"Образ Пресвятой Богородицы-прообраз женщины матери"
классный час (3 класс) по теме

Янчина Ирина Анатольевна

Занятие посвящено Дню Матери.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx662.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»

Цели:

  • Совместное установление взаимосвязи Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза женщины-матери;
  • Формирование у обучающихся внимательного и бережного отношения к матери;
  • Привлечение внимания детей к празднованию Дня Матери в России;
  • Развитие устной и объяснительной речи учащихся – работа по формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализировать высказанные вслух мысли.

Оборудование:

  • Презентация мультимедиа по теме урока, мультимедийный проектор, экран, магнитофон;
  • Карточки с названиями групп (приложение 2);
  • Карточки с заданиями для групповой работы (приложение 1);
  • Лист ватмана, фломастеры для групповой работы;
  • Словарь Ожегова (В.И.Даля);
  • Открытки с изображением образа Пресвятой Богородицы, карандаши, фломастеры

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите в окно. Сегодня теплый солнечный день. Я надеюсь, что и наша встреча разбудит в ваших сердцах светлые, теплые чувства. Тема занятия (появляется слайд 1) «Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери».

Звучит мелодия (слайд 2). На экране появляются фотографии: женщина-врач, женщина-повар (учитель, милиционер).

Учитель: Кто сочетает в себе главные особенности всех этих профессий?

Дети: Мама.

Учитель: почему так решили?

Дети: Мама готовит каждый день еду. Если мы заболеем, она ведет нас к врачу, дает таблетки…

Учитель: Кто для вас мама?

Дети: Друг, помощник, самый любимый человек.

Учитель: Как вы называете маму ласково?

В качестве подтверждения учитель читает стихотворение (оно может быть подсказкой для ответа на первый вопрос).

Так уж бывает,

если случится

в доме беда,

Мамины руки,

мамино сердце

рядом всегда.

Ее руки нежно погладят – станет теплей.

Ее сердце вспыхнет любовью –

станет светлей!

Учитель: 28 ноября в России празднуют День Матери (слайд 3)

  1. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня я предлагаю вам зажечь на небосклоне новое созвездие. Это будет подарком для всех мам. Сегодня вы работаете в группах. Это историки, литераторы, художники и мудрецы (эксперты). Каждая группа должна выполнить определенное задание, и тогда на небосклоне вспыхнут яркие звездочки. Пусть вам поможет тепло ваших сердец и божья благодать.

(Дети сидят группами. На каждом столе таблички «Историки», «Литераторы», «Художники», «Эксперты». Каждой группе учитель дает карточку с заданием (приложение №2). Дети читают и выполняют ее в течение 5 минут)


Выступление групп (по 3-4 минуты). После каждого выступления на экране зажигаются звездочки (слайд 4).

Учитель: Каждый из вас зажег сейчас звездочку для своей мамы. Получилось настоящее созвездие. Какая звезда будет самой яркой на нем? (Ответы детей) Почему вы так думаете?

  1. Открытие новых знаний.

Звучит музыка. Появляется в центре созвездия образ Пресвятой Богородицы.

Учитель: Кто это? Какой вопрос у вас возникает?

Дети: Почему Пресвятая Богородица самая яркая звезда?

Учитель: попытаемся разобраться. Древние русичи воспринимали Богоматерь как общую – любимую и почитаемую – Матерь, близкую, родную, Заступницу перед Богом. Церковь с древних времен почитает и воспевает в своих службах Пресвятую Богородицу. Как называются праздники, посвященные  Пресвятой Богородице?

Дети: Богородичные.

Учитель: Перечислите некоторые из них.

Дети перечисляют названия праздников (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во Храм  и т.д.).  

Учитель: Церковный год начинается с праздника Рождество Пресвятой Богородицы и заканчивается праздником Успение Пресвятой Богородицы.

Свою любовь, свое преклонение перед Матерью Божьей русские люди – цари и простолюдины, богатые и бедные – выражали не только молясь Ей, прославляя Ее, но и строя в Ее честь храмы, часовни, монастыри. А к иконам Пресвятой Богородицы на Руси всегда относились как к живой святыне. Около 500 почитаемых Ее икон существует на Руси (Слайд 5. Гиперссылка – нажать на свечку – просмотр фильма «Иконы Пресвятой Богородицы», выход – клавиша Esc).

Учитель: Почему христиане почетают Пресвятую Богородицу?

Дети: Мать Иисуса Христа, она родила Спасителя мира (и др.)

Учитель: Давайте вспомним Ее земную жизнь. Расставьте иконы  в определенном порядке (слайд 6, щелчок – проверка ответов). Расскажите, что вы знаете о жизни Пресвятой Богородицы.

(Дети по иконам  дают ответы)

Дети: Родители Марии Иоаким и Анна. Люди пожилые. Долго не могли иметь детей. Воспитывали Марию до трех лет, потом отдали в храм на воспитание. Когда пришло время, к Марии прилетел Архангел Гавриил, сообщил благую весть о том, что она родит Спасителя мира. Так все и произошло.

Учитель: Почему в ряду икон, которые отображают земную жизнь Божьей Матери, находится икона Распятия Иисуса Христа?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: Когда наступили трудные времена, Божья Матерь переживала за своего сына, помогала ему, молилась за него и верила в него. Скорби, подобно острым стрелам, пронзали Ее чистую душу, когда вели на казнь и распинали ее Божественного Сына. Стоя у Креста, Она переживала муки его смерти. И теперь, как любящая мать, тяжело скорбит и печалится, видя, как люди удаляются от Спасителя. Ей дана особая сила молиться Господу за всех: за несчастных и обездоленных, за тех, кто просит Ее о помощи, и за тех, кто безрассудно блуждает без веры. Потому-то христиане непрестанно взывают к Пречистой и молятся: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

  1. Обобщение изученного. Итог урока

Каждой группе учитель дает задание составить из букв слова (Заступница, Покровительница, Спасительница, Защитница, Целительница)

Учитель: О ком можно так сказать?

Дети: Пресвятая Богородица.

Учитель: А еще о ком можно так сказать?

Дети: Мама.  (слайд 7) 

Учитель: Так почему же в нашем созвездии самая яркая и большая звезда – Пресвятая Богородица?

Дети: Она как родная мама, поможет справиться с болезнью, с трудностями, защитит. Мама помогает своему ребенку, Божья Матерь помогает всем нуждающимся.

Учитель: Придумайте название для нашего созвездия.

(Дети приводят примеры – «Свет Матери», «Материнская любовь» и т.д.)

Учитель: На память о сегодняшнем занятии я хочу подарить каждому образ Пресвятой Богородицы (слайд 8). Раскрасьте рамку, чтобы Она передавала радость, торжественное настроение и праздник.

  1. Домашнее задание:

написать письмо маме, рассказать в нем о своей любви к ней.

Приложение 1

ГРУППА ЛИТЕРАТОРОВ

Выбрать наиболее яркие стихотворения о маме и выразительно их прочитать

Сколько звезд на ясном небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок у птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только солнце – одно на свете,

Только мама – одна на свете!

Если что-нибудь случится,

Если вдруг беда,

Мамочка придет на помощь,

Выручит всегда.

Мамы много сил, здоровья

Отдают всем нам.

Значит, правда, нет на свете

Лучше наших мам!

Ночью темной мне светло,

В день морозный мне тепло,

Если мама рядом

Смотрит нежным взглядом.

Солнца ярче для меня – мама!

Мир и счастье для меня – мама!

Шум ветвей, цветы полей – мама!

Зов летящих журавлей – мама!

В роднике чиста вода – мама!

В небе яркая звезда – мама!

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным проник.

Твой добрый лик

по-матерински светел,

Тебя мы

по-сыновьи любим все.

И наши думы –

о твоем расцвете.

И наши песни –

о твоей красе.


ГРУППА ИСТОРИКОВ

Найти в словаре Ожегова значение слова «МАТЬ». Составить из данных слов пословицы о матери.

РАДУЕТСЯ    МАТЕРИ    ПТИЦА     МЛАДЕНЕЦ    А   ВЕСНЕ

______________________________________________________________________________

МОЛИТВА   МОРЯ  МАТЕРИНСКАЯ   СО    ВЫНИМАЕТ    ДНА

______________________________________________________________________________

ДРУЖКА    РОДНАЯ    ТАКОГО     КАК     МАТУШКА   НЕТ

_____________________________________________________________________________

ТЕПЛО     ПРИ   МАТЕРИ     СОЛНЦЕ     ПРИ   ДОБРО        

_____________________________________________________________________________  


ГРУППА ЭКСПЕРТОВ

Составьте рассказ о роли матери в жизни человека. Используйте опорные слова

ПЕРВОЕ СЛОВО

ДАЕТ ЖИЗНЬ

ВОСПИТЫВАЕТ

ВОЛНУЕТСЯ

ПОМОЩНИК

ЛЮБОВЬ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГРУППА ХУДОЖНИКОВ

Нарисуйте символы, которые, по вашему мнению, характеризуют маму. Прокомментируйте свой ответ.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Земная жизнь Пресвятой Богородицы», посвященного Дню Матери

На классном часе познакомить детей с важными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы;Рассказать кратко о благочестивых супругах Иоакиме и Анне — родителях Девы Марии;Показать детям не...

Образ Пресвятой Богородицы

Классный час на тему: "Образ Пресвятой Богородицы"...

Внеклассное мероприятие "Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери"

Тема урока: Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери Цели урока:  Способствовать воспитанию у каждого ребёнка любви и уважения к своей маме и её труду.Содействовать проявлению и ...

Классный час "Красота женщины-матери"

Классный час "Красота женщины-матери", посвящённый дню матери....