Внеклассное мероприятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
методическая разработка (4 класс) на тему

Коваль Наталия Алексеевна

Цель:

1. Развитие познавательного интереса  к православной культуре, традициям своего  народа.

2.Историческое значение  одного из великих христианских праздников  Рождество Пресвятой Богородицы и предназначение Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

3. Патриотическое  воспитание уч-ся на историческом примере - памятной даты избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

 

План:

1. Появление  на свет Пресвятой Девы Марии.

2.Казанская икона Пресвятой Богородицы-  одна из почитаемых святынь Русской Православной Церкви.

3.В 2005 году в день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы Президентом России В.В.Путиным был установлен государственный праздник - День народного единства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная  общеобразовательная  школа № 24

муниципального образования Кореновский район

Краевой конкурс

              «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» 

УРОК НА ТЕМУ:

Путешествие «От Рождества Пресвятой Девы Марии

до  Казанской иконы Пресвятой Богородицы»

«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог»…

Лишь избранные ещё верили в возможность появления Девы, и вот тогда-то всё и произошло! И это тоже — урок для нас…

Подготовила классный руководитель

 группы казачьей направленности Коваль Н.А.

МОБУ ООШ № 24

ст. Платнировская

2011-2012 год

Цель:

1. Развитие познавательного интереса  к православной культуре, традициям своего  народа.

2.Историческое значение  одного из великих христианских праздников  Рождество Пресвятой Богородицы и предназначение Казанской иконы Пресвятой Богородицы. 

3. Патриотическое  воспитание уч-ся на историческом примере - памятной даты избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

План:

1. Появление  на свет Пресвятой Девы Марии.

2.Казанская икона Пресвятой Богородицы-  одна из почитаемых святынь Русской Православной Церкви.

3.В 2005 году в день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы Президентом России В.В.Путиным был установлен государственный праздник - День народного единства. 

Оборудование:

1.Энциклопедия «Искусство»,Москва,»Росмэн»,2005,Чудесный мир иконы.

2. Церковная служба отца Бориса КУЛИКОВСКОГО, настоятеля  храма Рождества Пресвятой Богородицы.

3. Краткая историческая справка о Казанской иконе Пресвятой Богородицы.

4. Мультимедийная презентация «Пресвятая Богородица»

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся: 

«…В град Вифлеем поспешили втроем.

Там же в холодной пещере

Узрели Марию, Иосифа, мужа Ее

И в яслях Младенца  Иисуса…»

Учитель:- О чем эти слова?

Учащиеся: (подготовленные сообщения) Мы все хорошо знаем христианский праздник Рождество – день рождения Сына Божьего у Девы Марии.

Учитель:  «Она стала «Лествицей», по которой сошёл в дольний мир Христос и по которой поднимается в горний мир человек». Это и есть Дева Мария.

 Её называют Защитницей всего живущего, радетельницей за любое живое дыхание, она - символ Вечной женственности…

( На слайде № 1: Пресвятая  Богородица Дева Мария с Сыном)

3.Создание проблемной ситуации:

 Учитель:- А кто знает как появилась на свет Дева Мария?

-Что вы слышали о христианском празднике  Рождество Пресвятой Богородицы? 

Учитель: - Зачем нам это надо, спросите Вы? - Знать историю.

А ещё ответ на вопрос «зачем?» - ключ к пониманию нашего прошлого.

4.Сообщение темы и цели урока. 

( На слайде № 2: тема урока:  Земная жизнь Пресвятой Богородицы.)

Учитель: - Я очень хочу поговорить сегодня, ребята, с вами о том, как обычная  Дева Мария была человеком, рождённой земными родителями. В детстве — обычная девочка и как потом она, выстрадав с Сыном все муки Его крестного пути, достигла таких духовных высот, что стала превыше не только всех святых, но даже и сил небесных.

(На слайде №3 изображение Пресвятой Девы Марии) 

Текст:

Она  стала называться Пресвятой Девой Марией. Её изобразил иконописец Лука при её жизни как образ Богоматери на иконе. Она произнесла, увидев себя на иконе: «Пусть будет с ним благодать Сына Моего и Моя». Слово  «благодать» означает «милость», «помощь», «доброе отношение».

С тех пор люди приходили поклониться образу Богоматери - заступнице, несущей добро и помощь христианам.

5.Совместное решение проблемы:

(На слайде № 4 Путешествие «От Рождества Пресвятой Девы Марии

до  Казанской иконы Пресвятой Богородицы»)

Текст:

И мы вместе с вами совершим виртуальное путешествие в далёкое прошлое и назовём его «От Рождества Пресвятой Девы Марии

до  Казанской иконы Пресвятой Богородицы»

Учитель : У Вас сегодня есть опережающие задания - подготовить сообщения, которые Вы искали из различных информационных источников:

Ученики: (подготовленные сообщения)

(На слайде №5  Рождество Пресвятой Девы Марии)

1.Дева Мария в детстве была — обычная девочка, она училась, росла, занималась рукоделием, в трёхлетнем возрасте отдана родителями послушницей во храм, много молилась и, чем могла, помогала в храмовой жизни. Она  познала все человеческие радости и беды, все скорби. А позже стала превыше всех святых и даже и сил небесных — серафимов и херувимов. И вот уже две тысячи лет Она подаёт помощь всему множеству обращающихся к Ней христиан одновременно, словно всеобщая Мать, любящая особо каждого из своих детей.

2.«Она была роста среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое. Руки и пальцы длинные».

(На слайде №6   Пресвятая Богородица)

3. Сегодня трудно поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли воспринимать Ее Царицей Небесной, а Она имела земные черты характера: склонность к покою, задумчивости.

4. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Из воспоминаний современников Пресвятой Девы проступает вполне зримый образ. Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года.

(На слайде №7   Пресвятая Богородица и слова Святого Игнатия Богоносца: «В Ней соединялось естество ангельское с человеческим»)

Учитель: Благодатное воздействие оказывала Богородица на простых смертных людей.

Пресвятая Дева Мария появилась на свет в небольшом галилейском городе Назарете. Родителями Её были праведные Иоаким и Анна. Пресвятая Дева была названа Марией, ибо так назвал её ангел, предвозвестивший родителям о рождении дочери. «Мария» в переводе с еврейского означает «Госпожа».

(На слайде №8    Пресвятая Богородица и слова: «…Родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Спасителя»)

Учитель: Сделавшись Матерью Творца, Дева Мария действительно стала Госпожою.  Пресвятая Мария своей чистотой и добродетелью превзошла всех людей и стала Святой.

Учитель: Рождество Пресвятой Богородицы — начало всех христианских праздников. Это праздник всемирной радости: родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Спасителя.

5.1.Исторические страницы:

Учитель: В  воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы — великий,  вселенский. Празднуя Рождество Богородицы, церковь и святые отцы прославляют высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством.

Рождество Пресвятой Богородицы — один из великих христианских праздников — приходится на Руси на великолепную пору золотой осени.

Природа словно приветствует жёлто-багряным салютом появление на свет той, которая стала «Защитницей всего живущего, радетельницей благих поступков»

                              Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Ученики: (подготовленные сообщения)

1.Храмы Рождества Пресвятой Богородицы возводились по всей Руси.

(На слайде № 9  «Владимирская икона Божией Матери» )

2.Появился лик Пресвятой Девы Марии на иконах.

Владимирская икона Божией Матери почитается на Руси как величайшая святыня с начала 12 века. Её подарили великому князю Юрию Долгорукому, а его сын Андрей построил для иконы Богоматери храм  во Владимире. Эта икона сотворила многие чудеса, в том числе избавила Русь в 14 веке от страшного нашествия татарского завоевателя Тамерлана.

 (На слайде №10   «Казанская икона Пресвятой Богородицы»)

3.Казанская икона Пресвятой Богородицы была чудесным образом обретена в 16 в. в Казани, незадолго до этого завоеванной войсками царя Иоанна Грозного. После пожара, уничтожившего почти всю христианскую часть города, Божия Матерь явилась во сне девятилетней девочке Матроне и Сама указала место на пепелище, где находится Ее образ. Многие люди, собравшиеся к месту обретения иконы, чудесно сохранившейся в пламени пожара, стали свидетелями чудотворений, которые совершались по молитвам у этого образа. 

(На слайде №11   «Казанский собор» в Москве)

Учитель:- Казанская икона Божией Матери находилась в войсках народного ополчения под предводительством гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, освобождавших в 1612 году Москву от польских захватчиков. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божией Матери и поклялся построить храм в память об этой победе над Речью Посполитой. Впоследствии на Красной площади был воздвигнут Казанский собор.

Ученики: (подготовленные сообщения)

(На слайде №12  « 4 ноября- государственный праздник в России- День народного единства»)

 1.В 1649 году день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником, который праздновался  до 1917 года.

2.Казанская икона Пресвятой Богородицы многие века является одной из наиболее почитаемых святынь Русской Православной Церкви. Известны многие чудотворные списки с этой иконы. В 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились времена смуты.

3.Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).Именно эта дата 4 ноября - выбрана в качестве дня государственного праздника.

Учитель: (На слайде №13: «День 4 ноября стал Днём народного единства»)

«...освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие» -постановил Межрелигиозный совет России, сентябрь 2004 г.

 «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели к стабильному гражданскому миру» - заявил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 29 сентября 2004 г.

Ученики: (подготовленные сообщения)

1.В 2005 году в день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы Президентом России В.В.Путиным был установлен государственный праздник - День народного единства.

2.Этот праздник стал символом единства русского народа в борьбе за свою независимость.

Учитель: (На слайде №14: Слова Патриарха Московского  и всея Руси Алексия II)

Святейший Патриарх говорил: «В веках живёт подвиг тех, кто пробудил в народе стремление к служению своей Родине и освободил Россию от неприятеля, от внутренней смуты, национальной и сословной разобщённости. Четыре столетия назад русский народ, осознав свою ответственность за судьбу Отечества, твёрдо веря, что «не в силе Бог, а в правде»

Учитель: (На слайде №15: Нам и сегодня нужно единство.

Пусть праздник поможет нам в достижении этого единства!)

Учитель: - В заключении мне бы очень хотелось, чтобы мы вместе с вами прочитали обращение В.В.Путина 2 ноября 2006 года.  

Он обратился к участникам форума«Православная Русь - ко Дню народного единства» со словами: «Отрадно, что вы поднимаете актуальные и значимые вопросы сохранения исторических, культурных и духовных ценностей нашего многонационального народа, воспитания молодёжи в духе патриотизма…»

И несомненно: Нам и сегодня нужно единство.

Пусть праздник поможет нам в достижении этого единства!

6.Итог урока:

Учитель :- Мы с вами и в дальнейшем  постараемся развивать  интерес  к православной культуре, знать традициям своего  народа,  знать  христианские праздники, такие как  Рождество Пресвятой Богородицы.

Запомнить, что возникла Казанская икона Пресвятой Богородицы, которая избавила  Москву и Россию от поляков в 1612 году и стала символом единства русского народа.

Запомнить, что в связи с православным праздником Празднования Казанской иконы Божией Матери и появился праздник - День народного единства.

7. Рефлексия: - А с чего началась вся эта история?

Ученики:

1. началась с рождения Девы Марии- обычной девочки, которая вела земную жизнь, после земной жизни стала Пресвятой Богородицей.

2. в честь, которой написаны чудотворные иконы, возведены храмы

3.  которая стала символом помощи, доброго отношения русского народа, единения мыслей и благих поступков.

Учитель: - Мы завершили урок «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» и виртуальное  путешествие «От Рождества Пресвятой Девы Марии до  Казанской иконы Пресвятой Богородицы»

Составила презентацию и провела урок

 учитель начальных классов

Коваль Наталия Алексеевна,

высшая категория, педстаж 25 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земная жизнь пресвятой Богородицы

Единый классный час, посвященный Дню матери....

«Земная жизнь Пресвятой Богородицы», посвященного Дню Матери

На классном часе познакомить детей с важными событиями, произошедшими в земной жизни Богородицы;Рассказать кратко о благочестивых супругах Иоакиме и Анне — родителях Девы Марии;Показать детям не...

Земная жизнь Пресвятой Богородицы.Методическая разработка урока по ОПК, 4 класс

Методическая разработка урока по ОПК,4 класс.Можно использовать и на внеклассном мероприятии , посвящённом Дню Матери....

Земная жизнь Пресвятой Богородицы

Данный материал познакомит учащихся с земной жизнью Пресвятой Богородицы...

Классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

Классный час посвящён празднику "День матери". В России праздник День Матери сравнительно молодой.Мать - это огромное окно в мир. Она помогает малышу  понять и познать красоту нашего ми...