Внеклассно емероприятие "Пожар в лесу"
методическая разработка на тему

Внеклассное мероприятие по теме "Пожар в лесу" со стихотворениями и песнями. Главный герой- гость  занятия - это символ Универсиады: Юни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozhar_v_lesu.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Разработка классного часа по теме «Пожар в лесу»

1. Арсланова Гульчачак Кадировна , учитель начальных классов, первая квалификационная категория.

2.. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №10» города Елабуга Республики Татарстан.

 

 

Аннотация    внеклассного часа.

       Классный час посвящен экологической проблеме сохранения лесов от пожаров. В работе представлена классификация пожаров, способы борьбы с ними. К классному часу прилагается презентация.

      Урок   имеет   большую   информационную   насыщенность,  по   структуре    соответствует   комбинированному   уроку.  Материал   даётся  не  в  готовом   виде,  а   вводится   с  опорой   на  знания   учащихся,  на   их   жизненный   опыт.

    Для   активизации   познавательной  деятельности  на  уроке   чередуются  различные   формы   работы:  беседа,  презентация,  чтение   стихов.  Данный   урок  построен   в  форме   урока – презентации

     Через   весь   урок «красной»  линией   проходит   воспитание   бережного   отношения   к  природе    родного    края,   района   станицы.  Формируются   навыки   применения   полученных   знаний   в  повседневной   жизни.

Тема: «Пожар в лесу».

Цели классного часа:

дать детям представление о роли леса в жизни человека;

объяснить причины и последствия лесных пожаров;

сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара, научить учащихся правильным действиям при возникновении лесного пожара;

воспитывать бережное отношение к природе, к жизни и здоровью человека.        

Ход урока

1.Установление психологического комфорта.

Учитель:  Придумано кем-то

При встрече здороваться.

Доброе утро! Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день.  Ребята, сейчас мы поговорим с вами об очень красивом месте, но о каком  вы угадаете сами:

Дом со всех сторон открыт  

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.   (лес)

- Да, ребята,  это лес. Сейчас у нас весна, скоро лес будет утопать в зелени, деревьев и лесов. Кто из вас бывал в лесу?

- Чем вам нравится лес?

- Что дает лес человеку?

- Давайте послушаем запись песни "ЛЕСНОЙ МАРШ " (Слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова)

Стук в дверь. В класс заходит талисман универсиады 2013 - крылатый снежный барс « Юни»

Юни:  Здравствуйте, ребята.

Учитель: Здравствуйте, а вы кто?

Юни:   Я – Юни.  Вы, наверное, знаете, что в 2013 году в Казани будет проходить Летняя Универсиада.  Я - Талисман этой Универсиады. Прилетел к вам чуть раньше, чтобы познакомиться с Татарстаном. Пролетая мимо вашего города, услышал красивую музыку. О чём это песня?

Учитель:   Мы слушаем песню о лесе.

Юни:  А что такое лес?

1 ученик: Ты еще не видел леса?

                 Никогда не видел леса?

                 Вот беда –

                 Не видел леса!

                 Посмотри.

                 Ты увидишь,

                Лес наш – чудо,

                Замечательное чудо,

                Удивительное чудо    

                Небывалой красоты.

2 ученик:       Здравствуй, лес, дремучий лес,

          «Полный» сказок и чудес,

          Ты о чем шумишь листвою

          Ночью темной, грозовою?

          Что там шепчешь на заре,

          Весь в росе, как в серебре?

          Кто в глуши твоей таится?

          Что за зверь, какая птица

          Все открой, не утаи.

          Ты же видишь,

          Мы свои!    ( С. Погореловский.)

3 ученик: Дорогой Юни ! В Татарстане есть много прекрасных городов. Но для нас самым очаровательным является наш город – город Елабуга, с его могучими соснами, прозрачными водами, смолистым воздухом, голубым небом и ласковым солнцем. Мы живем в городе, который расположен среди лесов на высоком правом берегу Камы у впадения в неё реки Тойма. Куда ни взглянешь везде лес. Природа окрестностей увековечена русским пейзажистом И.И. Шишкиным.

4 ученик: В наших лесах растет много вкусных ягод: малина, калина, черника, земляника, черемуха.

 5 ученик: Мы ходим в лес за грибами. У нас растут маслята, грузди, волнушки, сыроежки, лисички.  Еще можно найти подберезовики и опят.

6 ученик: А еще в нашем лесу живут разные звери и птицы: медведи и волки, лисы и зайцы, лоси, соболя, глухари и куропатки...

7 ученик:  В нашем районе есть национальный парк Нижняя Кама. Территория парка расположена в долине реки Кама и её притоков Тоймы, Криуша, Танайка, Шильнинка. Многие обитающие в национальном парке являются редкими видами и занесены в Красную Книгу Татарстана. Заповедник охраняет этих животных, птиц, а также  растения.

1 ученик:       Почему мы с лесом дружим,

                        Для чего он людям нужен?

2 ученик:  Лес – это дом для птиц и зверей.

 3 ученик: Лес – дарит нам свои дары: орехи, ягоды, грибы.

 4 ученик: Лес нас согревает. Из его деревьев люди строят дома и топят      печи.

5 ученик: Лес-это лёгкие нашей планеты, около 60% кислорода поставляет лес в земную атмосферу. Лес—это самый верный наш помощник в борьбе за урожай: он хранит влагу, поддерживает полноводность наших великих рек, смягчает климат, останавливает жаркие ветры и пески. Кроме того, лес-это наряд нашей земли. Там, где лес, - там чистый воздух.

6 ученик:   Лес – наш друг!

 7 ученик:  Лес – наше богатство!

  8 ученик: Мы любим лес в любое время года.

     Мы слышим речек медленную речь.

     Все это называется природа

     Давайте же ее всегда беречь.

    Юни: Спасибо, ребята!   Я теперь знаю,  что такое лес. Оказывается, лес –это  огромный мир животных и растений. А там не опасно?

Учитель:  Как вы думаете, какие опасности таит в себе лес? (Заблудились, напали дикие звери, гроза, огонь).

 – Да, правильно, ребята. Для того, чтобы не попасть в беду мы должны знать правила поведения. Но не только у людей, но и у леса есть страшный враг. Давайте, разгадаем загадку, и узнаем о нём:

Много красных языков

 Лижут крыши у домов.

 Надо их остановить

 И водицею полить

 А иначе быть беде –

 Языки будут везде.

 По деревьям, по кустам.

 Всё съедят и тут и там. (Пожар)

 - Верно. Весной много сухой травы и листвы. И как часто то- тут, то там виден дымок: огонь!  Это взрослые и дети жгут прошлогоднюю траву, листву. А это очень опасно. К чему могут привести такие действия людей?

- Действительно, самая страшная опасность в лесу – пожар. Всё, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня в течение нескольких часов. Пожароопасный сезон в лесу начинается весной, когда растает      снег и длится порой до глубокой осени.  Районы, в которых бушуют лесные пожары, объявляют зоной      бедствия.   Лесные пожары приносят огромный вред.

  А какой, подумайте и ответьте.

  -     В огне гибнут деревья, травы, цветы.

  -     Погибают животные, птицы, насекомые.

  -     Если лес горит недалеко от села, то от копоти и дыма      становится трудно дышать.

  -     От лесного пожара могут загореться дома.

   Юни:    А от чего может начаться лесной пожар?  

        -    Во время грозы молния ударила в дерево.

        -    Бросили непогашенную спичку или окурок.

        -  Выжигали траву на поляне.

       -   Оставили непогашенный костер.

       -   Загорелось от выстрела охотника...

     

Учитель: А кто является главным виновником лесного пожара?

   -       Люди!

    Юни:  А почему люди?

Учитель: Основным виновником лесных пожаров является человек - его небрежность при пользовании в лесу огнем во время работы и отдыха. Большинство пожаров возникает в местах пикников, сбора грибов и ягод, во время охоты, от брошенной горящей спички, непотушенной сигареты. Во время выстрела охотника вылетевший из ружья пыж начинает тлеть, поджигая сухую траву. Часто можно видеть, насколько завален лес бутылками и осколками стекла. В солнечную погоду эти осколки фокусируют солнечные лучи как зажигательные линзы. Не полностью потушенный костер в лесу служит причиной последующих больших бедствий.

А теперь давайте представим ситуацию:

- Находясь в лесу, вы почувствовали запах дыма. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Каковы ваши дальнейшие действия? (ответы детей)

- Вы с друзьями выехали в лес на отдых. Вам нужно развести костёр. Как вы это будете делать? (ответы детей)

- При получении ожогов при пожаре необходимо оказать пострадавшему первую помощь. Как вы это будете делать? (ответы детей)

Учитель:   Есть несколько правил поведения, если вы попали в зону   пожара:

  • Если вы увидели, что огонь только-только начал разгораться, при вас, можно попытаться сбить пламя веником из зеленых веток или забросать огонь песком (землей).
  • Если пожар сильный – как можно скорее покиньте опасное место.    
  • Бегите навстречу ветру. Выбежав, немедленно сообщите    в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию.
  • Если сильно задымлено, трудно дышать, нос и рот надо прикрыть мокрой тряпкой – платком, подолом рубахи...
  • Если вы знаете, что недалеко от села бушует лесной пожар, не ходите туда, там опасно!
  • Взрослые люди справятся с огнем без вас.
  • Дети к тушению пожара не допускаются.

Учитель: А теперь давайте посмотрим слайды и выясним, кто и как спасает лес от пожара.

1 ученик: Тушением лесных пожаров занимается специальная служба лесного хозяйства (лесхоз). Они же занимаются и охраной леса. Чтобы не случилось в лесу беды, лесного пожара, за лесом надо ухаживать, охранять его. Этим и занимается лесхоз. Чтобы сберечь лес, лесхозу нужна помощь всего населения и даже детей. А какие правила поведения в лесу вы знаете?  (ответы детей)

 В лесу недопустимо:

  • бросать в лесу горящие спички, окурки, тлеющие тряпки;
  • разводить костер в ветреную погоду и оставлять его без присмотра;
  • разводить костер в густых зарослях и хвойном молодняке, на торфяниках, сухой травой;
  • оставлять бутылки или осколки стекла, которые в солнечную погоду могут сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность;
  • выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, под деревьями, в  прогалинах, а также стерню на полях и в лесу;
  • поджигать камыш.

  Учитель:  Ребята,  лес - это богатство нашей страны, и это богатство нужно беречь. Я очень надеюсь, что вы поняли, какой вред может принести человек природе. Будет очень хорошо, если вы будете помнить об этом всегда.

  1 ученик:       Я узнал, что у меня

     Есть огромная родня:

     И тропинка, и лесок,

     И деревья, и кусток.

     Звери, птицы и жуки,

     Муравьи и мотыльки...

     Все, что рядышком со мною –

                      Это все мое, родное!

     Как же мне в краю родном

     Не заботиться о нем!

     Если я сорву цветок,

     Если ты сорвешь цветок,

     Если все – и я, и ты,

     Если мы сорвем цветы

     Опустеет вся земля

     И не станет красоты

     Если брошу мусор я,

     Если бросишь спичку ты,

     Если все – и я, и ты,

     Не погасим вдруг костры –

     Загорится лес тогда

     И погибнут все деревья,

     Звери, птицы, муравьи.

     Не останется на свете

     Этой дивной красоты!

     Дерево, трава, цветок и птица

     Не всегда умеют защититься.

     Если будут уничтожены они

     На планете мы останемся одни! ( Родное! В. Орлов)

Юни:  Большое спасибо вам, ребята. Вы много знаете о   лесе. А вместе с вами я узнал и о беде, которая может  обрушиться на лес. И мы теперь точно знаем, что лес надо любить и беречь.

Песня « Добрый лес». Блинов. Гурин

Список литературы

http://www.pozharnyj.ru/

http://spirovopch52.ucoz.ru/load/pozharnaja_profilaktika/8

http://www.ivalex.vistcom.ru/obz25.htm

Зайцев А.П. «Стихийные бедствия, аварии, катастрофы». М. 2009 г.

Газета. ru «Ситуация с лесными пожарами».

images.yandex.ru                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Азбука леса"

Внеклассное мероприятие по экологическому воспитанию....

Внеклассное мероприятие на тему: “ Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?” (устный журнал "Будь природе другом")

Внеклассное мероприятие "Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?" для учащихся 2-4 классов по окружающему миру проводится в форме устного журнала. Цель:Подвести к пониманию значения ле...

Внеклассное мероприятие.Путешествие в сказочном лесу.

Создание условий для знакомства с разнообразием жанров народного творчества национальной культурой в процессе организации игровой деятельности....

Внеклассное мероприятие "Кладовая леса"

Занятие предназначено для учащихся начальной школы по УМК  "Забайкаловедение". С помощью заочной экскурсии учащиеся знакомятся с правилами поведения в лесу....

Внеклассное мерприятие "Особенности поведения зимой в лесу"

Воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, выработать потребность в общении с природой....

Внеклассное занятие В лесу эмоций".

Этот материал способствует   улучшению  психологического климата в коллективе. Помогает находить положительные стороны в критических ситуациях....