Творческий проект.
материал (3 класс) по теме

Творческий проект в рамках проведения заочного муниципального конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми младшего школьного возраста в контексте требований ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_zaochnyy.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Оленская основная общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования

Киреевский район

Творческий проект в рамках проведения      заочного муниципального  конкурса

в области педагогики, воспитания и работы

с детьми  младшего школьного возраста  

в контексте требований ФГОС второго поколения

Учитель начальных классов

 Емельянова Елена Викторовна

Апрель 2012 г.

  1. Мини – исследование по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников  в начальных классах

Цель:  выявление уровня сформированности толерантности у младших школьников в рамках подготовки к классному часу «Международный день толерантности», отмечаемому 16 ноября.

Участники: 1-4 классы

Состав участников:

1кл.- 1 чел., 2кл.- 3 чел., 3кл.- 1 чел., 4кл.- 2 чел.

Мальчики- 3 чел.

Девочки- 4 чел.

Дата проведения: 9 ноября

Диагностические методики:

-опрос (приложение №1);

-проективная методика исследования личности (приложение №2).

Результаты:

- обработка ответов учащихся;

- анализ рисунков учащихся;

- итоговая диаграмма «Уровень сформированности толерантности у младших школьников»

1. Опрос:        (Приложение №1)

1.Что такое «Я» и как ты это понимаешь?

2.У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?

3.Ты живёшь вместе с мамой и папой, братом, сестрой. А что по твоему означает слово «семья»?

4.Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?

5.Кто в твоей семье главный?

6.Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди сверстников?

7.Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?

8.Ты не ссоришься со сверстниками, значит, боишься или проявляешь терпение, терпимость?

9.Представь, что в твоём классе будут ученики разных национальностей, как ты к ним будешь относиться, помогать им будешь?

10.Представь, к вам в класс пришёл новый человек, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?

Обработка ответов учащихся проводится по следующим параметрам:

- полный ответ на вопросы 1,3,6,7,8,9,10 – высокий уровень;

- достаточно полный ответ на вопросы 1,3,6,7,8,9,10 – средний уровень;

- неполный  ответ на вопросы 1,3,6,7,8,9,10 – низкий уровень;

- неумение дать достаточно  полный или неполный  ответ на основные вопросы  – группа риска.

Результаты опроса:

- Количество детей, принимавших участие в опросе – 7ч.

- Количество детей, давших полный ответ на группу вопросов - 2ч.

- Количество детей, давших достаточно полный ответ -4 ч.

- Количество детей, давших неполный ответ на группу вопросов - 1  ч.

- Количество детей, не сумевших дать достаточно  полный ответ на группу вопросов - 0  ч.

2.  Проективная методика исследования личности «Проверка уровня сформированности толерантности по рисункам детей» (Приложение №2)

Детям предложено придумать и нарисовать на листке бумаги несуществующее животное и дать ему имя.

Анализ рисунков учащихся

 Дети с высоким уровнем толерантности – 3 человека.

(Рисуют мохнатых, улыбающихся животных)

Дети со средним уровнем толерантности - 2 человека.

(Их животные уже не улыбаются, имеют жесткие линии)

Дети с низким уровнем толерантности – 2человека.

(Изобразили животных с клыками, рогами, человекообразных монстров, таким образом, показывают тенденцию к агрессивному поведению)

Выводы: дети с низким уровнем толерантности

- обладают низким объёмом фактических представлений о ценностях межличностной толерантности, не умеют отличать границы толерантности и интолерантности;

- у них отсутствует выдержка, самообладание, терпение;

- при определённых условиях может возникнуть конфликт.

Итоговая диаграмма «Уровень сформированности толерантности у младших школьников»

  1. Внеклассное мероприятие «Разные миры - одна планета»

Задачи

Воспитательные:

1)        формирование толерантных установок по отношению к разным людям;

2)        формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

3)        развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4)        развитие творческого потенциала учащихся.

Обучающие:

5)        знакомство детей с понятием “толерантность”;

6)        стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций

Методы работы: беседа, игра, упражнения,   музыкотерапия, работа в группах, релаксация, творческие задания.

Возраст участников:  учащиеся 7-11 лет (ученики начальной школы)

Материалы и оборудование:

•        помещение с расставленными столами для групповой работы

 (2 группы – 2 стола);

•        мультимедийное оборудование, презентация;

•        CD-проигрыватель,  музыкальное оформление: песни "Дружба",  "Дети Земли",  музыка для релаксации;

•        тексты стихов для учащихся: С. Маршак  «Всемирный хоровод», Б.Заходер «Мы – друзья»;

•        карточки с творческими заданиями  для каждой группы;

Ход  мероприятия:

  1. (1 СЛАЙД) «Разные миры - одна планета»

Дети заходят в класс под музыку (песня «Дети Земли») и рассаживаются на свои места.

Учитель:  Здравствуйте, ребята. Сегодня наш классный час посвящен теме толерантности и будет проходить под девизом: «Разные миры - одна планета»

Учитель: Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Разные миры - одна планета?» (Ответы детей)

Учитель: Мы все жители планеты Земля. На нашей планете огромное количество стран. Все  люди, живущие на  планете Земля, отличаются цветом кожи, говорят на разных языках, у них разные обычаи и традиции. И все они  должны уважать друг друга и дружить.

2.  (2 СЛАЙД) Стихотворение

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей – и черных, и цветных.

3.Учитель: Ребята, а вы знаете,что16 ноября – Международный день толерантности.(3 СЛАЙД)

Учитель:  А кто мне скажет, что такое толерантность?(Ответы детей)

4. (4 СЛАЙД)

Учитель: ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Уважение, принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни.  Но для того, чтобы понять различия надо, прежде всего, начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?

Дети: С приветствия.

Учитель: Ребята, а когда люди приходят в гости друг к другу, или встречаются на улице, они что говорят? Здравствуйте!Конечно, нужно поздороваться. Каждый воспитанный человек должен здороваться. А ещё можно приветствовать друг друга без слов.И сейчас я хочу вас познакомить, какиемогут быть приветствия без слов    при встрече с людьми в разных странах.

5. (5 СЛАЙД) Упражнение "мировое приветствие".

Учитель:Я приглашаю в центр класса 2 ученика. Представьте себе, что вы встретили посла  из  другой страны и предлагаю  вам под звучащую музыку поздороваться друг с другом.Задание понятно?

(Остальные дети выполняют это упражнение на месте)

Россия - объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.

Китай - легкий поклон со скрещенными на груди руками.

Франция - рукопожатие и поцелуй в обе щеки.

Индия - легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.

Япония - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.

Испания - поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.

Германия - простое рукопожатие и взгляд в глаза.

Малайзия - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.

Эскимосская традиция - потереться друг о друга носами.

6. (6 - 7 СЛАЙДЫ)

Учитель: А теперь давайте послушаем ваших товарищей.

Звучат стихи С. Маршака  «Всемирный хоровод»

Учитель: О ком это стихотворение?

Дети: О детях разных стран и народностей.О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

Учитель: Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Дети: Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

7. Учитель: Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. А всегда ли мы дружны?

(8-9 СЛАЙДЫ) Звучит  стихотворение Б.Заходера «Мы – друзья»

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, отчего это такие закадычные друзья повздорили?

Дети: Мы все разные, даже друзья, и поэтому мы должны научиться  слышать, понимать и чувствовать друг друга. (Песня «Дружба»)

Учитель: Ну что ж, а сейчас давайте поиграем.

Игра «Ты хороший»

Дети стоят  в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека. Мяч должен побывать у всех.

8.Учитель: Ребята, а вы любите сказки?

Послушайте сказку о вечной Любви. (Слайды 10-13)

Жила-была девочка. Звали ее красивым именем - Любовь. У девочки было все, но не было друзей, поэтому девочка постоянно скучала. Решила девочкапойти к старому, седому, 100-летнему волшебнику. И обратилась она к нему с просьбой:

– Помоги мне выбрать, дедушка, выбрать хорошую подругу, чтобы интересно было с ней дружить.

-  Волшебник ответил:

-Приходи завтра, когда птицы запоют, и роса еще не просохнет ко мне в сад.

- Любовь так и сделала. Рано утром она пришла в условленное место. Там уже стояли 5 прекрасных девушек.

- Вот, выбирай - Радость - Удача - Красота - Печаль - Доброта.

- Не знаю, кого. Они все прекрасны.

-Правда, твоя. Но тебе нужно выбрать только одну.

Учитель: А кого бы вы, ребята, выбрали? (Ответы учеников)

Подошла  девочка к  Доброте и протянула руку.

Учитель: Почему девочка выбрала Доброту? (Ответы детей)

Учитель: потому что доброта главная черта толерантности.

9. Учитель: А сейчас задание в группах. Закончить сказку. (Слайд 14)

"Подъехал Богатырь на коне в чистом поле к камню, а на нем написано: направо пойдешь - голову сложишь, налево пойдешь - коня потеряешь, а прямо пойдешь - озвереешь. Была, ни была, решил Богатырь прямо поехать. Едет он на своем богатырском коне, солнце палит, жажда мучит, нигде ни ручейка, ни колодца. Вдруг видит Богатырь - озеро, а вода в нем голубая - голубая, чистая да прозрачная. А посреди озера - остров, и сидит на том острове Змей-Горыныч о девяти головах. Ринулся Богатырь через озеро к змею поганому, махнул своим богатырским мечом один раз - слетели у змея три головы, махнул другой - еще три головы слетели.

Вопрос: что могли сказать Богатырю оставшиеся три головы?

Каждая группа озвучивает свой ответ.

(Ответ примерно такой: "Ты что, озверел? Да пей, сколько хочешь!"). Ребята догадываются, что здесь сработали стереотипы: раз Змей, то надо его рубить.

Учитель:А может, это добрый Змей… Можно ли богатыря назвать толерантным?

Дети: Этого Богатыря вряд ли можно назвать толерантным!"

Учитель: Попробуйте переделать сказку так, чтобы богатырь поступил толерантно.  (Ответы детей)

 10. (Слайд 15)

  Учитель: Вот мы с вами сегодня поговорили о толерантности и давайте сделаем вывод о том, что значит проявлять толерантность? (Ответы детей)

Учитель:

Проявлять толерантность - это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.

11.Учитель: Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, мы надеемся, что вы будете терпимее относиться друг к другу.

Будьте толерантны!

Спасибо всем! До новых встреч! (музыка)

11. (Слайд 16) Фотография  «Ученики начальной школы»


Ш. Практические рекомендации по формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

1.Не  подавлять инициативу ученика, его склонность к фантазии.

2.Формировать уверенность в своих силах и способность успешно решать поставленные задачи.

3.Поощрять стремление ученика самостоятельно находить пути позитивного решения возникших ситуаций, в том числе и конфликтных.

4. Не быть безразличным и равнодушным.

5. Убеждать ребенка, что результат в любой коллективной деятельности зависит от: мотивов и устойчивых установок, от четкого и слаженного взаимодействия, проявления выдержки и ответственности, способности терпеть, преодолевая усталость, умения взаимодействовать с партнерами, подчинять свои интересы интересам команды.

6. Учить ребенка уважительно относиться к своим сверстникам, признавать и понимать их неповторимую индивидуальность, не зазнаваться при выигрыше, не унывать при проигрыше, сохранять дружеские отношения к проигравшим.

7. Стимулировать стремление ребёнка к согласованным решениям, к взаимопомощи и честному поведению.

8. Учить принимать человека таким, какой он есть.

9.Уважать права другого человека.

10.Уважать человеческое достоинство.

11Учить сотрудничеству.

12.Учить уважать и уметь выслушать чужое мнение.

13.Учить поставить себя на место другого человека.

        

Список литературы:

  1.  Бойбородова Л.В., Рожков М.И., Ковальчук М.А.“ Воспитание толерантности у школьников”
  2. Брунько С., Педагогический вестник, 2008 год, “Будь толерантен – попросту терпим”
  3. Воспитание школьников. - 2005. - N 2. - С. 71-74

Методическая разработка сценария сказки о любви и доброте

  1. Классный руководитель №4, 2008 год “Воспитание толерантности”;

Начальная школа плюс до и после “ Воспитание толерантности в начальных классах” (из опыта работ педагогов школы №1120, г. Москва.)

Психологические игры – тренинги

  1.  Маршак С. «Всемирный хоровод», Заходер Б. «Мы – друзья». Стихи.
  2. http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/igrovoi-trening-dlya-mladshikh-shkolnikov-planeta-tolerantnost Игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

7)  http://stud24.ru/pedagogy/issledovanie-urovnya-tolerantnosti-u-detej/28999-90405-page1.html

        

Приложение №2

Проективная методика исследования личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Творческие проекты (примеры простейших детских проектов из опыта работы Семиковой Надежды Леонидовны

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.Метод про...

Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."

В проект «Унылая пора, очей очарованья…»  раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...

Использование возможностей творческой и проектной деятельности на уроках ОРКиСЭ. На примере творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской»

Представление  творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской». Проект посвящён 700-летию преподобного Сергия Радонежского в рамках школьного курса по духовно-н...

Творческий проект: "Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками"

Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе   развития художественного творчества детей...