Трудовое воспитание детей- инвалидов по слуху в начальный период обучения во внеурочное время
статья на тему

Карпенкова Елена Геннадьевна

 

Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, т.к. формируя добросовестное отношение к труду у своих воспитанников, мы прививаем ведущие нравственные качества.

          В школе-интернате, как и во многих российских школах, сложилась определённая система трудового воспитания подрастающего поколения, которая реализуется через непосредственно учебный, производительный и общественно-полезный труд.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_vospitanie.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Трудовое воспитание детей- инвалидов по слуху в начальный период обучения во внеурочное время                                                                                                                      

                                                                                                                 

                                                                                                                   «Труд всегда был обоснованием                                                                                                        

                                                                                                                    человеческой жизни»

                                                                                                                   «Трудовое воспитание – это гармония                                                                                                                        

                                                                                                                    трёх понятий: надо, трудно и прекрасно»

 Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, т.к. формируя добросовестное отношение к труду у своих воспитанников, мы прививаем ведущие нравственные качества.

          В школе-интернате, как и во многих российских школах, сложилась определённая система трудового воспитания подрастающего поколения, которая реализуется через непосредственно учебный, производительный и общественно-полезный труд.

          По мнению К.Д. Ушинского, учебный труд едва ли ни самый тяжёлый для ребёнка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом. Для воспитанников подготовительного и первого классов этот вид деятельности становится основным.

          Одним из главных видов детского труда на начальном этапе обучения в школе-интернате I и II вида является общественно- полезный труд, который является основой всей системы трудового воспитания. Общественно-полезный труд – это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая чётко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все воспитанники. В процессе систематического общественно-полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. Главная отличительная черта общественно полезного труда заключается в том, что это труд, в котором проявляется забота каждого участника деятельности об окружающих людях, о школе, о пришкольной территории.

          Одним из наиболее доступных и простых видов общественно полезного труда, с которым человек сталкивается раньше и чаще всего, является бытовой труд. В условиях интерната для детей-инвалидов по слуху бытовой труд включает в себя самообслуживание, домашнее и школьное. Если дети  приучены дома, в детском саду обслуживать себя, помогать другим, то в школе-интернате педагогу значительно легче организовать труд по самообслуживанию. Именно домашний труд воспитывает у детей уважительное отношение к труду родителей, заботливое отношение к младшим, престарелым членам семьи. Но как показывает практика, таких детей менее 30 %.

          Школьное самообслуживание гораздо шире домашнего и направлено на обслуживание коллектива и самого себя. Круг обязанностей бывших дошкольников расширяется: детям надо уметь чистить одежду, обувь, дежурить в классе, самостоятельно принимать душ, застилать кровать, ухаживать за комнатными  растениями и т.д. Необходимо делать это быстро, аккуратно, соблюдая технику безопасности. Обязательность и повторяемость подобных трудовых процессов оказывает дисциплинирующее влияние, воспитывается чувство коллективизма, формируются прочные санитарно-гигиенические навыки. Воспитанники начинают ощущать себя хозяевами класса, организаторами своего совместного быта.

 С первых дней поступления ребёнка в школу-интернат педагоги вовлекают его в жизнь и дела нового коллектива. Используются различные формы организации трудовой деятельности: отдельные поручения, дежурства, коллективные работы, работы в парах, санпосты.        

  Нашей целью является формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем самым маленьким воспитанникам обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.

    К систематическому выполнению трудовых операций воспитанники подготовительных-1классов привыкают, например, в связи с осуществлением режимных моментов. Так, готовясь ко сну, дети раздеваются и аккуратно укладывают вещи; учатся самостоятельно под контролем воспитателя принимать душ, чистить зубы. При выполнении всех этих действий воспитанники приобретают многие умения и навыки, и воспитатель содействует этому.

     Внеурочная деятельность, которую строит воспитатель на 1,2 году обучения, идет по нескольким направлениям: игровая, внеклассное чтение, экскурсии, личностное развитие, бытовой труд ( включая навыки самообслуживания) который,

конечно же, является одним из основных направлений (проходят практические занятия, оборудованные необходимыми материалами, приборами, вспомогательными средствами ).

         Во время подготовки и проведения занятий воспитатель обязательно учитывает индивидуальные особенности и возможности каждого воспитанника, уровень его умений и навыков по данному вопросу при установлении объёма требований к усвоению материала. Предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, а также формы общения с ребёнком. Особенно важны для этой категории детей паузы отдыха и физкультминутки в ходе занятия. Такие мероприятия являются пропедевтикой уроков социально-бытовой ориентировки.

  На занятиях показываются не только приёмы выполнения той или иной работы, но и даётся возможность практически поработать самим воспитанникам. Речью, в связи с бытовым трудом, воспитанники овладевают постепенно: сначала усваивают наиболее употребительные слова и только затем переходят к описанию действий. На первых порах воспитанники будут больше уметь делать, чем рассказывать о том, что они делают. В дальнейшем, в процессе ежедневной работы, воспитатель неуклонно следит не только за выполнением воспитанниками усвоенных умений, но и за употреблением усвоенного словарного материала.

 Для проведения занятий по данному виду деятельности разрабатывается, обновляется речевой программный материал. Содержание программного материала можно объединить в следующие группы:

  • привитие санитарно-гигиенических навыков;
  • навыков по уходу за одеждой;
  • по уходу за посудой;
  • по уходу за помещением;
  • по приёму пищи;
  • общественно-полезный труд (работа на участке, уход за растениями, работа в школьной библиотеке, изготовление кормушек и т.д.)

          В подготовительном классе материал бытового труда не разбит на разделы, в связи с тем, что дети с разными наклонностями, индивидуальным особенностями слабо адаптированные к условиям проживания и учебы, только начинают привыкать к школьной жизни, и регламентация работы воспитателя в данных условиях излишня. Контрольные фразы по видам деятельности также не подвергаются проверке.

          В дальнейшем к каждой теме доработан перечень обязательного словаря и фразеологии, которыми должны овладеть воспитанники. Программой предусматривается постепенное нарастание материала по трудности. Занятия трудовой деятельностью помогают детям постепенно овладевать социологическими понятиями и их словесным выражением: работа, труд, коллектив, право, обязанность.

         В данный момент педагогический коллектив воспитателей работает над совершенствованием системы проверки речевого материала по видам деятельности и карт отслеживания динамики развития умений и навыков, которые  помогут отследить формирование их у каждого воспитанника.

          Школа-интернат пытается создать необходимые педагогические условия эффективности детского труда, а именно:

  1. чем раньше ребёнок будет приобщён к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;
  2. трудовая деятельность должна иметь общественную значимость;
  3. радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости, утомления;
  4. контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребёнка в своих силах;
  5. труд должен сменяться отдыхом;
  6. каждое трудовое задание должно заканчиваться полезным и по возможности видимым результатом;
  7. труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей;
  8. в процессе трудовой деятельности воспитанники должны не только  выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.

          Формируя трудовую культуру с младшего школьного возраста, мы получим активного, самостоятельного, инициативного, трудолюбивого гражданина своей страны.

Заместитель директора по ВР    Курская с(к)о школа-интернат I и II вида – Е.Г. Карпенкова

Литература:

  1. Журнал «Воспитание школьников» №2 2008г.
  2. Воспитательная работа  в интернате школы для глухих детей» под редакцией С.А. Зыковой, Москва 1961г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...

ДОКЛАД на тему: «Игра как средство обучения, воспитания и развития познавательных процессов на начальном периоде обучения в 1 классе»

На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы и собственного педагогического опыта разработаны и апробированы игры и упражнения (развивающие, дидактические), которые повы...

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...

Воспитание школьников с нарушением слуха в каникулярный период

Дети с нарушением слуха так же, как и слышащие дети, нуждаются в полноценном развивающем каникулярном отдыхе. Он должен быть грамотно организован и направлен на активную коммуникацию детей с нарушение...

ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Образование и воспитание детей – инвалидов начальных классов с применением дистанционных технологий....

Статья. Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в общеобразовательной организации

В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание учителя должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития....