Учебно - методическое пособие."Игры - пособия для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза".
методическая разработка по логопедии на тему

Кукушкина Светлана Геннадьевна
В учебно - методической разработке представлены два пособия "Считалочка" и "Волшебный сундучок логопеда", предназначенные для работы по формированию языкового анализа и синтеза у детей младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 59154_1.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

1001 идея интересного занятия с детьми

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. ИГРЫ – ПОСОБИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

Кукушкина Светлана Геннадьевна, ГОУ СОШ № 232,  учитель-логопед, г.Санкт - Петербург

Кочергина Ольга Михайловна, гимназия № 278, учитель – логопед, г.Санкт - Петербург

Предмет (направленность): логопедия.

Возраст детей: 1 -4 классы.

Место проведения: класс .

      Практика показывает, что с каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии, и чаще всего встречается дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляющаяся на письме в виде специфических ошибок.

     По классификации специфических ошибок ,разработанной И.Н. Садовниковой выделяется три группы ошибок:

- ошибки на уровне буквы и слога;

- ошибки на уровне слова;

- ошибки на уровне предложения или словосочетания.

     Преобладают в письме школьников пропуски  букв и слогов. Это говорит о том, что ученик не выделяет в составе слова всех его звуковых компонентов.

      Пропуск двух и более букв, как гласных, так и согласных говорит о более глубоком нарушении звукового анализа , приводящего к упрощению и искажению звуковой структуры слова.

      Замены букв могут происходить и потому, что ребёнок выделяет в составе слова нужный звук, но проговаривание не согласуется с темпом письма, или для обозначения этого звука выбирает несоответствующую ему букву. Последнее может иметь место при неустоявшемся соотношении фонемы и графемы, когда не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы, при нечётком различении букв, имеющих сходство в начертании.

     Поиск эффективных методов работы по развитию фонематического восприятия, слогового и звукового анализа и синтеза, Которые бы позволяли детям работать с интересом, вовлекали в одновременную работу всю группу детей, наглядно показывали результат работы каждого ребёнка, привели к появлению пособий – игр «Считалочка» и «Волшебный сундучок логопеда». Такое название пособие получило в мастер – классе, проведённом нами для логопедов на городском семинаре, проходившем в Государственном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого – педагогической реабилитации и коррекции Санкт – Петербурга (ГОУ ЦППРК).Занятие и пособие получили много положительных отзывов и были рекомендованы для публикации.

                            Устройство пособий.

«Считалочка» -  совсем простое устройство. На картонном цветном полукруге наклеиваются цифры от 1 до 9. Укрепляется подвижная стрелка.

«Волшебный сундучок» посложнее. Берётся коробка приблизительно 30*20*3 с открывающейся крышкой (количество коробок по количеству детей в группе).

                                       

   На задней стенке коробки крепятся фигуры, обозначающие слоги, звуки, буквы.

   Имеется коробочка или мешочек с набором фигур с цифрами для слогов( от 1 до 7 ), для звуков и букв( от 1 до 9 ).

    На крышку коробки крепится табличка с номерами правил. У детей в коробке или мешочке по 6 кружочков с номерами правил.

     На картонные дорожки наклеиваются буквы, все варианты, которые нужно дифференцировать. Например:

р

р’

л

л’

д

т

д’

т’

ш

ж

ч

щ

Делаются дорожки с обозначением обобщающих понятий. (Далее будет понятно зачем). Например:

звери

птицы

насекомые

рыбы

овощи

фрукты

ягоды

грибы

мебель

посуда

инструменты

электроприборы

  Все дорожки находятся у логопеда и даются детям по иерее надобности. Имеется у логопеда картотека с речевым материалом: карточки с загадками, выдержками из стихотворений, сказок, рассказов и других литературных источников; предметные картинки, карточки с изображением предметов, среди которых один лишний и т.д.

             Последовательность работы с речевым материалом.

Речевой материал подбирается  учётом постепенного усложнения структуры слов, поэтапно, с учётом дидактического принципа – от лёгкого, знакомого, к более трудному.

          Соблюдается последовательность, предложенная В.И.Мазановой:

- односложные слова без стечения согласных;

- двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов;

- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;

- двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов;

- односложные слова  со стечение согласных в начале слова;

- односложные слова со стечением согласных в конце слова;

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова;

- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова;

- трёхсложные слова.

       

           Речевой материал.

 На занятиях по дифференциации звуков можно использовать следующий материал.

      Загадки.

Дикая большая кошка,                            

В чёрную и оранжевую полоску.(Тигр)

 

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.(Собака)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?(Белка)  

Похож на пони,

Но слишком ушастый,

И с места не сдвинешь –

Упрямец ужасный.(Осёл)

По полю скачет,

Ушки прячет,

Встанет столбом,

Ушки торчком.(Заяц)

Одет всегда я так:

Рубашка белоснежная

И длинный чёрный фрак.

А если вы повяжете мне

Галстук или бант.

Тогда я буду выглядеть,

Как настоящий франт.(Пингвин)

    Договаривание подходящего слова.

Жил – был маленький щенок.          Мчится, что есть духу,

Он подрос, однако,                            Хвост короче уха.

И теперь он не щенок, а                    Живо угадай - ка

Взрослая…(собака)                           Кто же это? …(зайка)

Вяжет мама длинный шарф              В перевалку шёл со льдин

Потому что сын …(жираф)                 К нам на утренник …(пингвин)

На ветке не птичка –              

Сидит невеличка.

Мех тёплый, как грелка,

Кто же это?...(белка)

Шарады.

Прибавьте к тому, по чему мы ходим в помещении, название насекомого, похожего на пчелу.(полоса)

К шипящему согласному добавьте название мелкого места в водоёме.(шмель)

Антонимы.

Подбираем антонимы к словам: темно – светло      тихо – шумно  

вверху – внизу   холодно – жарко и др.  

 

Найти слово, стоящее в предложении на указанном месте.( 1,3 и т.д.)

Чудный остров навещу. Отплачу тебе добром.

На наборном полотне или большой карточке ряд предметов. Нужно исключить лишний. Или играем «Что пропало?».

   Используются отгаданные названия предметов по соответствующей тематике.

                   Пособия в действии.

  «Считалочка» используется и для указания места звука в слове, и для указания количества слогов, звуков, букв.

   Дети находят нужное слово из перечисленного выше речевого материала . Например: «шмель».

Логопед: - На каком месте стоит звук Ш ?

Дети показывают стрелкой ( 1).

Логопед: - Сколько слогов в слове?

Дети показывают стрелкой ( 1).

Логопед: - Сколько звуков в слове?

Дети показывают стрелкой (4).

Логопед: - Сколько букв используем , если будем записывать слово «шмель»?

Дети показывают (5).

Кто – то из учащихся делает обобщение:

«В слове шмель звук  «ш» стоит на первом месте. Слово односложное. В нём 4 звука, 5 букв. Мягкий  знак указывает на мягкость согласного «н», поэтому букв больше, чем звуков. Можно проводить и анализ предложений на слова.

«Волшебный сундучок» используется и при работе по дифференциации звуков, и при работе над слоговым и звуко – буквенным анализом слов, и при анализе слов на предложения. Попутно можно дифференцировать обобщающие понятия, определять, какой частью речи является слово, какие правила нужно использовать при его написании.

            Дифференциация звуков.

В  «сундучке» укладываются дорожки с обозначением нужных звуков и названием обобщающих понятий:

Б

Б’

П

П’

звери

птицы

насекомые

рыбы

           

Детям предлагается загадка: «Сорвать цветок я захотел, а он вспорхнул и улетел». Отгадав, кто это, они кладут «солнышко» на слово «насекомые», затем на  букву «б». «Освещают» солнышком их.

Логопед читает: «Видят, белочка при всех золотой грызёт орех» -  Какое слово с нужным нам звуком найдём в предложении?».Дети кладут «солнышко» на слово «звери», затем на букву – звук б ‘.

Таким образом находится определённое количество слов с различаемыми звуками. Попутно определяется обобщающее понятие, пополняется словарный запас по разным темам.

   

  Слоговой и звуко - буквенный  анализ слов.

С первого класса на нашем логопункте ведётся работа по программе «Профилактика дисграфии», и следовательно идёт коррекция нарушений речевого анализа и синтеза. Проходит она и в последующих классах .«Волшебный сундучок» становится незаменимым помощником.

  В первом классе работа проводится следующим образом. На занятии по дифференциации слогов с шипящими «ж» и «ш» в «сундучке» укладываются дорожки с названиями обобщающих понятий.Например:

овощи

фрукты

ягоды

грибы

ш

ж

ч

щ

Детям предлагается загадка:

Она на лампочку похожа

Для еды она пригожа

Если хочешь, скушай

Зовётся она…(груша).

Дети кладут солнышко на слово груша, затем на букву Ш. Выясняем, всё ли правильно отгадали. Затем каждый ребёнок в своём «сундучке» составляет цифровую схему слова «груша».Белым кружком указывает количество слогов в слове, красным квадратиком – количество звуков, зелёным количество букв.

Или такой вариант.

звери

птицы

насекомые

рыбы

ш

ж

ч

щ

Логопед: Есть копытный великан.

                Шея, как подъёмный кран.

                С рожками, пятнистый,

                Но не очень быстрый .(Жираф)

Дети кладут «солнышко» на слово «звери»,потом на букву Ж. Выясняем, правильно ли отгадали загадку. Каждый ребёнок проводит слоговой и звуко – буквенный анализ слова «жираф».

               

       - показывает, что необходимо при написании слова пользоваться соответствующим правилом.

  Во втором классе работа над словом усложняется. К выше перечисленным дорожкам добавляется дорожка с названиями известных детям частей речи.  

Имя

существительное

Имя прилагательное

Глагол

Предлог

                       

На дне «сундучка» следующая картина:

мебель

посуда

инструменты

электроприборы

Е

Ё

Ю

Я

Имя

существительное

Имя прилагательное

Глагол

Предлог

   

Дети слушают загадку:

 Он плывёт по простыне

 Как кораблик по волне.

 Он хозяйкам добрый друг

 Электрический…(утюг).

Кладут «солнышко» на слово «электроприборы», затем на букву Ю, потом на «имя существительное». После этого составляют схему слова:

Логопед:- Дети, расскажите о втором слове из загадки.

Дети работают над словом «плывёт», кладут «солнышко» на букву Ё, затем на слово «глагол» и составляют схему:

Рассказывают: «Утюг – это электрический прибор. Используем букву Ю для обозначения мягкости согласного «Т’».Это имя существительное. В слове «утюг» четыре звука, четыре буквы. Вспоминаем правило о проверке написания парных согласных        , проверяем словом «утюги».

 Детям нравится самим находить слово в речевом материале, особенно отгадывать загадки.

  При таком комплексном подходе к работе над словом, у детей формируется целостное понятие о нём(смысловое и грамматическое значение слова, слоговой и звуко – буквенный состав, правила, применяемые при написании слова). Формируется лексико – грамматический строй речи, связная речь. Развиваются функции зрительного и слухового восприятия в единстве, образное и логическое мышление.

  Пособия – игры «Считалочка» особенно «Волшебный сундучок» позволяют сделать коррекционную работу эффективной и получать хорошие результаты в исправлении нарушений устной и письменной речи.

            ЛИТЕРАТУРА

1.Волина В.В. Занимательное  азбуковедение. – М.1991

2.Козак О.Н. Загадки и скороговорки. – СПб.,1997

3.Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 -6 лет: Сценарии учебно – практических занятий. – М.,1998

4.Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии//Развитие и коррекция. -2001

5.Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников:Книга для логопедов. – М.,1995

6.Удзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский – с увлечением: Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. – Екатеринбург,1997

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса

Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

Использование ребусов при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Предлагаемая презентация является составной частью  комплексной работы  по  коррекции дисграфии, возникающей на почве нарушения языкового анализа и  синтеза.В основе данного вида д...

Методическая разработка подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Конспект подгруппового логопедического занятия по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза c учащимися младшего школьного возраста с логопедическим заключением  об...

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....