволяет глубже понять историю своего государства, помогает воспитывать уважение к своему Отечеству. История Родины и её символов едина, так как в гербах, флагах и гимнах в определённой мере отражались все изменения, происходившие в стране.

Только в конце XIX века во всём мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои герб, флаг, гимн. С тех пор для любого государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.

ГЕРБ.

Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Об истории зарождения и становления герба России расскажет группа “Знайки”  первого круглого стола

1. Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.

Герб Российской Федерации представляет собой красный щит. Фон герба – красный не случайно.  Это цвет жизни.

2. На щите изображен двуглавый орел, взгляды которого обращены к двум частям света — Европе и Азии. Орел — символ власти. Над головами орла — три короны, две малые и одна большая; они соединены лентой — это символизирует кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

3. Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.

    В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.

4. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.

       Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О ГЕРБЕ

Учитель.

Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.

  • Что находится в лапах у орла?
  • Чем защищена грудь орла?
  • Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?

ФЛАГ.

Ученик:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак -
Бело-сине-красный….

Учащиеся отвечают хором: флаг!

На экране появляется изображение флага РФ  (презентация)

Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.

Подробнее расскажут Знайки второго круглого стола.

1. -Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве.

2. Флаг Российской Федерации — прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: белой, синей, красной. Белый цвет означает мир, чистоту, правду; синий — небо, верность, постоянство; красный — энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество.

3. Государственный флаг всегда развевается над зданиями органов власти страны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний.  Бело-синему флагу России уже более трёхсот лет.

ГИМН 

Учитель. Группе интеллект “Знайкам” предоставляется рассказать о гимне.

 1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.

2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.

3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

4. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.

5. Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.

Учитель. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.

День Конституции — это день закона,

Права и защиты наших граждан!

Его мы встретим с почестью сегодня,

Для России — день из самых важных!

Поздравляем всех, от мала до велика,

Богатеет пусть и пусть цветет страна!

Конституция людей любых религий

Единит и бережет всегда!

В день Конституции Российской Федерации

Я от души хочу вам пожелать,

Лишь счастья, независимо от нации,

И чаще толерантность проявлять.

В России нашей множество народностей,

Так пусть же между нами будет мир!

Освободиться нужно от условностей,

Чтоб всех нас флаг РФ объединил!

Звучит Гимн России (фильм-презентация о Великой России).

Заключительное слово учителя

Дорогие ребята, 12 декабря 2013 г. в нашей стране государственный праздник.
Мы отметим важную дату в истории государства, в становлении и развитии
демократического общества - 20-летие принятия Конституции Российской
Федерации, Основного Закона страны.

Вряд ли есть люди, которые бы не знали о том, что в нашем государстве есть
Конституция.

Для чего человеку нужна Конституция? Прежде всего для того, чтобы не
чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с
определенными правами и обязанностями.

Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать. Благодаря
знанию Конституции, государственной символики происходит приобщение к
богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание
неповторимости родной страны, формируется чувство уважения, гордости за
достижения своей страны, любви к Отечеству.

«Пренебрежение Конституцией есть пренебрежение самими основами
российской государственности» (политолог Федор Бурлацкий).

Дополнительный материал

Присяга Президента Российской Федерации.

- А кто является президентом нашей страны?

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые в нашей Конституции записаны, Президент перед вступлением в должность — перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, — обязан принести присягу народу России.

Это значит, что Президент обязан произнести, то есть сказать, слова президентской присяги. Эти слова записаны в Конституции, и произнести их Президент должен в Кремле, где специально для этого собирается очень много серьёзных и взрослых людей — члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и судьи Конституционного суда Российской Федерации.

А это слова, которые обязан произнести Президент:

 «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность».

Итог.

- Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)

- А право? (Бесплатно учиться.)

Выходят учащиеся и читают стихотворение

- Есть обязанности и права,

Конституция их дала.

Все записаны они

Для  людей и для страны.

- Закон главный, закон важный –

Конституция страны.

Обязан подчиняться каждый,

Выполнять его должны.

-Если кто-то без законов

Хочет жизнь свою прожить,

То его, конечно , надо

 И лелеять, и хвалить.

Фотографию в газету

Поместить и подписать:

«Он советует законы

 Никогда не выполнять».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конституция Российской Федерации. Государственные символы России.

Цель: формирование основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России.Задачи: - познакомить с Конституцией Российской Федерации и расширит...

Урок "Конституция Российской Федерации: государственные символы России"

Урок посвящён 20-летию со дня принятия Конституции Российской Федерации....

20 – лет Конституции Российской Федерации. Государственные символы России.

Открытый классный час посвященный 20 -летию Дня Конституции Российской Федерации. История создания Конституции, государственные сомволы России и республики Адыгеи. Кто такой "ГРАЖДАНИН" ? Какие ...

Всероссийский урок "20 лет принятия Конституции Российской Федерации.Государственные символы России".

Работа составлена в ПО EasiTeach Next Generation, содержит разработку Всероссийского урока "20 лет принятия Конституции Российской Федерации.Государственные символы России. "Первый урок в 4 классе.htt...

Урок "Конституция Российской Федерации: государственные символы России"

Урок разработан для уч-ся 2 класса, предназначен формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание имо определяющей роли конституцион...