Проект "Моя Родословная"
проект (3 класс) на тему

Имангажинова Татьяна Октяшевна

Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся,

но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tanya_o.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»

Тема проекта: «Моя родословная»

Учитель: Имангажинова Т.О.

с.Кош-Агач

ТЕМА ПРОЕКТА: « МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».

Пояснительная записка.

Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся,

но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.

Тема проекта предполагает работу с семейными фотографиями, реликвиями. Ребята узнают о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями разработают семейный герб, подберут семейный девиз.

Проект предусматривает занятия, которые проводятся один- два раза в месяц в виде классного часа. Остальное время дети вместе с родителями заняты поисковой работой и оформлением альбома «Моя родословная».

 

 

Цель проекта:

1.Убедить в необходимости изучения истории своей семьи, своей родословной.

2.Привлечь внимание учащихся к данной теме.

Задачи проекта:

1.Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями.

2.Способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи.

3.Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной.

4.Формировать коммуникативные умения детей.

Срок проведения проекта: ноябрь – март.

 

 

 

Этапы работы над проектом.

 

Iэтап. Подготовительный

«Разработка проектного задания» (сбор информации, ознакомление с ней, начало оформления альбома) 3 занятия;

1-ое занятие.

Вводное занятие: «Моя родословная».

 ЦЕЛИ: Познакомить школьников с понятиями « родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.

  1. Объяснение необходимости изучения своей родословной.

-Как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи?

-Для чего нужно знать историю своей семьи?

-Много ли вы знаете о своих бабушках и дедушках, прабабушках

и прадедушках?

-Знаете ли вы их имена, когда у них дни рождения?

-Какие у них профессии? Чем они занимались?

-Есть ли в вашем роду известные люди?

2. Раскрытие понятий «родословная», «генеалогия».

3. Работа с родителями.

Беседа о необходимости ознакомления детей с историей своего рода и оказания им посильной помощи в поисковой работе.

4. Поисковое задание.

Начало оформления альбома «Моя родословная».

(Для проведения классного часа была использована литература:

Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю».3 класс:

Учебник для общеобразовательных учеб. заведений. М.1997.,

П/ советы № 9 2004г., № 5 2008г, № 3 2006г.).

 

                                    2-е занятие:

«Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия».

Цели:

познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени,

именам своих близких, показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.

1.Вступительная беседа.

Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

Как появились имена? Откуда к нам пришли наши имена? Об этом сегодня узнаем.

2.Беседа «Из истории происхождения имен».

( литература: П/ совет №5 2008 г., Сборник «Имя, характер, судьба.»)

3.Практическая работа.

«Ромашка» имен (дети рисуют ромашку и на каждом лепестке пишут варианты своего имени). Знакомство с понятием «тезки».

4.Поисковое задание.

Узнать историю своего имени.

5.Роль фамилии в жизни человека.

Беседа «Из истории возникновения фамилий».

6.Поисковое задание. Найти историю происхождения своей фамилии.

Оформление в альбоме страничек «Тайна наших имен и фамилий».

Фамилия: Кусаинов произошла от имени дедушки Кусаин.

Имя «Олжас» переводится  «продолжение рода», «Кумис» - «Серебро», «Елжас» - «Молодой народ», «Айгуль» - «Лунный цветок», «Айдарбек» - «Лунный дар», «Акжол» - «Белая дорога».

 

                                                3- занятие:

«Моя родословная. Генеалогическое дерево».

ЦЕЛИ:

систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить школьников к составлению генеалогического дерева.

1.Беседа.

Родословная- это перечень поколений, имеющих одного предка.

А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия.

Вы собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, мы составим свое генеалогическое дерево, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.

2.Практическое задание.

Посчитайте, сколько родственников вы нашли? У кого самая богатая родословная? Посмотрите, до какого колена вы дошли?

Составление генеалогического дерева с помощью родителей.

      Генеалогическое  дерево

II ЭТАП: Основной

(сбор информации, ознакомление с ней, обсуждение вопросов оформления проекта).6 занятий и самостоятельная работа со страничками альбома «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».

 

1-занятие:

«ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ И ДЕВИЗ».

ЦЕЛИ:

Познакомить с историей возникновения герба, значением изображенных на нем предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи;

сформировать понятие «девиз»; подобрать девиз для своей семьи.

1.Беседа.

Вы составили свою родословную и генеалогическое древо.

Теперь вам предстоит придумать свой фамильный герб.

(Рассказ об истории возникновения герба; о науке геральдика.

Использованная литература: Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю» 3класс, учебник., Дробинина Н.Н. Классные часы. 3класс. «Рыцарский герб».с.130.)

-Как вы думаете, что должен отображать герб?

2.Практическое задание.

Составить герб семьи и рассказать о нем.

3.Выставка гербов. Рассказы о них.

4.У всех владельцев герба должен быть фамильный девиз, который должен отражать мир семьи. Найти подходящий девиз для вашей семьи могут помочь пословицы. Например: «Береги честь смолоду», «Терпенье и труд все перетрут», «Век живи – век учись», «Без дела жить – только небо коптить».

Мудрых пословиц много, и если вы попросите помощи у родителей, то вам удастся найти подходящую для девиза своей семье.

5.Практическое задание.

Подобрать девиз семьи и записать его на ленте, расположенной внизу герба.

Девиз:

Коли семья вместе,

То и душа на месте

Что означают цвета:

Синий цвет – безоблачное мирное небо

Желтый цвет – солнце

Лист дуба, желуди – жизнь, долголетие

2-занятие:

«Мой мама и папа».

ЦЕЛИ:

Выяснить, что дети знают о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы),

воспитывать интерес к различным профессиям.

 

1.Рассказы детей, когда родились их родители, где учились,

какую профессию получили, где служили папы, имеют ли награды.

-Что вы знаете о празднике 23 февраля?

-Какой самый светлый и добрый праздник мы отмечаем весной?

(чтение стихов о маме)

Сегодня мы начнем заполнение следующей странички нашего альбома «Моя родословная», которая называется «Мои мама и папа».

2.Поисковое задание.

Запишите рассказ о своих мамах и папах в новую страничку альбома.

Моего папу зовут Биржан,  родился 15 августа 1953г. В многодетной семье. 1970г. закончил «Кош-Агачскую среднюю школу». В этом же году поступил в Гороно-Алтайский педагогический колледж».  1975 г. служил в рядах советской армии. После армии работал шофером в больнице. Там встретился с мамой  и они поженились. В данное время работает таксистом.

Мою маму зовут Кумис, родилась 8 января 1953г. В многодетной крестьянской семье. 1971г. Поступила в медучилища. После окончания медучилища работала и по сей день работает акушером в родильном отделении.

     

                                         3- занятие:

«МОЙ ДЕДУШКА И БАБУШКА».

ЦЕЛИ:

Выяснить, что дети знают о своих дедушках и бабушках, их профессиях и занятиях.

1.Беседа.

Сегодня настала пора узнать побольше о своих любимых родственниках- бабушках и дедушках! И папиным, и маминым

родителям стоит посвятить по отдельной страничке альбома.

-Скажите, кто вам может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?

-Попросите маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках). Поговорите со своими бабушками и дедушками и попросите их рассказать о себе.

-Какие профессии были у ваших бабушек и дедушек, чем они занимались?

-Есть ли в вашем роду известные инженеры, писатели, художники, мастера других профессий?

2.Практическое задание.

Заполните страницы альбома, посвященные бабушкам и дедушкам.

 

Моего дедушку зовут Уимда, родился 1932 году. В школе учился хорошо, особенно по математике. Окончил бухгалтерские курсы. Работал продовцом, а потом работал в райисполкоме инспектором собеса в с. Кош-Агач.

Мою бабушку зовут Сания, родилась в многодетной семье. Отец ее, Кыстаубай, погиб на фронте. Работала швеей.

                                                           4 - занятие:

«МОЙ ПРАДЕДУШКА И ПРАБАБУШКА».

ЦЕЛЬ:

Выяснить, что дети знают о своих прадедушках и прабабушках,

о профессиях своих предков, их занятиях.

1.БЕСЕДА.

-Что вы знаете о своих прадедушках и прабабушках?

-Попросите своих бабушек и дедушек рассказать о своих родителях т. е. ваших прабабушках и прадедушках.

2.Практическое задание.

Заполните страничку альбома «Моя родословная» о прабабушках и прадедушках.

Прадедушку звали Кусаин, а прабабушку Нурипа.

  

              III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

«СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ТЫ ОБЯЗАН МНОГИМ ПОКОЛЕНИЯМ СВОЕЙ СЕМЬИ».

ЦЕЛЬ:

подвести итог работы над альбомом «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».

1.БЕСЕДА.

Мы с вами совершили путешествие по страницам истории семьи;

восстановили, насколько это возможно, свою родословную и даже придумали свой герб и девиз. Вы поняли, что своей жизнью вы обязаны многим поколениям своей семьи. Вы в этой жизни мы не одиноки и должны дорожить всеми своими родственниками.

Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать. Спешите делать добро!

  1. Практическое задание.

Составьте «Календарь дней рождения и семейных праздников»-

ведь вы теперь знаете дни рождения родственников и какие семейные праздники отмечают у вас в семье! С его помощью вы никогда не забудете вовремя поздравить своих родных и близких. Надо только регулярно в него заглядывать.

 

КОНФЕРЕНЦИЯ «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».

ЦЕЛЬ:

обобщение итогов работы над составлением своей родословной,

защита проекта.

1.Вводное слово учителя:

НИКТО ИЗ НАС НЕ СВАЛИЛСЯ С ЛУНЫ.

ВСЕ МЫ- ВЕТВИ И ЛИСТЬЯ ОГРОМНОГО И ПЕРЕПЛЕТЕН-
НОГО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДЕРЕВА.

Дорогие друзья! Сегодня мы проведем тематический вечер о семье «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».

(звучит песня «Родительский дом»).

2.Конкурс «Моя родословная»; (ШИК №3 2006 г. с.6-7).

а) на самую глубокую родословную (по количеству поколений);

б) на самую богатую родословную ( по количеству родствен-

ников);

в) выставка гербов семей.

3.Музыкальная пауза.

(исполнение песен на тему «Семья»).П/совет №5 2008г. с.13.

4.Рассказы детей о своих папах, мамах, дедушках и бабушках,

прадедушках и прабабушках.

5.Сценка «Бабушка и внуки».

(П/ совет №9 2004г. с.4-5).

6.КОНКУРС «КТО ЭТО?»

-Брат жены.

-Брат мужа.

-Сестра мужа.

-Сестра жены. и т.д. (П\с.№9 2004г.,с 5.)

7.Семейные конкурсы.

-накормить внука кашей;

-запеленать куклу.

- смотать пряжу.

8.Частушки (исполняют дети) П/с.№ 9 2004г.,с.4)

 

Чаепитие.

 Литература: И.Д.Буракаев, М.С Буракаева,М.Б Юлмухаметов «Уроки жизни»

Пед.Совет №9 2004, №5 2008, №3 2006

Нач.школа №2 2008

Сборник: «Имя, характер, судьба»

« Что означает твое имя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Моя родословная"

Творческий проект "Моя родословная. Создание генеалогического дерева". Материал подготовлен по теме: "Проектная деятельность в воспитательном процессе" подготовлен для детей начальной школы, но можно ...

проект "Моя родословная"

Проект создан учеником 2 класса. О своем дедушке-ветаране ВОВ...

Презентация "Родословное древо"

Углубить умение выполнять аналитический обзор жизни старшего поколения, используя полученные (при исследовании) данные. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.Развивать...

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Семья. Моя родословная»

Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться...