«Развивающее влияние мелкой моторики на речь детей раннего возраста»
статья по теме

Свиренко Светлана Анатольевна

Данная статья расскажет о влиянии движений пальцев на развитие речи ребёнеа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развивающее влияние мелкой моторики  

на речь детей раннего возраста».

«Движения, особенно движения пальцев рук, сами по себе необыкновенно сильно стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше движения входят в жизнь ребёнка, тем больших высот можно достигнуть.»

(Б.Никитин)

   

 Возраст 2-3 лет – это возраст интенсивного развития речи. За год активный словарь ребёнка от 300 слов растёт до 1500 слов и более. Важно подчеркнуть, что развитие речи – процесс сугубо индивидуальный. Некоторые малыши начинают сразу хорошо говорить, а другие сначала нарабатывают словарный запас.

    Ребёнок первых лет жизни овладевает не только смыслом слов, но и звуками родного языка. Некоторые дети даже к 5-6 годам страдают недостатками речи. В чём коренятся причины речевых недостатков? Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих факторов. Большую роль здесь играет влияние окружающих,  ребёнок учится на примере речи близких ему людей.

     Но и сам ребёнок, так сказать, творец своей речевой деятельности.  Одним из показателей интеллектуального развития является уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук.

    Исследования наших физиологов подтверждает связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребёнка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

    Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка.

     Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно ещё во 2 веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.

   В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим эффектом. Регулярные упражнения с шарами, зажатыми в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

     Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития. Развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим и нервно-психическим развитием, поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

   Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе. Тревожного состояния ребёнка в школе.

   В определённом смысле подготовку к школе можно начинать с младенчества. И пальчиковые игры для этого незаменимы: есть много шансов, что ребёнок  вовремя научится хорошо связно говорить, а затем читать.

     Занятия с пальчиками лучше всего начинать с трёхмесячного возраста. Пока ребёнок сосёт грудь, мама берет его ручку и массирует каждый пальчик, гладит  ладошку. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребёнка сгибать и разгибать по очереди.(Рука – совершенное произведение природы, тут расположено огромное количество мелких сухожилий , мышц, костей и суставов. Кисть малыша очень чувствительная, она гораздо нежнее взрослой и очень бурно реагирует на внешние раздражители.) Эти занятия полезно проводить ежедневно в течении 2-3 минут. Такие простые упражнения благотворно скажутся на здоровье малыша, будут способствовать раннему развитию речи. Читаются  всем известные стихотворения: «Сорока-белобока» и «Ладушки». Они и станут первыми пальчиковыми играми  крохи.

   Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. Повторимся: в коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и её развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребёнка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

    Так же у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

   Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьёт воображение и память.

   В работе с детьми используется основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (т.е. количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

     Однако пальчиковые игры – это прежде всего весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.

   Сейчас существует множество пособий с описанием пальчиковых игр. Вероятно, абсолютно все они хороши. Но у каждого воспитателя есть любимые стихотворения, которые непременно вызывают восторг у детей.

«Моя семья», «Замок», «Этот пальчик хочет спать», «Сидит белка на тележке», «Мы капусту рубим», «Пальчик-мальчик, где ты был» и «Этот пальчик гриб нашёл». Многие пальчиковые игры базируются на русских народных потешках. Заучивая такие тексты, дети впитывают красоту русского языка.

   А ведь, известно давно, что с помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком. Что актуально в период адаптации детей к условиям ДОУ. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу. Любовь, веру в него.

   Украшает пальчиковые игры – пальчиковый театр. Ребёнок надевает на пальчики игрушки – головки персонажей (зайка, мышонок, петушок, лисичка) и совершает с ними игровые действия. Стоит ли говорить, какое это имеет значение для развития творческих способностей!

   Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают, кроме рисования и лепки,  игры с предметами: мозаика, пазлы, пирамидки, шнуровки; застёгивание пуговиц, кнопок, липучек; нанизывание бус, игры с карандашами и крупой, игры с песком и водой, отрывание бумаги («салют»), игры со спичками, счётными палочками, прищепками; свернуть и развернуть «сюрприз» в фантики от конфет.

Задача воспитателя – поддержать у ребёнка интерес к этим предметам, организовывать общение малыша со сверстниками в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь.

   К работе по развитию моторики следует подключать родителей.
Пусть помогают  ребёнку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращают  внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держал  чашку, ложку, карандаш, умывался.  Важны беседы, консультации, подборки упражнений, задания по изготовлению пальчикового театра.  Будет чем занять малышей в долгих очередях, длительных поездках в транспорте, т.п.! Ведь, недостаток впечатлений  и некоторые ограничения хорошо компенсируются тактильной стимуляцией. Пальчиковые игры расслабляют и успокаивают ребёнка, а также развивают речь, способствуют формированию познавательных процессов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Мастер-класс

Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознаком...

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста....

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на речь»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действит...

Мастер-класс "Дидактические игры своими руками для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста"

Одной из эффективных форм системы непрерывного образования педагогов дошкольного образования являются методические объединения.Методические объединения – специальный комплекс практических меропр...


 

Комментарии

Качурина Ирина Николаевна

В своей статье Вы рассказали о вещах, которые известны многим педагогам. Мне кажется, если бы Вы поделились своим опытом работы с детьми, имеющими определённые речевые трудности,то мне, как читателю было бы более интересно.