Статья "Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников"
статья

Казанцева Жанна Юрьевна

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья. В качестве одного из необходимых образовательных результатов ФГОС НОО определяют «формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников

Автор: Казанцева Жанна Юрьевна

          «Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто» - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья. В качестве одного из необходимых образовательных результатов ФГОС НОО определяют «формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни» [6, с.6]

          Обучение культуре здорового образа жизни решает следующие задачи:

-осознание учащимися ценности здоровья, как в личном, так и в общественном плане;

-формирование умения принимать самостоятельные решения;

-воспитание у учащихся потребности поддерживать свой организм физически здоровым, вести здоровый образ жизни;

-координация действий воспитательной деятельности школы и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни учащихся.

          Для реализации данного направления в соответствии с программой, разработанной в лицее, провожу следующее: гимнастику до занятий, «Минутки вхождения в день», мероприятия по профилактике стрессогенных состояний, динамические паузы на уроках, подвижный отдых на переменах, внеурочную деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа здоровья», работаю по программе «Разговор о правильном питании»

Специальные занятия для наиболее успешной адаптации учащихся «Минутки вхождения в день» в 1-ом классе проводила 3 раза в неделю в сентябре и октябре, в последующие месяцы 1 раз в неделю (в понедельник обязательно) и по мере необходимости в дальнейшем. Во 2-м-3-м и 4-м классах в понедельник обязательно, в дальнейшем по необходимости. “Минутки” можно проводить в виде бесед, упражнений с сюжетным содержанием, с музыкальным сопровождением, с элементами психогимнастики. После проведения таких занятий детям намного легче было войти в школьную жизнь.

          Одним из направлений в укреплении здоровья школьников является снижение психоэмоционального напряжения, стресса, тревожности. С этой целью я провожу с учащимися своего класса мероприятия по профилактике стрессогенных состояний путём обучения школьников навыкам управления своими эмоциями и формирования чувства уверенности в себе. Это курс специальных занятий на развитие различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) – психогимнастика. На этих занятиях широко используются элементы изотерапии, сказкотерапии, библиотерапии, практически все занятия имеют музыкальное сопровождение. Занятия строю на воображаемом материале, чтобы не отвлекать внимание детей на атрибуты. Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, которые я провожу 1раз в неделю по 10-15 минут.

          Поскольку в школе ребята большую часть времени проводят на уроках, необходимо, чтобы содержание урока являлось источником информации о здоровье. С этой целью использую различные задания не только на специально запланированных уроках окружающего мира, а на всех предметах. На уроках русского языка можно использовать тексты диктантов, упражнений, изложений. Например:

Диктант

СПОРТСМЕН

Зима. Мерзнут Петины уши. И вдруг Петя видит такую картину…

Он видит в проруби человека. Он никого не зовет на помощь. Напротив. Он совершенно спокойно сидит в воде. Он даже с улыбкой фыркает.

Человек вылез из проруби. Поплясал на снегу. И опять полез в прорубь.

Через некоторое время человек снова вылез из проруби и преспокойно, с улыбкой оделся. Он не стучал зубами, не ежился, ничего такого не делал. Он улыбался.

          Популяризации здорового образа жизни также служит написание сочинений – миниатюр по следующим темам: «Мой любимый вид спорта», «Мой режим дня», «Любимое блюдо нашей семьи», «Как я победил простуду» другие.

          На уроках чтения расширять представления о здоровом образе жизни помогает анализ произведений заданной тематики, работа с пословицами, изучение биографий писателей и поэтов.

          На уроках математики использую специальную подборку задач, например:

1) Чеснок – очень полезное растение. Учёные говорят, что если пожевать дольку чеснока 3 минуты, то во рту не останется микробов. Сколько секунд составляет это время?

2) Одна выкуренная сигарета разрушает 25 мг витамина С, дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина С ворует у себя тот, кто выкуривает 10 сигарет в день? Сколько витамина С у него остается?

          В 4 классе на уроках математики выполняли коллективные проекты: «Путешествие по Черноморскому побережью», «Быстро ли растёт человек», «Волосы», «Производительность сердца», «Скорость, с которой течёт кровь»

Считаю важным, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни.

          Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа здоровья», реализуемая в нашей школепредполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Программа состоит из четырёх частей:1 класс «Азбука здоровья», 2 класс «Тропинка к здоровью», 3 класс «Если хочешь быть здоров», 4 класс «Секреты здоровья».

          Методику работы с учащимися строю в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком, делаю акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинги, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения т.д.), необходимыми для развития навыков ребенка. Занятия включают в себя не только вопросы физического развития, но и вопросы духовного здоровья. Занятия провожу в виде проблемных бесед, практикумов, дискуссий, часто применяю групповые формы работы, проектный метод.

          Так при изучении темы «Режим питания» в 1 классе, использую групповые формы работы. Группы получают задания: 1группа - подготовить ответ на вопрос: Кто что ест? Назовите животную, питательную растительную пищу. II группа - провести игру "Выбери полезную пищу". III группа - организовать игру «Угадай, где я живу» (про витамины), IV группа - провести игру «Этикет. Как вести себя во время еды?» (выбрать сказочного героя, разыграть сценку о правилах поведения за столом). Во 2 классе, работая в группах, дети составляли «Меню на день» с 5-разовым питанием, «Правила профилактики простудных заболеваний»

          Во 2 -3 классах применяю метод «Мозгового штурма» при изучении таких сложных тем, как «Гигиена умственного труда», «Как увеличить силу сердца», «Гигиена воздуха», «О вреде курения», «Отравления», «О вреде алкоголя», «Предупреждение несчастных случаев», «Как предупредить инфекционные заболевания», «Предупреждение вредных привычек» и др.

Часто провожу игры «Поле чудес», «Аукцион цветов», «Весёлые старты», «Переполох в лесу», «Дружные ребята» и другие. В классе работает «Городок юных мастеров», ребята выполняют панно, аппликации по мотивам сказок о здоровье: «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Айболит», и др., инсценируют сказки. Учащиеся оформили электронную книгу-памятку «Закаливание организма», выполнили коллаж «Здоровье», составили памятки «Режим дня» и «Правильное питание», проводили тесты, анкетирование, подготовили и провели праздники «Традиции русской кухни», «Путешествие в страну Здоровья».

          Учащиеся выполняли исследовательские проекты «Почему в сыре дырки», «Пейте дети молоко» «Вред и польза кока – колы» «Секреты закаливания» и другие, которые успешно представили на научно-практической конференции «Первые шаги в науку», проходившей в лицее.

Большую роль в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья играет семья. Основная цель работы с родителями - переориентировать их из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества.       Младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.

          В своей работе с родителями я использую следующие формы и методы: родительские лектории, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников (например: «В семье растёт сын. В семье растёт дочь.», «Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге», «Физические и душевные травмы»); беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья; совместные праздники и творческий дела; анкетирование; дни открытых дверей.

          В работе использую программу «Разговор о правильном питании», которая предполагает совместную деятельность всех участников общеобразовательного процесса. «Основная цель инициативы – помочь родителям сделать своих детей здоровыми и счастливыми» [2,с.3] Работая во втором классе по модулю «Разговор о здоровом и правильном питании», ученики вместе с родителями составили специальную кулинарную книгу, которая пополняется рецептами тех блюд, приготовление которых освоили сами дети. Важным образовательным инструментом в реализации данной программы является сайт, адрес которого www.prav-pit.ru. Для учащихся и родителей моего класса самыми интересными на сайте стали участие в работе кулинарной студии, игра «Город Здоровья», кулинарный конкурс.

          Все эти формы и методы работы дают возможность осуществлять неформальные связи с родителями, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровье так же заразительно, как и болезнь. “Заразить здоровьем” - вот цель, к которой стремиться школа.

Литература

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А.Алябьева.- М.:ТЦ Сфера. – 2003. – 88с.
  2. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.:Абрис, 2019. 80 с.
  3. Корначеева И.М. Формирование здорового образа жизни у младших школьников [Электронный ресурс]// «Первое сентября»: электронная газета, 2010. 04.апр. URI: https://urok.1sept.ru/articles/571546 (дата обращения:16.11.2020).
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. – 2002.- с.10.
  5. Сураева Л.И. Технология педагогики здоровья/Л.Сураева, О.Федорахина//Приложение к журналу “Директор школы”: “Экспресс опыт”.- №2.- 1999. – с.6-12.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся  через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб...

Особенности формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников.

Данная статья будет полезна учителям, родителям и учащимся...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей младшего школьного возраста: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании шко...

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Программа коррекционно-развивающих занятий  по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья», 4-8 кл...

Занятие по здоровому образу жизни с младшими школьниками "Азбука здоровья"

Знакомство детей с правилами Здорового образа жизниПамятка родителямПрограмма здоровья для семьи...