Портфолио ученика начальной школы
учебно-методический материал по теме

Егорова Альбина Николаевна

В данном портфолио отражается динамика творческой активности ребенка, направленность его интересов, успехи в учебной и внеурочной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Итоги  «Портфолио работ»

Наименование блока

Компоненты

Баллы

Курсы по выбору, элективные курсы

По 2 балла за каждый

Факультативы, кружки, секции ( в том числе в системе ДО)

По 2 балла за каждый

Проектная и научно-исследовательская работа

  • рефераты на уроках
  • проекты на уроках
  • проектные конкурсы:
  1. школьные
  2. городские
  3. региональные
  4. всероссийские

–НПК и конкурсы исследовательских работ

  1. школьные
  2. районные
  3. региональные
  4. всероссийские

2

2


4-5 (участник-призёр)

7-8 (участник-призёр)

6-9 (участник-призёр)

8-10(участник-призёр)



4-5 (участник-призёр)

7-8 (участник-призёр)

6-9 (участник-призёр)

8-10(участник-призёр)

Общественно-значимая деятельность

2-3 балла за каждый вид деятельности

Олимпиады и спортивные соревнования

  1. Всероссийская:
  • участник
  • призер

      2. Региональная:

  • участник
  • призёр
  • победитель
  1. Муниципальная:
  • Участник
  • призёр
  • победитель
  1. Школьная

-   участник

-   призер

-   победитель


8

10


6

8

9


5

7

8


1

2

3

Предметные и художественные конкурсы, выставки, фестивали

1  Всероссийские:

  • участник
  • призер

2 Региональные:

      -    участник

      -    призер

      -    победитель

 3 Муниципальные:

  • участник
  • призёр
  • победитель

4 Школьные

  • Участник
  • призёр

       -    победитель


7

9


5

7

8


4

5

6


1

2

3



Предварительный просмотр:

Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе (слайд № 1).

     Как увлечь детей изучением языка? Ответ  на этот вопрос ищут многие педагоги. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры.

     Важнейшая задача школы заключается в том , чтобы дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, выработать умение применять их на практике.

     Определяя ведущую задачу школы, В.Л. Сухомлинский  писал: «Нужно научить ребёнка наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом». Слово является носителем знаний». (Слайд № 2).

     Словарные занятия на уроках русского языка в начальной школе являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание: (Слайд № 3)

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Словарно-орфографическая работа для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Такую категорию слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена.

Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий.

Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с новой программой учащиеся должны запомнить примерно в среднем около 300 словарных слов, то есть не проверяемых, а механически запоминаемых слов. С ними школьники встречаются уже в первом классе. Наиболее употребительные из них должны быть усвоены всеми учащимися. (Слайд № 4)

Однако наблюдения показывают что ученики, окончив начальную школу, допускают большое количество ошибок в написании словарных слов.

Необходима определённая система работы при изучении правописания словарных слов, которая позволит учителю интересно и доступно преподнести данные слова, а ученику – легко и прочно их усвоить.

Несмотря на то, что накоплен и предложен столь богатый и обширный материал для усвоения детьми словарных слов, проблема их правописания всё же остаётся нерешённой, преодоление недостаточной грамотности учащихся остаётся одной из важнейших задач начальной школы.

В практике школьного обучения есть недостатки, препятствующие успешному усвоению словарных слов.

Одним из таких упущений является однообразная работа над словарным словом, т.к. нет единой системы работы над словарными словами.

К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ребёнку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем.

Учащимся предлагается лишь списать и заучить его.  Механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно и выписывание слов.

Коме того, ребёнок в младшем школьном возрасте ещё не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память еще не достаточно сформирована.

Таким образом, процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.

Поскольку игра ещё занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей, что будет в свою очередь способствовать более глубинному усвоению и прочному запоминанию. Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий.

(Слайд № 5).

Занимательность на уроке -это не развлекательность, а напряженный труд и постоянный поиск.

Изучив много статей других учителей о том, как они работают над данной проблемой, больше всего меня заинтересовал один из предложенных методов – метод ассоциации.

(Слайд № 6)

Я хочу на нем поподробнее остановиться.

Данный метод основан на возрастных особенностях младших школьников и общих законах запоминания. В возрасте 7-8 лет  мышление младших школьников носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер, т.е. оно опирается на конкретные образы, действия и представления. (Слайд № 7)

Успешному запоминанию способствует соблюдение ряда условий:

  1. Мотивационная установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
  2. Заинтересованность. Легче запомнить то, что интересно.
  3. Образность впечатления. Легче запоминается все яркое, то, что вызывает  определённые эмоции.
  4. Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

(Слайд № 8)

Суть этого способа в том, что дети должны научиться ассоциировать каждое слово с конкретным образом или другими словами.

        К методу графических ассоциаций можно отнести ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации. Запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

(Солайд № 9,10,11,12)

Ассоциативная связь может быть составлена:

  • по цвету (Слайд № 13,14)
  • по форме, по размеру (Слайд № 15)
  • по действию (Слайд № 16)
  • по материалу (Слайд № 17,18)
  • по количеству (Слайд № 19)
  • по месту положения (Слайд № 19)
  • по синонимичности (Слайд № 21)
  • по вкусу (Слайд № 22)

Со временем словарный запас ребенка и кругозор расширяется, то и изменяется методика введения новых слов. (Слайд № 23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33)

          Существует так же и другая методика, автором которой является доцент кафедры методики начального обучения русскому языку РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук Л.В. Савельева.

Особенность этой системы в том, что в основу работы  положены индивидуальные особенности ребёнка.

     Суть этой методики такова, что учебно-тренировочные задания составлены по блокам. Это облегчает запоминание трудных написаний слов. Один блок включает 5-7 слов, объединенных определенным смыслом. На изучение каждой группы слов отводится 5 дней. Работу проводят  в начале каждого урока русского языка в течение 5-7минут.

Система включает три модуля:

ознакомительно-тренировочный,

учебно-тренировочный,

тестирующий.

 1 урок- этап первичного восприятия группы слов. Предъявляется слово через загадку, ребус. После объяснения лексического значения, этимологического анализа слов, их написания учащиеся выполняют задание: составить предложения или рассказ. Задания предполагают развитие самостоятельных исследовательских навыков у учащихся (работа со словарями разных видов).

Уроки 2,3,4 – уроки отработки правописания группы слов. 

На этом этапе проводятся различные виды работ и заданий,

с целью закрепления и запоминания словарных слов (подбор синонимов, антонимов, составление тематического мини-текста, работа по картине и серии картинок, «вставь слово», «допиши слово», «раздели на группы», «подобрать однокоренные слова» и т.д.) Упражнения, выполняемые учащимися на данном этапе, направлены на практическое применение знаний и умений по орфографии, а также на развитие речи, для активизации и обогащения словаря , выработки умений по словообразованию.

Такие виды работ помогают оживить словарную работу, повышают познавательный интерес обучающихся, способствуют лучшему запоминанию словарных слов.

Урок 5-этап контроля и самоконтроля .

Предлагают  для выполнения различные упражнения.

Работа может проводиться в паре.

Один раз в две недели проводится контрольный диктант.

Виды диктантов могут быть самыми разнообразными:

  • комбинорованный диктант (Слайд № 35)
  • цифровой диктант (Слайд № 36)
  • диктант с пословицами и поговорками (Слайд № 37)
  • буквенный диктант (Слайд № 38)
  • зрительный диктант (Слайд № 39)
  • диктант-разминка, диктант-тест (Слайд № 44)

Карточки заданий (Слайд № 45)

Сочинение с использованием словарных слов

(Слайд № 46)

Главное – надо проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению учащимися правописания словарных слов, результатами которой, станут успехи наших учеников.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

портфолио ученика начальной школы (шаблон)

Портфолио ученика начальной школы  (шаблон)   Заполнить титульный лист  и стр.3 "Моя семья"...

возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы

Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность....

Портфолио ученика начальной школы

Как помочь первокласснику в создании Портфолио, рекомендации для родителей.В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но ...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...