Особенности формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников.
статья

Данная статья будет полезна учителям, родителям и учащимся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Особенности формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников.

1.1. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Число здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли, около трети детей, поступающих, в школу уже имеют хроническую патологию. Резко возрос уровень невротизации детей. Негативное влияние на состояние здоровья детей имеет сам процесс образования. По данным Института возрастной физиологии РАО, «вклад» внутришколькой среды в здоровье школьника составляет 21%.

На протяжении десятков лет целью обучения и воспитания провозглашалось формирование всесторонне развитой личности, а на выходе проверялось лишь наличие знаний, умений и навыков по основам наук. Качества же личности, уровень ее культуры и нравственности отходили на второй план. В результате дети знают правила поведения в обществе, но их не выполняют; знаю правила дорожного движения, но постоянно попадают в трагические ситуации; знают, что природу надо беречь, но безжалостно ее уничтожают. Часто это знания идут вразрез с нравственным, психическим и физическим здоровьем ребенка. Это происходит в том случае, когда знания становятся самоцелью, а не средством развития личности ребенка. В этом случае ребенок становится заложником и придатком знаний, а учитель забывает о своем основном предназначении – работать с душой ребенка, он становится ремесленником-предметником. Учитель должен помнить, что каждый человек приходит в эту жизнь, чтобы выполнить свою конкретную жизненную задачу. Сколько потухших глаз и скорбно опущенных плеч можно встретить у детей в школе. У них нет жизненных сил, они ходят в школу в «предынфарктном» состоянии. Истинный учитель ищет пути и способы донести материал до каждого, а не цепляться за методику как за соломинку.

Учитель часто бывает серьезной силой, разрушающей здоровье, психику и интеллект ребенка в то время, как он должен быть силой, созидающей здоровье его тела, души и разума. Здоровье ребенка находится в прямой зависимости от здоровья учителя. Разрушение здоровья детей в условиях педагогического процесса во многом является результатом некомпетентности учителя в области здоровья человека и построении здоровьетворящего образования.

Традиционная «конструкция школьной жизни» сориентирована на подавление и закрепощение функциональной основы ребенка: сидячий образ жизни, отчуждение органов чувств от необходимого сенсорно-стимульного разнообразия, отсутствия свободы в ориентировочно-поисковой и произвольно-моторной сфере, а также замена ростомерной мебели на одномерную, парт с наклонной рабочей поверхностью на столы с горизонтальной поверхностью, электролампового освещения на люминесцентное.

Кроме этого к негативным факторам относятся, по мнению Татарниковой Л. Г.:

интенсификация учебного процесса, провоцирующая перегрузку нервной системы, эмоциональное напряжение и нервное истощение у детей;

завышение объема дневной и суммарной недельной учебной нагрузки, приводящее к уменьшению продолжительности сна, прогулок на свежем воздухе, отсутствия времени для разностороннего развития детей вне стен школы;

раннее начало обучения детей, не достигших «школьной зрелости», что приводит к затруднениям в адаптации к школьной жизни, учащению болезней, увеличению риска развития близорукости, нарушений осанки и множеству других негативных последствий для их дальнейшего развития;

несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

бесконтрольное введение инноваций;

несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

сокращение необходимого объема суточной двигательной активности;

низкая эффективность существующей системы физического воспитания.

Недостаточный уровень здоровья детей приводит в итоге к ограничению жизненных и социальных функций, свойственных их возрасту. [35]

Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе.

Состояние психического здоровья детей – важнейшая составная часть их общего здоровья. В настоящий период отмечается рост нервно – психических расстройств у детей и подростков.

Что же такое психическое здоровье? Термин «здоровье», согласно Всемирной организации здравоохранения, определяется как «состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Как видно это из определения, здоровье имеет физическую, душевную и социальную составляющие. Душевное, или психическое, таким образом можно определить как состояние психического благополучия, а не только как отсутствие психических болезней. [13]

А. В. Петровским и М. Г. Ярошевским предложено следующее определение: «…Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности».

Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребенка. При этом нельзя быть психологически здоровым человеком, не будучи здоровым психически. Психическое здоровье соотносится с понятием «психика», а психологическое - с  понятием «психология», то есть наукой, знанием. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определенные усилия, приобщается к накопленному человечеством опытом, культуре. Предупреждение нервно – психических нарушений, сохранение и укрепление психического здоровья требует усилий многих ведомств, организаций, слоев общества, в том числе системы образования. В рамках системы образования здоровье и, в частности, психическое здоровье учащихся важно рассматривать, прежде всего, как воспитательно-образовательную категорию в контексте проблем воспитания, обучения и психического развития. Исследования показали, что наиболее значительным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни. Его удельный вес в процентах от всех факторов риска составляет 49-53 %, далее по убывающей следует генетика, биология человека (18-22%), внешняя среда (17-20%) и заключает перечень здравоохранение (8-10%).

Таким образом, здоровье, в том числе психическое, существенно определяется образом жизни. Здоровый образ жизни включает, по мнению Никифорова Г. С.:

Стремление к физическому и духовному совершенствованию;

Достижение душевной, психической гармонии с самим собой и внешним миром;

Обеспечение полноценного питания, оптимальных нагрузок, отдыха;

Исключение из жизни вредных для организма и психики внешних факторов, а также многочисленных аспектов саморазрушающего поведения.

Можно выделить десять наиболее значимых факторов, влияющих на здоровье человека:

Профилактика вредных привычек.

Культура питания

Оптимальные физические нагрузки.

Психологический фактор.

Сон, отдых

Экологический фактор.

Личная гигиена

Своевременная медицинская помощь.

Социально-экономический фактор.

Наследственность. [21]

Психологическое здоровье-это такая составляющая здоровья, которая привносится влияниями других людей, в том числе педагогов, а также самообразованием, самовоспитанием и саморазвитием личности. Формирование основ здорового образа жизни необходимо начинать с детства в рамках как дошкольного, так и начального школьного образования.

Психологическое здоровье-это результат целенаправленных усилий людей по повышению своего душевного благополучия. Поэтому понятие «психологическое здоровье» тесно связано с понятием «психологическая культура». Психологическая культура личности, являющаяся результатом воспитания и обучения, становится решающим условием, определяющим ее психологическое здоровье. А значит, общую культуру детей нужно рассматривать как важнейший фактор сохранения и укрепления их здоровья, а психологическую культуру - как условие и средство сохранения и укрепления физического и особенно психического здоровья ребенка. Следует отметить, что, наряду с укреплением и сохранением здоровья человека (гармонизацией внутреннего мира человека, обеспечением состояния внутреннего благополучия), психологическая культура выполняет следующие функции:

Репродуктивно-трансляционную (сохранение и передача достижений в психологических знаниях, умениях, способах деятельности, которые создают преемственность поколений и условия для последовательного прогресса человечества);

Коструктивно-адаптационную (обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания, общения людей, различающихся по национальным, возрастным, половым и другим признакам, обеспечение эффективности внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, психического развития);

Проектировочно-ориентационную (ориентирование, планирование в процессе жизненного самоопределения, сознательное проектирование, «построение» своей жизни);

Регулятивную (обеспечение эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля);

Развивающую (активизация процессов самосовершенствования, самореализации, саморазвития);

Продуктивную (обеспечение прогрессивных изменений обновления индивидуального и общественного бытия во всех сферах жизни человека).

В девяностых годах двадцатого века стали создаваться многочисленные программы по психологическому, валеологическому и этическому образованию младших школьников. Вместе с тем остается нерешенной проблема выделения хотя бы одного часа в неделю на такие уроки. Вводятся иностранный язык, информатика и так далее, а на изучение себя, своих возможностей, основ общения и построения межличностных отношений в учебное время не выделяется. [26]

1.2. ВЛИЯНИЕ ЗОЖ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.

К социальному опыту человек приобщается посредством образования. Закон РФ «об образовании» трактует образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней».

В современных условиях уровень культуры общества немыслим без культуры здоровья, а картина мира не будет полной без понимания сути здоровья человека, которая исходит из сущности самого человека как биопсихосоциального существа. Обучение здоровью должно способствовать формированию культуры здоровья, которая является частью культуры общества. Культура охватывает всю совокупность проявлений социальной жизни индивидов и социума. Социальный компонент – это осознание себя лицом определенного пола, способ взаимодействия в социуме. Также должны выступать факторы, которые обеспечивают социальную комфортность – это субъект – субъектные отношения в системе учитель – ученик, соблюдение принципов взаимного уважения в системах ученик – ученик, родитель – ученик, учитель – ученик. В организации учебно-воспитательного процесса нужно идти по пути формирования соматического и психического статуса личности. А для этого надо создавать:

Оптимальные условия двигательного режима учащихся: подвижные перемены, динамические часы, музыкальные физические минутки на уроках, глазо-двигательная гимнастика.

1.Формировать навыки здоровьесберегающего поведения: заботливое отношение к одноклассникам, педагогам и родителям, исключающие травматизм игры на переменах и после занятий, осуждение привычки к курению и алкоголю. Вот это и можно назвать социальными факторами.

Важным является социальная адаптация на протяжении всей начальной школы. Социальная адаптация сводится к выработке у ребенка нормативно – поведенческих установок путем усвоения им социальных норм, ценностей, элементов культуры и т. д. социальная адаптация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность, происходит усвоение определенной системы социальных ролей и культуры. В реальном процессе социальной адаптации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также и постигают науку создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир. Особенно заметно появление своеобразного «чувства взрослости», выражающегося в стремлении младшего школьника к самостоятельности, в желании добиться, чтобы взрослые считались с его мнением. При этом, переоценивая свои «взрослые» возможности, ребенок приходит к неверному убеждению, что он, в сущности, уже ничем не отличается от взрослого и претендует на то, чтобы взрослые относились к нему как к равному. Этим определяется стремление детей к независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки взрослых умалить достоинство младшего школьника, принизить взрослость, недооценить его права. Все это взаимосвязано со здоровым образом жизни. А главным взрослым является учитель, который должен так построить учебный процесс, чтобы ребенок желал учиться и развиваться.

Социализация – это процесс усвоения личностью норм, правил, ценностей, принятых в обществе, а также социальных ролей, выполняемых каждым в жизни. В ходе социализации личность приспосабливается, адаптируется к выполнению своих социальных функций, поэтому социализацию называют «вторым, социокультурным рождением человека». Учителя в массе «школоцентричны», а взгляд на школу как на часть социальной системы, институт социализации позволяет им осознать границы ее возможностей, что в свою очередь помогает лучше реализовать образовательные и воспитательные цели во взаимодействии со всеми социализирующими факторами. Средствами формирования ЗОЖ являются методы убеждения и организации деятельности детей.

Помощь в процессе социализации определяется, как сознательная попытка помочь человеку в приобретении знаний и навыков, в развитии установок, самосознания, в самоопределении и самоутверждении и представляет собой не только сопровождение процессов воспитания и обучения, но и особый педагогический процесс, направленный на саморазвитие ребенка. Помощь ребенку в социализации и развитии на уровне конкретных социальных групп (класса) и отдельных индивидов становится предметом социально – педагогической деятельности, объектной областью которой является ситуации риска растущего человека, нарушения его взаимодействия со средой во всем многообразии обуславливающих их факторов, а также явления социально-психологической дезадаптации вне зависимости от характера причин, их порождающих. Социально-педагогическая деятельность как неотъемлемая, органичная составляющая социального воспитания призвана помочь педагогам квалифицированно работать с детскими проблемами, которые обусловлены особенностями ребенка, связанными с функциональным состоянием его здоровья, познавательной и личностной сферы, с условиями воспитания. Мудрик считает, что воспитание – единый целенаправленный процесс, в который сливаются образование, организация социального опыта детей и индивидуальная помощь каждому ребенку в его развитии и самоопределении. [14]

1.3.ЛИЧНОСТНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

С поступлением в школу резко изменяется уклад жизни ребенка, изменяются его отношения с взрослыми и сверстниками, в нем укрепляется сознание нового положения школьника, новых обязанностей в семье, в коллективе сверстников. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения, открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил.  Психолог В.В. Давыдов указывает на несколько этапов такой перестройки.  Прежде всего, этап первоначального вхождения ребенка в новые условия школьной жизни. Основная масса детей психологически подготовлена к этому, дети с радостью идут в школу, ожидая встретить здесь что–то необычное. Такая внутренняя позиция ребенка имеет очень большое значение. Желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требования школы, учителя, касающиеся правил поведения в классе норм отношений с товарищами, распорядка дня, приготовления уроков дома, организации школьных уроков и др. Эти требования ребенок воспринимает как общественно-значимые и неизбежные.  Внутренняя позиция ребенка связана и с его положительным отношением к учебному процессу. Интерес к тому, что такое школа, что в ней делают ребята, как проходят уроки, у детей появляется рано в результате их наблюдений за старшими братьями и сестрами, из рассказов взрослых и т. д. Все это формирует определенное отношение к будущему учению, и ребенок тянется к знаниям как таковым, имеющим общественную значимость и ценность.   

Психологи  выделяют основные типы трудностей, характерных для детей, начинающих учиться. Во-первых, это особенности нового школьного режима, который требует от ребенка немалых волевых усилий, формирования устойчивых привычек, помогающих более успешно преодолевать усталость, объективные затруднения. Необходимо, чтобы родители и учитель четко понятно выражали новые требования к жизни и деятельности ребенка, постоянно контролировали их выполнение, принимали меры поощрения и наказания с учетом возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей. Во-вторых, первоклассники испытывают трудности во взаимоотношениях с учителем, с товарищами по классу, в семье. В глазах ребенка учитель является не заместителем родителей, а при всей возможной приветливости и доброте к детям выступает как авторитетный и строгий наставник, представитель общества, вооруженный средствами контроля и оценки, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отношения от них. Педагог постоянно оценивает работу детей; позиция его такова, что ребенок не может не испытывать некоторой робости перед ним. Первокласснику не всегда удается сразу привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках,  четкому исполнению всех указаний учителя по выполнению учебных действий. В результате одни дети становятся в школе чрезмерно скованными, а другие – развинченными. Иногда первоклассник теряется в новом окружении, что мешает формированию у него положительного отношения к школе.

Если учитель одинаково ровен и требователен ко всем детям, в классе складываются нормальные взаимоотношения учащихся, что в свою очередь создает хороший психологический фон для коллективной работы класса. В первые месяцы пребывания в школе младший школьник должен понять, что класс, а затем и школа – это не чужая ему группа людей, а доброжелательный и чуткий коллектив.

Когда ребенок становится школьником, его положение в семье меняется, что связано прежде всего с тем, как он выполняет свои новые непростые обязанности. С самого начала школьной жизни важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его обязанностей. Детям на уроках нужно давать достаточно сложные учебно-познавательные задачи, « столкнуть» их с проблемными ситуациями, которые активизируют познавательную деятельность, формируют интерес к учению, приобщают к усвоению общих способов решения жизненных задач. Следовательно, отношение к ребенку в семье и его место в коллективе сверстников начинают определяться тем, как он учится.

С самого начала обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, учителя, коллектив к личности ребенка, его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем психического развития, развития качеств личности.

Важное воспитательное значение обучения, требующего от каждого ученика определенного отношения к работе коллектива, заключается в выполнении им определенных правил поведения в классе. Единые правила обязательны для всех. Выполнение правил поведения говорит не только о хорошем поведении ученика, но и выражает его отношение к товарищам, ко всему коллективу.

Изменение нравственной сферы связано с появлением у младших школьников собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок, то есть того, что образует внутренний стержень личности. В новых видах деятельности, а также с появлением новых связей с окружающими у младшего школьника возникают и некоторые новые критерии, мерки оценки своих товарищей и самого себя. В младшем школьном возрасте оценка самого себя опирается на суждение педагога, товарищей, родителей. Формирование у младшего школьника определенного круга ценностей происходит не только в школе. Школьники черпают много информации из книг, радио и телепередач, из бесед со своими близкими. Дети, у которых самооценка совпадает с их действительными возможностями и успехами, отличаются активностью, бодростью духа, уверенностью в себе. Такие дети выбирают для решения трудные задачи и уверены, что справятся с ними. Они более активны, стремятся выражать свое мнение; плохая отметка, полученная за выполнение какого-либо задания, или другие неудачи не выводят их из строя. Дети с пониженной самооценкой отличаются робостью, пассивностью, повышенной тревожностью, ранимостью. Они избегают, чтобы их оценивали, чрезмерно чувствительны к критике и неудачам, стараются быть в тени.

Нашему обществу нужны деловые, компетентные, целеустремленные люди. Эти качества сочетаются с оптимистической самооценкой, с верой человека в свои возможности. Формировать у человека такие качества необходимо с самого раннего детства и на протяжении всей жизни.

Хорошая оценка учителя рассматривается учеником не столько в своем специфическом качестве - как оценка конкретных знаний, сколько как общая оценка его достоинств, то есть «плохой» он или «хороший». В соответствии с оценками учителя складываются и взаимоотношения между детьми в младших классах. [41]

В середине детства ребенку уже открыты главные проявления жизни:

Реальная, где есть ограничения на активность;

Фантомная, где ограничения очень строгие и без их соблюдения просто невозможно существование;

Живая, где ограничения не ощущаются, их как бы и нет, единственное ограничение – собственное тело. Оно умеет уже действовать в этих проявлениях: умеет слушаться (это реальная жизнь); умеет бояться, ну, например Бабы-Яги (это фантомная жизнь); умеет веселиться, играть (это полная жизнь).

Наши семилетние дети способны на эксперименты над собственной жизнью, пусть кратковременные, не всегда результативные, но уже делают это. Так развивается воля. Не хотел идти, а пошел. Не потому, что уговорил кто-то, а сам себя заставил. [2]

Можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация-это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношения. Действия - это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Учителю и классному руководителю (педагогу) следует помнить об этом, организуя любое дело, направленное на формирование познавательного интереса у учащихся. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают много нового, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества, что благоприятно влияет на поставленные педагогом цели. Таким образом, школьники приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Нужно:

верить в каждого ребенка и его возможности;

оценивать не личность, а действия, поступки;

видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;

проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому педагог (классный руководитель) для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью.

Огромную роль в создании положительного эмоционального отношения к учению и учебному труду играет коллектив. Опираясь на него, классный руководитель может привлечь к учению учеников, «выпадающих» из общей работы класса, равнодушных к учебному труду. Коллективная деятельность сопровождается обычно взаимопомощью и при умелой поддержке учителя приводит к большему успеху, чем может достичь ученик в одиночку.

Понятие «воспитание» очень близко к слову социализация, но воспитание это прежде всего направленное действие посредством которого индивиду стараются привить желательные качества и свойства. Воспитателями выступают не только отдельные люди, но и весь семейный, весь школьный уклад. Социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, при которых индивид приобщается к культуре. Основное внимание нужно уделять социальному воспитанию в школах. Школа – один из ведущих институтов воспитания. Она должна обеспечить целостный, непрерывно организованный воспитательный процесс. Жизнь учащихся в школе является педагогически организованной. Воспринимая огромный позитивный нравственный опыт, накопленный обществом, дети подчас сталкиваются в семье, в кругу знакомых, на улице с дурными привычками, слышат высказывания, которые противоречат социальному окружению (образу жизни). И если с этим негативным опытом не бороться, то дети, как губка, впитывают его в себя, усвоят и в дальнейшем подобный опыт может стать отправной точкой отклоняющегося поведения. [11]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА

1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.1.2. Состояние здоровья  школьников с интеллектуальной   недостаточностью, его влияние на успешность обучени...

Формирование привычки здорового образа жизни у младших школьников в условиях интерната

Формирование у детей привычки здорового образа жизни  актуальная, своевременная и достаточно сложная задача. Ведь именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровь...

Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников—важное направление в современной школе.

Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно вл...

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей младшего школьного возраста: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании шко...

Статья "Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников"

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями...