Использование игровых методов в деятельности педагога
статья по теме
В настоящее время школьные учреждения находятся в процессе поиска новых средств, форм и методов социальной адаптации детей.
Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые,
- во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру,
- во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности,
- в-третьих, интересны детям,
- в четвертых, органически вписывается в современные учебно-воспитательные системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых методов в деятельности педагога
06.02.2013, 20:57 | |
В настоящее время школьные учреждения находятся в процессе поиска новых средств, форм и методов социальной адаптации детей. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, - во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру, - во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности, - в-третьих, интересны детям, - в четвертых, органически вписывается в современные учебно-воспитательные системы. Таким средством воспитания, на наш взгляд, является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет развивающую, познавательную, диагностическую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей, толерантности (терпимости), гуманного межнационального общения. В современной ситуации общественного развития обращения к народным истокам, прошлому является весьма современным. Игра уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и, наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные различия между игровой и неигровой деятельностью. Хотя, например, Й. Хейзинга понятие игры интегрирует в понятие культуры. У каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у каждого поколения свои любимые игры. Анализируя игру в ее историческом развитии, мы можем сказать, что изначально, издревле игра формируется как народная игра. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых и пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры – игротерапия. Игра рассматривает здесь исследователями как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, с окружающим миром. Не составляет, на наш взгляд, исключение и народная игра. Специфика народной игры (коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простота и доступность оснащения и др.) позволяет достаточно быстро включать в нее детей, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих. И в то же время именно народная игра входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: трудовые, семенные, празднично-игровые и прочие. Другими словами, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры. Народная игра может выступать результатом всех жизненных позиций ребенка. Как известно, дети недоигравшие в детстве, страдают, по словам академика В.П. Зинченко, «игровой дистрофией» и сохраняют ее на всю жизнь. Такая социальная психологическая «ущербность» позднее уже практически не поддается коррекции. Многие авторы единодушно признают наиболее «игровым» младший подростковый возраст. Именно в играх можно ненавязчиво откорректировать искаженное понимание нравственных качеств, если поставить ребенка в ситуацию, где он сможет проявить и смелость, и терпимость, и самостоятельность, и мужество. Об этом свидетельствуют и заповеди народной мудрости, выраженные в пословицах и поговорках. В них бережное отношение к игре, ее роль в воспитании детей, указание на необходимость, возрастного подхода к игре, соблюдение меры, недопущение опасных крайностей: «старый хочет спать, а молодой - играть», «ребенок играет куклой, мышка – мышью, а всяк – любимой мечтою», «игра потеху любит», «то не игра, что взаправду пошла», «в игре да в дороге узнают людей», «игра расчетом красна», «делу время – потехе час», «тем не играют, от чего умирают», «играй, да не заигрывайся». Нравственные характеристики, заложенные в них, пронизывают не только игровую деятельность ребенка, включенного в народные игры, но всю деятельность в целом. Однако занять ребенка – еще не значит воспитывать, - подчеркивает С.А. Беличева. Чрезвычайно важную роль при этом играет характер отношений, который складывается в процессе этой деятельности, насколько гуманизированы отношения сверстников, взрослых и детей, как и какие духовные ценности культивируются в коллективе. И в этом народная игра может выступать уникальным средством социализации детей, поскольку позволяет: - принимать игровые роли, отражающие социальные отношения; - оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения детей в игровой деятельности; - имитировать ситуации, адекватные эталонам гуманистических отношений (сопричастность и переживание за собственными действиями товарищей; стремление каждого к установлению гуманистических отношений; участие в регулировании этих взаимоотношений; открытость и понимание других, солидарность; признание права других быть иным, чем ты); - овладеть культурой собственного народа через игровую деятельность и знакомиться с многообразием других народных культур и традиций. Ребенок познает игру через мир, человеческие отношения, в игре формируются его фантазия, воображение, творческие способности, воля. Однако, для того, чтобы игра выполняла роль ведущей деятельности, необходимо, чтобы она проходила не под диктовку взрослого, а спонтанно, чтобы она доставляла ребенку непосредственное удовольствие. Развитие игровой деятельности у детей обычно понимаются как обучение игровым навыкам, как передаче некоторого опыта. В то же время педагогу необходимо создать условия для того, чтобы обеспечить игру как свободную, спонтанную деятельность, для чего необходимо, как минимум, следующее: - создание обстановки максимальной безопасности; - наличие свободного, нерегламентированного времени; - возможность самому ограничить пространство для игры. Перечисленные условия достаточно просты. Неумение детей играть – первый яркий показатель их неготовности к школьному обучению. Но, поскольку существует взлет игровых интересов у детей, связанный с возросшим значением коллектива в дошкольном возрасте, нам необходимо уделять как можно больше внимание к данному направлению. Ребенок в игре проверяет (самодиагностирует) свои силы, имеет возможность проверить их в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности. Огромное количество игр построено на интриге «познай себя», «проверь себя». Для педагогов и воспитателей игра – законный и наиболее удобный метод диагностики потому, что она – форма поисково-экспериментального поведения детей. Известно, игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений друг с другом (симпатии и антипатии). Игровая деятельность дает педагогу возможность увидеть проявление индивидуальности и способности детей. «В игре обнаруживается активность, инициативность, самостоятельность, справедливость, коллективизм ребят и пассивность, индивидуализм, комфортность других».
Литература: 1. Конникова Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе. Л., 1966 2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.1995. 3. Фришман И.И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях. Дис. …канд. пед. наук. Казань, 1992. 4. Шмаков С.А. Ее величество – игра. М. 1992. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-239196-1365510203.jpg)
« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»
Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/03/picture-105165-1372871530.jpg)
Использование игрового метода обучения на уроках английского языка в начальной школе.
Каждый преподаватель (учитель) стремится внедрить свою методику обучения иностранным языкам в программу общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением иностранных языков, а также неязыковых ву...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-672167-1442946560.jpg)
«Формирование речевых умений и навыков с использованием игровых методов обучения в английском языке».
Данная работа позволяет анализировать игру, как метод обучения на уроках английского языка в начальных классах, что дает возможность выделить несколько важных функций, которые она вып...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-715551-1448454502.jpg)
Технология использования игровых методов на уроке иностранного языка.
Статья о теоретических основах применения игровых технологий на уроке иностранного языка в современных условиях как средство реализации ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/25/picture-1294124-1616661245.jpg)
Использование игровых методов на уроках окружающего мира в начальной школе.
Среди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое место занимают метапредметные результаты обучения, в частности, познавательные...
"Использование игровых методов в обучении младших школьников"
Игра - средство познания действительности. Дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/14/picture-1091134-1552513293.jpg)
«Использования игровых методов как средства активизации познавательной активности младших школьников на занятиях английского языка».
использование различных игровых методов...