Портфолио ученика начальной школы
учебно-методический материал по теме
В данном портфолио отражается динамика творческой активности ребенка, направленность его интересов, успехи в учебной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.5 КБ |
![]() | 37 КБ |
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Итоги «Портфолио работ»
Наименование блока | Компоненты | Баллы |
Курсы по выбору, элективные курсы | По 2 балла за каждый | |
Факультативы, кружки, секции ( в том числе в системе ДО) | По 2 балла за каждый | |
Проектная и научно-исследовательская работа |
–НПК и конкурсы исследовательских работ
| 2 2 4-5 (участник-призёр) 7-8 (участник-призёр) 6-9 (участник-призёр) 8-10(участник-призёр) 4-5 (участник-призёр) 7-8 (участник-призёр) 6-9 (участник-призёр) 8-10(участник-призёр) |
Общественно-значимая деятельность | 2-3 балла за каждый вид деятельности | |
Олимпиады и спортивные соревнования |
2. Региональная:
- участник - призер - победитель | 8 10 6 8 9 5 7 8 1 2 3 |
Предметные и художественные конкурсы, выставки, фестивали | 1 Всероссийские:
2 Региональные: - участник - призер - победитель 3 Муниципальные:
4 Школьные
- победитель | 7 9 5 7 8 4 5 6 1 2 3 |
Предварительный просмотр:
Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе (слайд № 1).
Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры.
Важнейшая задача школы заключается в том , чтобы дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, выработать умение применять их на практике.
Определяя ведущую задачу школы, В.Л. Сухомлинский писал: «Нужно научить ребёнка наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом». Слово является носителем знаний». (Слайд № 2).
Словарные занятия на уроках русского языка в начальной школе являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание: (Слайд № 3)
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Словарно-орфографическая работа для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Такую категорию слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена.
Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий.
Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с новой программой учащиеся должны запомнить примерно в среднем около 300 словарных слов, то есть не проверяемых, а механически запоминаемых слов. С ними школьники встречаются уже в первом классе. Наиболее употребительные из них должны быть усвоены всеми учащимися. (Слайд № 4)
Однако наблюдения показывают что ученики, окончив начальную школу, допускают большое количество ошибок в написании словарных слов.
Необходима определённая система работы при изучении правописания словарных слов, которая позволит учителю интересно и доступно преподнести данные слова, а ученику – легко и прочно их усвоить.
Несмотря на то, что накоплен и предложен столь богатый и обширный материал для усвоения детьми словарных слов, проблема их правописания всё же остаётся нерешённой, преодоление недостаточной грамотности учащихся остаётся одной из важнейших задач начальной школы.
В практике школьного обучения есть недостатки, препятствующие успешному усвоению словарных слов.
Одним из таких упущений является однообразная работа над словарным словом, т.к. нет единой системы работы над словарными словами.
К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ребёнку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем.
Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно и выписывание слов.
Коме того, ребёнок в младшем школьном возрасте ещё не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память еще не достаточно сформирована.
Таким образом, процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.
Поскольку игра ещё занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей, что будет в свою очередь способствовать более глубинному усвоению и прочному запоминанию. Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий.
(Слайд № 5).
Занимательность на уроке -это не развлекательность, а напряженный труд и постоянный поиск.
Изучив много статей других учителей о том, как они работают над данной проблемой, больше всего меня заинтересовал один из предложенных методов – метод ассоциации.
(Слайд № 6)
Я хочу на нем поподробнее остановиться.
Данный метод основан на возрастных особенностях младших школьников и общих законах запоминания. В возрасте 7-8 лет мышление младших школьников носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер, т.е. оно опирается на конкретные образы, действия и представления. (Слайд № 7)
Успешному запоминанию способствует соблюдение ряда условий:
- Мотивационная установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
- Заинтересованность. Легче запомнить то, что интересно.
- Образность впечатления. Легче запоминается все яркое, то, что вызывает определённые эмоции.
- Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
(Слайд № 8)
Суть этого способа в том, что дети должны научиться ассоциировать каждое слово с конкретным образом или другими словами.
К методу графических ассоциаций можно отнести ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации. Запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
(Солайд № 9,10,11,12)
Ассоциативная связь может быть составлена:
- по цвету (Слайд № 13,14)
- по форме, по размеру (Слайд № 15)
- по действию (Слайд № 16)
- по материалу (Слайд № 17,18)
- по количеству (Слайд № 19)
- по месту положения (Слайд № 19)
- по синонимичности (Слайд № 21)
- по вкусу (Слайд № 22)
Со временем словарный запас ребенка и кругозор расширяется, то и изменяется методика введения новых слов. (Слайд № 23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33)
Существует так же и другая методика, автором которой является доцент кафедры методики начального обучения русскому языку РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук Л.В. Савельева.
Особенность этой системы в том, что в основу работы положены индивидуальные особенности ребёнка.
Суть этой методики такова, что учебно-тренировочные задания составлены по блокам. Это облегчает запоминание трудных написаний слов. Один блок включает 5-7 слов, объединенных определенным смыслом. На изучение каждой группы слов отводится 5 дней. Работу проводят в начале каждого урока русского языка в течение 5-7минут.
Система включает три модуля:
ознакомительно-тренировочный,
учебно-тренировочный,
тестирующий.
1 урок- этап первичного восприятия группы слов. Предъявляется слово через загадку, ребус. После объяснения лексического значения, этимологического анализа слов, их написания учащиеся выполняют задание: составить предложения или рассказ. Задания предполагают развитие самостоятельных исследовательских навыков у учащихся (работа со словарями разных видов).
Уроки 2,3,4 – уроки отработки правописания группы слов.
На этом этапе проводятся различные виды работ и заданий,
с целью закрепления и запоминания словарных слов (подбор синонимов, антонимов, составление тематического мини-текста, работа по картине и серии картинок, «вставь слово», «допиши слово», «раздели на группы», «подобрать однокоренные слова» и т.д.) Упражнения, выполняемые учащимися на данном этапе, направлены на практическое применение знаний и умений по орфографии, а также на развитие речи, для активизации и обогащения словаря , выработки умений по словообразованию.
Такие виды работ помогают оживить словарную работу, повышают познавательный интерес обучающихся, способствуют лучшему запоминанию словарных слов.
Урок 5-этап контроля и самоконтроля .
Предлагают для выполнения различные упражнения.
Работа может проводиться в паре.
Один раз в две недели проводится контрольный диктант.
Виды диктантов могут быть самыми разнообразными:
- комбинорованный диктант (Слайд № 35)
- цифровой диктант (Слайд № 36)
- диктант с пословицами и поговорками (Слайд № 37)
- буквенный диктант (Слайд № 38)
- зрительный диктант (Слайд № 39)
- диктант-разминка, диктант-тест (Слайд № 44)
Карточки заданий (Слайд № 45)
Сочинение с использованием словарных слов
(Слайд № 46)
Главное – надо проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению учащимися правописания словарных слов, результатами которой, станут успехи наших учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-490-1508599525.jpg)
Портфолио ученика начальной школы
Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....
Положение о портфолио ученика начальной школы
Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/20/picture-12180-1403262894.jpg)
портфолио ученика начальной школы (шаблон)
Портфолио ученика начальной школы (шаблон) Заполнить титульный лист и стр.3 "Моя семья"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/03/picture-29529.jpg)
возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы
Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-35361-1395848049.jpg)
Портфолио ученика начальной школы
Как помочь первокласснику в создании Портфолио, рекомендации для родителей.В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-114948-1515561571.jpg)
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...