Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся
материал (4 класс) по теме

Шапошникова Марина Александровна

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3 класса. В приложении план реализации программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_dukhovno-nravstvennogo_razvitiya_3klass.zip114.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3 «Б» класса МБОУ-СОШ №2 г. Аркадака Саратовской области   являются:

-Конституция Российской Федерации;

- Всеобщая декларация прав человека;

-Конвенция о правах ребенка;

- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

-Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;

-Письмо Минобрнауки РФ № ИР-35209 от 13.05.2013 года «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  ( приказ Министерства образования  и науки РФ от 06.10.2009 года № 373)

-Устав МБОУ-СОШ  №2 города Аркадака Саратовской  области

- Основная образовательная программа  начального общего образования                      МБОУ-СОШ №2 г. Аркадака

- «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени  начального общего образования».

-Региональные, муниципальные   программы, направленные  на реализацию основных направлений государственной политики в сфере образования в Российской Федерации

 Программа духовно-нравственного развития  и воспитания  обучающихся 3 «Б» класса  имеет следующую структуру:

1.«Цель и задачи духовно-нравственного развития и  воспитания   обучающихся »

2.«Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся »

3. «Принципы  и особенности организации содержания  духовно-нравственного развития  и воспитания  обучающихся»

4.«Основное  содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»

5.«Виды деятельности и формы занятий с обучающимися»

6.  «Совместная   деятельность   школы,   семьи   и   общественности   по духовно-нравственному  развитию и воспитанию обучающихся »;

7.  «Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)  обучающихся»

8. «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3 «Б»   класса МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области

1. Цель и задачи духовно–нравственного развития и воспитания обучающихся

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного,  ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы:

— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Организация духовно нравственного развития и воспитанияобучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  1.  Воспитание гражданственности, патриотизма, уваженияк правам, свободам и обязанностям человека.

Направление «Я- гражданин и патриот России»

Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, Отечества- России.

Задачи:

-  создание условия для гражданского становления детей, формирования активной жизненной  позиции;

- формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

- воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны, региона.

Ценности: любовь к Отечеству, Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству, самопожертвование во имя других людей, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, Закон и правопорядок, Конституция государства, правовое государство, гражданское общество.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Направление «Я, моя семья, мои друзья»

Цель: формирование ценностного отношения к традиционным семейным отношениям, маме, как хранительнице семейного очага.

Задачи:

- изучать с учащимися нравственные традиции их семейных поколений;

- способствовать приобретению положительного нравственного опыта, создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

- создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;

справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение

к родителям; уважение достоинства человека, равноправие,

ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших;

свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  1.  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Направление «Труд- лучшее лекарство от лени и глупого поведения »

Цель: формирование ценностного отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества.

Задачи:

- формировать ценностное и творческое отношение к учебному труду;

 - формировать элементарные представления о различных профессиях;

- формироватьпервоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

Ценности: уважение  к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание).

Направление «Земля- общий дом человечества»

Цель:формирование основ экологической культуры.

Задачи: формировать умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Направление "Я и культура"

Цель: формирование эстетического вкуса у детей, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты.

Задачи:

- приобщать учащихся к культурному, духовному, национальному наследию;

- формировать художественный вкус учащихся, их эстетическую позицию;

- создать условия для развития творческой одарённости детей.

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

  1. Воспитание ценностного отношения к здоровью

Направление «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу»

Цель: охрана и укрепление здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Задачи: воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни, мотивационного поведения, направленного на «конструирование» собственного здоровья.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье психологическое, полезные привычки, преодоление, безопасность.

3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


Принцип ориентации на идеал. Идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Аксиологический принцип. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса.

Принцип следования нравственному примеру. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). В младшем школьном возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.

Принцип диалогического общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

 Принцип полисубъектности воспитания. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.

4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

• представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, вкотором находится образовательное учреждение;

• элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

• любовь к образовательному учреждению, своему селу,городу, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образовательномучреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• бережное, гуманное отношение ко всему живому;

• знание правил этики, культуры речи;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• элементарные представления об основных профессиях;

• первоначальные навыки коллективной работы, в томчисле при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, трудадругих людей, к школьному имуществу, учебникам, личнымвещам;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание):

• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических идеалах иценностях (эстетическое воспитание):

• представления о душевной и физической красоте человека;

• интерес к чтению, произведениям искусства, детскимспектаклям, концертам, выставкам, музыке;

• интерес к занятиям художественным творчеством;

• стремление к опрятному внешнему виду;

• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.

Направление

Виды деятельности

Формы занятий

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1.Получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с государственной символикой РФ.

2. Ознакомление с героическими страницами истории России, родного края, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.

3.Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.

4. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина.

5. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.

Беседы, чтение книг; изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом; просмотр кинофильмов; экскурсии, путешествия по памятным местам; проведение классных часов, творческих конкурсов, мероприятий, посвященных государственным праздникам; участие в социальных проектах; организация встреч с ветеранами и военнослужащими.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

1.Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

2. Получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий.

3. Ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций.

4. Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

5. Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки.

6. Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым.

7. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

8. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

Изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, а также дисциплин, изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «История религий», «Светская этика»; беседы, классные часы; просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей; экскурсии, заочные путешествия; участие в творческой деятельности; в коллективных играх.

Воспитание трудолюбия, творческого

отношения к учению, труду, жизни

1.Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.

2. Получение представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

3. Знание о профессиях своих родителей.

4. Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду.

5. Умение творчески применять знания, полученных при изучении учебных предметов на практике.

6. Приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.

7. Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома

Изучение учебных дисциплин; экскурсии на производство; встречи с представителями различных профессий; организация и проведение презентаций учебных и творческих достижений; участие в разработке и реализации различных проектов;  трудовые акции, сюжетно-ролевые экономические игры.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни

1.Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья.

2. Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки.

3. Получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов, экологически грамотного питания.

4. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости физического, нравственного и социально-психологического здоровья.

5. Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

Уроки физической культуры, беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; просмотр учебных фильмов; здоровьесберегающие формы досуговой деятельности; игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений; семейные праздники.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

1.Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой.

2. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе.

3. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности.

4. Посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.

5. Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой.

Изучение учебных дисциплин; беседы, просмотр учебных фильмов; экскурсии, прогулки, туристические походы; экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц; экологические патрули; экологическая деятельность по месту жительства.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

1.Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России.

2. Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.

3. Обучение видению прекрасного в окружающем мире, природе родного края.
4. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
 

5. Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.

Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин; встречи с представителями творческих профессий; экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей; знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам; посещение конкурсов, фестивалей; организация выставок; проведение культурно-досуговых программ.

6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно нравственномуразвитию и воспитанию обучающихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи.

  Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизниобучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, которые посещают учащиеся класса во внеурочное время.

7. Повышение  педагогической  культуры родителей (законных представителей) обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

            Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

 Расширение партнерских взаимоотношений с родителями реализуется путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы.

Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) отражает содержание основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе:

  1. Родительское собрание
  2. Родительский всеобуч

3. Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений).

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Месяц

Родительские всеобучи, собрания

Тематические консультации

Индивидуальные консультации

Совместные дела с классом

Сентябрь

1.О задачах на новый учебный год (утверждение плана работы на год).

2.Выборы родительского комитета класса.

3.Помощь в организации горячего питания для детей (оформление справки на льготное питание, сбор пожертвований).

Консультации с  педагогом - психологом

«Сбор дополнительной информации»

Посещение семей учащихся класса

Индивидуальная беседа: «Проблемы общения со сверстниками"

 Урок знаний "Здоровые дети в здоровой семье"

Октябрь

Итоги 1 четверти

Лекция: «Как эффективно организовать режим дня младшего школьника»

Беседы по соблюдению ТБ и ПДД во время осенних каникул

Консультация с родителями учащихся на тему: «Ребёнок не хочет учиться. Как ему помочь?»

 

Консультации по вопросам успеваемости

Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты.

Изготовление открыток к "Дню пожилого человека" 

Ноябрь

Беседа: «Искусство в  жизни детей»

Консультация с родителями  учащихся на тему: «Талантливый ребёнок в семье»

 Консультации по вопросам успеваемости

 Праздник «День матери»

Операция

«Кормушка»

                                                   

Декабрь

 Заседание родительского комитета «Организация Новогоднего праздника и подарка для ребёнка».

Итоги первого полугодия.

Беседы по соблюдению ТБ и ПДД во время зимних каникул

Консультация с родителями  учащихся на тему: «Эмоциональная жизнь ребёнка и воспитание его чувств» (посещение семей учащихся класса)

Консультации с педагогом – психологом.

Праздник, посвящённый встрече Нового года.

Январь

Лекция: «Возрастные и психологические особенности подростков»

Консультация по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Консультации с социальным педагогом по интересующим вопросам

Участие в конкурсе поделок по противопожарной безопасности

Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты.

Февраль

 Всеобуч:«Значение общения в развитии личностных качеств ребенка» 

 Эмоциональные проблемы учащихся

 

Консультации по вопросам успеваемости

Спортивно-семейное событие "Мама, папа, я — дружная семья"

Март

 Итоги  третьей четверти

Беседы по соблюдению ТБ и ПДД во время весенних каникул

Встреча с родителями

 Консультации по вопросам успеваемости

Праздник: «Женский день»

Апрель

 Всеобуч. « Как научиться говорить «спасибо» своему ребёнку?»

 Консультация с родителями  учащихся на тему: «Единственный ребёнок в семье»

Консультации с педагогом -  психологом по интересующим вопросам

 Участие в подготовке и проведении Дня здоровья

Май

Итоговое родительское собрание об окончании года.

Организация летних каникул, сбор заявок родителей на посещение обучающимися класса ДОЛ.

Беседы по соблюдению ТБ и ПДД во время летних каникул

 Консультация с родителями  учащихся на тему: «Как провести лето с пользой для здоровья?»

 Консультации по вопросам успеваемости

 «Неразлучные друзья – взрослые и дети» (открытый кл. час)

Подготовка и проведение праздника об окончании 3 класса

 

Организация  родительского  всеобуча  на 2013-2014  учебный год

№ п/п

Тематика

Сроки

Ответственные

1.

Адаптация  первоклассников

сентябрь

Курышова Н.В.

2.

Почему первокласснику трудно?

октябрь

Аверьянова Е.Г.

3.

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания

ноябрь

Михалёва И.Ф.

4.

Методы семейного воспитания

декабрь

Рогачева И.Г.

5.

Соблюдение режима дня – залог крепкого здоровья учащихся начальной школы

январь

Глинкова М.Г.

6.

Значение общения в развитии личностных качеств ребенка

февраль

Шапошникова М.А.

7.

Гиперактивные  дети

март

Шебалкова Н.Ю.

8.

Диалог  «Семейное чтение»

апрель

Рожкова О.В.

9.

Искусство любить детей

май

Самохина Г.М.

8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3 «Б» класса

В результате реализации программы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижениеобучающимися:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемыхформах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовымценностям общества, ценностного отношения к социальнойреальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихсямежду собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимсяначального опыта самостоятельного общественного действия,формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественномдействии человек действительно становится (а не простоузнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем,

свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов запределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

По каждому из направлений духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• элементарные представления о политическом устройствеРоссийского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

• представления о символах государства - Флаге, ГербеРоссии, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, вкотором находится образовательное учреждение;

• элементарные представления о правах и обязанностяхгражданина России;

• любовь к образовательному учреждению, городу, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образовательномучреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• бережное, гуманное отношение ко всему живому;

• знание правил этики, культуры речи.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• элементарные представления об основных профессиях;

• первоначальные навыки коллективной работы;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, трудадругих людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

• бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• представления о душевной и физической красоте человека;

• интерес к чтению, произведениям искусства, детскимспектаклям, концертам, выставкам, музыке;

• интерес к занятиям художественным творчеством;

• стремление к опрятному внешнему виду;

• отрицательное отношение к некрасивым поступкам инеряшливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...

Проблема преемственности в обучении, воспитании и развитии обучающихся на разных ступенях образования

В школьные  годы  ребенок переживает  несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени  обучения  в  другую...

"Опыт духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития и воспитания во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся"

Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Так как я работаю в школе, проблема патриотического воспитания ...

Духовно-нравственные основы воспитания

laquo;Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный инт...

«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тема: Особенности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяСодержание:Введение1. Сущность понятия «духовно-нравственное развитие и воспитание...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Социокультурные истоки» для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельностипо духовно-нравственному  направлению«Социокультурные истоки»для обучающихся 1-4  классов...

Рабочая тетрадь по курсу «Разговоры о важном» по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) для 4 класса обучающихся с ОВЗ

Вопросы о том, что такое добро и зло, что правильно, а что неправильно, в чем смысл человеческого существования, чем должны руководствоваться люди в своей жизни, как строить взаимоотношения с другими ...