Интеллектуально- литературная игра "Самый умный" для учащихся 1-4 классов
классный час по теме

Михалева Светлана Анатольевна

Интеллектуально- литературная игра "Самый умный"

для учащихся 1-4 классов.

Цель:

-популяризация детской литературы.

Задачи:

- расширить кругозор детей;

- воспитывать интерес к литературному творчеству;

-в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании литературных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная литературная игра "Самый умный"

для учащихся 1-4 классов.

Цель:

-популяризация детской литературы.

Задачи:

- расширить кругозор детей;

- воспитывать интерес к литературному творчеству;

-в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании литературных произведений.

Слайд 1

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости.  

-  Как вы думаете, что такое интеллект? (Это ум, мыслительная способность, умственное начало у человека.)

- Интеллект человека можно развивать. А как? (больше читать книг, общаться с интересными людьми, развивать свою память).

- Какие вы знаете телепередачи, способствующие развитию интеллекта?

Слайд 2

- Я приветствую всех в клубе «Самый умный». Да, да, не удивляйтесь – сегодня все желающие станут участниками интеллектуальной литературной игры «Самый умный».

В нашей игре принимают участие 5 команд, которые будут бороться за почётное звание «Самый умный».  Несколько слов о правилах нашей игры.  Игра состоит из   6 конкурсов, за правильный ответ команда получает балл.

Первым вашим заданием вне конкурса - «Визитная карточка»

 (выбрать капитана, придумать название команды, представить команду)

                                                      -1-

Следить за ходом игры будет строгое жюри._________________

Хочу напомнить, что все вопросы, которые вы сегодня услышите – из области литературы.

Итак, мы начинаем.

Конкурс 1   «Угадай предмет»  (ведущий подходит к каждой команде с вопросами, команда достает по 3 вопроса и дает ответ)

1.С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела).

2.Эта героиня пришла к нам из сказки Г.-Х. Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка).

3.В какой сказке действуют ожившие фрукты и овощи? («Приключения Чиполлино»).

4.Игрушка – главный герой книги и мультфильма, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка).

5.С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла).

6.Назовите личный транспорт Бабы-Яги? –( Ступа / Помело).

7.Как звали отца деревянного мальчика, героя известной сказки? – (Папа Карло).

8.Волшебная скатерть, на которой сама появляется еда? – (Самобранка).

9.В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («Двенадцать месяцев»).

10.У этого героя на голове зелёный хохолок, подёргав за который можно вдоволь наплакаться. (Чиполлино.)

                                                         -2-

 

11.Как звали девочку-куклу, волосы которой были необычного голубого цвета? (Мальвина)

12.Героиня этой  английской книжки побежала за белым кроликом, а оказалась в необычной стране (Алиса).

13.Эта героиня не выходила из дома без  шапочки (Красная шапочка)    

14.Лекарство, которое хотела дать Мальвина Буратино. (Касторка)

15.Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)

Ведущий: Сейчас жюри  подведет итог 1 конкурса.

Конкурс 2 - «ВСПОМИНАЙ-КА»

Ведущий: Ребятам предстоит вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, вообразили, что вы в сказочной стране? Я задаю вопрос по очереди каждой команде, если она не отвечает, ход переходит следующей команде.  За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.

Итак, какие слова надо произнести, чтобы:

1.Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами?   (Сим, Сим, откройся!)

2.Сварить кашу в волшебном горшочке? ((Раз, два, три, горшочек, вари!)

3.Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

4.Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)

5.Какие слова говорила Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь», обращаясь к медведю? (Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.)

                                                         -3-

Конкурс 3  – «СКАЗОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

Ведущий:

- Итак,  я буду задавать  каждой команде   вопрос. Вы должны на него ответить – отгадать сказочное животное, т. е. героя-животное из сказки :

Слайды 3-17

1.Пудель Мальвины (Артемон)

2.Собака доктора Айболита (Авва)

3.Пёс дяди Фёдора (Шарик)

4.Черепаха, которая дала Буратино золотой ключик (Тортилла)

5.Курочка, которая снесла яичко (Ряба)

6.Друг Чебурашки (крокодил Гена)

7.Кот из деревни Простоквашино (Матроскин)

8.Ослик из сказки про Вини-Пуха (Иа-Иа)

9.Конёк- …(горбунок)

10.Слепой кот из сказки «Приключения Буратино» (Базилио)

11.Кошка, которая помогала бабке вытянуть репку (Мурка)

12.Крыса старухи Шапокляк (Лариска)

13.Подруга кота Базилио (лиса Алиса)

14.Кому попала стрела Ивана? (лягушке)

15.В кого превратился гадкий утёнок? (лебедя)

Ведущий:  Молодцы, ребята! А пока жюри подводит итоги - у нас с вами музыкальная разминка.

                              Конкурс 4  – «ВЫБИРАЙ-КА»

Слайды

        -4-

Ведущий: Я предлагаю всем участникам обратить внимание на экран. В этом конкурсе каждой команде  нужно выбрать из предложенных вариантов правильные ответы на мои вопросы. Для этого каждая команда  получает 4 карточки с буквами а, б, в, г.

Слайд 18-19

1.Какой персонаж произведения К.И. Чуковского был «умывальников начальник»?

а) Бибигон;

б) Айболит;

в) Бармалей;

г) Мойдодыр.

Слайд 20-21

2.Кто из указанных героев сказки «Приключения Буратино» является куклой из театра Карабаса-Барабаса?

а) Папа Карло;

б) Тортила;

в) Пьеро;

г) Дуремар.

Слайд 22-23

3.За какими цветами мачеха отправила в лес падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»?

а) ландышами;

б) тюльпанами;

в) подснежниками;

г) розами.

        -5-

Слайд 24-25

 4.Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка?

а) одно;

б) два;

в) три;

г) четыре.

Слайд 26-27

5.За что Чиполлино посадили в тюрьму?

а) перешёл улицу на красный свет;

б) дёрнул Вишенку за косичку;

в) наступил на мозоль принцу Лимону;

г) рассказал плохой анекдот.

Слайд 28-29

6.Кого маленькая разбойница дала в помощь девочке Герде в сказке «Снежная королева»?

а) Жар-птицу;

б) северного оленя;

в) Сивку Бурку;

г) Конька-горбунка.

Слайд 30-31

7.Кого обманула лиса  в басне Крылова?

а) ворону;

        -6-

б) стрекозу;

в) волка;

г) мартышку.

Слайд 32-33

8.Кто из персонажей стихотворения А.Л. Барто всё время вздыхал?

а) зайка;

б) мишка;

в) лошадка;

г) бычок.

Конкурс 5 - ДЕТЕКТИВНЫЙ

(звучит музыкальная заставка композитора В. Дашкевича к телефильму «Приключения Шерлока Холмса….)

Ведущий: Вы слышали когда-нибудь эту музыку? Она звучит в детективном фильме «Приключения ….». А вы знаете, что такое детектив? Это жанр литературы, в котором описываются разные преступления и то, как сыщики их раскрывают по самым незначительным деталям, по отпечаткам пальцев и т.д. Вот и сейчас я предлагаю нашим участникам побыть в роли детективов. Объявляю следующий конкурс – детективный.

Вам предстоит по описанию определить литературного героя. Ведь у каждого уважающего сыщика есть картотека, в которую он заносит приметы интересующих его людей. Такие приметы есть и у нас. Сейчас каждой команде  по очереди будут предложены приметы, по которым они должны б определить героя и назвать произведение.

Если команда  отгадывает героя с первой подсказки  -  получает 5 баллов, если со 2-ой – 4 б., если с 3-ей – 3 б., с 4-ой – 2 б., с 5-ой – 1 б. Если кто-то из ребят так и не определит литературного героя, то ответ могут дать остальные участники игры.

Слайд 35-36

        -7-

 1.Подсказки:

1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.

2. У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы.

3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.

4. Дело кончилось свадьбой.

5. Самым ценным достоянием главной героини был самовар.

Ответ: Муха-Цокотуха. К.И. Чуковский.

Слайд 37-38

2.Подсказки:

 1.Этот герой любит полакомится рыбкой.

2.Этот герой достался в наследство одному бедному юноше, младшему брату, братья которого получили после смерти отца мельницу и осла.

3. Нашему герою удалось обмануть короля, великана-людоеда.

 4.Наш герой называл всем своего бедного хозяина как Маркиза де Карабаса.

5.Первое, что он попросил у бедного юноши – это мешок и сапоги.

Ответ: Кот в сапогах. Ш. Перро.

Слайд 39-40

3.Подсказки:

1.Его голова набита опилками.

2.Он любит ходить на дни рождения своих друзей, в гости, а особенно по утрам.

3.Его увлечение - сочинять вопилки, пыхтелки и сопелки.

4.Его любимые блюда - варенье и мёд.

5.Самый большой его друг - Пятачок.

        -8-

Ответ: Винни-Пух. «Винни-Пух и все, все, все» А. Милн.

Конкурс 6 - « УГАДАЙ-КА»

Ведущий:  Ну что ж собрались здесь самые находчивые самые находчивые, и самые знающие участники игры. Вы показали отличные  результаты. И сейчас самый  решающий конкурс  для капитанов.

- Я прочитаю каждому участнику  отрывок из литературного произведения, вы должны назвать произведение и его автора.

1. «— Бабушка, почему у вас такие большие руки?

— Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

— Бабушка, почему у вас такие большие уши?

— Чтобы лучше слышать, дитя мое.» («Красная Шапочка».Шарль Перро)

Слайд 41

2. «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днём она играла на столе». («Дюймовочка».Г.-Х. Андерсен.)

Слайд 42

3. «Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем их рассказывал». (Н. Носов.«Приключения Незнайки и его друзей»)

Слайд 43

4. «Мне приятно находиться на голове у этой девочки. Мне нравится вместе с ней ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности…» (Красная шапочка)

                                                            -9-

Слайд 44

5. «Я осталась жива только благодаря этой маленькой, хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!» (Дюймовочка, Андерсен)

Слайд 45, 46

Награждение команды - победителя

Ведущий:

- В заключение нашей игры я хочу напомнить нашим ребятам пословицы.

Помните, как в народе говорят:

Учиться никогда не поздно.

Век живи – век учись.

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Ведущий: А моя самая любимая пословица такая:

Книгу прочитал – умнее стал.

И действительно, почётное звание «Самый умный» в нашей интеллектуальной игре получили те, кто много читают!

Чтение – вот лучшее учение. Желаю всем остальным ребятам не огорчаться, а читать больше интересных книг!

        -10-

1.С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована.

2.Эта героиня пришла к нам из сказки Г.-Х. Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут?

3.В какой сказке действуют ожившие фрукты и овощи?

4.Игрушка – главный герой книги и мультфильма, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола.

5.С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок.

6.Назовите личный транспорт Бабы-Яги?

7.Как звали отца деревянного мальчика, героя известной сказки?

8.Волшебная скатерть, на которой сама появляется еда?

9.В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами?

10.У этого героя на голове зелёный хохолок, подёргав за который можно вдоволь наплакаться.

11.Как звали девочку-куклу, волосы которой были необычного голубого цвета?

12.Героиня этой  английской книжки побежала за белым кроликом, а оказалась в необычной стране.

13.Эта героиня не выходила из дома без  шапочки  

14.Лекарство, которое хотела дать Мальвина Буратино.

15.Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас?

1.Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами?  

2.Сварить кашу в волшебном горшочке?

3.Исполнить повеление волшебной щуки?

4.Вызвать Сивку-бурку?

5.Какие слова говорила Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь», обращаясь к медведю?

1.Пудель Мальвины

2.Собака доктора Айболита

3.Пёс дяди Фёдора

4.Черепаха, которая дала Буратино золотой ключик

5.Курочка, которая снесла яичко

6.Друг Чебурашки

7.Кот из деревни Простоквашино

8.Ослик из сказки про Вини-Пуха)

9.Конёк- …

10.Слепой кот из сказки «Приключения Буратино»

11.Кошка, которая помогала бабке вытянуть репку

12.Крыса старухи Шапокляк

13.Подруга кота Базилио

14.Кому попала стрела Ивана?

15.В кого превратился гадкий утёнок?

1. «— Бабушка, почему у вас такие большие руки?

— Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

— Бабушка, почему у вас такие большие уши?

— Чтобы лучше слышать, дитя мое.»

2. «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днём она играла на столе»

3. «Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем их рассказывал».

4. «Мне приятно находиться на голове у этой девочки. Мне нравится вместе с ней ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности…» (Красная шапочка)

5. «Я осталась жива только благодаря этой маленькой, хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!»

    Название

     конкурсов

Команда №1

Команда №2

Команда №3

Команда №4

Команда №5

«Угадай предмет»

«Вспоминай-ка»

«Сказочные животные»

«Выбирай-ка»

«Детективный»

«Угадай – ка»

Итог игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная литературная игра "Самый умный" для учащихся 1-4 классов.

Интеллектуальная литературная игра "Самый умный" адресована учащимся 1-4 классов и может быть проведена в рамках Недели литературы в начальных классах.  К игре прилагается презентация, которая сд...

Интеллектуальная игра «Зимушка-зима!» для учащихся 1-4 классов

Игра проводится по аналогии одноимённой телевизионной шоу-викторины «Счастливый случай»Цель игры:1.Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.2.Совершенствование умения примен...

Интеллектуальная игра "Самый Умный"(по сказкам) 1-2 класс

Методическая разработка + презентация интеллектуальной игры для 2-3 класса, прозволит учителю без особых усилий провести внеклассное мероприятие, обобщающий урок по сказкам, проверить знания детей рас...

Интеллектуальная игра "Самый умный натуралист" для учащихся 4 классов

Интеллектуальная игра "Самый умный натуралист" подготовлена как внеурочное мероприятие для учащихся 4 классов. Это соревнование, состоящее из нескольких туров. В них нужно отвечать на вопросы (о живой...

Сценарий интеллектуальной игры "Поле чудес" для учащихся 1-2 классов. Тема "Весна в природе"

Сценарий  может быть использован на уроках окружающего мира или во внеурочной деятельности....

Интеллектуальная игра "Звездный час" для учащихся 3 - 4 классов "Я люблю тебя, Россия"

Презентация используется для проведения интеллектуальной игры "Звездный час" с учащимися 3 - 4 классов "Я люблю тебя, Россия"....

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 2-4 классов "Юные безусые герои"

Данное мероприятие разработано для учащихся 2-4 классов с приглашением ветеранов и узников Великой Отечественной войны, родителей, накануне 9 мая — Дня Победы....