ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА
методическая разработка по теме

Клюканова Евгения Владимировна

1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.

1.2. Состояние здоровья  школьников с интеллектуальной   недостаточностью, его влияние на успешность обучения и развитие личности учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го вида.

1.3. Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у детей.

Цикл внеклассных занятий для учащихся специальной (коррекционной) школы 8-го вида «Наша традиция- быть здоровыми!» . В нем учтены специфические особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушением интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА

1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.

      Каждый исторический период развития человеческого общества был определен культурными рамками  и своими ценностями. И, пожалуй, единственным стабильным  показателем оставалось здоровье человека.

      Понятие «здоровье» имеет множество определений. Остановимся подробнее на некоторых из них.

      По определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья:

·     здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние  и внутренние раздражители, умение уравновесить себя   с окружающей средой;

·     здоровье социальное - мера социальной активности , деятельного отношения человеческого индивидуума к миру;

·     здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет  место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и  максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. (Е. И. Торохова, 1999).

      И. И. Соковня-Семенова (2000) определяет здоровье человека как «его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной (на клеточном уровне) и сенсорной информации (зрительная, слуховая, тактильная и др.)»

Если иметь в виду систему «человек-общество-природа», понятие «здоровье станет значительно шире, ибо общественная жизнь,  культурное развитие влияют на образ жизни, а значит  и на здоровье. Эти факторы в определенной степени направляют формирование организма и здоровья. Таким образом, выходит, что здоровье - мера жизнепроявлений человека, гармоническое единство физических, психических, трудовых функций, обусловливающее полноценное участие человека в разных сферах общественной деятельности (Климова  В. И., 1985).

      По мнению академика Ю.П. Лисицина «… здоровье человека  не  может сводиться лишь  к констатации отсутствия болезней,  недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести  нестесненную  в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное  благополучие» (Чумаков Б. Н., 1997).

Наиболее полным нам представляется определение здоровья Колбановым В. В. (1999).

Здоровье человека - это континуум (сменяемость и протяженность во времени) естественных состояний жизнедеятельности, характеризующийся способностью организма к совершению саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья. Полная утрата здоровья несовместима с жизнью.

Известно, что состояние здоровья  человека зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%).

      Ряд  исследователей выделяет детерминанты здоровья - множество факторов, обусловливающих здоровье человека. Их можно классифицировать  в виде следующих  групп ( по В. В. Колбанову)

 1. Биологические факторы (в частности генетические).

 2. Физическая среда (факторы внешней среды).

 3. Социальная среда (среда, в которой растут дети, условия жизни, начиная с раннего возраста, обучение здоровью).

 4.   Индивидуальный образ жизни (исключение негативных воздействий, например, курения и употребления алкоголя, адекватное питание, личная гигиена, физическая культура, режим труда и отдыха и др.)

 5. Служба здоровья.

      Кроме того, В. В. Колбанов (1999) выделяет ряд факторов, влияющих на здоровье.

 1. Индивидуальный потенциал здоровья человека (иммунитет, статус питания, осознание своего «Я», положительное отношение к своему здоровью, адекватные знания, способность противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость, физическая форма, способность к самозащите).

2. Поведение (учеба или работа и рекреация, привычки, еда, питье, подвижность, отношение к социуму, стресс, возбуждающие средства).

3.  Социокультурная система  (семья, соседи, место учебы или работы, среда досуга, СМИ, службы здоровья).

4.    Социально-экономические и политические условия (материальные ресурсы, доход, социальная безопасность, образование).

 5. Физико-биологическая среда (природа, климат, жилище, рабочее место, связь, транспорт, вода, отходы, пища, товары).

1.2. Состояние здоровья  школьников с интеллектуальной   недостаточностью, его влияние на успешность обучения и развитие личности учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го вида.

 Имеющиеся в литературе сведения относительно морфо-функционального развития и состояния здоровья детей с интеллектуальной  недостаточностью указывают на существенные отличия их от сверстников, обучающихся в общеобразовательной школе. Так, А. А. Дмитриев (1989), сравнивая учащихся специальной (коррекционной) школы 8-го вида и учащихся массовой школы по показателям физического развития, констатирует более низкий его уровень у первых.

 Е. М. Вайнруб с соавторами (1990) указывает на более низкую физическую работоспособность учащихся с нарушением интеллекта по сравнению с учащимися массовой школы аналогичного возраста, объясняя этот факт специфическим недоразвитием вегетативных функций у детей-олигофренов.

 В. И. Берзинь с соавторами (1990) при комплексной оценке состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го вида отмечает высокий общий уровень заболеваемости данного контингента (в среднем 46,8 случаев на 100 детей). Особенно велика доля острых респираторных заболеваний (от 25,3 до 71,4 % в различных школах).

 Ж. И. Шиф (1965), характеризуя особенности восприятия учащихся с интеллектуальной недостаточностью, отмечает, что среди них особенно часто встречаются дети с аномалиями органа зрения. По данным американского психолога Лове, у одной трети исследованных им детей с нарушенным интеллектом наблюдалась близорукость.

 А. А. Дмитриев и С. И. Веневцев (1999) отмечают, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью наблюдается наличие разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии. Кроме того, у многих учащихся наблюдаются нарушения в сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной и других системах организма.

 Специальными исследованиями доказано, что такие дети чаще, чем их нормальные сверстники, имеют физическую ослабленность, нарушения осанки, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. При исследовании познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта отмечено нарушение процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и др., что существенно затрудняет процесс их обучения и воспитания (В. В. Воронкова, 1995).

Исследования Л. П. Уфимцевой (1999) показывают, что здоровье учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го вида имеет тенденцию к ухудшению, что снижает эффективность коррекционной  работы в целом и осложняет социальную адаптацию выпускников.

 По словам Е. Ткаченко (1995) на состояние здоровья детей влияет множество различных факторов, среди которых более 20% составляет внутришкольная среда.

      Ухудшение показателей здоровья учащихся происходит за счет массового распространения так называемых «школьных» форм патологии (близорукости, нарушений осанки, вегетативных дисфункций, дидактогений). Возникновению же школьной патологии способствует существующая организация учебных занятий в специальной школе, она не в полной мере учитывает ряд психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллекта, что и приводит к ухудшению здоровья, снижению эффективности обучения (Л. П. Уфимцева, 1999).

      Ведущая роль в возникновении «школьной» патологии у учащихся -олигофренов принадлежит соматической ослабленности. Ряд авторов отмечает у них пониженную мышечную работоспособность, усиление позно-тонических рефлексов, нарушение вегетативной  регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной системы, что лежит в основе их повышенной утомляемости при физическом и умственном труде  (М. С. Певзнер, 1979).

 Неизбежная перегрузка аккомодационного аппарата в процессе письма и чтения приводит к возникновению близорукости. Ребенок-олгофрен в силу общей мышечной ослабленности более склонен к этой патологии. Она приводит к еще большей  ущербности его перцептивных возможностей, ухудшая пространственно-метрический обзор, точную оценку формы и величины предметов (Л. П. Уфимцева, 1999).

 Еще одна важная роль в возникновении «школьной» патологии у учащихся-олигофренов (в частности дидактогении) принадлежит, по мнению Л. П. Уфимцевой (1999), такому фактору как гиперактивность мозга. Последняя проявляется в слабой выраженности ориентировочной реакции, патологической инертности нервных процессов, в склонности к охранительному режиму.

      Эти особенности нейродинамики придают специфику познавательной и поведенческой деятельности ребенка с нарушенным интеллектом. Они требуют учета при организации учебного процесса с целью профилактики дидактогении (негативного психического состояния учащегося, возникающего под влиянием педагогического воздействия, не учитывающего его психофизические возможности).

Как отмечает А. А. Ярулов (1998), основным источником негативных форм психической напряженности в учебной деятельности является конфликт между  потребностями, возможностями ребенка и предъявляемым уровнем педагогических требований, суть которого можно выразить как расхождение между «есть» и «должно».

      При завышенных требованиях ученик постоянно находится в напряженном состоянии и переживании неудач, что, в свою очередь, значительно влияет на регуляцию учебной деятельности, положительную мотивацию, сказывается на состоянии психического (а зачастую и соматического) здоровья и развитии личности ребенка.

Л. П. Уфимцева с соавторами (1996), проведя ряд экспериментов, пришли к выводу о зависимости успешности обучения детей с нарушением интеллекта от состояния их здоровья. Так выявлена зависимость успешности обучения от показателей умственной работоспособности. Отмечено, что учащиеся с низким уровнем успеваемости пропускают большее количество учебных дней по причине болезни, чем учащиеся  с более высоким уровнем успеваемости. Следовательно, наличие сопутствующих соматических  заболеваний у детей с нарушением  интеллекта отрицательно влияет на успешность усвоения ими учебной программы как через астенизацию организма (снижение работоспособности), так и через нарастание педагогической запущенности по причине пропуска учебных дней по болезни.

 Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что успешность обучения учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го вида и развитие их личности зависит от состояния здоровья. Активизируя здоровье-охранительное и здоровье-развивающее направления в коррекционной работе, можно тем самым способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

 

1.3. Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у детей.

 Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что принципы ЗОЖ - необходимые условия здоровья. По словам академика Е. Чазова, проблема теперь в том, чтобы эти принципы усвоил и освоил каждый. Человеку конца 20-начала 21 века приходится учиться …здоровью!

 Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями (Б. Н. Чумаков, 1997).

 При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

 Здоровым быть никого насильно не заставишь. Л. Н. Толстой писал «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни.»

 Н. М. Амосов (1979) считает, что главное препятствие распространению ЗОЖ - это психика людей, которая сопротивляется ограничениям и нагрузкам, пока нет реальной необходимости. Он говорит: «Режим ограничений и нагрузок - так я называю образ жизни, обеспечивающий здоровье. Нагрузки нужны, чтобы от детренированности не угасли резервы. Нужно упорядочить образ нашей бурно текущей жизни, иначе регулирующие системы (нервная и эндокринная) не справятся со все более возрастающими нагрузками».

      Доктор Р. Г. Оганов (1989) выделяет 4 группы условий негативного отношения людей к призывам вести ЗОЖ.

Первая группа  характеризуется индивидуальными особенностями конкретного человека (системой его жизненных ценностей, совокупностью привычек, уровнем образования, характером информированности, особенностями воспитания, степенью личной заинтересованности, состоянием здоровья).

 Вторая группа условий связана с особенностями общества, в котором живет человек (политический и экономический уклад, характер исторических привычек и культурных традиций, особенности быта, уровень общественного сознания и благосостояния).

 Третья группа условий определяется особенностями местного окружения - социального, этнического, демографического, экологического, географического и т.д. Сюда же можно отнести правила, стереотипы, традиции, образ жизни и стиль поведения отдельных групп общества, к которым принадлежит человек (прежде всего семья).

Четвертая группа условий, определяющих отношение человека к агитации за ЗОЖ, связана с самой агитацией. Желание или нежелание людей следовать определенному совету зависит не только от этих людей, но и от характера совета, от его формы и содержания.

Как утверждает главный санитарный врач России Геннадий Онищенко (2000), существующая реклама наркогенных средств (пива, алкоголя, табака) способствует снижению возрастного порога потребителей, в то время как призывы вести ЗОЖ оказываются малоэффективными.

Исследования Института возрастной физиологии показывают, что 60% младших школьников оценивает рекламу пронаркогенного содержания- пива, алкоголя и табака - как «положительную». Реклама Минздрава и общественных организаций против пива, алкоголя и наркотиков вызывает положительную оценку лишь трети школьников. Обычно антинаркогенная реклама изобилует большим количеством деталей, содержит элементы устрашения, а это болезненно сказывается на психике детей, утверждают медики.

      С. Рыбак (2001) отмечает, что при проведении исследования учащимся 3-4 классов предъявлялись как изображения табачной и алкогольной продукции в прессе и наружной рекламе, так и образцы наглядной агитации за ЗОЖ.

      Основная часть опрошенных (80%) - говорит, что наружная и печатная реклама пронаркогенного содержания соответствует «радостному», «веселому» настроению. Около 70% опрошенных говорили, что образцы антирекламы вызывают негативные реакции, детям «страшно», «противно», «неприятно». Причем такая реклама не отбивает у детей желания попробовать запретный плод.

Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?

И. И. Соковня-Семенова (2000) выделяет следующие виды мотивации

1.   САМОСОХРАНЕНИЕ. Когда человек знает, что, то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает.

 Формулировка мотивации «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».

2.   ПОДЧИНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды.

 Формулировка мотивации «Я подчинюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других.»

3.    ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ  САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

 Формулировка мотивации «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство.»

4.    ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

 Формулировка мотивации «Если я буду, здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы.»

5.   ДОСТИЖЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ КОМФОРТНОСТИ.

Формулировка мотивации «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство».

      Академик Е. Чазов утверждает «Непросто избавиться от привычек, закрепленных годами. Вот почему так важно формировать навыки ЗОЖ с детства».

      Доктор Р. Г. Оганов (1989) предлагает взять детей в союзники как потенциальных пропагандистов ЗОЖ. Во-первых, потому что движение - естественная биологическая потребность детского организма. Во-вторых, потому что не менее важной потребностью для них является общение, которое в современном мире зачастую ограничивается телевизором. Но А. Бойко (1988) пишет «Телевизор придумали взрослые. Но дети - мыслящие существа, дети, как и много лет назад, требуют общения, о чем сказал мудрый французский писатель Сент-Экзюпери «Единственная роскошь, которую мы можем себе позволить, - это роскошь человеческого общения.» В-третьих, потому что стиль жизни ребенка формируется под влиянием окружающих его взрослых. «Ребенок настолько реален, - писал П. Лесгафт, - что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит, повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои привычки, под влиянием этого слагается его тип».

      Правильная организация выше указанных условий несет в себе огромную возможность для формирования культуры ЗОЖ у детей.

      Дети в возрасте до одиннадцати лет очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребенка все время пугать болезнями и несчастьями, то мы не разовьем у него желания быть здоровым, а вызовем постоянный страх перед болезнями. Ребенок должен расти с сознанием, что от его навыков в области гигиены и санитарии зависит накопление здоровья. Дети собственники, и в данной ситуации эту не лучшую человеческую черту характера нужно обратить во благо. У ребенка можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия. «Я знаю, где и как нужно переходить улицу, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие», - подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья (И. И. Соковня-Семенова, 2000)

      Как уже отмечалось, возможность формирования культуры ЗОЖ зависит от потребностей ребенка. Иерархия потребностей огромна. Но что весьма важно для педагогов и психологов, это то, что они не существуют, изолировано друг от друга, меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры ребенка, его знаний о действительности и отношения к ней. Следовательно, мы можем влиять на их формирование и удовлетворение, а значит, и на состояние и развитие здоровья ученика. Но для этого должны быть созданы оптимальные условия, способствующие обеспечению общего комфорта участников образовательного процесса, особенно позитивных настроений у учащихся.  А. А. Ярулов (1998) считает, что такие условия могут быть созданы, если основное внимание будет уделено удовлетворению одной из основных потребностей ребенка в индивидуальном эмоционально-ценностном сопровождении развития его личности, в том числе и в ходе учебной и воспитательной деятельности.

      Данная потребность характеризуется возможностями удовлетворения составляющих ее содержание притязаний на внимание, признание, конструктивное общение, успешность в деятельности, уважение, поддержку, сотрудничество, проявление активности, самостоятельности и прочих.

      Одним из ведущих принципов гуманистической образовательной системы является ЗОЖ. Несмотря на трудности сегодняшнего времени, школа может и должна играть активную роль в укреплении здоровья детей и утверждении ЗОЖ (Е. Ткаченко, 1995).

      В связи с этим как одна из составляющих образования выделяется валеологическое образование - система образовательных мер, направленных на формирование валеологического мышления и ЗОЖ человека. Ближайшей целью личностно ориентированного валеологического образования является выработка индивидуальной поведенческой стратегии, основанной на устойчивой мотивации ЗОЖ. Реализация этой ближайшей цели составляет основу общего валеологического образования. Последнее предназначено для обеспечения равных стартовых возможностей всем гражданам в выборе индивидуального ЗОЖ (В. В. Колбанов, 1999).

 Таким образом, формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья, изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья  привычек, овладение знаниями,  на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными (В. Г. Запорожченко, 1990).

 Щедрина А. Г. (1993) указывает на то, что формирование культуры ЗОЖ - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов ЗОЖ, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. При этом возникает необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка, особенно ребенка с проблемами в развитии. Несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов (В. В. Колбанов, 1999). Особенность этого управления - наличие инерционности обратных связей, коррекция образа  жизни имеет отсроченный эффект, результаты могут проявиться через несколько лет, кроме того, необходим постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка. Особенно это актуально применительно к детям с интеллектуальной недостаточностью, имеющим расстройства эмоционально-волевой и мотивационной сферы.

 А. А. Дмитриев (1990) указывает на то, что одной из приоритетных задач школы является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании ЗОЖ ученика. Это касается условий проживания, питания, режима, учебно-познавательной деятельности, занятий физической культурой и спортом и пр.

      В специальной (коррекционной) школе 8-го вида валеологическая работа имеет свою специфику, так как сюда приходят дети, изначально имеющие проблемы со здоровьем. Выявление нарушенных, а также сохранных функций является необходимым условием для определения путей, методов и средств устранения или компенсации дефектов в развитии ребенка (И.Ю.Жуковин,1999).

      ЗОЖ в философской литературе трактуется как «совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, которая берется в единстве с условиями жизни». А. А. Дмитриев (1990) считает, что в связи с этим определением можно достаточно четко выявить условия, формы деятельности, поведения, общения, интересы, потребности, обычаи, традиции в среде учащихся. Основными категориями при этом будут являться их учебная деятельность, общение со сверстниками, родителями, учителями, выполнение домашних заданий, досуг, двигательная деятельность, питание и сон. В этих весьма общих категориях образа жизни школьника, как отмечает автор, заложены огромные возможности формирования ЗОЖ.

      Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений учащихся на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создается вначале устойчивая мотивация ЗОЖ, затем валеоготовность и самоконтролируемая активность в созидании своего здоровья.

 В. В. Колбанов (1999) отмечает, что кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных  путях его укрепления. Однако автор допускает, что ребенок может иметь неполную информацию о своем актуальном и возможном развитии, это обусловлено предупреждением ятрогении и психосоматических нарушений. Далее автор рекомендует при формировании ЗОЖ демонстрировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для детей с учетом их конституциональных особенностей, пола и возраста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей науки, искусства. Таких моделей, к сожалению, очень часто ребенок с нарушением интеллекта не может найти ни в семье, ни в средствах массовой информации. Именно поэтому школа должна стать для такого ребенка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья.

      Как уже отмечалось, внедрение ЗОЖ в повседневную деятельность людей должно осуществляться на основе формирования традиций.

      При организации занятий оздоровительно-педагогического характера в специальных (коррекционных) школах 8-го вида мы предлагаем исходить из концепции формирования культуры и традиций ЗОЖ, предложенной А. А. Дмитриевым  и И. Ю. Жуковиным (1999).

Она построена на основе принципов, разработанных Л. С. Выготским:

1. Объектом для дефектологии является не сам дефект, а личность ребенка.

2. Принцип зоны ближайшего развития.

3. Принцип коррекции нарушенных функций на основе развития сохранных.

4. Принцип приоритетного развития высших психических функций.

            Основные положения данной концепции:

·     целостность и систематичность приобретаемых учениками знаний валеологического  характера

·     активное использование внеурочных форм работы

·     формирование практических навыков и умений валеологического характера

·     систематичный контроль за состоянием здоровья и развития учащихся

·     система валеологической работы подразумевает ответственность всего педагогического коллектива за уровень физического развития, состояние здоровья и формирование культуры ЗОЖ детей и требует научно-методического подхода в учебно-педагогическом процессе.

      Итак, исходя из проанализированной нами литературы по проблеме формирования культуры ЗОЖ у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы 8-го вида, мы сделали следующие выводы.

Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них культуры ЗОЖ. Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.

 На основании изучения трудов В. В. Колбанова, И. И. Соковни-Семеновой, Б. Н. Чумакова, Н. М. Амосова  можно выделить основные компоненты ЗОЖ:

1. Рациональное питание.

2. Оптимальная для организма двигательная активность.

3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).

4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).

 Возможность вести ЗОЖ во многом зависит от состояния здоровья человека на данный момент времени. Важно помнить, что здоровье   человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять, а здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции.

 А. А. Дмитриев и С. И. Веневцев (1999) отмечают, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью наблюдается наличие разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии. Кроме того, у многих учащихся наблюдаются нарушения в сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других системах организма.

В последнее время происходит массовое распространение «школьных» форм патологии (близорукость, нарушения осанки, вегетативные дисфункции, дидактогении). Активизируя здоровье-охранительное и здоровье-развивающее направления в коррекционной работе, можно тем самым способствовать не только сохранению здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью, но и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

 Формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим  миром, постепенно приведут к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность. Но в начале такой работы всегда стоит необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка, особенно ребенка с проблемами в развитии. Несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов. Особенность этого управления наличие инерционности обратных связей, коррекция образа жизни имеет отсроченный эффект, результаты могут проявиться через несколько лет, кроме того, необходим постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка. Особенно актуально это применительно к детям с интеллектуальной недостаточностью, имеющим расстройства эмоционально-волевой и мотивационной сферы.

Кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми  знаниями об организме, здоровье и возможных способах его укрепления. Однако ребенок может иметь неполную информацию о своем актуальном и возможном развитии, что может быть обусловлено профилактикой ятрогении и психосоматических нарушений.

Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений учащихся на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создаются вначале устойчивая мотивация ЗОЖ, затем валеоготовность и самоконтролируемая активность в созидании своего здоровья.

Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Недостаточно знать и понимать, важно жить этим.

С учетом этого И. Ю. Жуковин (1999) рекомендует внедрение ЗОЖ в повседневную деятельность людей осуществлять на основе формирования традиций. Автор считает необходимым вокруг детей с самого раннего детства создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.

При организации занятий оздоровительно-педагогического характера в специальных (коррекционных) школах 8го вида мы предлагаем исходить из концепции формирования культуры и традиций ЗОЖ, предложенной А. А. Дмитриевым и И. Ю. Жуковиным (1999). Основными положениями данной концепции являются:

·     учет принципов, заложенных Л. С. Выготским;

·     целостность и систематичность приобретаемых учениками знаний валеологического характера;

·     активное использование внеурочных форм работы;

·     формирование практических навыков и умений валеологического характера;

·     систематичный контроль за состоянием здоровья и развития учащихся.

Система валеологической работы подразумевает ответственность всего педагогического коллектива за уровень физического развития, состояние здоровья и формирование культуры ЗОЖ детей и требует научно-методического подхода в учебно-педагогическом процессе.

Организация и методы исследования.

 

 Работа была организована на базе специальной (коррекционной) школы-интерната 8-го вида №86 г. Нижнего Новгорода. Обучение в школе 9-ти летнее. Одна из приоритетных задач школы - охрана и укрепление  здоровья детей; для решения этой задачи ученики привлекаются к занятиям различными видами спорта.

      В исследовании принимали участие дети 7-12 лет с нарушением интеллекта.

      Работа проводится в четыре этапа.

Первый этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана работы.

      Второй этап -проведение и анализ результатов , во время которого мы выявили уровень культуры здорового образа жизни у учащихся  специальной (коррекционной) школы 8го вида, состояние их здоровья, влияние на формирование у них здорового образа жизни среды и общества. Приложение 1.

      Третий этап - разработка, уточнение и апробирование цикла занятий.

      Четвертый этап - анализ эффективности работы.

   Исходя из выработанных нами критериев, можно сделать вывод о низком уровне сформированности культуры ЗОЖ у учащихся.

      Результаты проведенного исследования позволили выявить условия формирования положительной  мотивации к ЗОЖ у младших школьников с нарушением интеллекта :

1. создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЗОЖ;

2.    создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности;

3. наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении ребенка;

4. активная позиция ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера;

5.    учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей учащихся при организации занятий оздоровительно-педагогической направленности.

 

3.1. Организация и проведение внеклассных занятий на основе разработанной программы «Наша традиция - быть здоровыми!»

      На основании изучения трудов А. А. Дмитриева, И. Ю. Жуковина, В. В. Колбанова, И. И. Соковни-Семеновой и др. с учетом принципов общей и специальной педагогики, валеологии, а также результатов констатирующего эксперимента нами был разработан цикл внеклассных занятий для учащихся специальной (коррекционной) школы 8-го вида «Наша традиция- быть здоровыми!» . В нем учтены специфические особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушением интеллекта.

      Основные положения:

-опора на концепцию формирования культуры и традиций ЗОЖ, предложенную А. А. Дмитриевым и И. Ю. Жуковиным;

-многоэтапная, постоянная, непрерывная работа в учебное и внеурочное время;

-создание устойчивой мотивации к ЗОЖ и самоконтролируемой активности в созидании своего здоровья;

-определение цели по каждому блоку занятий совместно с учащимися;

-создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев ЗОЖ;

-формирование ассоциативных связей с понятиями и символами культуры ЗОЖ;

-формирование у учащихся элементарных анатомических и гигиенических знаний, выявление через практику значимости режима дня и двигательной активности;

-профилактика вредных привычек;

-повышение психо-эмоциональной устойчивости;

-использование на занятиях дидактических игр, изобразительной деятельности, двигательных упражнений, творческих заданий;

-постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.

      Цикл представляет собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и включает 6 взаимосвязанных блоков занятий, при этом каждому блоку соответствует графическое изображение:

-Знай свое тело;

-Соблюдай правила гигиены;

-Скажи «нет» вредным привычкам;

-Занимайся физкультурой;

-Соблюдай режим дня;

-Следи за датчиком настроения.

Остановимся на работе по каждому блоку занятий подробнее.

1.Знай свое тело.

      В ходе экспериментального обучения по данному блоку дети получили элементарное представление о строении своего организма и функциях некоторых органов (сердца, легких, мозга и др.).

2.Соблюдай правила гигиены.

      На занятиях по данному блоку программы особое внимание уделялось формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

3.Скажи «нет» вредным привычкам!

      Основной упор делался на профилактике вредных привычек. В работе по данному блоку широко использовались психологические приемы, например, детям предлагалось выбрать из привычек, написанных на карточках, те, которые они возьмут в жизнь и записать их в рабочие тетради, и те, от которых нужно отказаться и разорвать эту карточку (особый интерес к выполнению задания проявили 6 ребят, у которых в ходе констатирующего эксперимента была выявлена вредная привычка- курение). Также нами применялись беседы, изобразительная деятельность учащихся (конкурс плакатов «Скажи «нет» вредным привычкам», в котором активно участвовали все дети).

      Параллельно профилактике вредных привычек проводилось закрепление полезных привычек, обычаев и традиций (минутки и дни здоровья, тематические беседы и конкурсы и др.).

4.Занимайся физкультурой.

      На занятиях совместно с детьми была выявлена значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. Были организованы прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.

      Помимо занятий по данному блоку на каждом занятии по программе проводились физминутки, использовались двигательные упражнения, эстафеты.

5.Соблюдай режим дня.

      Основной целью занятий было воспитание самостоятельности при выполнении основных моментов режима дня.

6.Следи за датчиком настроения.

      В ходе занятий дети получили представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Для облегчения восприятия и усвоения названых категорий нами было введено понятие «датчик настроения». Возможность наглядного отображения на датчике эмоционального состояния помогала учащимся с интеллектуальным недоразвитием усвоить дифференциацию эмоций, настроения и чувств на положительные и отрицательные . Приложение 2

                                                Анализ результатов.

   Входная   диагностика проводилась в сентябре 2011 года.  Промежуточная диагностика в декабре 2011 года среди учащихся 1-4 классов, всего 59 человек..Оценивались следующие показатели:

-знания детей о здоровом образе жизни и его необходимости в жизни человека;

-значение режима дня и его соблюдение;

-соблюдение правил личной гигиены;

-здоровье в жизни человека;

-вредные привычки и их роль в жизни человека.

 Методы:

-наблюдение,

-анкетирование,

-анализ результатов.

   Высокий уровень (3)- наличие устойчивой положительной самостоятельности в деятельности и поведение наряду с проявлением активной общественной и гражданской позиции.

  Средний уровень (2) -свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция отсутствует.

    Низкий уровень (1) — представляется слабым ещё неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями , при этом  саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

  Самый низкий уровень (0) — отсутствует.

    В ходе диагностики было выявлено.

На начало диагностики :

17 учащихся имеют слабые представления о ЗОЖ и их поведение регулируют взрослые,

16 человек- знает понятие ЗОЖ и соблюдает отдельные принципы,

20 учащихся имеют представление о режиме дня и о его значении в жизни человека,

13 человек знают и соблюдают отдельные этапы режима дня под руководством взрослых,

14 человек имеют представление о гигиене и её значении в жизни человека и соблюдают некоторые правила под руководством взрослого,

18 человек знают знают правила гигиены и соблюдают основные из них,

14 человек не имеют четкого представления о «здоровье»,

19 человек считают, что «здоровье»- это отсутствие болезней, но не понимают более глубокого смысла,

13 человек- знают о вредных привычках, таких как алкоголизм, наркомания, курение,но не понимают смысла их пагубного влияния на здоровье человека,

10 человек имеет представление  о вредных привычках и  их пагубного влияния на здоровье человека.

     В ходе проведённой работы наблюдалась динамика по всем показателям:

понятие «здоровый образ жизни» на 12,9 %; «режим дня»- 18,5%; «правила личной гигиены»-5,1%; понятие «здоровье» - 30,8%; «вредные привычки» -28,2%.

Т.о. можно  сделать вывод, что представления учащихся о здоровом образе жизни расширились и необходимы дальнейшие наблюдения и мероприятия, чтобы позиция учащихся стала активной.

Приложение 1

Анкета

Часть 1

Имя ученика:

Дата рождения:

 Класс:

Дата заполнения:

1. Ты знаешь, как устроен твой организм?

-     Да

-     Нет

Если знаешь, скажи, для чего человеку нужны:

-     Скелет ____________________________________________________

-     Мышцы ____________________________________________________

-     Сердце ____________________________________________________

-     Легкие ____________________________________________________

-     Мозг ____________________________________________________

2. Нужно ли человеку:

· двигаться?

-     Да

-     Нет

Если да, то зачем?_________________________________________________________

· бывать на свежем воздухе?

-     Да

-     Нет

Если да, то зачем?_________________________________________________________

3. Зачем нужны физминутки на уроках?

4. Что такое «режим дня»?_________________________________________________________

Для чего он нужен?_________________________________________________________

Где в школе ты можешь прочитать правильный режим дня _________________________________________________________

Ты выполняешь режим дня?

-     Да

-     Нет

Почему?

5. Что такое «Правила гигиены»?

Для чего они нужны?________________________________________________

Какие правила гигиены ты любишь выполнять?_________________________

Почему?_________________________________________________________

Какие правила гигиены ты не любишь выполнять?_______________________

Почему?________________________________________________________

Часть 2

1. Что такое «здоровье»?_______________________________________________________

Нужно ли тебе следить за своим здоровьем?

-     Да

-     Нет

Если нужно, то зачем?_________________________________________________________

Как ты следишь за своим здоровьем?

Где в школе ты можешь узнать, как нужно следить за здоровьем?_________________________________________________________

2. Тебе нравятся уроки физкультуры?

-     Да

-     Нет

Почему?_________________________________________________________

3. Какое у тебя обычно настроение?

Каким цветом можно раскрасить твое настроение?

4. Что ты будешь делать в свободное время?

Смотреть телевизор - наблюдать за природой

Играть в компьютерную игру - играть с котенком

Слушать громкую музыку - слушать пение птиц

Приложение 2

Тематическое планирование внеклассных занятий  

«Наша традиция быть здоровыми».

Тема

Кол-во часов

Дата

Цель занятия

1.1

Вводное занятие.

1

Познакомить с понятием «традиция»,»здоровье»;формировать мотивацию к ЗОЖ 9данная цель ставится на всех последующих занятиях)

2.

Знай свое тело.

2.1

Скелет и мышцы.

1

Формировать сознательное желание знать строение своего организма;дать элементарные представления о скелете и мышцах; формировать двигательные навыки.

2.2

Кожа.

1

Дать элементарное представление о коже; формировать гигиенические навыки по уходу за кожей.

2.3

Осанка.

1

Познакомить с понятием  «осанка»; выработать навыки сохранения осанки.

2.4

Легкие.

1

Дать элементарное представление о легких; обучить правилам охраны легких; формировать сознательный отказ от курения.

2.5

Обобщающее занятие.

1

Закрепить полученные ЗУНы о строении организма.

3.

Занимайся физкультурой.

1

Формировать сознательное желание заниматься физкультурой; совершенствовать двигательные навыки.

4.

Соблюдай правила гигиены.

4.1

Умывание и купание.

1

Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков.

4.2

Уход за зубами.

1

Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков.

5.

Скажи «нет» вредным привычкам.

2

Формировать сознательный отказ от вредных привычек.

6.

Мой режим дня.

2

Дать элементарное представление о режиме дня; формировать желание соблюдать рехим дня для сохранения и укрепления здоровья.

7.

Моё настроение.

1

Дать элементарное представление о настроении, чувствах, об их  влиянии на состояние здоровья; повышение психо-эмоциональной устойчивости.

8.

Обобщающее занятие.

1

Актуализировать и закрепить знания , проверить полученные в ходе обучения умения и навыки.

9.

Творческое занятие « Страна здоровья»

1

Закрепить полученные знания и навыки; развивать творческие способности, фантазию; воспитывать чувство товарищества.

Словарик

Традиция - это определенное правило, которое постепенно складывается среди людей и которое каждый человек считает необходимым выполнять.

Здоровье - это не только состояние, когда нет болезней, но и хорошее настроение, и хорошие отношения с окружающими.

Скелет - опора организма.

Мышцы - главные силачи нашего организма, они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться.

Кожа - покрывает все тело человека, защищая его, согревая и украшая.

Сердце - работает без перерыва как насос, гонит кровь по артериям, которые развозят по организму кислород и питательные вещества, и венам, которые вывозят углекислый газ и вредные, ненужные вещества.

Легкие - когда мы дышим, легкие наполняются воздухом и увеличиваются; мы берем из воздуха кислород, без которого нельзя жить, и выдыхаем углекислый газ и лишнюю воду.

Мозг - начальник над всеми органами. Мозг отдает приказы всем органам, мышцам, сообщает нам о тепле и холоде, о боли, в общем, обо всем.

Правила гигиены - правила, соблюдение которых необходимо для сохранения здоровья.

Режим дня - распорядок, который необходимо соблюдать, чтобы быть здоровым.

Настроение и чувства - отношение к окружающему миру, которое влияет не только на желание и возможность делать что - нибудь, но и на здоровье человека.

Любовь - Ненависть

Щедрость - Жадность

Дружба - Вражда

Доброта - Злость    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Особенности формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников.

Данная статья будет полезна учителям, родителям и учащимся...