Учебно-методическое пособие по пожарной безопасности 2
учебно-методическое пособие (1 класс) по теме

Дербишева Надия Нурудиновна

Учебно-методическое пособие по пожарной безопасности (второе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskoe_posobie_po_pb_2.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Краевой конкурс учебно-методических разработок                          по тематике «Пожарная безопасность»

Учебно-методическое

пособие

«Пожарная безопасность»

Составитель:

Дербишева Надия Нурудиновна МОУ СОШ №13

Характеристика

учебно-методического пособия

 «Пожарная безопасность».

Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов, инструкции, памятки / сост. Н.Н.Дербишева.

В пособии отражена специфика проведения занятий по одной из актуальных

проблем - пожарной безопасности.

Использование разнообразных форм и методов проведения занятий (рассказ, беседа, упражнения, игры, анализ конкретных ситуаций, отработка практических действий) поможет эффективнее проводить обучение и воспитание по пожарной безопасности. Материалы пособия могут использоваться педагогами как на уроках ОБЖ в 1-4 классах, так и во внеурочной работе, во время проведения занятий ДЮП.

Разработки составлены с учётом рекомендаций и требований органов Государственного управления служб противопожарной безопасности.

Пособие предназначено учителям начальной школы, руководителям дружин юных пожарных.

Занятия можно проводить в классных комнатах, на спортивной площадке, в спортивном зале охватив от 12 до 30 учащихся.

Введение

Огонь, полученный человеком в древнейшие времена, означал его величайшую победу над силами природы. В то же время, являясь великим благом, огонь принёс людям и тяжёлые страдания.

Огонь наносит ущерб, лишает людей имущества и крова, но самое страшное - на

пожарах гибнут люди.

Причинами пожаров, гибели и травматизма людей на них, как правило, являются беспечность, невнимательность, игнорирование требований Правил пожарной

Безопасности.

Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещённости, осведомлённости о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в ЧС - пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе, городских, сельских условиях - повсюду, где мы живём, трудимся, отдыхаем.

В рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено обязательное изучение тем по пожарной безопасности. Но практика показывает, что отведённого программой времени (2-4 часа в год) недостаточно для полного освещения проблемы пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара. Вот почему возникла острая потребность в создании данного пособия.

Пособие предназначено для оказания научно методической помощи учителю начальной школы. Материал систематизирован и распределён по темам.

Методическое пособие носит комплексный теоретический и практический характер. Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа или беседы с использованием дидактического материала и технических средств обучения. Для успешности освоения практических и теоретических знаний и умений рекомендуется использовать в процессе обучения разные виды деятельности. Использование игр, практикумов, тестов, заданий, конкурсов служит дополнительным стимулом овладения навыками безопасной жизнедеятельности.

Учебный материал распределяется с учётом возрастных и психологических

особенностей обучающихся.

Учебная цель занятия

  • привитие учащимся навыков пожаробезопасного поведения, правильных

действий в случае возникновения пожара.

Задачи

  • формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам

личной безопасности и безопасности окружающих;

  • закрепление знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" по пожарной безопасности;
  • улучшение правовой подготовки;
  •  -обучение правилам пожарной безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ

Люди огненной профессии.        7

Игровой урок-конкурс «ТУШИ ПОЖАР, ПОКА В БЕДУ НЕ ПОПАЛ»        9

Правила детской безопасности. сказка про пожар                        11

Причины возникновения пожара. Что нужно делать при пожаре        15

Первичные средства пожаротушения и их применение        17

Наступает Новый год        19

Беседа «как оказать помощь при ожогах»        20

Памятки по пожарной безопасности        21

                Пожарная безопасность в квартире        ……………………………………..    21

Пожарная безопасность в лесу        21

Если начался пожар        21

Порядок действий в случае возникновения пожара в образовательном

учреждении                                        22

Пути эвакуации и эвакуационные выходы.                                24

Люди огненной профессии.

Литературная композиция ко Дню пожарной охраны.

  1. Бывают авралы на всякой работе,              

        Все, как на пожаре, в бегах и заботе,

        Всё, что не успели, стремятся успеть,

   Сшить, приготовить, построить и спеть.    

   Но коль возгоранье и вправду случится,

   Беда, коль команда на зов не примчится,

   Сгорит всё имущество мигом дотла...

   Останутся сажа кругом да зола.

   Пожарным сегодня мы честь воздаём!

   И оды читаем, и славу поём!

  1. Вы стихии огненной дать отпор умеете, Не боясь, опасности смотрите в глаза.

А порой в бою с огнём жизни не жалеете,

И не раз чужую жизнь вам пришлось спасать.

Пусть же будут ваши дни радостью наполнены,

Пусть хватает вам на все небольших зарплат,

Долголетия, любви и погоды солнечной,

Ну а в семьях пусть царят мир, покой и лад.

  1. Что привлекает в профессии вашей?

Будни романтикой не украшены,

       Тихо и буднично длятся дежурства,

       Нет в ожиданье большого искусства.

Но раздаётся звонок по тревоге -

И боевая машина в дороге.

Борются с пламенем слаженно, дружно. Бойцам приглашений особых не нужно. Может не кожа на них, а броня,

 Если они не боятся огня?

  1. У отделенья пожарной охраны,

Как и везде, есть свои ветераны,

Что много лет на посту отстояли,

Много здоровья и нервов отдали, Пламени ставя могучий заслон!

Вам, ветераны, наш низкий поклон!

  1. Во всём своевременность обеспечивая,

У телефонов дежурят диспетчеры,

Служба их столь же нужна, сколь проста. Им, как и всем, не покинуть поста.

«Пламя начинается со спички».

(Противопожарная песня на мотив «Улыбки».)

На работе взрослые с утра,

И одни остались дома сын и дочка,

Учит брата старшая сестра

Чиркать палочкой о спинку коробочка.

И когда наверняка

Дрогнет детская рука –

Испугается ребёнок с непривычки, Безо всякого труда

Начинается беда,

Так как пламя начинается со спички.

Прибежал весёлый огонёк,

 И. как зайчик, он запрыгал по газете.

Что опасно, им и невдомёк,

И следят за ним с улыбкой наши дети.

А дорога коротка

Для любого огонька,

И уже дымятся разные вещички,

Безо всякого труда

Начинается беда,

Так как пламя начинается со спички.

Вот уж дым пошёл из-под дверей. Соседи «01» набрать успели,

И спасли пожарные детей,

А вещички, извините, все сгорели.

Не случилась бы беда,

Если б взрослые всегда

Убирали от детей подальше спички. Безо всякого труда

Начинается беда,

Так как пламя начинается со спички.

Игровой урок-конкурс «ТУШИ ПОЖАР, ПОКА В БЕДУ НЕ ПОПАЛ»

(VI-VII класс)

Ход урока:

       Предварительная подготовка: за две недели до конкурса необходимо разделить             класс (или классы) на команды, которые должны выбрать себе капитана, название

  и девиз.

        Каждой команде предлагается нарисовать несколько знаков на данную тему.

Засчитываются только нарисованные знаки, соответствующие пожарной

безопасности.

  1. Окурки не бросать.
  2. Не вешать белье над плитой.
  3. Не оставлять включенным обогреватель.
  4. Не забудь потушить костер.
  5. Место для курения.
  6. Огнетушитель.
  7. Запрещается курить.
  8. Запрещается пользоваться открытым огнем.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД

Конкурс начинается с представления команд-участниц. Капитаны в произвольной форме сообщают название команд и девиз. Например, команда «Искорка», ее девиз: «При пожаре не сидим, набираем 01». Команда «Пламя», девиз: «Дал знать

о пожаре и помощь идет - к месту пожара летит вертолет».

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Это - несложный конкурс: нужно лишь отвечать на вопросы, при этом члены команд могут предварительно советоваться друг с другом. Перестрелка вопросами и ответами служит разведкой боем. В течение одной минуты каждой команде загадывают по четыре загадки, потом в течение одной минуты задают по два вопроса. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Загадки

Вот так мошка -

Осиновая ножка!

На стог села -

Все сено съела. (Спички.)

Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь.)

Кругом вода,.

 А с питьем беда. (Море.)

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (Река.)

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица. (Вьюга.)

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (Метель.)

                       Единица наследственной информации. (Ген.)

                       Изменение в генах. (Мутация.)

Вопросы:

  1. От чего люди гибнут на пожаре? (От дыма, огня, ядовитых газов, потери

сознания.)

  1. Что такое эвакуация? (Это экстренный выход из опасной зоны при ЧС.)
  2. Что содержится в пожарном ящике? (Топор, лопаты, огнетушитель, ведро, багор

и ящик с песком.)

  1. Что является причиной пожара? (Непотушенная сигарета, неотключенная

электроплита, игра со спичками.)

ЭСТАФЕТА «Пожарная каска»

Один из участников команды бежит до пожарной каски, висящей на гвозде, снимает ее, надевает и возвращается к своей команде, передает каску следующему игроку, тот должен добежать до места и повесить каску на гвоздь. Так повторяется до тех пор, пока вся команда не выполнит задание.

«Тушение пожара»

Необходимы вода или песок. Эта игра заключается в тушении пожара. Один из игроков команды должен добежать до указанного места: девочка с двумя ведрами или мальчик с тележкой для песка, затем обежать его и вернуться к своей команде. Игра повторяется до тех пор, пока вся команда не выполнит задание.

«Препятствие»

Участники должны на животе перелезть через баллоны, а затем добежать до гимнастической лестницы, залезть на нее, спуститься и возвратиться к своей

команде, передать эстафету.

«Пострадавший»

Понадобятся носилки и, конечно, пострадавший. Два участника должны добежать до места назначения, положить пострадавшего на носилки, добежать до своей

команды и передать их следующим.

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Капитанам команд предлагается по очереди дать правильное объяснение

пословицам и поговоркам.

  1. Дыма без огня не бывает.
  2. Пожар снежком не погасишь.
  3. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  4. Где дым, там и огонь.
  5. Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает.
  6. Затопила печку, а сама на крылечко.

ЗНАКИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Проверка выполнения домашнего задания команд: каждый правильно нарисованный знак оценивается в 1 балл.

ПРАВИЛА ДЕТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Сказка про пожар.

Однажды полез Алеша на стол за конфетами и увидел спички. Конфеты пестрой горкой возвышались в белой блестящей вазочке, а спички лежали рядом в маленьком аккуратном коробке с красивой картинкой. Мальчик тут же забыл про сладости и потянул коробок к себе. Алеша часто видел, как мама включает газ и подносит к конфорке горящую спичку. На плите тут же расцветал большой голубой цветок. Алеша знал, что это огонь. Хотя ему и говорили, что огонь страшный, он никогда не верил, потому что огонь был красивый, и на него было интересно смотреть. Он как будто манил к себе.

Никого из взрослых на кухне не было, и Алеша решил сам сделать такой же красивый огненный цветок. Тем более, что ничего сложного в этом нет! Надо всего

лишь чиркнуть спичкой и поднести ее к плите.

Спички были такие красивые, такие одинаковые, светленькие, с аккуратными темными головками, Алеша взял одну и чиркнул по коробку. В тот же миг случилось что-то страшное: из-под спички выскочила крохотная искорка и начала плясать по кухне, поджигая все вокруг. Где она останавливалась, там немедленно появлялось черное горелое пятно. Кухня наполнилась гарью, дымом, и раздался ужасный голос:

  • Спасибо тебе, непослушный мальчик! Ты снял волшебное заклятие, наложенное на меня добрым волшебником Меридоном много тысяч лет назад. Он заточил меня в этой спичке и сказал, что я смогу освободиться только тогда, когда какой-нибудь ребенок чиркнет спичкой по коробку и появится искра. Но все дети знают, что спички в руки брать нельзя, поэтому долгие годы томилась я в темнице. Наконец- то, мне попался ты, замечательный непослушный Алеша!

Голос захохотал совсем близко и на Алешу глянуло из дыма ужасное огненное лицо с черными глазами.

  • Тебя заколдовал добрый волшебник? - испуганно спросил он. - Значит, ты злая?
  • Да, я злая колдунья Огнильда! Теперь я смогу доделать до конца свое важное

дело!

  • А какое у тебя дело? - дрожащим голосом поинтересовался Алеша.
  • Я должна сжечь всю землю, чтобы не осталось ни кустика, ни травинки, ни

листочка, ни домика, ни человека!

  • Как? - совсем перепугался Алеша. - А что же тогда останется?
  • Огромный костер, - ответила Огнильда и начала колдовать:

Силы злые, ко мне. Солнце скройся в огне! Крени, вени, ламя! Разгорайся пламя! Крени, вени, раз, два, три! Все вокруг меня гори!

Колдунья плясала по кухне. Алеша стоял чуть живой от ужаса: вместо волос у нее был черный дым, вместо рук - огненные струи. Она махала ими и ела все подряд: стол, полки, занавески. А потом она посмотрела на Алешу и раскрыла свой

огромный рот.

Тут Алеша не выдержал и бросился бежать. Он выскочил из дома и увидел, как Огни ль да машет ему из окна своими огненными руками:

  • Никуда ты от меня не спрячешься! Я все равно найду тебя и съем!
  • Что я наделал! - расплакался Алеша. - Зачем я взял спички? Ведь говорила мама,

что нельзя их трогать!

Вдруг на плечо ему села маленькая бабочка.

  • Это ты освободил Огнильду? - спросила она.
  • Я, - виновато ответил Алеша. - Помоги мне, пожалуйста, все исправить!
  • Это очень сложно. Нам надо торопиться, пока Огнильда не сожгла все вокруг. Садись ко мне на спину, я отнесу тебя к волшебнику Меридону, только он может

победить Огнильду.

  • Как же я на тебя сяду, вон ты какая маленькая, - грустно сказал Алеша.
  • Но я же не простая бабочка, Ведь простые бабочки не разговаривают. Я добрая фея Лионелла. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и ты станешь таким

маленьким, что легко уместишься между моих крыльев. В ее лапках появилась тоненькая как волосок золотая палочка:

Тирли-дирли -велеса!

Начинаю чудеса!

Уменьшайся, уменьшайся,

В крошку-гнома превращайся!

Раз - и Алеша стал меньше хлебной крошки! Два - у него на голове появился зеленый колпачок, а на ногах зеленые сапожки с золотыми пряжками. Три - и вот

они уже в воздухе!

  • А зачем ты превратила меня в гнома? - перекрикивая ветер, спросил Алеша.
  • Мы летим в волшебную страну, туда простым людям нельзя! - ответила фея. Внизу под ними проносились зеленые леса, цветочные поляны, реки и горы, потом

они летели над синим морем, и, наконец, усталая бабочка приземлилась на берегу

изумрудно-зеленого острова.

Алеша сразу понял, что остров волшебный, потому что здесь все разговаривали: и

птицы, и букашки, и даже деревья.

  • Привет, - прочирикала неизвестная пестрая птичка. - А чего это от тебя гарью

Алеша сразу вспомнил про свою беду и перестал любоваться замечательными диковинками, которые его окружали. И ничего ему уже было не интересно: ни танцующие цветы, ни поющий ветер, ни кувыркающиеся муравьи.

  • Я освободил Огнильду! - прошептал Алеша.
  • Какой ужас! - воскликнула птичка. - Как же такое могло произойти? Ведь все знают, что Огнильда может освободиться, только если ребенок возьмет в руки спички. Или... Нет, не может быть! Ты заколдованный мальчик? Ты брал спички?!
  • Да! - кивнул Алеша. - Теперь я хочу все исправить.
  • Отнеси его к Меридону, пожалуйста! - попросила Лионелла пеструю птичку.-Я

так устала, что не могу лететь дальше.

  • Конечно! Скорее садись на меня! Нельзя терять ни минуты! - и птичка взмыла в

голубое небо, унося Алешу на своей пушистой спинке.

Остров сверху был круглым, как тарелка. Посреди него возвышалась высокая гора, на склонах которой росли деревья. Только одна дорога вела к самой вершине горы, на которой блестел золотыми куполами дворец доброго волшебника Меридона. Волшебник оказался дома. Он сидел в кресле из облаков и читал огромную толстую книгу. Она висела перед ним в воздухе, а маленькие мотыльки переворачивали страницы. Мери дон оказался высоким старцем с длинной белой бородой и седыми волосами. На нем был белый плащ и высокий остроконечный колпак.

Едва только Алеша вошел в зал, где сидел волшебник, как сгустились сумерки. Меридон нахмурился. Он посмотрел на Алешу, всплеснул руками и воскликнул:

  • Как ты мог взять в руки спички? Ведь детям запрещено их трогать! Ай-ай-ай. Он начал летать по залу и хватать с полок свитки с колдовскими заклинаниями.
  • Не то, опять не то, - волновался он. Наконец Меридон нашел нужный свиток.
  • Скорее, у нас совсем не осталось времени!- крикнул он Алеше. Мальчик подбежал к нему, волшебник встал на серебряный коврик, накрыл Алешу своим белым плащом и, хлопнув в ладоши, быстро проговорил:

День и ночь,

Горы прочь,

Расступись леса-поля,

Повернись скорей земля!

На летающем ковре

У Алеши во дворе!

Раз - и они оказались в Алешином дворе. Но сначала мальчик даже не узнал, куда он попал. Все вокруг выгорело, было черным, а на пепелище плясала Огнильда.

Меридон взмахнул волшебной палочкой и прокричал:

  • В стакане вода!
  •  В доме беда!

В клетке птица!

Огнильда - в темнице!

С неба хлынул серебряный дождь. Злая колдунья завыла, рассыпалась на миллион

искр и превратилась в огненную собаку.

Добрый волшебник опять взмахнул своей волшебной палочкой и повторил заклинание. Огнильда опять взорвалась огненным салютом и превратилась в

костер.

  • Ай, как плохо! Своим непослушанием, Алеша, ты сделал ее очень сильной. Мне не справиться с ней! - в ужасе сказал Меридон. Его волосы растрепались, а

волшебный белый плащ покрыли черные пятна копоти.

Алеша совсем отчаялся, но тут им на помощь пришла пожарная команда. На большой красной машине пожарные ворвались во двор и начали поливать Огнильду водой. Она зашипела, превратилась в маленький костерок, потом в искру, а потом в последний раз вспыхнула и осыпалась на землю кучкой пепла.

Алеша посмотрел на сгоревший дом и заплакал.

  • Никогда больше не буду брать в руки спички. Такая маленькая спичинка, и такая

огромная беда!

  • Не плачь! - погладил его по голове Меридон. - Это хорошо, что ты все понял. Я

же волшебник. Я могу вернуть все обратно.

Он начал водить в воздухе волшебной палочкой и что-то шептать. Алеша зажмурился, а когда открыл глаза, то увидел, что от пожара не осталось и следа. Дом, двор, деревья стояли как и раньше. Он оглянулся вокруг, Меридона нигде не

было.

  • А как же я? - испугался Алеша. - Я что, так и останусь гномом?

Но никто ему не ответил, потому что он был таким крошечным, что никто его не

видел и не слышал.

Алеша сел в высокую траву и стал думать, что ему делать. Если бы все можно было вернуть обратно, то ни за что на свете не дотронулся бы он до спичек. Но время нельзя вернуть назад. И доброго волшебника теперь тоже не вернуть.

  • Не плачь, - услышал он вдруг тихий голосок, - Я помогу тебе.
  • Лионелла! - обрадовался Алеша. Это действительно была фея. Она отдохнула и вернулась к Алеше, чтобы превратить его снова в мальчика.

Лионелла дотронулась до него волшебной палочкой и пропела:

Тирли-дирли-велеса!

Начинаю чудеса!

Все, отныне ты не крошка!

Становись опять Алешкой!

Раз - и Алеша снова стал прежним.

- Спасибо тебе, - прошептал он бабочке и побежал домой.

С тех пор Алеша никогда больше баловался со спичками.

«ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ».

(для учащихся 1-2 классов)

Цель:       учить умению правильно действовать в случае обнаружения пожара.

Задачи: -  познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности; с правилами поведения при возникновении пожара, с навыками осторожного обращения с огнём.

  •  научить разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона 01.

Ход занятия.

I. Организация класса.

II. Беседа по теме занятия.

Учитель: -  Отгадайте загадку, о чём идёт речь?

 Поверчу волшебный круг,

И меня услышит друг.

Дети: Телефон.

Учитель: Верно. А умеете ли вы разговаривать по телефону? Знаете ли вы самые важные, нужные номера? Телефон - хорошая вещь, если умеешь им пользоваться. Давайте подумаем, какие номера телефонов вам нужно знать. Дети: Телефоны родителей (рабочие), пожарная охрана, милиция, скорая

помощь, служба газа.

Учитель: Запомните эти номера:

  1. - пожарная охрана
  1. - милиция
  1. - скорая помощь
  1. - служба газа.
  • Конечно, по этим номерам нужно звонить в экстренных случаях, но есть ещё глупые дети, которые звонят в милицию или пожарным просто так, чтобы пошутить и посмеяться. Представьте, где-то огонь, а пожарных нет.

Случится беда.

  • А теперь послушайте стихотворение: Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом, Кошка выскочила, Глаза выпучила, Бежит заинька с ведром Заливать кошкин дом.

  • О каком страшном происшествии говорится в стихотворении?
  • Дети: О пожаре.

Учитель: - А как вы думаете, отчего возникает пожар?

Дети: - Когда балуются со спичками и зажигалками. Когда забывают

выключить электроприборы.

Кот: Надо знать правила поведения при пожаре.

           При чрезвычайной ситуации паниковать нельзя,

           Нужно умело эвакуироваться, друзья,

          Будьте в общественных местах бдительны и наблюдательны,

          К указательным знакам и выходам запасным внимательны.

Правило 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив одеяло или плотную ткань или потушить водой.

Правило 2. Если огонь не погас, надо выбежать из дома в безопасное место и обязательно закрыть плотно двери.

Правило 3. Сразу же надо сообщить о пожаре, позвонив по телефону 01.

Знает каждый гражданин

Этот номер - 01,

Если к вам придёт беда - Позвони скорей туда.

А если нет телефона –

Позови людей с балкона.

  • Для того, чтобы пожарные приняли вызов, нужно сообщить:
  •  -свой адрес; фамилию и имя; улицу и номер дома;

- чётко объяснить, что и где горит.

 Правило 4. При пожаре дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз, и может закружиться голова. Нужно лечь на пол, так как дым поднимается кверху. Не надо прятаться от дыма в шкафу, под кроватью, - так от дыма не спастись. А пожарные долго не могут найти детей из-за этого.

Учитель: - Ребята, самое главное - не играйте никогда с огнём. Из рыжего котёнка он может превратиться в злого тигра. И тогда будет беда.

  • А теперь поговорим о том, что делать, если случился пожар в школе.

Если случился пожар, то надо эвакуироваться, то есть выйти из опасной зоны, На такой случай есть план эвакуации.

  • Как мы узнаем о пожаре?

- О пожаре нам сообщат сигналы: звуковые и речевые. Звуковой сигнал: 3 коротких и один длинный сигналы школьного звонка, сирена пожарной сигнализации.

Услышав сирены звучание, Немедленно покиньте здание. Слушайте внимательно информацию, Куда надо следовать при эвакуации.

  1. Закрепление.
  • А теперь повторим все, о чём узнали.
  • Как нужно вести себя при пожаре?
  • По какому номеру надо звонить при пожаре?
  • Что нужно сообщить пожарным?
  1. Учебная эвакуация из здания школы. 
  2. V. Итог занятия.

ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Цель: познакомить учащихся с первичными средствами пожаротушения; прививать

элементарные навыки борьбы с огнём.

Оборудование: огнетушитель, картинки (слайды) с изображением пожарного крана

и пожарного щита).

Ход занятия

  1. Организация класса.
  2. II. Вводная беседа.
  • С давних пор люди, осознав разрушительную силу пожаров, стали создавать средства пожаротушения. Первые пожарные команды были вооружены самыми простыми средствами - топорами, ломами, баграми, вёдрами. Всё это размещалось на конных экипажах. На них также размещались лестница и пожарная команда. На отдельной подводе была бочка с водой. Воду нужно подавали вёдрами или с помощью ручного насоса. Место пожара определяли с каланчи - пожарной башни. Поэтому к месту пожара пожарные прибывали с большим опозданием. Сегодня пожарные части оснащены современным оборудованием и средствами пожаротушения.

Но очень важно знать и уметь пользоваться первичными средствами,

находящимися в школах, больницах, детских садах.

III. Ознакомление со средствами пожаротушения.

  • Самыми распространёнными средствами пожаротушения являются:

  • Пожарный щит, на котором размещены: лопата, топор, лом, багор, ведро.

Внизу располагается ящик с песком.

При помощи этих инструментов можно открыть запертую дверь в комнату, где произошло возгорание, засыпать небольшой огонь песком или залить водой. Эти ми же инструментами можно отделить горящую часть строения или мебели, предотвратив распространение огня на другие предметы. Пожарный инвентарь должен использоваться только в случае пожара и всегда находиться в хорошем состоянии и строго на своих местах. Песок должен быть сухим, так как он может быть использован для тушения электроприборов, находящихся под напряжением. Пожарный щит располагается в доступном месте и окрашивается в сигнальный красный цвет.

  • Пожарный кран. -
  • Вы не раз наверное, видели дверцы или ящики на стенах с надписью ПК.

Что же хранится за этими таинственными дверцами?

  • ПК - это пожарный кран. Кроме самого крана там находится пожарный

рукав и прямой ствол. Рукав весит почти 8 кг.

  • Как вы думаете, сколько метров длина рукава?
  • Все пожарные рукава имеют длину 20 метров, хранятся они в двойной скатке, а при использовании их раскатывают. Ствол хранится

присоединённым к рукаву.

  • Огнетушители.
  • Огнетушители служат для тушения небольших очагов возгорания. Время действия огнетушителя ограничено до 1 минуты, в зависимости от вида и вместимости баллона, поэтому действия при его использовании должны быть чёткими и расчётливыми. Огнетушители бывают порошковые, пенные, воздушно-пенные и углекислотные. Порошковый огнетушитель закрывают огонь слоем порошка, углекислотные - холодом, а пенные - пеной.
  • Знаете ли вы, какие огнетушители в нашей школе?
  • У нас в школе порошковые огнетушители ОП-4.
  • Пользоваться порошковым огнетушителем очень просто.

Сначала надо выдернуть чеку. Затем поднимаем ручку вверх до отказа. Через 6 секунд направляем сопло на огонь и нажимаем ручку.

IV. Экскурсия по школе.

Экскурсия проводится с целью ознакомления с местом расположения первичных средств пожаротушения и правилами пользования ими.

V. Итог занятия.

НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД

Цель: закрепить правила пожарной безопасности при проведении новогоднего праздника и каникул.

I. Организационный момент,

Будем учиться разумному поведению,

Чтоб праздничного не омрачить настроения.

II. Беседа по теме.

Новогодняя ёлка стала любимым массовым праздником, которого ждут с

нетерпением все.

Но чтобы праздник не принёс вместо приятных сюрпризов беды, необходимо

соблюдать правила пожарной безопасности.

Нельзя украшать ёлку легкосгораемыми игрушками, обкладывать подставку и ветви ёлки ватой. Применять свечи, хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару.

Для освещения и украшения ёлки необходимо применять электрические гирлянды только промышленного изготовления и имеющие сертификат

пожарной безопасности.

Особое внимание следует уделить пиротехническим изделиям. При их использовании необходимо строго соблюдать инструкции по безопасному использованию для каждого изделия, не использовать их в помещении, лучше всего применять на улице, вдали от жилых объектов.

III, Любим с другом пострелять

И петарды повзрывать,

Ребятишек попугать,

 Больше огоньку поддать.

Кто на праздничной пирушке

Ловко так взорвал хлопушку?

 Гости от испуга в шоке,

У ловкача рука в ожоге.

А кто ёлку наряжает,

На ней свечи зажигает,

 И недоумевает кто потом:

«Почему сгорел мой дом?»

Кто в розетку подключает

Телевизор, тостер, чайник,

И гирлянды, и огни

- Ну-ка, ёлочка, гори!!!

Сеть перегружать нельзя,

Не праздник будет, а беда.

Так давайте же, друзья,

Помнить, что можно и нельзя.

Чтобы праздник принёс радость,

Игры, пляски, песни, сладость.

IV» Итог занятия.

Беседа «КАК ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ПРИ ОЖОГАХ»

Цель: Обучить действиям по оказанию первой помощи при ожогах.

I. Организационный момент.

Неосторожное с огнём обращение

Ведёт к ожогам, к сожалению.

На всякий случай надо знать,

Как при ожогах помощь оказать.

Будем сегодня этому учиться,

                            Следуя принципу - всё в жизни пригодится.

  1. Оказание помощи при ожоге.

Ожоги возникают вследствие несчастных случаев при неосторожном обращении с огнём, горячими жидкостями, горючими материалами. Тяжесть ожога зависит от глубины повреждения и ещё в большей степени от его распространения. Специалисты различают 4 степени ожога.

В жизни, ребята, надо уметь

Опасность предвидеть, на помощь поспеть.

Пожаров, ожогов лучше не допускать,

Но если придётся, действия верные выполнять.

Правильная и своевременная помощь при ожогах предотвратит тяжёлые

осложнения.

При термическом ожоге нужно:

  • смочить обожжённое место спиртом, или раствором соды;
  • наложить марлю, смоченную в растворе марганцовки;
  • забинтовать.

Оказывая первую помощь, ни в коем случае не смазывайте кожу мазями, маслом или другими домашними средствами, нельзя также прокалывать ожоговые пузыри. Можно при ожоге применять и холодную воду. Для этого надо немедленно погрузить обожжённое место в холодную воду либо подставить под струю на 20 - 30 минут до прекращения жжения и болей. Более сильного охлаждения и болеутоляющего эффекта можно достичь, смочив кожу одеколоном. В целях уменьшения болей до приезда врача больному можно дать внутрь обезболивающие лекарства - амидопирин, анальгин. Кроме того, рекомендуется поить его горячим чаем.

  1. Итог беседы.

ПАМЯТКИ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КВАРТИРЕ

  • Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
  • Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить.
  • Не суши белье над плитой. Оно может загореться.
  • Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не

                    зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру.

  • Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕСУ

  • Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без

          взрослых.

  • Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или

          искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

  • Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать

          в ту сторону, откуда дует ветер.

  • Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

ЕСЛИ НАЧАЛСЯ ПОЖАР, А ВЗРОСЛЫХ ДОМА НЕТ, ПОСТУПАЙ ТАК:

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.
  •  Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону «01» или попроси об этом соседей.
  • Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по

         телефону «О1» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

          После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.

  • При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре

          гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или                                   продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

  • Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову

          мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком.

  • Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар.

         Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и

         погасить огонь.

  • Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться и

          ты задохнешься.

  • Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают,

как тебя спасти.

Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: "'Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!

Порядок действий

в случае возникновения пожара

в образовательном учреждении.

Наименование действий

Порядок и последовательность действий

Должность,

фамилия исполнителя

1

2

3

4

1

Вызов

пожарной

команды.

Пожарная команда вызывается по

телефону 01.

Сообщение:

 «Пожар в образовательном учреждении №_ по адресу_______ . Горит (указать, что горит). Сообщил(а) .»

 Задействовать систему оповещения людей о пожаре, поставить в известность руководителя учреждения или заменяющего его работника.

Зам. директора по АХЧ или тот, кто первый обнаружил пожар.

2

Встреча

пожарной

команды.

Место встречи - на улице против главного входа. Встречающий сопровождает начальника пожарной команды к месту пожара, информирует о степени опасности для людей, о расположении ценного имущества.

Зам. директора по АХЧ или тот, кто первый обнаружил пожар.

3

Тушение пожара до

Тушение пожара организуется немедленно с момента обнаружения работниками

Работают огнетушителями:

прибытия пожарной команды.

учреждения, не занятыми эвакуацией детей. Для тушения используются огнетушители и внутренние краны.

преподаватель, зав. кабинетом, где произошло возгорание.

4

Эвакуация детей.

Все дети выводятся наружу из горящего здания через коридоры и выходы согласно плану немедленно при обнаружении пожара или по сигналу оповещения.

Дежурный учитель, технический персонал, учителя, воспитатели, ведущие в этот момент занятия.

5

Сверка списочного состава учащихся с фактическим наличием эвакуированных из здания детей.

Все эвакуированные из здания дети проверяются по имеющимся в классах поимённым спискам (классным журналам). Результаты проверки докладываются руководителю учреждения или заменяющему его работнику.

Зам. директора по УВР,

кл. руководители, воспитатели.

6

Пункт размещения эвакуированных детей.

В дневное время группами (классами) размещаются в_____________.

Зам. директора по УВР,

кл. руководители, воспитатели.

7

Эвакуация документов, ценного имущества.

В соответствии с должностными обязанностями, пожарным расчётом и приказом по образовательному учреждению.

Заместители директора.

Пути эвакуации и эвакуационные выходы.

Требования ППБ 101-89 (извлечения)

  • Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам.

  • Расстановка мебели и оборудования в классах не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.

  • В коридорах, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности.

  • Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.

  • Двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов должны иметь уплотнения в притворах и оборудованы устройствами для

      самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном

      состояния.

          В период пребывания людей в зданиях двери эвакуационных выходов

допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся

(без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.)

Литература

  1. Александрова Н.Н. «Пожарным можешь ты не быть» (классный час) Педсовет №12/2004г.

  1. Гайдуков Н.С. Пожарная безопасность жилых и общественных зданий. -

            Киев, 1977.

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 1 класс/ сост. Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 2 класс/

            сост. Г.Н.Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2007.

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: методическая разработка городского учебно-методического центра по делам ГО и ЧС / сост. В.Г.Трифонов, М.И.Пешков и др. - Волгоград, 1994.
  2. Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении (нормативные документы и инструкции) / сост. О.В.Павлова. - Волгоград:

            Учитель, 2007.

  1. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс./ сост. Т.Ю.Целоусова, Т.В.Максимова. - М.: ВАКО, 2004.
  2. Пожарная безопасность/ сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова, Г.Н.Шевченко. -

            Волгоград: Учитель,2007.

  1. Сулла М.Б. Охрана труда и пожарная безопасность. - М.:

            Россельхозиздат, 1987.

  1. Смирнов В.И. Как защитить жилой дом от пожара. - М.:

            Просвещение, 1974.

         11 .Сюнысов В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности                   жизнедеятельности»: 1-4 кл.: кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1997

         12.Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» ст. 25 от 21.12.94 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-презентация по пожарной безопасности "Пожарная безопасность. Служба спасения 01"

Урок-презентация  по пожарной безопасности для 1-4 классов...

Учебно- методическое пособие "Школа безопасности"

Данное методическое пособие является обобщением многолетнего опыта работы с учащимися по изучению правил дорожного движения. Надеюсь,что данным пособием  учителя начальных классов смогут воспольз...

Урок-презентация по основам пожарной безопасности на тему: «Пожарная безопасность. Служба спасения 01»

Цели:- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;- предупредить баловство детей с огнём.Задачи:- научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодол...

Учебно методическое пособие по пожарной безопасности

Учебно-методическое пособие по пожарной безопасности...

Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов...

Методическое пособие Дидактические игры по пожарной безопасности.

Методическое пособие Дидактические игры по пожарной безопасности для учащихся 1-2 классов....

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....